ЯРКИЙ МИР
Женщины средневековья
Анна Воджи
журналист
Санкт-Петербург
411
Средневековые люди любили писать. Они оставили нам множество документов: письма, дневники, биографии, мемуары, исторические и философские трактаты. И все же мы можем восстановить облик некоторых женщин Средневековья, узнать об их жизни, семьях, любви, о том, каким они видели мир и свое место в нем. Волшебница из Ирландии 1 февраля в Ирландии отмечают праздник Имболг — День Святой Бригитты, День прихода весны. В древности с этим праздником были связаны особые обряды: дети ходили колядовать, домочадцы плели кресты-обереги из соломы и тростника и помещали их над дверью для защиты от болезней и несчастий на целый год. Наконец старшая дочь в семье выходила на улицу и стучала в двери дома, приговаривая: «Встаньте на колени, откройте глаза, приветствуйте Бригитту!» Ответ был: «Добро пожаловать, заходи благородная женщина!» Само название Имболг означает «в животе», то есть беременность. Связано это название с беременностью домашних животных: овец и коров, которые должны дать приплод весной. Таким образом, этот весенний праздник связан с плодородием, весенним расцветом природы и защитой от всякого зла. Но кто же такая Бригитта, которую в этот день ждут в каждом доме? Бригитта, самая почитаемая святая в Ирландии и Шотландии, была основательницей монастыря Cell Dara «Дубовая церковь» (совр. Килдар), находящегося в Лейнстере в Ирландии. Она умерла в 524 году, а в середине VII века было написано ее «житие». В этом житии рассказывалось, что Бригитта была незаконной дочерью аристократа и рабыни, она была рождена на восходе солнца и на пороге дома друида. Этот друид — жрец древних богов, который увидел знамение и предсказал девочке особую судьбу. Он же стал первым воспитателем Бригитты. Когда пришло время отнимать ее от груди, друид стал беспокоиться. И не зря — она отказалась принимать пищу из его рук. «Я знаю, — сказал друид, — что беспокоит девочку: это то, что я нечист». Тогда была назначена для ее содержания белая корова с красными ушами и была девочка здорова. Когда Бригитта подросла, она, согласно ирландским обычаям, была отправлена на воспитание в другую провинцию, в Мунстер. Она выросла прекрасной девушкой, и к ней посватался ее сводный брат. Но она отказалась выйти замуж, сказав, что душой принадлежит Богу. Когда же жених стал настаивать, она, по легенде, вырвала у себя глаз, чтобы уничтожить свою красоту. Позже она исцелила свой глаз в источнике. Именно святой Бригитте приписывают введение литургии в Ирландии. Житие повествует об этом так: «Говорила Бригитта: в городе Риме, возле тел Петра и Павла, слышала мессы, и очень захотелось мне, чтобы эти чины и все правила были бы перенесены из Рима. Тогда отправила Бригитта ученых мужей и принесли они мессы и правила». Бригитта прославилась своей добротой и милосердием, она никому не отказывала в помощи: исцеляла больных, помогала бедным. «Житие» сохранило также немало преданий о чудесах, совершенных святой Бригиттой. Говорили, когда святая набрасывала на голову покрывало, из ее головы исходил огненный столб; а дыхание ее воскрешало мертвых. Совершала она и более мирные чудеса — например, однажды она наварила на Пасху столько пива, что его хватило на восемнадцать церквей. В другой раз она исцелила больную девушку, дав ей отпить из своей кружки. У ее могилы в монастыре в Килдаре никогда не гасло священное пламя, вплоть до самого закрытия монастыря при Генрихе VIII. Что означают эти рассказы о чудесах? Ученые полагают, что предания о святой Бригитте являются пересказом преданий о Бригит или Брид — одной из самых могущественных кельтских богинь — покровительнице поэзии, врачевания и кузнечного ремесла. Наверное, никто и никогда не сможет сказать, существовала ли в реальности основательница монастыря в Килдаре. Однако ее житие ясно рассказывает нам, какой люди раннего Средневековья хотели видеть женщину: