НАУКА
«Секретные материалы 20 века» №14(530), 2019
«Симулянты» для студентов-медиков
Татьяна Алексеева
журналист
Санкт-Петербург
22027
На ком обычно студенты-медики учатся проводить разные медицинские манипуляции – ставить уколы, брать кровь на анализ, накладывать жгуты или делать искусственное дыхание? Сначала друг на друге, потом на мертвых телах, а потом на живых пациентах, которые часто бывают этим весьма недовольны. По крайней мере, так было до недавнего времени.
Чем дальше, тем больше в медицинских учебных заведениях появляется тренажеров, на которых студенты могут отрабатывать разные навыки – делать уколы, вставлять катетеры и даже проводить сердечно-легочную реанимацию. Люди, далекие от медицины, могут сказать, что все эти приспособления не заменят живого человека и не дадут будущим медикам полного представления об их работе. Ведь проделывая ту или иную медицинскую процедуру, важно не только правильно выполнять все технические моменты, но и общаться с пациентом, поддерживать его психологически, успокаивать, если он слишком занервничает… Это действительно так, но создатели тренажеров и не ставят перед собой такой цели. Тренажеры нужны, чтобы студенты научились именно технической стороне работы. Чтобы каждый из них точно знал, как накладываются повязки, в какие места втыкаются иглы для инъекций, как ставятся банки и делаются другие малоприятные процедуры. И если выпускники медицинских вузов и колледжей обучатся всему этому на моделях, если при проведении тех или иных манипуляций у них не будут дрожать руки, они как раз и смогут уделить больше внимания пациенту, поговорить с ним и помочь ему справиться с волнением.
– Во время практики с настоящими пациентами у студентов может возникнуть много проблем, – поделился своими наблюдениями проректор по административной работе и дополнительному профессиональному образованию Санкт-Петербургского медико-социального института Александр Лапотников. – Прежде всего проблемы юридические: у пациента есть право отказаться от того, чтобы с ним работали учащиеся, а не опытные врачи. И если в государственных больницах врачам обычно удается уговорить больных «попозировать» для студентов, то в частных клиниках, где лечение платное, пациенты чаще всего бывают против такого: они же платят деньги за работу профессиональных врачей, а не тех, кто еще учится. Между тем платной медицины в нашей стране становится все больше, а значит, у студентов все меньше возможности найти сговорчивого пациента для практики.
Также Александр Викторович напомнил, что в подобных ситуациях существуют этические проблемы: многие больные не могут согласиться на то, чтобы с ними работала группа студентов, по религиозным причинам или просто потому, что они стесняются или им неприятно, когда ими занимается целая группа людей. Женщины, например, могут быть против того, чтобы с ними работали мужчины, и их желания тоже необходимо уважать. А кроме того, даже если в больнице найдутся пациенты, готовые помочь студентам попрактиковаться, среди них может не быть людей с нужными диагнозами, тех, кому требуются именно такие процедуры, которые сейчас изучают будущие врачи или медсестры.
И все эти проблемы могут быть решены, если в медицинском учебном заведении будут специальные манекены и тренажеры для тех или иных врачебных манипуляций. Они точно не будут возражать, чтобы на них тренировались, и кричать от боли, если студент сделает что-нибудь неправильно.
– Хотя, конечно, занятия с тренажерами не отменяют и практики с живыми людьми, – уверен Александр Лапотников. – Будущим медикам во время учебы требуется и то и другое. На тренажерах им лучше отрабатывать технические моменты, а с пациентами тренироваться в общении, в умении выслушать человека, найти с ним общий язык, разговорить его, чтобы он подробно рассказал, что чувствует, и так далее.
Тренировки на апельсинах
Приспособления, помогающие ученикам врачей попрактиковаться, существовали еще до нашей эры. Например, Авиценна придумал способ, позволяющий научиться собирать раздробленные кости: он засовывал в мягкий мешок глиняный кувшин, разбивал его и требовал от учеников сложить все черепки вместе в правильном порядке, нащупывая их снаружи, через ткань мешка. А в XVIII веке во Франции был создан манекен, изображающий беременную женщину, на котором ученицы акушерок учились принимать роды. Этот тренажер представлял собой фигуру женщины, в которую были вставлены настоящие тазовые кости, скрепленные ремнями, которые могли растягиваться, и маленькую фигурку младенца. Сначала акушерки принимали на этом манекене обычные роды, без осложнений, а потом их учительница затягивала ремни сильнее, имитируя роды с узким тазом, очень опасные для матери.
