ЖЗЛ
«СМ-Украина»
Художник — сын военных поселенцев
Валерий Дмитерко
журналист
Киев
27059
Русский художник Илья Репин очень любил свою родину, Украину, и свой родной город — Чугуев. В письме профессору Харьковского университета Дмитрию Багалею в 1907 году он писал: «Ах, Слободская Украина, у меня к ней все больше и больше — род недуга делается — тоска по родине. Я даже начал писать свои впечатления детства: время украинского военного поселения». В книге воспоминаний Репина «Далекое близкое», первые главы которой начали печататься в 1908 году, оживают картины детства и юности художника. ПОСЕЛЕНИЕ «СВЕДЕНЦЕВ» Датой основания Чугуева принято считать 1638 год. Именно тогда многочисленный отряд казаков, восставших против польского гнета под руководством гетмана Якова Остряницы, потерпев поражение в одной из битв, ушел на Левобережную Украину. Белгородский воевода поселил их в Чугуеве, поручив строить крепость для защиты южных границ от набегов крымских татар. В 1641 году сюда были переселены 400 стрельцов и казаков, а в 1696-м — полторы тысячи калмыков. Селили тут и ссыльных, и каторжан, и взятых в плен пруссаков (во время Семилетней войны). Чугуевцев так и называли — «сведенцами», то есть людьми, собранными из разных мест. Население занималось земледелием, скотоводством, рыболовством, пчеловодством. (Но это в мирное время, так как в случае войны мужчины в полной экипировке выходили на боевую службу.) На пяти тысячах десятин был заложен «государев виноградный сад». Близ Чугуева в те времена имелись обширные шелковичные плантации. Тончайший шелк, вытканный на фабриках, поставляли царскому двору. В Москву шли мед и воск с государственных пасек. Недалеко от города, в Печенегах, были организованы царские охотничьи угодья — «государевы ловы», где водились олени, косули, дикие кабаны, медведи. Пользовались спросом в Москве и в новой Северной столице — Петербурге — изделия чугуевских мастеров: фаэтоны, коляски, дрожки. За сквером, зеленеющим рядом с центральной площадью города, когда-то располагался дворец, в котором останавливался царь, приезжавший в Чугуев на военные парады. С этого места, с высокого крутого холма, открывается живописный вид на голубую ленту реки Северский Донец, на неоглядные леса. Далеко на востоке чуть видны строения села Малиновки, того самого, известного нам по непревзойденному фильму-оперетте Б.А. Александрова «Свадьба в Малиновке», либретто для которого создал в 1937 году харьковский писатель Л.А. Юхвид. С 1817 по 1858 год Чугуев являлся центром шести округов военных поселений, созданных в 1810 году по распоряжению Александра I. Здесь же расквартировывался Чугуевский полк. В 1819 году центральная площадь стала местом расправы над жителями военных поселений, посмевшими восстать против тирании и тупой солдатской муштры. Восстание, как пожар, охватило территорию, на которой проживало более 28 тысяч человек (военные поселения Волчанска, Змиева, Базалевки, Гракова, Печенег) и грозило перекинуться на другие губернии России. Правительственные части жестоко подавили мятеж, были арестованы 2 003 участника восстания, 275 человек подверглись смертельному наказанию — 12 тысячам ударов шпицрутенами. Карательными акциями руководил сам граф Аракчеев. Но дух восставших не был сломлен, родители, посылая сынов на лобное место, заклинали их не просить пощады. Чугуевские события опосредованно вошли в ткань произведения Гоголя «Тарас Бульба». РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ — НАЧАЛО НАЧАЛ… К военным поселянам относилась и семья Репиных. Будущий великий художник Илья Репин родился 5 августа 1844 года. Его отец, Ефим Васильевич, служил рядовым Чугуевского уланского полка. Более четверти века он с честью выполнял свои обязанности, имел боевые награды, служил в составе Чугуевского полка в Персии, Турции, Молдавии, на Кавказе, в Крыму. Мать живописца — Татьяна Степановна — была дочерью военного поселянина Бочарова. Женщина волевая, умная, и в то же время отличавшаяся добротой, она оказалась великолепной хозяйкой. Во время военных походов полка, в отсутствие мужа, эта женщина несла на своих плечах все тяготы, выполняла казенные повинности, шила шубы на заказ, воспитывала четырех детей. На ее могиле в Чугуеве теперь стоит памятник, выполненный по эскизам Ильи Ефимовича Репина. В то время, когда в семье появился второй ребенок (первой была дочь — Устя), родители Ильи не имели своего дома и ютились в маленьком флигеле на усадьбе бабушки, в пригородной слободе Осиновке. Дом считался богатым: хлебопашеством Репины