КРИМИНАЛ
«Секретные материалы 20 века» №1(413), 2015
Флотский спецназ против сомалийских пиратов
Валерий Нечипоренко
журналист
Санкт-Петербург
421
Флотский спецназ против сомалийских пиратов
«Шалить» в море пираты начали еще в 1991 году

Морское пиратство во все времена было доходным разбойничьим промыслом. Вот и в наш просвещенно-компьютерный век, согласно статистике Международного бюро по судоходству и мореплаванию, ежегодно в различных точках Мирового океана нападению подвергаются многие десятки торговых судов, круизных лайнеров и частных яхт.

Впрочем, по мнению экспертов, в отчетность попадает лишь 10–20 процентов инцидентов, поскольку судовладельцы, не желая ронять имидж своей фирмы в глазах заказчиков, предпочитают чаще всего договариваться с пиратами без излишней огласки, конфиденциально.

Но даже на этом тревожном фоне в 2008 году произошел резкий всплеск количества нападений, совершаемых современными флибустьерами. Своего рода сюрпризом для специалистов стал тот факт, что практически весь прирост пиратской активности пришелся на недавно еще мирные прибрежные воды Сомали и акватории Аденского залива. Грабеж и захват торговых судов в этом районе происходил, как правило, по одному и тому же сценарию, позволявшему сделать определенные выводы.

Еще в 1990-х годах, после кровопролитной гражданской войны, Республика Сомали фактически перестала существовать как централизованное государство.

На ее территории возник ряд враждующих между собой образований, в том числе самопровозглашенное государство Пунтленд, включавшее девять северо-восточных провинций распавшейся страны.

Это квазигосударство расположено вблизи южной оконечности Красного моря, через которое сплошным потоком проходят в обоих направлениях все суда, движущиеся через Суэцкий канал. Кроме того, от берегов Пунтленда не так далеко до Аравийского моря, по водам которого пролегли маршруты, ведущие в богатые страны Персидского залива и обратно.

Сомали и в лучшие свои времена оставалась одной из беднейших африканских стран. В период же гражданской войны здесь было разграблено все, что только можно. Но вот война закончилась, и всякого рода полевые командиры, привыкшие к безбедной жизни, остались не у дел.

Неудивительно, что в этих условиях наиболее радикальная их часть обратилась к пиратскому промыслу. Благо, для этого нашлось идеологическое обоснование: дескать, торговые суда загрязняют прибрежные воды Сомали, сбрасывая остатки топлива и другие токсичные отходы, что, в свою очередь, резко снижает уловы местных рыбаков и. соответственно, их заработки

Тогда же была выработана тактика нападений. Абордажная группа состояла из боевиков, имевших богатый опыт участия во внутренних войнах Сомали на стороне тех или иных кланов. Как правило, это были молодые люди в возрасте 25–30 лет, вооруженные автоматами и гранатометами. Тщательно подобранную команду, боевой настрой которой поддерживался наркотиками, вел на штурм решительный и дерзкий главарь.

Информацию о передвижениях торговых судов предоставляли рыбаки, часть которых стала, по сути, вездесущими агентами пиратов. Ибо рыбаки не только знали акваторию Аденского залива с прилегавшими к нему водами как свои пять пальцев, но имели, кроме того, прочные связи среди жителей, а также таможенников припортовых поселков, лежавших по ту сторону залива.

В качестве транспортных средств, которым вполне подошел бы «Черный Роджер» на мачте, использовались быстроходные катера и вместительные моторные лодки, а также те самые рыболовецкие суда, приближение которых к жертве нападения не вызывало тревоги у атакуемого экипажа буквально до последней минуты.

«Шалить» в море пираты начали еще в 1991 году, но по разным причинам, и прежде всего ввиду неопытности новоявленных «джентльменов удачи» эти инциденты в течение длительного времени не получали широкой огласки.

Характерный пример.

