СПОРТ
«Секретные материалы 20 века» №26(542), 2019
Кубок Кремля: зеркало российской жизни
Борис Ходоровский
журналист
Санкт-Петербург
16633
Кубок Кремля: зеркало российской жизни
Юрий Лужков с финалистками Кубка Кремля-2007

В этом году международный теннисный турнир Кубка Кремля отметил юбилей. Соревнования прошли в 30-й раз. Впервые турнир покинул спорткомплекс «Олимпийский», где прописался еще в советские времена. Построенную к Олимпиаде-80 арену закрыли на реконструкцию, а теннисистов приютил ледовый дворец «Крылатское». Кубок Кремля справедливо называют зеркалом российской жизни. Вместе со страной теннисный турнир пережил смену общественного строя, дефолты и перепады интересов элиты. 

В «Олимпийский» за аспирином

Сегодня многие удивятся, узнав, что на первый Кубок Кремля в 1990 году зрителей заманивали дефицитной в советские времена упаковкой аспирина немецкого производств. Идея проведения теннисных соревнований мирового уровня в СССР принадлежала швейцарскому бизнесмену иранского происхождения с израильскими корнями Сассону Какшури и американскому адвокату, известному в прошлом теннисисту Юджину Скотту. В конце 80-х это казалось чистым безумием. Из всего высшего руководства страны (вопрос о проведении соревнований решался именно на таком уровне) поддержал идею только тогдашний председатель Совета Министров РСФСР Иван Силаев. 

Не только для болельщиков, получавших при предъявлении билета качественные медикаменты западного производства, подобные соревнования были в новинку. Советской номенклатуре Какшури и Скотт продемонстрировали новые ценности, которые всего через несколько лет стали нормой жизни российской элиты. Ведь теннисный турнир – это не только и не столько соревнования мастеров большой ракетки, разыгрывающих призовые и рейтинговые очки. Соревнованиям сопутствуют обширные деловые, культурные, развлекательные программы. И в кулуарах состязаний частенько решались серьезные деловые и политические вопросы. Для Запада подобный подход был привычен, для Советского Союза – в диковинку. 

Одной из самых больших проблем на первом Кубке Кремля была организация VIP-ресторана. В советской столице и понятия такого не существовало. Знали только закрытые распределители и интуристовские точки питания. Куда только ни обращались организаторы турнира, от Кремлевского Дворца Съездов до кооператоров. В результате из Цюриха в Москву был выписан Роман Бихлер, специализирующийся на ресторанном бизнесе. Первоначально он собирался все организовать на месте и привезти из Швейцарии только фартуки для официантов, но вынужден был привезти все, от продуктов до обслуживающего персонала. 

В 1990-м в распоряжении организаторов был единственный телефон для международной связи, по которому дозванивались до Нью-Йорка или Цюриха в течение часа, но уже через несколько лет на смену ему пришла система спутниковой связи. Важную роль в становлении турнира сыграла поддержка со стороны высших руководящих структур. Почетным председателем турнира долгое время был первый президент России Борис Ельцин. Хотя мозгом и сердцем Кубка Кремля все это время был Шамиль Тарпищев, игравший в середине 90-х годов не последнюю роль в принятии российским руководством ключевых решений. 

Чисто российский проект

Именно в это время Кубок Кремля окончательно перешел под российскую юрисдикцию. В 1995-м Национальный фонд спорта выкупил у основателя турнира Сассона Какшури права на соревнования, а летом 1997-го, когда у НФС уже начались трудности, он безвозмездно передал Кубок Кремля Всероссийской теннисной ассоциации с последующей передачей в управление закрытому акционерному обществу. В его состав с равными долями вошли ВТА, правительство Москвы, Олимпийский комитет России и в знак признания былых заслуг господа Какшури и Скотт. 

«Отбить» расходы на проведение такого мероприятия, как теннисный турнир, в российских реалиях чрезвычайно сложно. «В Европе или США соревнования, подобные Кубку Кремля, уже через несколько лет существования могли бы приносить прибыль в 5–6 миллионов долларов. У нас об этом можно только помечтать», – разоткровенничался в беседе с автором этих заметок председатель совета директоров московского турнира Шамиль Тарпищев. 

