Почему Франкенштейн страшнее пандемии?
ЖЗЛ
Почему Франкенштейн страшнее пандемии?
Наталья Дементьева
журналист
Санкт-Петербург
828
Почему Франкенштейн страшнее пандемии?
Опыт по «оживлению» трупа

Компания золотой молодежи отдыхала на роскошной вилле в Швейцарии. Скука была смертная. Вид на Женевское озеро наводил тоску. Дождь лил целыми днями, несколько раз выпадал снег. В Европе и Северной Америке 1816 год назвали «годом без лета». Причиной аномального холода стало извержение вулкана Тамбора в Индонезии. Чтобы скоротать ненастные дни, молодые люди много пили, занимались любовью и рассуждали о сверхъестественном.

ОЖИВШАЯ ВЕРМИШЕЛЬ ДОКТОРА ДАРВИНА

Владельцем швейцарской виллы «Диодати» был лорд Байрон. После развода с женой поэт покинул Англию, чтобы укрыться от скандальной славы кутилы и соблазнителя женщин. Однако одна из его любовниц Клер Клермонт последовала за ним. «Что я мог сделать? Глупая девушка, несмотря на все, что я ей наговорил, преодолела 800 миль, чтобы увидеть меня», — жаловался Байрон. Клер уговорила свою сводную сестру Мери Уолстонкрафт Годвин и ее любовника Перси Шелли поехать к Байрону вместе с ней.

Гениальные поэты Байрон и Шелли были властителями дум своего поколения. Они прославляли свободу как высшую ценность. Народы должны быть свободны от тиранической власти, человек должен обрести свободу в сопротивлении злу, а для этого разум должен быть свободен от мракобесия и открыт всему новому и необычному. В швейцарском уединении Байрон и Шелли философствовали, пытаясь заглянуть за грань между жизнью и смертью, из-за которой нельзя вернуться. А может быть, все-таки можно?

Исследования преподавателя Болонского университета Луиджи Гальвани наглядно показывали, что мертвое можно оживить. Опыты по «животному электричеству» с огромным успехом демонстрировались в лондонских театрах. К лягушечьему трупу подносили источник электричества, и мертвая лягушка начинала дергать лапками.

18 января 1803 года племенник Гальвани Джованни Альдини показал лондонской публике уникальное зрелище «Электрические пляски». Зрители могли увидеть, как Альдини «оживляет» тело человека. Для «оживления» ученый воспользовался трупом Джорджа Форстера, повешенного за убийство жены и дочери. Английские законы позволяли проводить опыты над трупами преступников, надругательство над телом казненного считалось дополнительным наказанием за грехи.

Альдани присоединил один электропроводящий стержень ко рту трупа, а другой — к уху: «Восстановилось тяжелое конвульсивное дыхание, глаза открылись, губы зашевелились, и лицо убийцы стало корчить странные гримасы. Один из ассистентов от ужаса лишился чувств». Дальнейшее повергло зрителей в шок. Альбини ввел один стержень в ухо, другой — в прямую кишку: «Это привело к такому сильному сокращению мышц, что создалось впечатление оживления организма».

Эразм Дарвин пошел в своих исследованиях другим путем. Доктор Дарвин прославился как врач, способный победить любую болезнь, и как ученый, пытающийся вдохнуть жизнь в неживые субстанции. Он разработал некую пасту, насыщенную белками, в которой, по его мнению, могла зародиться жизнь.

Мери слушали беседы Байрона и Шелли с упоением. Правда, она поняла их по-своему, по-женски. Байрон говорил о создании белковой пасты, а Мери поняла, что речь идет о вермишели. В дневнике она написала: «Эразм Дарвин долгое время хранил в пробирке кусок вермишели и однажды с удивлением обнаружил, что она приобрела способность двигаться». Для человека творческого склада не важно, паста или вермишель начали двигаться, важен сам факт чуда, превращения мертвого в живое. Воскресшие мертвецы, призраки, привидения — это великолепная тема для полета литературной фантазии.

КОНКУРС ЛЮБОВНИКОВ

16 июня 1816 года лорд Байрон предложил присутствующим написать повести, которые «обращалась бы к тайным страхам и вызывали нервную дрожь, такую, чтобы читатель боялся бы оглянуться назад, чтобы у него стыла кровь в жилах и громко стучало сердце». Клер Клермонт идея не вдохновила. Она была беременна от Байрона и думала о новой жизни, которая зарождалась в ней вполне естественным образом. Клер волновали обычные женские вопросы: женится ли на ней Байрон, будет ли он обеспечивать ребенка? Положение ее сестры Мери Годвин тоже было сложным. Ее возлюбленный Перси Шелли оказался связан узами брака. В марте 1815 года Мери родила мальчика, который прожил всего две недели.