В российских медицинских институтах и техникумах самые первые, довольно простые приспособления для некоторых процедур появились в середине прошлого века. Например, будущие медсестры в некоторых училищах и на военных кафедрах некоторых вузов тренировались ставить банки на специальных подушечках из мягкой резины. Материал, из которого были сделаны эти подушечки, был похож на человеческую кожу и вел себя примерно так же, как она: правильно поставленная банка к нему присасывалась, а если студентка допускала какие-то ошибки – отваливалась.
Для того чтобы научить медиков ставить внутримышечные уколы, тоже существовали подушечки, сделанные из гуттаперчи. Чтобы воткнуть в них иглу, надо было приложить такое же усилие, как и для инъекции, которую делали человеку, и таким образом учащиеся могли в прямом смысле набить руку – запомнить, как именно надо колоть учебное пособие, чтобы потом точно таким же движением и с такой же силой уколоть живого пациента. В некоторых учебных заведениях подушечки для уколов были даже сделаны в форме той самой части тела, в которую делают внутримышечные инъекции, что немало веселило будущих врачей и медсестер.
Однако подобные учебные пособия были далеко не во всех мединститутах и училищах. Многим студентам-медикам приходилось учиться ставить уколы, используя сшитые вручную и набитые ватой подушечки, или колоть шприцами апельсины и яблоки. Такие заменители тренажеров были далеко не идеальными – или более мягкими, или более твердыми, чем человеческое «мягкое место». Так что, когда студенты, натренировавшиеся на них, отправлялись практиковаться в больницу, их первые попытки поставить укол пациентам не всегда оказывались удачными. Кто-то колол слишком слабо, и игла не втыкалась, кто-то, наоборот, чересчур сильно, и она ломалась. Больные вскрикивали от боли, а потом еще громче возмущались неумелыми молодыми медиками, а те не знали, как оправдаться, – они ведь все делали так, как их учили!
Еще в конце 90-х годов студентки училища при Санкт-Петербургской государственной медицинской академии жаловались на проблемы с пациентами во время практики в больницах. Многие больные, узнав, что им будут ставить уколы те, кто еще учится, или пугались, или начинали ругаться и грозить девушкам, что побьют их, если им будет больно. У них уже был негативный опыт, когда студенты делали им инъекции не лучшим образом, поскольку это была их первая работа с живыми людьми.
А ведь в этих случаях речь шла всего лишь о внутримышечных инъекциях, то есть достаточно простых действиях. Что касается более сложных медицинских манипуляций вроде внутривенных или подкожных инъекций или установки капельницы, то с ними у студентов дело обстояло еще сложнее. Тренажеров, с которыми можно было бы провести такие «экзекуции», долгое время не существовало вообще. Хотя они были нужны гораздо больше, чем подушечки для внутримышечных уколов, ведь неправильно сделанная подкожная инъекция или не попавшее в вену лекарство могут привести к тяжелым последствиям для пациента.
Не было в медвузах и училищах и приспособлений для обучения первой помощи. Эти навыки учащиеся традиционно отрабатывали друг на друге, и среди студентов ходито множество легенд о том, как коварные будущие медсестры заманивали к себе в техникум ничего не подозревающих молодых людей и потом долго практиковались на них перед экзаменами – перевязывали их, накладывали им гипс и делали искусственное дыхание. Звучит смешно, однако тренировки по сердечно-легочной реанимации могут иметь и неприятные последствия – гипервентиляцию легких и у того, кто тренируется, и у того, кто изображает пациента.
Ну совсем как живые!
К счастью, теперь в некоторых медицинских вузах уже появились тренажеры для инъекций и для других процедур. Пока они есть не везде, так как стоит такое оборудование довольно дорого, но чем дальше, тем его становится больше, и это очень облегчает учебу студентам и лечение их будущим пациентам.
Тренажеры для будущих врачей появились в Санкт-Петербургских медицинских вузах совсем недавно – их начали закупать три-четыре года назад. В МСИ первые симуляторы привезли в 2016 году, а сейчас этого оборудования стало так много, что решено было собрать его вместе, создав центр симуляционного обучения.
