ЖЗЛ
Клаус и Настасья Кински
Любовь Пишнограева
журналист
Санкт-Петербург
643
На фотографиях они удивительно похожи друг на друга: худощавые, белокурые, один и тот же благородный овал лица, глаз. Оба стали актерами, но совершенно противоположного амплуа. Он играл злодеев и монстров, она же — большей частью — невинных кротких овечек, жертв тех самых злодеев. От них обоих многого ожидали. И на то были веские основания: у них действительно были крупные актерские удачи…
Восхождение
“Мы носим одну фамилию, но это — единственное, что у нас общего”, — как-то в запальчивости призналась Настасья. Любопытно, что фамилия эта придуманная. Клаус Накшински взял ее, когда еще не был никому известен. Кински от английского слова “куин”, что значит “король”. Бесспорно, эта фамилия помогла парню без средств и знакомств со временем стать королем. Клаус был человеком сложным, тяжелым, с ним было чертовски трудно ладить. Почему? Один из возможных ответов — в судьбе Клауса Кински.
В его жилах текла славянская кровь. Наполовину поляк, наполовину русский, Клаус родился в захолустном польском городке в очень бедной семье. У него было страшное, безрадостное детство, полное беспросветной нищеты и унижений. Когда началась война, ему было тринадцать, пять лет спустя его забрали в армию немцы. Жить стало еще страшнее. Несколько лет Клаусу приходилось убивать, чтобы самому не быть убитым. Это был настоящий ад. Свет забрезжил, когда закончилась война. Парень оказался в зоне, которую контролировали союзники. Он поселился в Западном Берлине, где ему, наконец, удалось начать другую жизнь. Клаус нашел себя в театре.
Кински частенько снимался в фильмах-однодневках — развлекательных вестернах и фантастике, порой — в исторических лентах. Даже став известным, он избегал мэтров интеллектуального кино и отказывался сниматься у Феллини или Спилберга. Это был настоящий трудоголик. Даже дома, в минуты отдыха, Клаус жил своими ролями. Но, видимо, кошмары прошлого продолжали тревожить его. Он выбирает себе амплуа злодея. Гангстеры, безжалостные викинги, вампиры, убийцы, маньяки и прочие чудовища — вот его репертуар.
Огромное количество ролей — более 200! Казалось, Клаус наслаждался романтикой зла. Перевоплощаясь на сцене в злодеев, он, наконец, мог ощутить себя сверхчеловеком, словно компенсируя таким образом прежние обиды и страдания. А еще Клаус Кински был очень темпераментным человеком. Мог завестись из-за пустяка или же кого-то поколотить сгоряча. Так что, играя разбойников, он выпускал “пар”.
Понятно, что любой женщине было бы тяжело с ним ужиться. И все-таки такие находились. Еще бы: он был популярнейшим актером, властным, притягательным мужчиной. Любил сразу поставить все точки над «и». Покорить, завоевать, ошарашить. Так, заинтересовавшись Брижжит Рут — молодой, начинающей французской писательницей — он без обиняков сделал ей предложение. Чуть ли не в первые дни знакомства. А та возьми и согласись…
Дочка
Совсем скоро — в январе 1961-го — родилась Настя. Прекрасная белокурая девочка, настоящая красавица. Отец хотел, чтобы у нее все было самое-самое: самые красивые и дорогие вещи, куклы, игрушки. Теперь он мог позволить себе тратить деньги, не задумываясь. Он приказал украсить колясочку младенца жемчугом, и, когда Брижжит гуляла с Настей, прохожие с завистью и недоумением смотрели ей вслед. И все-таки в семье недоставало главного — нежности, ласки, покоя. Настя же относилась к своему отцу со смешанным чувством восхищения, интереса и страха. Он был для нее и героем, и каннибалом.
Подрастая, она горько переживала, видя разлады в семье.
— Многие годы, — вспоминала Настасья, — я была просто помешана на том, чтобы обустроить свой семейный очаг, и все из-за того, что родители всегда были чужими друг другу. Мне было так плохо из-за их раздоров, что я даже поплакать как следует не могла. Слезы застревали в горле и дико душили меня.
Что же было причиной раздоров? Прежде всего, необузданный нрав популярного актера. Кажется, он считал, что ему все позволено, и мог неделями пропадать неизвестно где. Внезапно исчезал из дома с очередной возлюбленной и внезапно возвращался. При этом сам был безумно ревнив и придирчив. Когда Клаус был дома, родным приходилось несладко: он все время был погружен в свои роли и думы, часто мрачен и суров.
— Отец жил только своими проблемами, — с горечью сказала Настасья одному из журналистов. — Он был, как театр, в себе.
Любя Настю, этот необыкновенно вспыльчивый человек мог и поколотить дочь. Позднее в своих мемуарах он ошарашил публику, “признавшись”, что совратил свою дочь. Настасья же категорически отрицала факт своей связи с отцом. В любом случае сам факт публичного обнародования такой “подробности” говорит о многом: кажется, у Клауса Кински совершенно отсутствовали тормоза.
