В мире искусства Бориса Маркова
ЯРКИЙ МИР
«СМ-Украина»
В мире искусства Бориса Маркова
Владимир Скрынченко
журналист
Киев
6731
В мире искусства Бориса Маркова
Борис и Римма Нищета

«Не будьте чужестранцами в истории собственной страны». (Г. Пичем)
Любовь к Украине, ее историческим камням и культурному наследию характерны для художественного творчества Бориса Маркова (псевдоним Бориса Анатольевича Нищеты), члена Киевского союза художников книги и арт-ассоциации «Золотая палитра». Об этом свидетельствуют и работы Мастера, которые хранятся в частных собраниях Украины и России, Канады и Соединенных Штатов Америки, Японии, Аргентины и Австралии. На полотнах Бориса Маркова средневековая Украина предстает в своем неповторимом историческом убранстве. Романтические пейзажи на фоне старинных замков, тихие улочки провинциальных городков хранят еще дух рыцарских времен. И этим мы обязаны кисти Мастера (в булгаковском смысле этого слова). Она тонко ощущает историческую ткань прошлого, его ауру, точно воссоздает его дух (genius loci, как говорили древние). Очевидно, сумел он постичь и старинную архитектуру, как симфонию в камне, секрет ее взаимодействия с окружающей природой. К сожалению, больше года нет его с нами. Борис Марков ушел из жизни в августе 2018-го вследствие тяжелой и продолжительной болезни…

в зеркале прошлого

Видно, не всем известно, что геометрический центр Европы зафиксирован еще со времен Австро-Венгерской империи на территории Западной Украины, близ городка Рахов. Именно под девизом «Центр Европы» проходила презентация выставки живописи художника Бориса Маркова, которая состоялась в мае 2012 года в Историко-мемориальном музее Михаила Грушевского, расположенном в историческом центре Киева, что на улице Паньковской, 9, неподалеку от Ботанического сада имени академика А. В. Фомина.

Как и Лев Гумилев, художник Борис Марков стремится «принести посильную пользу Истории, без которой не может существовать ни один народ, и ее мудрой сестре Географии, которая роднит людей с их праматерью Биосферой планеты Земля». (Кстати, со Львом Гумилевым Борису Маркову посчастливилось познакомиться в 1988 году в Ленинграде.) Итак, свои полотна художник адресует тем, кто неравнодушен к истории родины, кому интересны его размышления о судьбах культурного наследия Украины. И подтверждение тому — экспозиция произведений художника, где проходит целая галерея исторических памятников из украинского прошлого: замок Любарта в Луцке и Олесский замок под Львовом, замки Бучача, Бережан и Каменец-Подольского и многих других старинных, но вечно молодых городов Украины, изображенных с любовью Борисом Марковым.

Не забыл художник и скромную церковь Святого Николая в местечке Скала Подольская, где венчался Михаил Грушевский с Марией Вояковской 14 мая 1896 года. (Картина эта передана художником в дар Музею Михаила Грушевского.)

На фоне панорамы Бучача изображен Николай Потоцкий, староста Каневский, выдающийся исторический деятель Украины. Красоту архитектурных сооружений ярко оттеняет местный пейзаж, иногда с немалой долей юмора. Так, на переднем плане панорамы Бердичева важно шествует Оноре де Бальзак на прогулке с пани Ганской. Автору этих живописных сюжетов свойственно подмечать в чем-то незаметные, но очень специфичные для каждого города черты. Это заметно и в панораме города Чортков с характерной для него конфигурацией крыш и деформированным пространством.

Особое место в творчестве киевлянина Бориса Маркова занимает родной город, которому посвятил он немало своих полотен и которому постоянно исповедуется в своей любви. Тихие уголки исторического центра Киева — традиционная тема его живописи. Золотые Ворота в золоте осенней листвы и Владимирская улица в вечернем сумраке, Выдубицкий монастырь весной не могут не растрогать сердце каждого, и не только киевлянина...

на пути к мечте

Творческий путь Бориса Анатольевича начинался еще в школьные годы, в художественной студии, где он неутомимо работал со специальной литературой, стараясь постичь основные законы художественного ремесла, изучая творческое наследие художников прошлого — эпохи Возрождения, импрессионистов и украинского авангарда.

Свои художественные поиски продолжал он и в Киевском политехническом институте, который закончил 45 лет назад. А потом — 17 лет напряженного труда в суровых условиях Крайнего Севера, в городе Надым, расположенном неподалеку от Северного Ледовитого океана, где возглавил со временем лабораторию ультразвуковой дефектоскопии газопровода Уренгой — Помары — Ужгород.

