ЯРКИЙ МИР
«СМ-Украина»
В мире искусства Бориса Маркова
Владимир Скрынченко
журналист
Киев
6731
«Не будьте чужестранцами в истории собственной страны». (Г. Пичем) в зеркале прошлого Видно, не всем известно, что геометрический центр Европы зафиксирован еще со времен Австро-Венгерской империи на территории Западной Украины, близ городка Рахов. Именно под девизом «Центр Европы» проходила презентация выставки живописи художника Бориса Маркова, которая состоялась в мае 2012 года в Историко-мемориальном музее Михаила Грушевского, расположенном в историческом центре Киева, что на улице Паньковской, 9, неподалеку от Ботанического сада имени академика А. В. Фомина. Как и Лев Гумилев, художник Борис Марков стремится «принести посильную пользу Истории, без которой не может существовать ни один народ, и ее мудрой сестре Географии, которая роднит людей с их праматерью Биосферой планеты Земля». (Кстати, со Львом Гумилевым Борису Маркову посчастливилось познакомиться в 1988 году в Ленинграде.) Итак, свои полотна художник адресует тем, кто неравнодушен к истории родины, кому интересны его размышления о судьбах культурного наследия Украины. И подтверждение тому — экспозиция произведений художника, где проходит целая галерея исторических памятников из украинского прошлого: замок Любарта в Луцке и Олесский замок под Львовом, замки Бучача, Бережан и Каменец-Подольского и многих других старинных, но вечно молодых городов Украины, изображенных с любовью Борисом Марковым. Не забыл художник и скромную церковь Святого Николая в местечке Скала Подольская, где венчался Михаил Грушевский с Марией Вояковской 14 мая 1896 года. (Картина эта передана художником в дар Музею Михаила Грушевского.) На фоне панорамы Бучача изображен Николай Потоцкий, староста Каневский, выдающийся исторический деятель Украины. Красоту архитектурных сооружений ярко оттеняет местный пейзаж, иногда с немалой долей юмора. Так, на переднем плане панорамы Бердичева важно шествует Оноре де Бальзак на прогулке с пани Ганской. Автору этих живописных сюжетов свойственно подмечать в чем-то незаметные, но очень специфичные для каждого города черты. Это заметно и в панораме города Чортков с характерной для него конфигурацией крыш и деформированным пространством. Особое место в творчестве киевлянина Бориса Маркова занимает родной город, которому посвятил он немало своих полотен и которому постоянно исповедуется в своей любви. Тихие уголки исторического центра Киева — традиционная тема его живописи. Золотые Ворота в золоте осенней листвы и Владимирская улица в вечернем сумраке, Выдубицкий монастырь весной не могут не растрогать сердце каждого, и не только киевлянина...
на пути к мечте Творческий путь Бориса Анатольевича начинался еще в школьные годы, в художественной студии, где он неутомимо работал со специальной литературой, стараясь постичь основные законы художественного ремесла, изучая творческое наследие художников прошлого — эпохи Возрождения, импрессионистов и украинского авангарда. Свои художественные поиски продолжал он и в Киевском политехническом институте, который закончил 45 лет назад. А потом — 17 лет напряженного труда в суровых условиях Крайнего Севера, в городе Надым, расположенном неподалеку от Северного Ледовитого океана, где возглавил со временем лабораторию ультразвуковой дефектоскопии газопровода Уренгой — Помары — Ужгород. Удивительная природа Крайнего Севера, магия белых ночей поразили воображение молодого человека, пробудили в нем вдохновение и былую страсть к живописи. Наработки юных лет и стали основательным заделом его художественной деятельности на Севере. Неустанный труд и колоссальная работоспособность способствовали творческому становлению молодого художника, помогли ему выйти на высокий профессиональный уровень, стать Мастером. В Надыме Борис Марков возглавил Творческое объединение художников при городском выставочном центре, принимал участие в многочисленных выставках — в Тюмене, Свердловске и Ленинграде. Глубокий знаток родной и мировой культуры, ее истории, интеллектуал в полном смысле этого слова, Борис Анатольевич нес в себе неистребимый заряд любви к живописи, к книге, по-доброму, широко делясь этим с людьми. Неприхотливый в еде, одежде, обстановке, всем ценностям жизни предпочитал он книгу. Всю свою широкую эрудицию, глубокое понимание основных законов художественного ремесла приобрел художник благодаря неустанной работе с книгой и с кистью за мольбертом. Он невероятно много читал; чтение как бы стало для него способом борьбы за жизнь, а каждая хорошая книга, оказавшаяся в руках художника, становилась его другом и учителем. Неудивительно, что за всю свою жизнь собрал он огромную библиотеку, насчитывавшую порядка 5000 книг. Естественно, что предпочтение отдавалось альбомам по искусству: на стеллажах — книги о Тициане и Ватто, Гольбейне и Модильяни, о графике Бердсли и Берн-Джонса, альбом с литографиями киммерийских сюжетов Константина Богаевского. На открытии выставки теплые слова благодарности Мастеру выразили Александр Краснопевцев, председатель правления арт-ассоциации «Золотая палитра», и Светлана Панькова, директор Музея Михаила Грушевского, которая принимала активное участие в подготовке экспозиции картин Бориса Маркова. Церемонию презентации освещали и представители телевидения — канал «Культура». Борис не был заоблачным мечтателем. Он ясно осознавал, что витальные силы практически исчерпаны и когда-то придет его последний день. Однако и в эти трудные минуты продолжал работать, ибо это было его призванием и Божьей карой. Итак, на пути к мечте стала тяжелая болезнь, которая изматывала художника. Последние 10 лет жизни Бориса Анатольевича протекали в медицинских учреждениях — на больничной койке и в непрерывных операциях, постоянных заботах о здоровье. Он тяжко болел вследствие тяжелой травмы головы, полученной при разбойном нападении малолетних подонков. И основной его опорой в час испытаний стала жена Римма, которая ухаживала за больным мужем. Они встретились на Севере, в Надыме, где Борис убедился в любви и надежности своей жены. С Борисом разделила Римма все тяготы его непростой судьбы… О Римме следует сказать особо. На ее женские плечи легла нелегкая нагрузка по уходу за тяжко больным мужем. И это приходилось совмещать с непростой работой в издательстве «Секретные материалы», где она свыше 10 лет, с 2005 года, была коммерческим директором. По всей Украине «Секретные материалы» ассоциировалась с именем коммерческого директора — Нищетой Риммой Николаевной. Высоко оценивали ее работу и в центральном офисе «Секретных материалов» в Санкт-Петербурге. С большим уважением отзывались о ней партнеры издательства, которые благодарили Римму Николаевну за совместную работу, за умение предложить выход из проблематичной ситуации, за интеллигентность, за уважительное отношение к человеку. Жизнь художника — это тяжелый и кропотливый труд, и наградой ему служит признание ценителей его творчества. Искусство Бориса Маркова захватывает людей разных стран и поколений; об этом свидетельствуют и работы Мастера, которые хранятся в частных собраниях Европы и Америки, Японии, Аргентины и Австралии. Имя его еще не «растиражировано» в нашей стране и во всем мире. Но, может, так и должно быть? Ведь незаурядная личность — всегда элитарна, как и подлинное искусство… Дата публикации: 12 мая 2020
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~sckJf
|
Последние публикации
Выбор читателей
|