не занимались, а состояли на положении торговцев и промышленников. Бабушка держала постоялый двор, а отец, Ефим Васильевич, вместе с братом «дядей Иваней», торговали лошадьми. Вскоре родители будущего живописца отделились от бабушки и построили новый дом — также в Осиновке на берегу Донца, под Гридиной горой. В этой усадьбе протекали детство и юность Ильи Репина. Здесь будущий художник впервые почувствовал непреодолимую тягу к творчеству, создал свои первые работы: лепил лошадей из воска, вырезал фигурки из бумаги, рисовал розы среди темной зелени, портреты родных и знакомых. Детство, прошедшее на берегу Донца, осталось для художника навсегда дорогим воспоминанием. Мать, Татьяна Степановна, первый советчик и друг, любила поэзию, понимала красоту природы и сама учила своих детей. Эту своеобразную школу посещали и соседские ребятишки. По большим церковным праздникам маменька водила Илюшу в Кочеток — близлежащий поселок, сразу за Малиновкой. Много позднее, в 1876-1877 годах, художник снова увидит Крестные ходы и напишет первые варианты знаменитой картины. Чугуев в то время стремительно менял свой облик и планировку. Вырубались виноградники, яблоневые и вишневые сады, сносились мазанки под соломенной крышей. На их месте, на Дворянской улице, возводились офицерские особняки, склады, школа кантонистов (детей военных поселян). На улицах Солдатской, Николаевской, Никитинской росли как грибы одноэтажные каменные домики, каждый из которых имел треугольный фронтон и три окна на улицу. Эти здания были одинаковыми до такой степени, что, как шутил Репин, даже голуби часто ошибались двором. Дома (каждый в отдельности — пункт обороны) соединялись между собой кирпичными заборами с нишами внизу, которые могли служить бойницами. Жизнь поселян Чугуева строго регламентировалась — мужчины несли 25-летнюю солдатскую службу и занимались крестьянской работой, женщин также привлекали к казенным работам, мальчики, подрастая, учились в военных школах и с 18 лет пополняли ряды армии. Над всем царил дух казенщины, военной дисциплины, страха телесных наказаний… ПЕРВЫЕ КРАСКИ На краю родной Осиновки стоял дом дяди Репина — поселенного начальника Федора Степановича Бочарова. Там всегда было весело: собирались братья — родные и двоюродные, двоюродные сестры (Устя умерла в 1857 году), их подруги. В огромном фруктовом саду, в беседке под калинами, танцевали босиком, чтобы не портить обувь, или слушали сказки, которые рассказывал Трофим Чаплыгин, двоюродный брат Репина. Этот юноша очень любил рисовать и первым познакомил Илюшу с искусством живописи, подарил ему кисти и краски. В Чугуеве имелись хорошие живописцы, и мальчику, наделенному талантом, живыми и пылкими чувствами, хорошей памятью и ярким воображением, было у кого развивать свое дарование. Особенно восхищали Илью Репина — и в детстве, и в последующие годы — иконы в Осиновской церкви. Деревянная церковь стояла уже в XVII веке, а после перестройки ее украсили новыми образами. Там были работы Бунакова (впоследствии учителя Репина), Шаманова, Триказова, молодого Персанова, которого великий художник называл «Рафаэлем Чугуева». Кроме икон чугуевские живописцы работали в жанре портрета, бытовой картины, натюрморта. Осиновская церковь, к сожалению, не сохранилась, но многие произведения чугуевских мастеров-художников экспонируются в Чугуевском художественно-мемориальном музее И.Е. Репина и в музее «Пенаты». ШКОЛА Три года (1854-1857) Илья Репин учился в школе военных топографов. Здесь он смог получить уроки по технике рисования. В северной части центральной площади Чугуева расположено строгое трехэтажное здание, официальное назначение которого подчеркивают гладкие белые стены, небольшие карнизы и отсутствие лепки. Сначала здесь размещались корпусный, дивизионный и окружные штабы военных поселений. Позднее в нем находилась школа военных топографов, еще позже ей придали статус училища, а учащиеся стали именоваться юнкерами… С 1857 года Илья решил продолжить свою художественную учебу у местного иконописца Бунакова. Вместе с ним он расписывал церкви в соседних деревнях. Расцвет чугуевской живописи и прикладного искусства — резьбы по дереву, ювелирного и позолотного дел — относится к 30-40 годам XIX века, когда военные власти широко вели церковное строительство, не жалея на это денег. Мастеров, работавших по церковным заказам, объединяли в специальные поселенческие Деловые дворы. Многие из этих мастеров были солдатами. В ту пору для семьи Репиных, ранее жившей в достатке, начались трудные времена. Поэтому