доброй, милосердной, домовитой и одновременно мудрой, могущественной, решительной, умеющей отстаивать свою правоту. Офицерская жена Следующая наша героиня не только вне всяких сомнений существовала в реальности, но и сама составила собственное жизнеописание. Это — Дуода, знатная франкская дама, жившая в начале IX века. Дуода была женой «второго человека в империи». Ее муж Бернар Септиманский был крестником короля франков Людовика Благочестивого, сына и наследника самого Карла Великого. Позже Бернар стал воспитателем сына Людовика. Дуода и Бернар обвенчались в Аахене, в часовне при дворце франкских королей. Вскоре после свадьбы Бернар отправился в поход на охрану испанских границ от сарацинов. 25-летняя Дуода последовала за ним и через два года родила своего первого сына Гийома. Позже Дуода с гордостью напишет, что никогда не жалела денег и часто прибегала к займам, чтобы помочь мужу в его начинаниях «и для того, чтобы он не расставался с тобой и со мной, как делают, как мы видим, многие». Близость к королевскому двору всегда опасна. И Дуоде пришлось пережить немало испытаний. Ее муж был обвинен врагами в любовной связи с королевой Юдифью, женой Людовика Благочестивого. Юдифи удалось доказать свою невиновность, но на этом злоключения Бернара и Дуоды не закончились. Когда между императором и его сыновьями разгорелась борьба за власть, семья Бернара пострадала от притеснений старшего сына Людовика — Лотаря. Сестра Бернара Герберга была заключена в бочонок и брошена в реку Саон «как ведьма», одного из братьев Бернара ослепили, другого обезглавили. Возможно, постоянные опасности, постоянное беспокойство за судьбу мужа и сына привели к тому, что Дуода в течение 15 лет оставалась бесплодной. Ее второй сын Бернар родился, когда ей было уже более 40 лет. В это время семья была разлучена — Бернар воевал в Аквитании на стороне внука Людовика Благочестивого Пиппина Аквитанского. Дуода же оставалась в городке Узэ, близ Нима. Узнав о рождении долгожданного сына, Бернар немедленно послал за ним — очевидно, заботясь о безопасности младенца. Однако Дуоду он не захотел призвать к себе, и она осталась в Узэ «по приказанию моего господина, радуясь его успехам». Именно тогда, очевидно, чтобы заглушить тоску по мужу и детям, она и стала писать, вернее, надиктовывать «Руководство» для своего старшего сына — шестнадцатилетнего Гийома, в котором наставляла юношу в христианских добродетелях, а также рассказывала историю его (и своей) семьи. И все же справиться со своими чувствами ей не всегда удавалось. «Большинство женщин имеет радость в этом мире жить со своими детьми, — писала она, — а я, Дуода, о мой сын Гийом, разлучена и далека от тебя». Она также умоляет юношу заботиться о младшем брате: «Когда твой маленький брат, имени которого я все еще не знаю, был крещен во Христе, не забывай наставлять его, обучать его, любить его...» Как сложилась дальше судьба Дуоды? По-видимому, Бернар время от времени навещал ее в Узэ, и она родила дочь. Вскоре после этого Бернар был вновь обвинен в предательстве и казнен в Тулузе. Четыре года спустя такая же судьба постигла двадцатипятилетнего Гийома. Дольше всех прожил Бернар-младший, возможно, его сын был основателем знаменитого средневекового аббатства в Клюни. Подруга бунтаря Дуода — классическая «верная жена», радующаяся успехам «своего господина». Имя следующей нашей героини стало символом верной возлюбленной. Два имени Абеляр и Элоиза вспоминают не реже, чем имена Тристана и Изольды или Ромео и Джульетты. Однако обычно Элоизу представляют несчастной и покорной жертвой, которую обольстил обаятельный, но совершенно безответственный философ-бунтарь Пьер Абеляр. Но так ли все было на самом деле? Пьер Абеляр родился в Нанте в 1079 году в семье небогатого дворянина. Его старшие братья поступили на военную службу, Пьер тоже стал бойцом, но бойцом, сражающимся во имя Истины. Он уезжает учиться в Париж, где быстро