Звёздный путь Айртона Сенны
СПОРТ
Звёздный путь Айртона Сенны
Игорь Черкасов
журналист
Санкт-Петербург
220
Звёздный путь Айртона Сенны
Айртон Сенна в молодости

Айртон Сенна да Сильва не имел равных по числу установленных рекордов. В общей сложности он участвовал в ста шестидесяти одной гонке. Агрессивная манера езды и типично южная амбициозность сорок один раз делали его обладателем Гран-при. Он шестьдесят пять раз начинал гонки с поул-позишн — первого места на старте — и трижды становился чемпионом мира...

16 декабря 1997 года завершился судебный процесс по делу о непредумышленном убийстве пилота «Формулы-1» Айртона Сенны. Итальянский суд рассмотрел обвинения против владельца команды «Вилльямс» Фрэнка Вилльямса и еще пятерых крупных функционеров автоспорта — технического директора команды «Вилльямс» Патрика Хеда, бывшего главного дизайнера Адриана Ньюви, директора Роланда Брунсераде, директора трека в Имоле Федерико Бендинелли и его официального представителя Джорджио Погги. Все они начисто отрицали свою причастность к смерти одного из самых прославленных гонщиков ХХ века.

Первые шаги

Айртон Сенна не выбирал карьеру гонщика — она сама нашла его. Он родился 21 марта 1960 года в пригороде Сан-Паулу, Бразилия. Его отец успешно торговал автомобилями, а мать занималась домашним хозяйством. «Когда за обедом дело доходило до десерта, — вспоминала она, — Айртону всегда давали две порции мороженого, потому что одна из них непременно оказывалась на полу. В то время любая лестница, в которой было больше трех ступенек, была для него непреодолимым препятствием». Все круто изменилось, когда отец построил для Айртона его первый автомобиль — маленький карт с мотором от газонокосилки мощностью в одну лошадиную силу.

Уже в тринадцать лет Айртон впервые принял участие в гонках на картах, состоявшихся в Интерлагосе. Он легко выиграл эти соревнования благодаря двум обстоятельствам: во-первых, мальчик был наделен необыкновенным даром к вождению, во-вторых, отец Айртона, обладая обширными связями в автобизнесе, снабжал сына лучшими запчастями к автомобилю — моторами, шасси, резиной и смазочными материалами. В дальнейшем отец обеспечил подающему надежды сыну самые лучшие условия для тренировок, самых опытных инструкторов, самую надежную технику. Все это очень скоро дало замечательный и вполне естественный результат. В 1977 году Айртон стал чемпионом Южной Америки по картингу.

Для остановки — нет причин

К 1980 году Айртон выиграл в латиноамериканском картинге все возможные призы и титулы и в поисках новых перспектив перебрался в Европу. Еще через год он женился на Лилиан Вашконселуш. Она была отнюдь не топ-моделью, а гонщицей-картингисткой, и познакомились молодые люди на треке. Брак этот был непродолжительным. Супруги, не прожив вместе и года в арендованном бунгало в Норвиче, разошлись как в море корабли. Незадолго до женитьбы отец Айртона настоял на поступлении сына в школу бизнеса в Сан-Паулу. Но постижение премудростей экономики и научно обоснованных методов зарабатывания денег оказалось скучным делом, и отец в конце концов с миром отпустил его в Европу завоевывать мир автоспорта.

Вскоре Айртон благодаря протекции и финансовой помощи отца получил место в команде «Ван Дейман», участвовавшей в «Формуле-Форд-1600». Свою первую гонку в новом качестве Айртон закончил пятым, вторую — третьим. А когда уже через неделю он выиграл гонку — на мокрой трассе в Брэндз Хэтч, босс «Ван Дейман» Деннис Рушен, наблюдавший победу Айртона, предложил ему контракт в две тысячи фунтов стерлингов на участие в соревнованиях «Формула-Форд-2000». Именно тогда Деннис Рушен впервые назвал его Человеком дождя. Впоследствии спортивные комментаторы и пресса часто использовали этот эпитет, отмечая великолепную технику и отчаянное бесстрашие гонщика во время езды по мокрому от дождя треку.

Триумфальное шествие юноши по мировым гоночным трассам предварил один малозаметный, но значимый эпизод. В Бразилии картингиста Айртона знали под фамилией отца — да Сильва. Чтобы сделать свое имя более звучным и легко запоминающимся для европейцев, Айртон взял фамилию матери. Теперь восходящую звезду называли Айртоном Сенной, предрекая пилоту долгое и яркое будущее на спортивном небосклоне. Эксперты и болельщики ошиблись в одном — звезда Сенны была сверхновой и, ярко вспыхнув, быстро погасла.