Илья помогал родителям чем мог — подрабатывал писанием икон и портретов. В 1859 году он стал самостоятельным мастером и работал в иконописных артелях. Первая его большая работа украсила Малиновскую церковь: там он написал икону «Распятие» по известной картине Штейбена «Голгофа», находящейся в Исаакиевском соборе. Далее была работа в Купянском уезде и в Воронежской губернии. Юноша мечтал о настоящем художественном образовании, об Академии художеств. МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ В ноябре 1863 года, девятнадцати лет, Репин поехал в Петербург. Своеобразные подготовительные курсы он прошел в рисовальной школе Общества поощрения художеств, где познакомился с молодым тогда (старше Репина всего на семь лет), но уже знаменитым художником И. Н. Крамским. Сдав осенью 1864 года вступительные экзамены, Репин поступил в Академию художеств. В 1869 году его картина «Иов и его друзья» была награждена Малой золотой медалью академии, а в 1871 году, по окончании академии, Репин получил Большую золотую медаль за свою дипломную работу «Воскрешение дочери Иаира». Впрочем, уроки Крамского, видевшего одной из главных задач искусства критическое «отражение» действительности, не прошли для Репина даром. Его волновали не только библейские сюжеты, обязательные в академической программе. Примерно в это же время молодой художник написал картину, сделавшую его знаменитым (и не только в России, но и в Европе — после ее показа на престижной международной выставке в Вене), — это были «Бурлаки на Волге» (1870-1873). За время обучения в Академии художеств Репин три раза — в 1866, 1867 и 1868 годах приезжал на родину на каникулы. Большую часть каникул 1867 года Репин провел в селе Тишки недалеко от Харькова, где он работал в сельской церкви. Именно в Тишках, задолго до «Бурлаков на Волге», Илья Ефимович задумал написать картину, посвященную труду народа, и сделал много рисунков, запечатлевших картины крестьянской жизни. В «Далеком близком» И.Е. Репин вспоминает центральные улицы города и дома, с которыми была связана его жизнь. В ранних работах художника — то поселенческий домик, длинный забор с полуциркульной нишей, то корпус военных топографов, где он когда-то учился, то мощная колоннада Покровского собора, в котором хранились знамена чугуевских полков... «ТВОРЧЕСКИЙ ОТПУСК» НА РОДИНЕ Один из самых ярких и плодотворных периодов жизни художника связан с его пребыванием в Чугуеве в 1876-1877 годах. В это время родители живописца жили в собственном доме на Никитинской улице (сегодня здесь работает Художественно-мемориальный музей И.Е. Репина). А позади у него были Академия художеств и трехлетнее пребывание за границей (за успехи в учебе Илья Ефимович получил стипендию для поездки в Европу)… В Чугуев художник приехал с семьей: женой Верой Алексеевной и дочерьми Верой и Надей. 29 марта 1877 года в доме на Никитинской улице родился сын художника Юрий. Работал Репин во флигеле. В письме критику Стасову он рассказывал: «Опишу Вам свой день: встаю в 8 часов или 8.30, оденусь и сейчас же бегу через двор в деревянный домик, где в двух комнатах моя мастерская: заметив что следует, на свежий взгляд, я возвращаюсь пить чай и, если день почтовый, тут же наскоро проглядываю и замечаю, что читать. Иду снова работать, и работаю, до 1 часу, до 2-х, — как работается». На родине Репину работалось хорошо. Он был дома, и это во многом объясняет тот подъем творчества, который художник пережил здесь. За одиннадцать месяцев пребывания в родном городе он написал целый ряд портретов: жены Веры Алексеевны, двоюродного брата Трофима Чаплыгина, соседки — красавицы Софьи Любицкой, приехавшего погостить соученика по Академии художеств Николая Ивановича Мурашко. Здесь же были написаны знаменитый «Протодиакон» (портрет чугуевского дьякона Ивана Уланова), портреты людей из народа («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом» (портрет родственника Репина И.Ф. Радова), созданы многочисленные сюжетные произведения («В волостном правлении», «Возвращение с войны», первые варианты «Крестного хода», первая картина на революционный сюжет «Под конвоем»). Жизнь провинции очень интересовала художника. «Я недавно путешествовал дня четыре по окрестным деревням, — писал художник В.