5 ноября 2005 года пираты на двух скоростных катерах атаковали круизный лайнер «Сиборн спирит», который следовал из Александрии на Сейшелы и находился в 160 километрах от побережья Сомали. Приблизившись к океанскому судну, боевики открыли устрашающий огонь из автоматов и пулеметов, стараясь, впрочем, не задеть людей, находившихся на борту. Капитан лайнера не растерялся, распорядившись выстрелить в ответ из звуковой пушки. Оглушенных пиратов как ветром сдуло.

Но уж в 2007 году сомалийские флибустьеры сумели захватить крупный японский танкер, груженный нефтью.

Далее события развивались по нарастающей.

1 февраля 2008 года «джентльмены удачи» совершили очередной удачный рейд, захватив ледокольный буксир «Свинцер Корсаков», шедший из Петербурга на Сахалин под флагом государства Сент-Винсент и Гренадины. Небольшой экипаж, состоявший из четырех россиян, англичанина и ирландца, не смог, понятное дело, оказать серьезного сопротивления нападавшим. Переговоры между пиратами и владельцами судна – компанией «Свинцер Вайсмюллер» – велись буквально с первого дня инцидента и по 18 марта. В конечном итоге похитители получили выкуп в размере 700 тысяч долларов.

4 апреля пираты захватили французскую круизную яхту «Ле Понан», на борту которой находились 32 пассажира, в большинстве – граждане Франции, возвращавшиеся домой после путешествия на Сейшельские острова.

Свой «приз» пираты отбуксировали к берегам Пунтленда, где у них имелась секретная стоянка, после чего потребовали внушительный выкуп за заложников.

Но в дело уже включился французский спецназ из знаменитой «Коммандо Юбер» при поддержке элитного антитеррористического подразделения жандармерии GIGN.

Надо заметить, что в отличие от других спецслужб мира, французская разведка всегда обладала более полной информацией о событиях в Сомали, в Западной и Экваториальной Африке.

Республика Джибути, граничащая с Сомали, на протяжении многих десятилетий являлась колонией Франции, и французские спецслужбы создали здесь довольно разветвленную агентурную сеть, которая охватывала и сопредельные страны. Эта структура действует и сейчас. Доказательством тому служит хотя бы тот факт, что французы неоднократно делились с американскими коллегами информацией о находившихся на территории Сомали боевиках Аль-Каиды, и эти сведения всегда находили свое подтверждение.

На этот раз французы через местных агентов получили достоверные данные о местонахождении яхты «Ле Понан», как и о том, что все заложники содержатся на ее борту под охраной. Эта информация позволила грамотно спланировать операцию по освобождению пленников.

При огневой поддержке с воздуха спецназовцы десантировались на палубу яхты, нейтрализовав охранников, которые от неожиданности не успели взяться за оружие. Одновременно другая группа спецназа захватила на суше шестерых участников нападения.

Вся операция завершилась бескровно.

В сентябре того же года французский спецназ провел еще одну, более сложную операцию по освобождению другой яхты с заложниками. Бойцы «Коммандо Юбер» появились перед изумленными пиратами в буквальном смысле слова из-под воды. В ходе возникшей перестрелки несколько боевиков были уничтожены.

Нападения на мирные суда между тем продолжались.

Не видя иного выхода, Совет безопасности ООН принял 3 июня 2008 года резолюцию, разрешавшую военным кораблям других стран действовать в территориальных водах Сомали. На первом этапе боевое дежурство несли корабли Франции, Дании, Нидерландов и Канады, позже к ним присоединились военные суда других стран, входивших в блок НАТО.

В акваторию Аденского залива направили свои военно-морские силы и другие государства, в частности Китай, Индия и Малайзия, имевшие богатый опыт борьбы с пиратами Южных морей.

26 сентября Россия отправила из Балтийского моря к берегам Сомали эсминец «Неустрашимый». В заявлении командования ВМФ РФ отмечалось, что это было сделано «в ответ на участившиеся случаи пиратства в регионе, жертвами которого становятся также граждане России». По некоторым сведениям, на борту корабля находилась группа флотского спецназа.