прославился на диспутах как блестящий логик, оратор и неутомимый спорщик. Потерпев поражения в первых схватках со знаменитым богословом Гильомом Шампанским, он возвращается в провинцию, формирует свою школу, как следует натаскивает молодых философов. Затем вся эта орава возвращается в Париж, раскидывает свои шатры на холме святой Женивьевы и вызывает Гильома и его сторонников на диспут. В ходе долгих и жарких словесных баталий парижские мэтры были посрамлены, а Абеляр восторжествовал. Ему 39 лет, у него множество восторженных учеников и почитателей, перед ним открывается блестящая карьера. И тут все планы перечеркивает нежданная любовь. Элоизе 17 лет, и она уже славится на весь Париж своей красотой и умом. Ее дядя, каноник Фульберт, желает для племянницы самого лучшего и умоляет Абеляра стать ее учителем. При этом он уговаривает мэтра, не стесняясь, прибегать к розге, если ему покажется, что ученица не слишком прилежна. Абеляр сознается в своей «Исповеди», что не устоял перед искушением, и это заставило их с Элоизой взаимную страсть пылать еще сильнее. Далее события развиваются по знакомому сценарию: ученица забеременела, учителя выгнали из дома. Пользуясь отсутствием каноника в Париже, Абеляр похищает Элоизу и прячет ее у своей сестры в Бретани. Элоиза рожает сына, которого счастливые родители нарекают Астролябием. («Опасно быть сыном пары интеллектуалов», — замечает по этому поводу французский историк Жак ле Гофф.) Абеляр вроде бы и не против сочетаться со своей возлюбленной законным браком. Но неожиданно против этого восстает... сама Элоиза. Она пишет Абеляру: «Представь себе условия совместной жизни в законном браке. Что общего может быть между учениками и домашней прислугой, между налоем для письма и детской люлькой, между книгами или таблицами и прялкой, стилем или каломом и веретеном? Далее, кто же, желая посвятить себя богословским или философским размышлениям, может выносить плач детей, заунывные песни успокаивающих их кормилиц и гомон толпы домашних слуг и служанок? Кто в состоянии терпеливо смотреть на постоянную нечистоплотность маленьких детей? Это, скажешь ты, возможно для богачей, во дворцах или просторных домах, где много различных комнат. Для богачей, благосостояние которых нечувствительно к расходам и которые не знают треволнений ежедневных забот. Но я возражу, что философы находятся совсем не в таком положении, как богачи. Тот, кто печется о приобретении богатства, занят мирскими заботами, не будет заниматься философскими и богословскими вопросами». Но Абеляр озабочен своей репутацией. Поэтому он придумывает новый план — увести Элоизу в монастырь и нарядить ее в одежды послушницы (но не монахини), чтобы положить конец сплетням. Однако братья Элоизы решают, что речь идет о насильном постриге и, пылая жаждой мести, врываются в дом Абеляра и оскопляют его. Абеляр уходит в монастырь. Элоиза тоже надевает одежды монахини и вскоре становится абатиссой. Много лет двое разлученных влюбленных обмениваются страстными письмами, а после смерти Абеляра в 1142 году его прах передают в руки абатиссы Элоизы. Королева двух королей К сожалению, письма Элоизы Абеляру мало известны широкой публике, поэтому вовсе не Элоизу, а совсем другую женщину Средневековья называют «первой феминисткой». Однако и эта женщина — Элеонора Аквитанская — заслуживает того, чтобы познакомиться с ней поближе. Она была одной из многих «неистовых королев» Средневековья, которые действовали с решительностью и жестокостью, изумлявшей мужчин. Если бы я не знала, что шахматы были изобретены в Древней Индии, я обязательно предположила бы, что эту игру придумал кто-то из приближенных Элеоноры, вдохновленный энергией и умом своей королевы. Элеонора (Алиенор, Альенора) Аквитанская родилась в 1122 году. Она была дочерью Вильгельма X, герцога Аквитании, и внучкой первого трубадура Прованса Гильома IX Аквитанского В 15 лет, после смерти своего отца