В. Стасову. — Бывал на свадьбах, базарах, в волостях, на постоялых дворах, в кабаках, в трактирах и церквях… что это за прелесть, что это за восторг!!! Описать этого я не в состоянии, но чего только я не наслушался, а главное не навидался за это время!!! Это был волшебный сон. Да и сам Чугуев — это чистый клад». Лето 1877 года он провел в Мохначе — селе, расположенном недалеко от Чугуева, на берегу Донца. Окрестности Чугуева и Мохнача художник запечатлел во многих акварелях. Последующие приезды — в 1879 и в 1880 годах оказались печальными. Заболела и 3 мая скончалась в доме на Никитинской улице мать художника. После ее смерти Репин очень долго, 27 лет, не посещал родной город. УСПЕХИ Живя в Москве, художник часто навещал Абрамцево, подмосковное имение известного мецената Саввы Морозова. Дружеские отношения у него сложились и с Павлом Третьяковым, «отцом» Третьяковской галереи. Набираясь впечатлений, Илья Репин много ездил по России: побывал в Курской губернии, а в 1888 и 1899 годах — на Кавказе. Пятнадцатилетие, уместившееся между 1877 и 1892 годами, оказалось самым плодотворным периодом в жизни живописца. Его работы этого времени — «Крестный ход в Курской губернии», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», а также многие портреты — неизменно вызывали всеобщий интерес. Жизнь Ильи Ефимовича складывалась вполне благополучно. Большие персональные выставки, организованные в 1891-1892 годах в обеих российских столицах, сопровождались оглушительным успехом. В сентябре 1894 года Репин в качестве профессора Академии художеств приступил к педагогической деятельности. Позже художник писал: «…я вполне удовлетворен новой работой. Она доставляет мне много радости, превратившись в любимое дело. Мне даже начинает казаться, что у меня есть педагогический дар. Общаясь со своими студентами, я чувствую себя счастливым». Студенты души не чаяли в Репине и сохранили самые теплые воспоминания о своем профессоре.
Вместе с тем художник создавал новые картины, а также активно участвовал в общественной жизни страны. Так, в 1896 году деньги, вырученные от продажи одной из своих работ, Илья Ефимович пожертвовал в помощь голодающим. «АХ, ЧУГУЕВ! …ТАМ МОГ РОДИТЬСЯ ХУДОЖНИК!» Снова художник приехал в Чугуев осенью 1907 года вместе со второй женой, писательницей Натальей Борисовной Нордман-Северовой. Остановились они в гостинице (здание не сохранилось). Жена Репина увлекалась фотографией, по ее снимкам, сохранившимся в музее «Пенаты», можно видеть, где побывал Илья Ефимович: у дома на Никитинской улице, на кладбище, где похоронены мать и двоюродный брат Трофим Чаплыгин, умерший весной 1907 года, у Осиновской церкви и на берегу Донца... Нордман-Северова впервые оказалась в Чугуеве. «Ах, Чугуев, Чугуев! — писала она подруге. — Какое прекрасное местоположение! Я понимаю, что там мог родиться художник». Сам Репин по-новому, остро воспринимал и переживал красоту родных мест: «…я как во сне, — писал он Льву Толстому на второй день после приезда. — Что это за диво! И я никак не предполагал, что я родился и провел детство, отрочество и юность среди такой необыкновенной и грандиозной природы!» Именно тогда Илья Ефимович задумал писать свои воспоминания. Последний раз Репин навестил свой родной город в 1914 году. 70-летний мастер, еще полный сил, мечтал построить в Чугуеве «Деловой двор» — свободные художественные мастерские, в которых учителя и ученики могли бы жить и работать, выполняя заказы населения на художественную продукцию: картины, скульптуру, мебель, декоративные панно, посуду… Для строительства художник выделил из своих средств значительную сумму и надеялся на подписку. Замысел его нашел поддержку у любителей искусства, деньги начали поступать, но сама идея свободной школы была утопична для того времени. А вскоре началась Первая мировая война, и «Деловой двор» так и не был построен… Украина и родной город продолжали жить в памяти художника, в его творчестве: последние картины — «Черноморская вольница» и «Гопак» — Репин посвятил родной Слобожанщине. Художник умер 29 сентября 1930 года и по его завещанию похоронен в саду «Пенатов» под горкой, которую сам назвал «Чугуевской». Чугуевцы чтят память своего великого земляка. На месте, выбранном под «Деловой двор» самим художником, в 1944 году, к 100-летию со дня рождения Репина, его земляки посадили сад. В центре города в 1956 году был установлен памятник Илье Ефимовичу работы выдающегося советского скульптора М. Г. Манизера. А в 1969 году, к 125 й годовщине со дня рождения знаменитого живописца, в доме на бывшей Никитинской улице открылся музей. Есть музей и в Осиновке, при школе. Детская художественная школа Чугуева носит имя И.Е. Репина. Дата публикации: 26 марта 2020
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~mtBg8
|
Последние публикации
Выбор читателей
|