Виват, Паваротти!
ЯРКИЙ МИР
«СМ-Украина»
Виват, Паваротти!
Владимир Скрынченко
журналист
Киев
759
Виват, Паваротти!
Лучано Паваротти в Киеве

В его голосе — все солнце Италии и неповторимый бархатистый тембр кумира его артистической молодости Энрико Карузо. Лучано Паваротти удалось стать всенародным любимцем, а именно, сразу после ошеломляющего успеха «Концерта трех теноров», где он выступил вместе с иными оперными звездами — Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом. Его талант покорять сердца людей, пленять их своим искусством всегда привлекали к оперной музыке миллионы почитателей, расширяли круг ее слушателей. Тот концерт, что прогремел в июле 1994 года в Лос-Анджелесе, собрал у телеэкранов двухмиллиардную аудиторию, которая ощутила на себе магию искусства певца. Между тем, еще при жизни итальянский тенор увековечен был в таких элитарных изданиях, как «Enciclopedia della musica» и «Le Grandi voci», посвященных самым выдающимся музыкантам и певцам Италии и всего мира. А весной 2005 года синьор Лучано посетил Киев, где выступал во дворце «Украина» с Национальным академическим симфоническим оркестром.

Как дар благодарности легендарному артисту за выдающийся вклад в оперное искусство ХХ века, в честь его памяти и 85-летнего юбилея в Октябрьском дворце (МЦКИ) 27 марта 2020 года состоится торжественный концерт «Vivat Pavarotti». Автор творческого проекта — знаменитый украинский тенор Владимир Гришко, ученик, коллега и друг Лучано Паваротти, с которым выступал он в свое время на сцене «Metropoliten Opera».

В ПОИСКАХ ПРИЗВАНИЯ

Лучано Паваротти родился 12 октября 1935 года в Модене, старинном итальянском городке региона Эмилия-Романья, на севере Италии. Родители будущего маэстро не имели никакого отношения к оперной сцене. Отец Лучано, Фернандо Паваротти работал в пекарне, но увлекался оперной музыкой и даже пел в хоре «Coral Rossi». Мать Адель Вентури трудилась на табачной фабрике. Семья Паваротти проживала в скромном коммунальном жилище, однако свое детство Лучано и младшая сестренка Габриелла вспоминали всегда с теплом.

Его первой сценой был кухонный стол, на который взбирался малыш Лучано, распевая во все горло арию «La donna è mobile» герцога Мантуанского из оперы «Риголетто» Джузеппе Верди. И соседи прощали Лучано; ведь был он единственным мальчиком на весь их 15-квартирный дом. Еще в школе Scuola Magistrale он вместе с отцом пел в церкви. «У моего отца был настоящий оперный тенор, — вспоминал Лучано, — и все мое детство прошло под его пение». Но юноша мечтал о футбольной карьере, Спортивной Академии; его прельщала карьера голкипера, он думал о скудетто. Однако родителям не понравилась эта идея: его убедили стать преподавателем в начальных классах школы. А Лучано, тем временем, все больше увлекался пением, начал учиться вокалу у тенора Арриго Пола, который сразу оценил вокальные способности юноши и даже согласился работать с ним бесплатно.

Творческие поиски Лучано все более настраивали его в направлении вокала, тем более, что в коллекции отца хранилось немало пластинок с записями Беньямино Джильи, Энрико Карузо, Тито Скипа и других звезд итальянской оперы, которые были у него на слуху. Не все было гладко на первых порах. Нередко приходила мысль все бросить, продолжить обычную учебу или заняться страхованием. «Но в то же время я знал, — вспоминал Лучано, — что если в результате всех усилий я стану профессиональным певцом, то буду только оперным певцом, и никаким другим». Скептично относился к вокальным пробам сына и отец, ярый поклонник Энрико Карузо, который как-то заметил: «Ты хорошо поешь, сынок, но ты — не Карузо». Слова отца приводили Лучано в отчаяние. Он зачитывался книжкой аккомпаниатора Карузо маэстро Сальваторе Фучито «Карузо и искусство пения», пытаясь найти в ней секреты вокального мастерства, которые мучили его постоянно. Но интуиция подсказывала ему, что не все еще потеряно. Тем временем, в 1955 году, хор «Coral Rossi» занял призовое место на конкурсе исполнителей Eisteddfod в Уэльсе. И Лучано, оценив этот успех, принял, наконец, волевое решение — стать певцом. Поддержала его в этом и Адуа Верони, его супруга в будущем, которая и вдохновила любимого принять участие в конкурсе «Акилле Пери» в Реджо-нель-Эмилия.