Промучившись вместе больше десяти лет, Брижжит и Клаус решили расстаться. Она вышла замуж, он женился. А Настасья — плод их сумбурной любви — выросла.
Многообещающее начало
С отцом Настасья больше практически не общалась: она осталась с матерью, с которой поселилась во Франции. Вскоре, однако, она покинула и это гнездо. Видимо, от судьбы не уйдешь: чему быть, того не миновать.
Настасья стала звездой в одночасье. Ей было всего 13, когда немецкий режиссер Вим Вендерс увидел ее на дискотеке в Мюнхене. Впрочем, эта встреча была вовсе не случайна. Настасья признавалась, что ей передалась отцовская тяга к актерству. Настя с детства мечтала о карьере в шоу-бизнесе, увлекалась танцами и музыкой. Увы, ее знаменитому отцу было не до занятий с дочерью. К актерскому миру ее приобщили другие. И первым среди них стал Вим Вендерс. Он искал романтичную и притягивающую девушку на роль гетевской Миньоны в фильме “Ложное движение”. Угловатая, большеротая, с живыми горящими глазами, эта девочка-подросток как нельзя лучше подходила для роли загадочной и неуловимой красавицы.
Сыграв Миньону, Настя сразу же обратила на себя внимание. Ее хрупкость, нежность, шелковистые светлые волосы, грациозность и легкое кокетство пленили и режиссеров, и зрителей. В нескольких фильмах, снятых сразу после успеха “Ложного движения”, Кински предстала все в том же амплуа — соблазнительной юной Лолиты, заставляющей сладко изнывать мужские сердца.
Бессмертная “Тэсс”
В 16 лет Настасью ждала новая встреча, на этот раз с широко известным режиссером Романом Поланским. Известный сердцеед и повеса, Поланский обратил внимание на трогательные фотографии девушки на страницах “Вога”. После долгого перерыва он как раз собирался снимать новый фильм — экранизировать лучший роман английского писателя конца XIX века Томаса Харди — “Тэсс из рода д’Эрбервилей”. Это захватывающая история искренней и милой девушки, которой выпало жить в безжалостном и равнодушном мире. Поланский искал исполнительницу на главную роль — Тэсс. Настя была срочно вызвана в Америку.
Маститый режиссер сразу оценил ее по достоинству, и для Насти началась новая полоса в жизни. Она стала усиленно штудировать англий-ский, посещала знаменитую актерскую студию Ли Страсберга. Потом группа перебралась в нормандскую деревню, чтобы ближе познакомиться с деревенским бытом. Насте предстояло воплотить на экране драму молодой служанки, хладнокровно соблазненной, преданной бесчестью.
Эта роль стала первой большой победой очаровательной молоденькой немки. Ее Тэсс — беззащитная, пленительная, невинная душа — вызвала симпатию миллионов. Кински мгновенно стала одной из первых актрис, а картина завоевала сразу три Оскара. Как и следовало ожидать, между исполнительницей главной роли и режиссером возник роман. Снова встретились соблазнитель и его жертва.
— Любовные истории частенько заканчиваются трагедиями, — мрачно шутил Поланский.
Полански пригласил Кински на главную роль в экранизацию романа Томаса Харди «Тесс из рода д'Эбервиллей»
Восемнадцатилетняя Настасья не была так же наивна, как и ее героиня. И все же этот бурный роман был обречен с самого начала: Поланский был слишком искушен, Кински слишком молода. Яркое пламя страсти скоро потухло.
В Голливуде и не только
В начале 80-х Настасья продолжала активно сниматься у таких знаменитых режиссеров, как Пол Шредер, Фрэнсис Форд Коппола, Андрей Кончаловский. Повсюду красовался постер, выполненный Ричардом Аведоном, на котором обнаженная Настасья была сфотографирована со змеей. “Невинная” Лолита снова и снова искушала слабые мужские сердца. Любопытно, что Кински удалось завоевать симпатию и у женского пола. Возможно потому, что она снималась прежде всего в душещипательных историях, в которых ее героиням приходилось жестоко страдать. Ее же “ангельское” личико могло очаровать каждого.
В 1984 году на экраны вышел фильм “Любовники Марии”, снятый Андреем Кончаловским по мотивам повести Платонова “Река Потудань”.
Так актриса впервые обратилась к “русской “ теме. Первое (не последнее!) обращение, и — точное попадание в цель. Все тоже амплуа — трепетной девочки — женщины, страдающей от непонимания своим избранником. На этот раз зрителя поразила пластика Кински, ее способность скупыми и выразительными жестами передать состояние героини.
В этом же году в ленте “Париж, Техас” Кински, наконец, сменила свой обычный образ, сыграв эмансипированную и даже жестокую Джейн. Фильм завоевал «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.