и брата, Элеонора стала властительницей герцогства Аквитания. Поэты воспевали ее красоту — особенно большие темные глаза и густые медно-рыжие волосы, из-за которых трубадуры называли ее aigle en or — «золотая орлица». Элеонора знала латынь, говорила на обоих французских наречиях: северном (лангдойль) и южном (провансаль) — знала еще несколько языков, повсюду сопровождала отца в его поездках и, по-видимому, училась у него всему, что должен был знать наследник обширных земель, которому (точнее, которой) неизбежно приходилось стать могучей фигурой на политической шахматной доске. Аквитания была лакомым куском, и король Людовик VI по прозвищу Толстый вовсе не собирался выпускать ее из рук. В том же 1137 году Элеонору выдали замуж за дофина — тоже Людовика. Через месяц Людовик-старший скончался, Людовик-младший взошел на престол, а Элеонора стала королевой Франции. Она привнесла в северный Париж южное изящество, моду на утонченную поэзию и рыцарское служение Прекрасной Даме. Одновременно Элеонора заявила о себе как о политике. Она заставила супруга предпринять военный поход против графства Тулузского, в котором видела серьезного конкурента Аквитании. Это привело к войне, в ходе которой Людовик VII сжег город Витри-ле-Франксуа вместе с церковью, где была заточена тысяча горожан. В 1145 году Элеонора родила королю дочь, а в 1147 году вместе с мужем отправилась во II крестовый поход (Людовик предпринял его, чтобы замолить грех, совершенный в Витри-ле-Франксуа). Легенда говорит, что когда, после неудачной попытки взять Дамаск, Людовик собрался вернуться, Элеонора заявила: «Я думала, что вышла замуж за мужчину, но оказалось, что за монаха!» и потребовала развод. Однако царственная чета помирилась. В 1151 году у них родилась вторая дочь, но долгожданный сын-наследник все не появлялся, и на следующий год супруги развелись. Формальной причиной развода было объявлено то, что они находились в дальнем родстве. После расторжения брака с Людовиком в 1152 году Элеонора вышла замуж за графа Генриха Анжуйского, который в 1154 году стал королем Англии — Генрихом II Плантагенетом. В этом браке у Элеоноры было три дочери и пять сыновей, среди которых — знаменитый Ричард Львиное Сердце. Генриха Плантагенета ни один человек не решился бы назвать слабым королем. Он крепко держал бразды правления в своих руках. Однако Элеонора решила помериться с ним силой. Поддерживая притязания старших сыновей на престол, Элеонора вместе с ними подняла мятеж в Пуату против Генриха II. Усобица длилась около двух лет. Генрих победил, Элеонора попала в плен и провела последующие 16 лет в заточении. В 1189 году, после смерти Генриха, Ричард вернул матери свободу. Элеонора уехала во Францию и провела последние годы жизни в бенедиктинском аббатстве Фонтевро, где скончалась в возрасте 82 лет и была погребена рядом с Генрихом Плантагенетом и Ричардом Львиное Сердце. Дева Франции Рассказывая о женщинах Средневековья, нельзя не упомянуть о Жанне д'Арк. История ее жизни хорошо известна и настолько невероятна, что поверить в нее так же трудно, как в житие святой Бригитты. Поэтому многие энтузиасты пытаются найти самые невероятные «объяснения» этому феномену. Объяснения, которые на самом деле ничего не объясняют. Так, согласно распространенным гипотезам, Жанна была незаконнорожденной дочерью короля или гермафродитом, или контактером, действующим по указке инопланетян. На самом деле все серьезные историки единодушны в убеждении, что Жанна не являлась ни первым, ни вторым, ни третьим. Кем же она была? Дочерью зажиточных крестьян или обедневших дворян из деревни Домреми в Лотарингии. Она была красива и женственна — ее мужские костюмы были изящны и сшиты по последней моде (а она не смогла бы, оставаясь в женском платье, совершать длительные путешествия верхом по стране, где шла война). Она была по-настоящему талантлива. И наконец она искренне верила в то, что Господь послал