На Западе расходная часть бюджета в значительной степени покрывается доходами от продажи билетов и VIP-программой. В России же своя специфика. При средней цене билетов в 200 долларов только за счет этого Кубок Кремля мог бы выйти в плюс, но организаторы вынуждены считаться с покупательской способностью населения. Хотя еще в начале нынешнего века на билетной программе директорат московского турнира зарабатывал около миллиона долларов. 

Свою специфику в России имеет и VIP-программа. Завсегдатаи Кубка Кремля всегда готовы воспользоваться всеми причитающимися «особо важным персонам» льготами, но не хотят за них платить. Во Франции национальная теннисная федерация, получая приглашения на «Ролан Гаррос», вносит за каждого своего гостя около 100 евро. В Москве же директорат турнира просто забирал все пропуска на VIP-трибуны и в VIP-ресторан.

Дефолт 1998 года заставил организаторов Кубка Кремля задуматься. В тот год пришлось урезать некоторые статьи расходов, обойтись без широкой рекламной кампании, значительно сократить развлекательные мероприятия, но отказаться от халявы организаторы не смогли. В дни Кубка Кремля в спорткомплекс «Олимпийский» устремлялась вся деловая, политическая и бизнес-элита Москвы и сопутствующая ей тусовка. 

На трибуне VIP в дни финалов припозднившиеся к началу матча обладатели заветных билетов вынуждены сидеть в проходах. Часть «особо важных персон» сразу же направлялась в рестораны и иногда даже бросала взгляд на большие экраны, где транслировались теннисные поединки. При этом серьезные вопросы решались за чашкой официального чая или кофе. Некоторые предпочитали официальное пиво. Производители безалкогольных напитков бились за право получить подобный статус, пополняя бюджет Кубка Кремля. Производители напитков покрепче просто поставляли их в VIP-рестораны. 

Тусовка была знатной. Как шутили в Москве, в «Олимпийском» на Кубке Кремля самые длинные шубы надеты на самые короткие юбки. В лихие 90-е там собирался весь деловой и политический бомонд, привлекая соответствующий эскорт. Будущий кандидат в президенты России Ксения Собчак призналась, что бриллианты, поразившие ее воображение, она впервые увидела в «Олимпийском». 

Теннисные леди не оправдали надежд

На рубеже ХХ и XXI веков Кубок Кремля занял достойное место в нише теннисного бизнеса и вышел на определенный пик. Рассчитывать на дальнейший прогресс московскому турниру было практически невозможно. В мире существует четкая иерархия мужских теннисных соревнований: четыре Больших шлема, девять соревнований из серии Masters и далее по нисходящей – турниры серии «500» и «250» в зависимости от призового фонда. 

Только, даже увеличив его на несколько миллионов, поднять статус невозможно. Для этого какие-то соревнования должны пойти на понижение или даже прекратить существование из-за финансовых трудностей. В свое время Москва получила «бесхозный» турнир в подарок от южноафриканского Йоханнесбурга, но сейчас на подобную щедрость рассчитывать не приходится. 

Руководители российского тенниса попытались решить проблему с помощью женщин. В 1996 году пошел первый женский Кубок Кремля, в 2000-м ему был придан высокий статус, а сроки совмещены с датами проведения мужских соревнований. Были объединены дирекции двух соревнований с сохранением необходимой для контактов с международными организациями автономии, менеджмент, а общий бюджет вырос до восьми миллионов долларов. Сделано это было с дальним прицелом. 

Спаренных турниров в календаре не так уж много, и именно у них больше всего шансов получить добро на повышение в статусе. К тому же женский Кубок Кремля проходил под эгидой WTA. Эта ассоциация отвечает за все соревнования с участием теннисисток и обеспечивает элитным турнирам, в категорию которых попал московский, звездный состав. 