Роли ролями, а жизнь... Личная жизнь у актрисы складывалась весьма бурно. Она, как и ее героиня Джейн, ничего не боялась. Популярную артистку частенько видели то с одним ухажером, то с другим. Ходили слухи о ее романах с Копполой и Аль Пачино. Когда же она забеременела, в прессе гадали, кто отец будущего ребенка. Споры разрешились сами собой: в сентябре 1984 года двадцатитрехлетняя Настасья вышла замуж за продюсера египетского происхождения Ибрагима Муссу. Он был на пятнадцать лет старше. Чуть раньше она подарила ему сына, названного русским именем Алеша.
Разумеется, этот брак вызвал всевозможные толки: молодожены принадлежали к разным культурам, Ибрагим был мусульманином, Настасья — католичкой. Правда, Ибрагим приехал в Рим совсем еще молодым — в 17 лет. Он, как и Настасья, всего добивался сам, был актером, режиссером, продюсером. Ибрагим очаровал не только Настасью — самого Феллини, фильмы которого он продюсировал, когда познакомился с Кински.
В эти годы актриса щедро раздает интервью. Да, она совершенно счастлива, они с мужем живут в Риме, и она по-прежнему много снимается, правда, частенько довольствуясь эпизодическими ролями.
Два года спустя после рождения сына в семье появилась дочь Соня.
Однако брак с Ибрагимом Муссой все же закончился разводом. Увы, не уживаются современные европейские женщины с представителями Востока!
Оскорбленный муж обвинил актрису в измене и потребовал, чтобы дети остались с ним — в европеизированном продюсере продолжал сидеть человек Востока, для которого слово мужчины, воля мужчины — единственный закон. К счастью для Настасьи, которой сочувствовали миллионы зрителей, напряженная судебная тяжба закончилась в ее пользу: дети остались с матерью.
Между работой и семьей
С годами актриса стала меньше сниматься. Она уже не хватается за любой сценарий, за любое предложение.
— Сценарий должен вдохновлять, развлекать меня, — признавалась актриса, — читая его, я должна пережить всю гамму чувств, которые переживает мой персонаж. Я должна походить на него, а он на меня.
Кински стала одной из немногих западных актрис, успешно воплотивших на экране образы русских женщин. Она снялась в нескольких экранизациях по Тургеневу и Достоевскому. В “Униженных и оскорбленных” Андрея Эшпая Кински сыграла Наташу. Сыграла глубоко и проникновенно — так, что было просто невозможно догадаться, что это работа иностранки. Партнерами Настасьи были Никита Михалков и Александр Абдулов. А еще западная звезда оказалась человеком неизбалованным. По словам режиссера, она просто стоически переносила всякого рода трудности на съемках в Советском Союзе.
Как известно, причиной развода актрисы стал быстротечный роман с чернокожим рок-музыкантом Куинси Джонсом. Новый избранник был в два раза старше белокурой красавицы. Плодом их любви стала дочь Кения. С Джонсом Кински скоро рассталась. Теперь у нее было трое детей, о которых нужно было постоянно заботиться. И она была одинока. Чтобы работать, сниматься, детей приходилось постоянно оставлять на попечении чужих людей. Порой Настасью мучили угрызения совести, и она прерывала съемки. В то же время Кински частенько видели в римских ресторанах с разными ухажерами. Так она спасалась от одиночества и тоски, повторяя судьбу своего отца.
К середине 90-х актриса все реже и все менее удачно снимается в кино. Куда популярнее рекламные ролики с ее участием. Некоторые газетчики даже писали, что Кински совершенно выдохлась и звезда ее закатилась. Настасья, действительно, нуждалась в какой-то передышке. Прошли годы, она изменилась. Нужно было поменять и свой экранный образ.
“Крестная мать”
Из небытия актрису вывел фильм “Крестная мать”. В этой гангстерской истории — “женском” варианте “Крестного отца”— Кински снялась вместе с Ванессой Редгрейв в главной роли. На протяжении фильма героиня Кински — скромная молоденькая девушка София — превращается в крестную мать — главу клана, сильную и волевую женщину, не останавливающуюся ни перед чем. Интересный, захватывающий сюжет и прекрасный актерский состав принесли фильму популярность. Настасья же предстала в нем во всей своей женской красоте и очаровании: хрупкая, нежная, чертовски красивая, она выглядела куда моложе своих 36 лет!
В черной комедии 1998 года “Коварный план Сюзан” Кински сыграла живую и предприимчивую особу, жаждущую расквитаться со своим бывшим мужем. Последние работы Кински, хотя и не достигали высот “Тэсс”, в общем были интересны. С годами ангелоподобная девочка определенно повзрослела. Правда, надежды поклонников все еще не оправдались: Кински не стала актрисой первой величины. А отца своего она так и не простила. Когда-то она мечтала сыграть вместе с ним. Не получилось. Клаус Кински скончался в Калифорнии в 1992 году. В последний путь его провожала третья жена и сын. Настасья на похороны не приехала. Дата публикации: 14 декабря 2024
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~RbdF8
|
Последние публикации
Выбор читателей
|