ее спасти Францию. Один из соратников Жанны д'Арк — Жиль де Ре — оставил о ней такие воспоминания: «Она дитя. Она ни разу не причинила зла врагу, никто не видел, чтобы она когда-нибудь кого-нибудь поразила мечом. После каждой битвы она оплакивает павших, перед каждой битвой она причащается Телом Господним — большинство воинов делает это вместе с ней, — и при этом она ничего не говорит. Из ее уст не исходит ни одного необдуманного слова — в этом она столь же зрелая, как и многие мужчины. Вокруг нее никто никогда не ругается, и людям это нравится, хотя все их жены остались дома. Нужно ли говорить о том, что она никогда не снимает доспехов, если спит рядом с нами, и тогда, несмотря на всю ее миловидность, ни один мужчина не испытывает к ней плотского желания». Другой сподвижник Жан Алансон писал: «Она разбиралась во всем, что имеет отношение к войне: могла вонзить пику и провести смотр войска, выстроить армию в боевой порядок и разместить пушки. Все удивлялись, что она была столь осмотрительна в своих делах, как боевой командир с двадцати- или тридцатилетним опытом». Когда ее сожгли в Руане в 1431 году, ей было не больше двадцати лет. Существует легенда, что Жанна спаслась от костра, вернулась во Францию и даже вышла замуж за Робера дез Армуаза. К сожалению, все «подтверждения», найденные сторонниками этой легенды, не выдерживают критики историков. Супругой Робера дез Армуаза, возможно, была младшая сестра Жанны — Катрин. Первая писательница Как ни удивительно, но история жизни Жанны д' Арк оказала влияние на жизнь еще одной замечательной женщины — Кристины Пизанской, первой профессиональной писательницы. Дочь знаменитого итальянского астролога, она приехала со своим отцом во Францию, познакомилась с французским дворянином Этьеном дю Кастелем и вышла за него замуж, однако вскоре овдовела и начала писать книги на заказ, чтобы содержать свою мать и воспитывать детей. Одной из первых ее книг была биография Жанны д'Арк, написанная «по горячим следам» — через несколько лет после казни Орлеанской девы. Перу Кристины также принадлежит биография Карла V, несколько поэм и трактат об обязанностях жены с красноречивым названием: «Разум, честность, преданность». Нужно сказать, что Кристина была не высокого мнения о современных ей мужчинах. Она писала, что многие из них «не отличаются хорошим поведением и не делают ничего, что позволяло бы думать, будто они любят свою жену — хоть умеренно или даже немного». Советуя, в духе времени, жене во всем повиноваться мужу, даже недалекому и дурно воспитанному, Кристина тем не менее весьма своеобразно понимает такое повиновение. Так, она рекомендует женщинам крестьянского сословия следить за тем, чтобы их дети посещали школы и обучались полезному ремеслу. Жены-дворянки должны были заменять своих мужей, пока те воюют, и в совершенстве разбираться в феодальных и военных законах. Им также полагалось знать все о сельском хозяйстве и подборе работников. Они должны были объезжать поля и смотреть, чтобы никто из работников не лодырничал, надзирать за пастухами, уметь ухаживать за скотиной и договариваться о ценах на зерно. И наконец принцессы и жены баронов, по мнению Кристины, обязаны были не только уметь самостоятельно управлять поместьем, но также быть в курсе политической жизни страны и выступать миротворицами в междоусобных конфликтах. Довольно широкая программа деятельности для «покорной жены». Итак, хотя Средневековье представляло женщине не слишком большое поле деятельности, талантливые и самостоятельные представительницы прекрасного пола находили множество способов для того, чтобы обойти традиции и утвердить свое «я». И, что характерно, мир от этого не только не рухнул, но, наоборот, как правило, жизнь становилась лучше и интереснее. Дата публикации: 11 декабря 2024
Теги: женщины средние века
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~fhQO4
|
Последние публикации
Выбор читателей
|