Оперный дебют молодого певца завершился победой, которая открыла ему доступ к самым престижным оперным сценам Европы и мира. Он получает партию Рудольфа в опере «Богема» Джакомо Пуччини, которую предстояло исполнить на родине композитора — в городе Лукка. А все гонорарные средства от первой премьеры певца, понятное дело, пошли на празднование свадьбы Лучано Паваротти с любимой.

В МИРЕ ИСКУССТВА

В карьере артиста значительную роль играет так называемый счастливый случай. Лучано Паваротти просто повезло, что на его оперном дебюте присутствовал театральный агент Алессандро Цилиани, человек влиятельный в оперном мире Италии и Европы. Он и помог Лучано подыскать первый в жизни ангажемент. И этого Паваротти не забыл. Наоборот! Со временем он использовал собственный успех во благо помощи молодым талантливым певцам, которые мечтают об оперной сцене: Лучано стал фундатором международного конкурса «The Pavarotti International Voice Competition».

Но это будет потом. А пока он дебютант, и рад довольствоваться малым. В 1962 году он исполняет артию Альфредо из «Травиаты» Джузеппе Верди в национальном театре Белграда, в Югославии, в 1963-м подменяет заболевшего тенора Ди Стефано в «Богеме» Джакомо Пуччини на сцене лондонского «Covent Garden», а позже поет арию Рудольфа в венской опере «Wiener Staatsoper». В 1963 году в Ирландии организован первый сольный концерт Лучано Паваротти. В 1965-м его голос слышен на сцене «Florida Grand Opera» в Майами, где снова он подменяет тенора, исполняя арию Эдгара в опере «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти. Его партнершей по сцене стала Джоан Сазерленд, сопрано которой Паваротти назвал «голосом века». Она высоко оценила артистические данные певца и предложила ему организовать совместное гастрольное турне. В течение двух месяцев он выступал с Джоан в 40 концертах, которые оказались для него отличной школой вокального мастерства.

Паваротти был человеком редчайшего дарования, но при этом не привык останавливаться на достигнутом. Он был неутомим психически и физически. Сущность его огромного дарования состояла в его искусстве владения дыханием, совершенстве всего голосового аппарата и той духовной силе, благодаря которой научился он управлять самим собой и воздействовать на слушателей. Если свою карьеру Паваротти начинал как типичный лирический тенор, свободно «плававший в водах бельканто», то со временем к числу его достоинств добавилось уверенное мастерство, голос приобрел тембровое богатство и полноту.

Однако Паваротти никогда не бросался в крайности и опасные эксперименты. Каждую партию он готовил тщательно и постепенно, причем разучивание новой роли для него всегда было сопряжено с определенными психологическими трудностями, — ведь в его памяти хранились не только оперные партии, но и церковная музыка, народные песни, популярные в дни его молодости.

Паваротти удалось пройти все восходящие ступени развития голосового аппарата от лирического — к драматическому тенору. Начиная с лирических арий (Эльвино в Сомнамбуле и Артуро в «Пуританах» Беллини), герцога Мантуанского в «Риголетто» Верди, Лучано Паваротти постепенно приходит к драматическим оперным ариям (Риккардо в «Бал-маскараде», Манрико в «Трубадуре» и Радамеса в «Аиде»).

В 1970-е годы слава Паваротти росла день ото дня; его уже наперебой приглашали в самые престижные оперные театры Италии и Европы.

И, наконец, сбылась мечта его: он — солист знаменитого театра «La Scala», центра оперной мировой культуры, где успешно исполнил арию Тибальда в опере «Монтекки и Капулетти» Винченцо Беллини. Помог ему в этом знаменитый дирижер Герберт фон Караян, который убедил дирекцию «La Scala» пригласить певца. Со временем Караян назовет Паваротти лучшим тенором в мире.