Поначалу ставка на теннисных леди срабатывала. В Москву приезжали действительно сильнейшие теннисистки мира, среди которых к тому же было немало российских. В начале 2000-х два года подряд титул завоевывала Анастасия Мыскина, а чего стоит финал 2007 года, в котором Елена Дементьева обыграла саму Серену Уильямс! 

По-прежнему в фаворе были и российские теннисисты. Пять раз подряд Кубок Кремля выигрывал Евгений Кафельников, трижды выигрывал турнир Николай Давыденко, по разу Михаил Южный и Игорь Куницын. Лишь Марату Сафину, который дважды выигрывал St. Petersburg Open, в родном городе не довелось победить. 

Очередная реформа календаря WTA привела к тому, что Кубок Кремля стал последним турниром регулярного сезона. Элитные теннисистки либо отказывались приезжать в Москву, либо приезжали и валяли на кортах дурака. Понять их было можно: итоговый турнир, который стартовал на следующей неделе после Кубка Кремля, проводился в Азии. Все спешили отправиться туда, чтобы акклиматизироваться. 

Ренессанс в «Крылатском»

Только даже не это стало главной проблемой. Теннис утратил статус «президентского» вида спорта. Желающие занять места на VIP-трибуне и в VIP-ресторане отправились на дзюдо, а настоящие поклонники спорта – играть в Ночную хоккейную лигу. Да и мэр Москвы Сергей Собянин. в отличие от своего предшественника Юрия Лужкова, теннисом не интересовался. И сразу же директорат турнира столкнулся с большими проблемами при привлечении спонсоров. 

Да и российский теннис переживал не лучшие времена. Поколение Кафельникова, Сафина, Давыденко и Южного сошло, а смена не подросла. В результате в финале мужского Кубка Кремля играли теннисисты, которые на рубеже веков и в квалификации не смогли бы добыть путевку в основной турнир. При всем уважении к боснийцу Дамиру Джумхуру, литовцу Ричардасу Беранкису или бразильцу Томасу Белуччи, к числу элитных игроков они никогда не относились. 

Начались даже разговоры о том, что нужно, пока есть спрос, продавать лицензию. Благо сегодня каждый китайский мегаполис стремится заполучить теннисный турнир и готов за это хорошо заплатить. И все же не зря Кубок Кремля называют зеркалом российской жизни. Одним из признаков роста благосостояния страны стало появление нового поколения теннисистов. Два года подряд титул в Москве завоевывали хозяева. Сначала Карен Хачанов, затем Андрей Рублев. 

В этом году впервые лет за десять все билеты на решающие матчи были проданы за несколько недель до начала турнира. Правда, после того, как блеснувший в нынешнем сезоне Даниил Медведев отказался от участия, сославшись на усталость, из брони что-то выбросили в открытую продажу, но дешевле чем за 10 тысяч рублей ничего не было. Вновь возникла проблема лишнего билетика на VIP-трибуну, вновь нужно было заранее занимать столик в VIP-ресторане, а возможно, будущая претендентка на пост президента России смогла оценить блеск бриллиантов. 

Сегодня дефицитные в советские времена лекарства можно приобрести в любой аптеке. В Москве VIP-ресторанов больше, чем студенческих столовых. А Кубок Кремля, отметивший 30-летие, по-прежнему хороший теннисный турнир, где можно увидеть мастеров большой ракетки.


Дата публикации: 29 ноября 2019

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~dCaQe


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
11176013
Александр Егоров
1291076
Татьяна Алексеева
945635
Татьяна Минасян
474041
Яна Титова
278589
Светлана Белоусова
231084
Татьяна Алексеева
222959
Сергей Леонов
222168
Наталья Матвеева
205827
Валерий Колодяжный
203876
Борис Ходоровский
198978
Павел Ганипровский
177527
Наталья Дементьева
129008
Павел Виноградов
124743
Сергей Леонов
114062
Редакция
100662
Виктор Фишман
97617
Сергей Петров
93288
Станислав Бернев
88672