Так уж совпало, что буквально накануне, 25 сентября, пираты захватили сухогруз «Фаина», шедший под украинским флагом. Из 21 члена его экипажа большинство являлось гражданами Украины. Сухогруз шел по маршруту, максимально удаленному от сомалийских берегов. И это не случайно, ибо в его трюмах находился «конфиденциальный» груз – 32 танка Т-72, а также зенитные установки, гранатометы и прочее оружие, предназначавшееся, как полагают, для сепаратистов Южного Судана.

Однако никакие ухищрения не уберегли «Фаину» от нападения. Сухогруз был взят на абордаж и отбуксирован к тайной пиратской стоянке, после чего «джентльмены удачи» потребовали выкуп. Переговоры продолжались до 5 февраля 2009 года. За 3 200 000 долларов (по другим версиям, речь шла о суммах, на порядок выше) пираты освободили судно и экипаж. О судьбе груза достоверной информации нет.

Однако вернемся к «Неустрашимому», который совсем недолго ожидал первой схватки с пиратами. Уже 12 ноября на эсминце был принят сигнал тревоги с датского судна «Пауэрфул», которое находилось в относительной близости от нашего сторожевика. «Неустрашимый» тотчас помчался на помощь. Одновременно с ним к месту событий прибыл британский фрегат «Камберленд».

Пираты, угодившие «в клещи», оказали тем не менее ожесточенное сопротивление. В результате трое боевиков были убиты, еще восьмерых взяли в плен.

Трофей «Неустрашимого» – лодку пиратов – можно увидеть в Балтийске, в Музее Балтфлота.

27 апреля 2009 года в Аденский залив прибыл отряд российских кораблей Тихоокеанского флота во главе с большим противолодочным кораблем «Адмирал Пантелеев». В тот же день российский танкер «Коммандер НС», следовавший в Сингапур и находившийся в 120 километрах от острова Сокотра, подвергся атаке трех пиратских скоростных катеров. Информация о нападении тотчас улетела в эфир. Капитану танкера было рекомендовано идти полным ходом навстречу «Адмиралу Пантелееву». Расстояние между двумя судами составляло в тот момент порядка 130 километров.

Понимая, что помощь придет еще не скоро, экипаж танкера начал отбиваться от пиратов своими силами – маневрируя курсом и скоростью, направляя на пиратские катера мощные струи воды из противопожарных систем.

Осознав, видимо, что все попытки абордажа обречены на неудачу, пираты повернули в открытое море.

На следующий день, 28 апреля, «Адмирал Пантелеев» задержал в 15 милях от восточного побережья Сомали шхуну, в которой находились 29 молодых сомалийцев. При досмотре были обнаружены автоматы, абордажные лестницы, крючья, навигационное оборудование, а также большое количество стреляных гильз. Все указывало на то, что это были те самые пираты, которые пытались захватить накануне наш танкер.

Очевидно, в море они пересели на поджидавшую их шхуну, оставив «рулевыми» по два-три человека, которые отвели катера на пиратскую базу.

За неимением другого варианта пленники были переданы местным властям.

5 мая 2010 года танкер «Московский университет», принадлежавший Новороссийскому морскому пароходству, был атакован пиратами в 350 километрах от берега к востоку от Аденского залива. На судне, шедшем в Китай под флагом Либерии, находилось 86 тысяч тонн сырой нефти. Экипаж – 23 человека, все граждане РФ.

Пираты появились неожиданно и были настроены решительно. Они обстреляли танкер из гранатометов, нанеся ему множество повреждений. Очевидно, шумной атакой нападавшие рассчитывали деморализовать членов экипажа. Однако наши моряки оказались крепкими мужиками и отбили первую атаку, используя пожарные шланги. Пираты, собравшись с силами, пошли на второй абордаж, ворвавшись на борт при помощи специальных крючьев-кошек и самодельных выдвижных лестниц.

Нашим морякам не оставалось ничего другого, как сообщить в эфир о нападении, затем обесточить судно и забаррикадироваться в румпельном отделении.

Пиратам удалось выломать дверь, но ворваться внутрь они не смогли. Пытаясь «выкурить» команду на палубу, они облили выломанную дверь бензином и подожгли, сыпанув в огонь какой-то зловонный порошок.