Удивительная природа Крайнего Севера, магия белых ночей поразили воображение молодого человека, пробудили в нем вдохновение и былую страсть к живописи. Наработки юных лет и стали основательным заделом его художественной деятельности на Севере. Неустанный труд и колоссальная работоспособность способствовали творческому становлению молодого художника, помогли ему выйти на высокий профессиональный уровень, стать Мастером. В Надыме Борис Марков возглавил Творческое объединение художников при городском выставочном центре, принимал участие в многочисленных выставках — в Тюмене, Свердловске и Ленинграде.

Глубокий знаток родной и мировой культуры, ее истории, интеллектуал в полном смысле этого слова, Борис Анатольевич нес в себе неистребимый заряд любви к живописи, к книге, по-доброму, широко делясь этим с людьми. Неприхотливый в еде, одежде, обстановке, всем ценностям жизни предпочитал он книгу. Всю свою широкую эрудицию, глубокое понимание основных законов художественного ремесла приобрел художник благодаря неустанной работе с книгой и с кистью за мольбертом. Он невероятно много читал; чтение как бы стало для него способом борьбы за жизнь, а каждая хорошая книга, оказавшаяся в руках художника, становилась его другом и учителем. Неудивительно, что за всю свою жизнь собрал он огромную библиотеку, насчитывавшую порядка 5000 книг. Естественно, что предпочтение отдавалось альбомам по искусству: на стеллажах — книги о Тициане и Ватто, Гольбейне и Модильяни, о графике Бердсли и Берн-Джонса, альбом с литографиями киммерийских сюжетов Константина Богаевского.

На открытии выставки теплые слова благодарности Мастеру выразили Александр Краснопевцев, председатель правления арт-ассоциации «Золотая палитра», и Светлана Панькова, директор Музея Михаила Грушевского, которая принимала активное участие в подготовке экспозиции картин Бориса Маркова. Церемонию презентации освещали и представители телевидения — канал «Культура».

Борис не был заоблачным мечтателем. Он ясно осознавал, что витальные силы практически исчерпаны и когда-то придет его последний день. Однако и в эти трудные минуты продолжал работать, ибо это было его призванием и Божьей карой.

Итак, на пути к мечте стала тяжелая болезнь, которая изматывала художника.

Последние 10 лет жизни Бориса Анатольевича протекали в медицинских учреждениях — на больничной койке и в непрерывных операциях, постоянных заботах о здоровье. Он тяжко болел вследствие тяжелой травмы головы, полученной при разбойном нападении малолетних подонков. И основной его опорой в час испытаний стала жена Римма, которая ухаживала за больным мужем. Они встретились на Севере, в Надыме, где Борис убедился в любви и надежности своей жены.

С Борисом разделила Римма все тяготы его непростой судьбы…

О Римме следует сказать особо. На ее женские плечи легла нелегкая нагрузка по уходу за тяжко больным мужем. И это приходилось совмещать с непростой работой в издательстве «Секретные материалы», где она свыше 10 лет, с 2005 года, была коммерческим директором. По всей Украине «Секретные материалы» ассоциировалась с именем коммерческого директора — Нищетой Риммой Николаевной. Высоко оценивали ее работу и в центральном офисе «Секретных материалов» в Санкт-Петербурге. С большим уважением отзывались о ней партнеры издательства, которые благодарили Римму Николаевну за совместную работу, за умение предложить выход из проблематичной ситуации, за интеллигентность, за уважительное отношение к человеку.

Жизнь художника — это тяжелый и кропотливый труд, и наградой ему служит признание ценителей его творчества. Искусство Бориса Маркова захватывает людей разных стран и поколений; об этом свидетельствуют и работы Мастера, которые хранятся в частных собраниях Европы и Америки, Японии, Аргентины и Австралии.

Имя его еще не «растиражировано» в нашей стране и во всем мире. Но, может, так и должно быть? Ведь незаурядная личность — всегда элитарна, как и подлинное искусство…



Дата публикации: 12 мая 2020

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~sckJf


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
14480132
Александр Егоров
2368031
Татьяна Алексеева
1019069
Татьяна Минасян
492037
Яна Титова
281891
Светлана Белоусова
233319
Татьяна Алексеева
228126
Сергей Леонов
224382
Валерий Колодяжный
216521
Наталья Матвеева
216467
Борис Ходоровский
200332
Павел Ганипровский
179297
Наталья Дементьева
129998
Павел Виноградов
126368
Сергей Леонов
114416
Редакция
104849
Виктор Фишман
97896
Сергей Петров
96800
Станислав Бернев
92714