Дорога славы

В 1983 году Айртон Сенна выиграл британское первенство «Формулы-3», и им тут же заинтересовались владельцы команд «Формулы-1». Он прошел тестирование в «МакЛарен», «Брэдхэм» и «Вилльямс», но предложенные здесь контракты отклонил. В 1984 году Сенна оказался в менее знаменитой «Толеман». Такой выбор объяснялся просто: везде и всегда Сенна хотел быть лидером и не терпел рядом с собой других звезд-конкурентов. В 1984 году, стартовав на «Толеман TG184», Сенна трижды поднимался на подиум. Великолепная дождевая гонка в Монако и два третьих места в Англии и Португалии поставили его в один ряд с лучшими спортсменами мира.

Через год Сенна переходит в команду «Лотос» — одну из сильнейших в «Формуле-1». На втором этапе чемпионата в португальском Эшториле под проливным дождем Айртон одерживает свою первую победу в Гран-при. Осенью в Спа он выигрывает еще один Большой приз, и снова во время гонки идет дождь. После финиша Человек дождя не может сдержать эмоций:

— Я счастлив, черт возьми, что добрался до финиша живым.

Тем не менее после проявленных чудес храбрости Сенна стал четвертым в первенстве пилотов.

1986 год не принес особенных изменений в положении Айртона Сенны на чемпионате мира. После выигранных гонок в Хересе и Детройте он вновь четвертый. На Гран-при Испании весь мир увидел, насколько неудержим темперамент бразильца и как велико его желание выиграть любой ценой. На последнем этапе Гран-при Сенна шел третьим, проигрывая Просту и Пике. Он предпринимал отчаянные попытки достать лидеров, все чаще рискуя машиной и жизнью. На одном из поворотов он допустил неточность, и его черный «Лотос» вылетел за пределы трассы. Мотор не заглох, и бразилец попытался вернуться на асфальт, но колеса бешено вращались на месте — машина прочно сидела на брюхе. Он жестами призывал маршалов помочь ему выбраться на дорогу. Но те были невозмутимы: по правилам, если остановившийся автомобиль не служит препятствием другим гонщикам, никто не имеет права помогать ему сдвинуться с места. Наконец Сенна заглушил мотор, выбрался из кокпита и, подбежав к ближайшему судье, ударил его по лицу. В ответ ФИСА пригрозила драчуну дисквалификацией, а Сенна со слезами на глазах уверял журналистов и судей, что такого безобразия более не повторится.

В 1987 году Сенна закончил сезон уже третьим, а в 1988-м, после перехода в команду «МакЛарен», пришпоренный соперничеством с Алленом Простом, он завоевал титул чемпиона мира. Тогда же побежденный Прост произнес в адрес соперника:

— Айртон — самый быстрый и самый профессиональный коллега по команде, которого я когда-либо знал. Лучше, чем Ники Лауда, Кеке Росберг или Стефан Юханссон. С утра он первым выезжает на трассу, а вечером покидает ее последним. Он живет чемпионатом мира, думает о нем двадцать четыре часа в сутки и, мне кажется, только его и видит во сне. Порой это меня злит, поскольку я охотней сыграл бы в гольф или как-нибудь еще отдохнул... Нет, если кто-то хочет победить Сенну, он должен всецело посвятить себя спорту...

В 1989 году соперничество Сенны и Проста дошло до того, что бразилец и француз перестали здороваться. А на гонке в Сузуке, Япония, после того как Прост переиграл Сенну, последний настолько разнервничался, что нарушил сразу восемь пунктов правил и был дисквалифицирован. Но уже в 1990 году в том же Сузуке Сенна отдал все долги, победив Проста и став двукратным чемпионом мира. В 1991 году Сенна в третий раз завоевал высший мировой титул — последний в его карьере.

В течение двух последующих лет первое место уплывало из рук Сенны главным образом потому, что автомобиль «МакЛарен», который пилотировал бразилец, не мог на равных конкурировать с великолепными образцами «Вилльямс», снабженными активной подвеской и мотором «Рено». Поэтому в 1994 году Сенна перешел в команду «Вилльямс», и весь спортивный мир был уверен: теперь ничто не помешает бразильскому гонщику в четвертый раз взойти на высшую ступень пьедестала почета. Вряд ли тогда кто-то мог предположить, что переход в новую команду и смена автомобиля принесут Айртону Сенне не лавры победителя, а страшную катастрофу и преждевременную смерть.

Конец дороги

Это случилось утром 1 мая 1994 года. Трек в Имоле, городке Северной Италии, готовился унести еще одну жизнь. Первым в 1982 году там разбился канадец Жиль Вилльнев. Вторым 30 апреля 1994 года погиб австриец Роланд Раценбергер, который потерял контроль над своим «Симтеком» и на скорости триста сорок километров в час врезался в бетонную стену.