Наши моряки держались стойко.

Пираты, посчитав, что у них в запасе еще уйма времени, занялись мародерством, вытаскивая из кают все подряд.

Между тем на помощь осажденным уже спешил наш большой противолодочный корабль «Маршал Шапошников». Утром 6 мая он подошел к танкеру.

На предложение сложить оружие (автоматы Калашникова) пираты ответили отказом. Вскоре начался штурм. Ударные группы одна за другой высадились на танкер. Ситуацию контролировали с воды катера, а с воздуха вертолет.

Вся операция, в ходе которой один пират погиб, а несколько получили легкие ранения, длилась ровно 22 минуты.

Десятерых пиратов со связанными руками уложили на палубе в рядок, они уже не представляли никакой опасности. Но что с ними делать?

Из-за несовершенства международной нормативно-правовой базы пленников пришлось отпустить восвояси.

Их посадили в лодку, оборудованную радиомаяком, дали еды и воды и строго-настрого наказали впредь не попадаться нашим морякам.

Спустя час, сигнал радиомаяка пропал с экрана радара. На своей базе пираты так и не появились.

Представитель Министерства обороны РФ заявил, что «пираты, захватившие танкер «Московский университет», не смогли добраться до берега и, видимо, все погибли».

В западных СМИ вскоре появились бездоказательные публикации, где утверждалось, что пленные пираты были расстреляны русским спецназом.

Эта версия остается на совести ее авторов.

Как бы там ни было, но с той поры сомалийские флибустьеры остерегались приблизиться к торговому судну, если оно шло под российским флагом.

Позиционируя себя в качестве идейных борцов, сомалийские пираты неустанно подчеркивали, что они при штурме торговых и круизных судов никогда не проливают крови заложников, ведут себя исключительно по-джентльменски, в духе благородных корсаров минувших времен. Этим заверениям пришел конец 22 февраля 2011 года, когда наступила развязка инцидента с американской яхтой «Квест».

Яхта с четырьмя пассажирами на борту, гражданами США, была захвачена 18 февраля в 430 километрах от Омана.

Пираты, шайка из 14 бойцов, действовали по заранее разработанному плану.

Обыскав яхту и ознакомившись с документами пленников, «благородные корсары» передали сообщнику, оставшемуся на берегу, их фамилии. По данным ФБР, этот сообщник, некий Мухаммад Шибин, тут же принялся выяснять через Интернет информацию о финансовом положении заложников, дабы определить сумму выкупа с каждого.

Между тем американский корабль «Стеретт» уже начал преследование захваченной яхты.

Погоня продолжалась до 22 февраля. Самонадеянные пираты пытались «отпугнуть» военных моряков выстрелами из гранатомета. Ситуация накалялась с каждой минутой. В какой-то момент нервы у пиратов не выдержали, и они убили всех четверых пассажиров яхты, положив тем самым конец мифу о «благородных корсарах».

В ходе последовавшего штурма яхты все 14 пиратов были пленены.

Спустя какое-то время на берегу задержали организатора неудавшейся акции Мухаммада Шибина. Подробности операции по его захвату не разглашаются.

Шибина доставили в США и судили.

Представитель пиратов заявил: «Теперь всякий, кто попытается спасти заложников из наших рук, будет собирать мертвые тела. Больше не будет случаев, когда заложники будут спасены, а мы попадем в тюрьму».

Усилия мирового сообщества в деле борьбы с сомалийскими пиратами принесли свои плоды.

Судите сами.

В 2008 году в водах Сомали было совершено более 100 нападений на суда торгового флота, круизные лайнеры и яхты. Захвачено 40 судов, сотни заложников. Лишь за одну неделю – с 10 по 16 ноября – зарегистрировано 11 нападений, в ходе которых пираты угнали 3 судна. Кроме того, в 4 инцидентах велась интенсивная перестрелка.

Только по официальным данным, ущерб от пиратства у берегов Сомали составил в 2008 году 10 миллиардов долларов. Считается, что к этому времени до 70 процентов жителей прибрежных сомалийских деревень, которым перепадали какие-то крохи от пиратской добычи, поддерживали участников морского разбоя, в том числе «заговором молчания».