– Раньше у нас тренажеры стояли в разных учебных аудиториях, но после того, как был принят закон об аккредитации врачей, мы посчитали, что удобнее будет расположить их в нескольких соседних помещениях, чтобы медики могли поработать сразу со всем оборудованием, – объясняет первый проректор этого вуза Светлана Макаренко.
– А кроме этого центра, у нас есть еще одна «изюминка», – добавляет руководитель центра Денис Махонин. – Комната, в которой могут обучаться разным бытовым навыкам люди с ограниченными возможностями. Она оборудована разными приспособлениями для тех, кто передвигается на инвалидных колясках или на костылях, для незрячих и для тех, у кого есть еще какие-нибудь сложности с передвижением и обслуживанием себя. В ней уже пробовали тренироваться инвалиды, и мы надеемся, что она сможет помочь еще многим людям, имеющим такие проблемы.
Оборудование, на котором можно научиться делать инъекции, выглядит как самая настоящая рука со слегка выступающими под кожей венами, и в эти вены можно вкалывать разные по размеру иглы – в шприце или в капельнице – и вводить жидкость. К тренажеру прилагается также искусственная «кровь» – жидкость темно-красного цвета в специальном пакете, точно таком же, как те, в которых хранится настоящая донорская кровь. Эту жидкость можно перелить внутрь руки, а потом брать ее из вены «на анализ» – чем и занимаются на практике учащиеся.
– До того как у нас появилась эта ручка, мы ставили уколы друг другу, – вспоминает студент Медико-социального института Дмитрий Селезнев. – И мне часто приходилось бывать «учебным пособием», потому что у меня хорошие вены – заметные, в них легко попасть иглой. Но поначалу попадали в них далеко не все – у меня потом долго синяки не сходили!
Но с недавнего времени учащимся некоторых медвузов уже не нужно проявлять такой героизм – благодаря тренажерам для инъекций. Это, впрочем, не единственные медицинские тренажеры. Существуют еще и учебные пособия для введения катетеров мужчинам и женщинам и для принятия родов, а также модели человеческих голов с челюстями и зубами, на которых тренируются будущие стоматологи, и целые манекены, которым можно вставлять трубки для промывания желудка или делать искусственное дыхание.
– Стоматологам особенно важно иметь возможность попрактиковаться на тренажерах – если для других манипуляций найти пациента-добровольца еще можно, то люди, пришедшие лечить зубы, точно не рискнут довериться неопытному студенту, и их прекрасно можно понять, – рассказывает Денис Махонин. – Но благодаря тренажерам будущие дантисты могут как следует наловчиться делать обезболивающие уколы, а также сверлить, пломбировать и удалять любые зубы, в том числе самые сложные, неправильно растущие и так далее.
Кабинет с манекенами для стоматологов выглядит жутковато: множество столов – и на каждом лежит «человеческая» голова с открытым ртом. Рядом находятся все необходимые для лечения зубов инструменты, и если студент допускает какую-нибудь ошибку, на голове загорается лампочка – так манекен «кричит», что ему причинили боль. И каждый такой «крик» – знак того, что в будущем настоящие пациенты тренирующегося студента кричать не будут.
– С первого раза ни у кого ни одна медицинская манипуляция правильно не получается, – призналась студентка МСИ, будущий врач-терапевт Анастасия Проворотова. – Все студенты хотя бы по мелочи что-то делают не так. Помню, как мне на втором курсе впервые нужно было вставить в тренажер катетер. Получилось далеко не сразу. И замечательно, что это был тренажер, а не живой человек! С тренажерами не так страшно работать, как с людьми, а после того, как научишься проводить все процедуры на тренажере, идти в больницу к настоящим пациентам тоже не страшно. После работы с симуляторами ты уже точно понимаешь, что от тебя требуется, каких движений от тебя ждет пациент, и действуешь, не задумываясь перед каждой манипуляцией, спокойно и уверенно.