После гибели Раценбергера на место трагедии пришли гонщики. Пилот Герхард Бергер видел среди них и Айртона Сенну.

— Он был странно задумчив, — рассказывал потом Бергер. — Мне казалось, что его трясет. Каждый из нас тогда ощутил, как близко стоит рядом с нами смерть.

За день до смерти Айртона мучили мрачные предчувствия. В интервью, опубликованном за несколько часов до последней гонки, он говорил, что машина плохо слушается руля на крутых поворотах имольского трека.

Утром 1 мая Сенна начал гонку в своей обычной агрессивной манере. На седьмом круге его машина резко вильнула в сторону и на скорости двести двадцать километров в час ударилась о бетонное заграждение поворота Тамбурелло. Камера ехавшего следом Шумахера зафиксировала, как разлетались по трассе обломки изувеченной машины.

Бразильца не спас шлем. Правая подвеска сломалась, и стальной рычаг пробил стык шлема, раздробил кости черепа и проник в мозг. В больницу Айртона доставили в глубокой коме. Врачи сделали все, но спасти бразильского гонщика не смогли.

До сих пор не многим известно, что в последние мгновения зафиксировала камера, установленная на машине Сенны. Ни одна телекомпания так и не показала эту видеокассету. Тем не менее она существует. Бразильский канал «Глобо ТВ» заявил, что имеет доказательства существования этой пленки. А на записи, которую представили в суде руководители команды «Вилльямс», камера странным образом перестает работать за секунду до удара.

Что было скрывать владельцу команды Фрэнку Вилльямсу и его коллегам? Почему долгое время суд просматривал запись аварии в стандарте VHS, а не в новом стандарте Beta, который дает лучшее изображение? Возможно, потому что запись в новом стандарте четко показывает один неприятный для «Вилльямса» факт: вертикальное движение руля автомобиля Сенны.

Между тем, как считают специалисты, вертикальное движение с амплитудой в пять сантиметров свидетельствует о том, что во время гонки рулевая колонка машины Айртона сломалась. Для «Вилльямса» такая трактовка неприемлема. Технические представители команды заявили: «За несколько недель до гонки в Имоле мы заново сварили рулевую колонку. Она не могла сломаться». Однако после переделки колонка представляла собой стальной стержень с диаметром средней части не двадцать два, а восемнадцать миллиметров. Это сделали, чтобы освободить больше места для ног гонщика. Скорее всего, металл не выдержал, и стальной стержень сломался, превратив машину в неуправляемый железный ящик на колесах. Если так, то Фрэнк Вилльямс лицемерил, когда сказал:

— Мы, возможно, так никогда и не узнаем, что тогда случилось.

На суде ответчики— руководители команды «Вилльямс» и хозяева трека в Имоле — валили вину друг на друга. Фрэнк Вилльямс говорил о плохом состоянии трассы, приведшем к смерти их лучшего гонщика. Директор трека Бендинелли обвинял технический персонал «Вилльямса» в конструктивных недоработках машины Сенны. Адвокаты обеих сторон работали безупречно. В результате...

— Авария произошла по невыясненным причинам!..

Таков был окончательный вердикт. Когда судья Антонио Констанцо зачитывал решение суда, обвиняемые пожимали друг другу руки, улыбались, поздравляли с победой. Итальянский суд постановил снять со всех обвинения в непредумышленном убийстве.

Гонщики «Формулы-1» до сих пор не верят, что причину гибели Айртона Сенны невозможно установить. Выявить истину мешали влиятельные лица, которые сделали все, чтобы тайна аварии никогда не открылась. Впрочем, даже если подлинная причина гибели гонщика будет установлена, его самого этим не вернуть, как и не предотвратить в будущем катастрофы и человеческие жертвы на гонках «Формулы-1». Как сказал капитан команды «Бенеттон» Флавио Бриаторе:

— Смертельный исход, как ни прискорбно, является частью нашей игры...


Дата публикации: 22 января 2025

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~Be7hN


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
17423955
Александр Егоров
3700254
Татьяна Алексеева
1065474
Татьяна Минасян
501984
Яна Титова
284100
Светлана Белоусова
234323
Татьяна Алексеева
231462
Валерий Колодяжный
227234
Сергей Леонов
225942
Наталья Матвеева
223868
Борис Ходоровский
200983
Павел Ганипровский
180091
Наталья Дементьева
130948
Павел Виноградов
127178
Сергей Леонов
114712
Редакция
107896
Сергей Петров
99098
Виктор Фишман
98244
Станислав Бернев
95892