В 2011 году сомалийские «джентльмены удачи» тоже славно потрудились, «заработав» от 6,6 до 6,9 миллиарда долларов. А вот с мая 2012-го и по май 2013-го пиратам не удалось захватить ни одного судна.

Но беда в том, что современное пиратство отнюдь не ограничивается водами Аденского залива. На просторах Мирового океана сыщется немало уголков, где пиратское сообщество чувствует себя весьма вольготно.

В числе наиболее опасных для плавания районов эксперты называют Южно-Китайское море, а также прибрежные воды Юго-Восточной Азии. В этом же списке многие неспокойные порты Западной и Восточной Африки, Южной Америки, Карибского моря.

По оценкам тех же экспертов, пиратское «братство» четко распределяется на три основные группы. К нижнему разряду относятся разномастные мелкие шайки, которые практикуют примитивные нападения на небольшие суда в гавани или в открытом море, полагаясь на фактор внезапности. Вооруженные пистолетами и ножами, они довольствуются, как правило, «очисткой» капитанского сейфа, судовой кассы и кошельков членов команды. Иногда перегружают на свои лодки и катера часть груза. Добыча обычно не превышает 20 тысяч долларов.

Вторую группу представляют устойчивые криминальные банды, которые могут планировать и проводить сложные операции. В одних случаях пираты попросту перегружают «экспроприированный» товар на свое судно, а затем швартуются в пиратской гавани. Практикуются и другие варианты. Например, захваченное судно могут пригнать в какой-либо тихий порт, где у пиратов налажены соответствующие связи, благодаря которым груз распродается местным торговцам по демпинговым ценам. Доходность подобных операций может достигать нескольких сотен тысяч долларов.

Наконец, третья группа состоит из представителей полувоенных формирований, которыми руководят полевые командиры, имеющие прикрытие во властных структурах. Чаще всего они грабят по наводке танкеры, сухогрузы, контейнеровозы, после чего требуют выкуп у судовладельца. Размеры выкупа обычно не разглашаются, но, по мнению специалистов, он нередко исчисляется миллионами долларов. Именно по такой схеме действовали пираты Сомали.

В 1990-е годы практиковался еще один, довольно жестокий способ пиратского обогащения. Захватив «приз», бандиты полностью уничтожали его команду, подделывали документы и регистрировали судно заново. В частности, до конца 1990-х годов временную регистрацию, позволявшую судну ходить под панамским, как и гондурасским, флагом, можно было без особых проблем получить в любом консульстве этих стран. Далее судно либо перепродавалось, либо его фиктивный владелец находил заказчика на перевозку какого-либо весьма ценного груза, после чего оно бесследно исчезало.

Этот метод ушел в прошлое после ужесточения международных правил регистрации судов.

Как видим, в арсенале мирового сообщества имеется немало средств, позволяющих пресечь разбой на море. Но вопрос, когда же будет окончательно покончено с пиратством как с явлением, по-прежнему остается открытым.

Большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев», проекта 1155. Является последним советским военным кораблём. По окончанию испытаний на нем был поднят военно-морской флаг СССР, который через 8 дней был заменен на Андреевский флаг. Назван в честь великого русского адмирала Юрия Александровича Пантелеева. Бортовой номер - 548. Заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде в 1987 году. Спущен на воду в 1988 году. В состав Тихоокеанского флота вошел 1 мая 1992 года. Порт приписки - Владивосток.


1 Января 2015

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАРТНЁР

Последние публикации


1 000 руб.
200 руб.



Выбор читателей

Сергей Леонов
82544
Виктор Фишман
66759
Борис Ходоровский
58322
Богдан Виноградов
45795
Дмитрий Митюрин
30576
Сергей Леонов
30373
Роман Данилко
27566
Дмитрий Митюрин
13652
Светлана Белоусова
12896
Татьяна Алексеева
12497
Александр Путятин
12470
Сергей Леонов
12197
Наталья Матвеева
11979