Существуют также тренажеры, на которых можно научиться прослушивать легкие и простукивать разные органы, а также прощупывать и поворачивать в нужном направлении еще не родившегося ребенка. Самыми же сложными и, по словам студентов, самыми «крутыми» медицинскими тренажерами являются манекены, которые могут «родить» ребенка и которых можно «убить», а потом реанимировать. Симуляторы, служащие для обучения принимать роды, бывают разными. Те, что попроще, «рожают» обычным способом, без осложнений, в них «ребенок» появляется на свет головкой вперед, как ему и положено. А в более сложных моделях можно устроить роды с самыми разными осложнениями, когда от врача требуется повернуть ребенка головой вперед и помочь ему родиться. Будущие акушеры, проходящие практику на таких тренажерах, после успешного «рождения ребенка» всегда бурно радуются – так, словно приняли настоящие роды.
Не меньше эмоций вызывает у людей и манекен для сердечно-легочной реанимации. Работа с ним оставляет незабываемые впечатления – после того как ты несколько минут делаешь ему непрямой массаж сердца и пытаешься вдохнуть в него воздух, а потом на подключенном к нему приборе наконец появляются зигзаги кардиограммы, хочется завопить от радости. А после того, как первые бурные эмоции немного утихнут, на смену им приходит другая радость – от понимания того, что теперь ты точно знаешь, как завести настоящее сердце, с какой силой при этом надо давить человеку на грудь и вдыхать воздух ему в легкие. И это тоже потрясающее чувство, которое невозможно забыть.
Планы на будущее
Медицинские тренажеры используются не только для обучения студентов, но и на курсах по повышению квалификации врачей и медсестер. В этом случае нередко тоже возникают сложности с тем, чтобы найти пациентов с подходящими диагнозами, на которых медики могли бы отработать необходимые навыки, и симуляторы прекрасно решают эту проблему. А кроме того, тренажеры можно применять на занятиях по оказанию первой помощи – не только для врачей, но и для любых других людей. Пока такое применение медицинских симуляторов не очень распространено. Слишком уж дорого они стоят, и поэтому руководство медвузов, в которых они есть, обычно опасается подпускать к ним «простых смертных», чтобы они ничего не сломали и не испортили. Но в Медико-социальном институте считают, что людей важно учить первой помощи и что в будущем это можно будет делать на тренажерах в массовом порядке.
Кое-что в этом направлении в МСИ уже делается: там проходят занятия для тех, кто работает с детьми, – этим людям тоже крайне важно уметь оказывать медицинскую помощь.
– В последнее время к нам часто обращаются школьные учителя и воспитатели детских садов, – рассказала Светлана Макаренко. – Они прекрасно осваивают тренажеры, и можно с уверенностью сказать, что теперь и дети, за которых они отвечают, рядом с ними будут в безопасности. Но этого мало, и мы планируем устраивать уроки первой помощи для всех желающих – ведь в ситуации, когда рядом с тобой кто-то пострадал или кому-то стало плохо, может оказаться каждый. В идеале было бы проводить подобные занятия по всему городу, но мы с такой задачей не справимся – нам бы хоть наш район охватить.
Возможно, все не так уж плохо: есть шанс, что инициативу сотрудников МСИ подхватят и другие вузы, в которых есть медицинские тренажеры, и оказанию помощи начнут обучаться петербуржцы, живущие в других районах.
Тем временем совершенствование медицинских тренажеров тоже не стоит на месте – каждый год в этой сфере появляются новые изобретения, еще более удобные и полезные для врачей. Например, буквально на днях в Нью-Йорке был представлен первый в мире женский манекен для отработки сердечно-легочной реанимации. Казалось бы, какая разница, кому делать искусственное дыхание, ведь сердце и легкие у мужчин и женщин одинаковые. Но как показали исследования американских социологов, из-за того, что обычно медицинские манекены делают похожими на мужчин, обучавшимся на них медикам сложнее делать непрямой массаж сердца женщинам – они привыкли нажимать на плоскую мужскую грудь. Теперь же у врачей будет возможность научиться правильно помогать представителям обоих полов. А чего ждать от изобретателей дальше, можно только догадываться. К примеру, в фантастических романах о далеком – а иногда и не очень далеком – будущем порой описываются разные модели человеческого тела, максимально похожие на настоящие тела, на которых можно тренироваться делать любые операции. Как знать, возможно, когда-нибудь для врачей будут созданы и такие тренажеры… Дата публикации: 24 июня 2019
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~fykY1
|
Последние публикации
Выбор читателей
|