Вполне возможно, что фантазии о выдуманных ужасах помогли молодой женщине пережить ужасы реальной жизни. Мери размышляла о том, что «быть может, удастся оживить труп, явление гальванизации позволяло на это надеяться, быть может, ученые научатся создавать отдельные органы, соединять их и вдыхать в них жизнь, удастся оживить труп». Темной-темной ночью, когда в окно стучали огромные тяжелые дождевые капли, Мери положила голову на подушку, но не заснула, а просто задумалась: «Глаза мои были закрыты, но я каким-то внутренним взором необычайно ясно увидела бледного последователя тайных наук, склонившегося над созданным им существом. Я увидела, как отвратительное существо сперва лежало неподвижно, а потом, повинуясь некоей силе, подало признаки жизни и задвигалось. Я не сразу прогнала ужасное наваждение. И тут меня озарила мысль, быстрая как свет и столь же радостная:

— Придумала! То, что напугало меня, напугает и других; достаточно описать призрак, явившийся ночью к моей постели!»

Ночной кошмар обрел плоть и кровь. История о том, как ученый Виктор Франкенштейн сшил части трупа и оживил монстра, была опубликована в 1817 году. Роман «Франкенштейн, или современный Прометей» пользовался ошеломляющим успехом. Лорд Байрон был поражен, что произведение вышло «удивительное для девочки девятнадцати лет. Нет, тогда ей еще не было девятнадцати».

ПАНДЕМИЯ-2092

Радость и горе, как две неразлучные подруги, всю жизнь следовали за Мери по пятам. В декабре 1816 года Мери Уолстонкрафт Годвин и Перси Биши Шелли поженились. Брак стал возможен, поскольку жена Шелли покончила жизнь самоубийством. Супружество не принесло безоблачного счастья, их дети, Уильям и Клара, умерли в младенческом возрасте. 1 июля 1822 года Шелли, не умевший плавать, отправился в морское путешествие. Шхуна попала в шторм и перевернулась. Тело поэта выбросило на берег через несколько дней. 19 апреля 1824 года на 37-м году жизни от лихорадки скончался Джордж Байрон…

Почему так рано уходят лучшие? Почему мир так жесток к человеку и возможна ли гибель всего человечества? Эти вопросы Мери Шелли пыталась осмыслить в фантастическом романе «Последний человек», действие которого начинается в 2073 году.

Писательница посчитала, что мир далекого будущего не будет отличаться от современной ей Англии. В 2073 году люди по-прежнему ездят в экипажах и верхом на лошадях, бороздят моря на парусных судах, а величайшим изобретением является воздушный шар, размахивающий огромными крыльями. Для Мери Шелли технические новинки не важны, ведь ее роман о любви, но любовные истории разворачиваются на фоне грандиозных политических преобразований и мировых катастроф. Самым главным событием 2073 года станет падение монархии в Англии.

Став республикой, Британия процветает до 2092 года, но неожиданно начинается пандемия непобедимой болезни: «Неясно было главное: как зарождается эпидемия и как она распространяется; если по воздуху, то зараженным оказывается и сам воздух. Однако люди, которые занесли заразу в один город, не заразили ею другой. Точно так же любой человек может девяносто девять раз избежать ее, а в сотый раз погибнуть, ибо тело наше иногда в состоянии сопротивляться заразе, а иногда с готовностью ей поддается».

Пандемия охватывает весь мир. Все усилия людей обречены на неудачу. Карантины и медицина абсолютно бесполезны. Социальные институты рассыпаются при соприкосновении с хаосом. За восемь лет человечество погибает. В живых остается только один человек, главный герой романа Лайонел Вернэ. Он записывает мрачную историю финала человеческой цивилизации в надежде, что кто-нибудь ее прочтет и поймет, что эпидемия — не стечение роковых обстоятельств, что она случилась не по воле Божьей. Человечеству некого винить в своих бедах, кроме самого себя.

Успеха у читателей «Последний человек» не имел. Современники называли роман «очередной страшной сказкой». Однако в наше время произведения Мери Шелли актуальны как никогда. Сегодня у Франкенштейнов есть реальные возможности для создания монстров, способных погубить человечество.


21 июля 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
89098
Виктор Фишман
71253
Сергей Леонов
65833
Борис Ходоровский
63376
Богдан Виноградов
50344
Дмитрий Митюрин
38141
Сергей Леонов
34258
Роман Данилко
32059
Борис Кронер
22011
Светлана Белоусова
20493
Наталья Матвеева
19929
Светлана Белоусова
19614
Татьяна Алексеева
18455
Дмитрий Митюрин
18297
Татьяна Алексеева
17544
Александр Егоров
16993