В 1967-м за арию Тонио «Quel destin» в опере Доницетти «Дочь полка» он удостоился почетного титула «короля верхнего до», поскольку легко и без напряжения исполнил в опере все девять нот «до». Зал в «Covent Garden» был потрясен: ведь раньше это не удавалось никому. А в 1968 году свой успех в арии «Quel destin» он повторил на сцене «Metropolitan Opera», где выступал впервые.

И опять — бесконечные и бурные аплодисменты…

К 1970-1980-м годам артист ощутил в себе потребность выйти далеко за рамки театра, привлечь к оперной музыке внимание миллионов меломанов, расширить круг ее слушателей. Вот почему певец отдавал предпочтение телевидению, чтобы каждый мог услышать его несмотря на свои ограниченные финансовые возможности. И тогда певца увидели на телеэкранах, услышали его голос несравненной красоты, ощутили магию его искусства рядовые слушатели. Его щедрый талант и душевная непосредственность покоряли сердца людей, способствовали популяризации оперы.

Сольные концерты итальянского маэстро собирали почти полумиллионную аудиторию в Центральном парке Нью-Йорка, в лондонском Гайд-парке и на Марсовом поле в Париже. Его всегда тепло приветствовали меломаны: «Эй Паваротти, Привет, маэстро», и «Чао, Лучано!»

Новую волну мировой славы Лучано Паваротти принесло исполнение арии «Nessun Dorma» из оперы «Турандот» Джакомо Пуччини во время трансляции Чемпионата мира по футболу в Италии 1990 года. Эта ария стала визитной карточкой певца.

Событием оперной жизни 1990-го стало легендарное выступление трех знаменитых теноров — Доминго, Каррераса и Паваротти с программой «Три тенора» во время финала чемпионата мира 1990-го на территории древних бань Каракаллы в Риме. Во время пения Хосе Каррерас послал воздушный поцелуй пролетавшему над городом самолету — и всем стало весело. Уже тогда трио ощутило восторженный прием публики, а когда заканчивали концерт, поняли, что успех — полный!

Копий этой записи — «Nessun Dorma» — было продано больше, чем какой-либо другой мелодии за всю историю музыки, что также зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса. С этой программой Лучано Паваротти в компании с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом выступал на трех чемпионатах мира по футболу: США 1994-го, Франции 1998-го, Корее и Японии 2002-го.

Всего же он записал более ста дисков. Альбомные концертные записи стали сюрпризом для меломанов и расходились огромными тиражами. Средства от продажи альбомных и концертных записей шли на поддержку беженцев всего мира.

При этом Лучано Паваротти был инициатором благотворительных концертов «Паваротти и друзья», которые устраивались с 1992 года по 2005-й. Вместе с ним выступали топ- и рок-звезды эстрады, например, Дзуккеро, Брайан Мэй, Стинг, Роджер Тейлор. С известной американской актрисой и певицей Лайзой Минелли он исполнил хит «Нью-Йорк, Нью-Йорк», а вместе с Элтоном Джоном — «Живи как лошадь». Любил Паваротти выступать и со Стингом. В свое время он пел и с другими кумирами современной музыки — П. Каас, Б. Адамсом, музыкантами из группы «Queen».

Певец составил два диска из таких совместных выступлений. В 2005 году выходит диск Тhe best, в который вошли лучшие номера, когда-либо исполненные певцом.

В 2004-м году он официально прощался со сценой. Арию Каварадосси из оперы «Тоска» Пуччини артист исполнил уже после того, как известил публику «Metropolitan Opera» о своем последнем выступлении. В зале был аншлаг, а певца провожали овацией, которая продолжалась свыше 11 минут.

В последний раз пел он 10 февраля 2006 года на открытии ХХ Зимних Олимпийских игр в Турине…

РЕКВИЕМ ДЛЯ КОРОЛЯ, ИЛИ ВИВАТ, КОРОЛЬ!

Лучано Паваротти ушел из жизни в пять часов утра 6 сентября 2007 года в Модене. В течение трех дней, пока гроб с телом певца стоял в соборе родного города, к нему круглосуточно шли люди. В последний путь его провожало несметное количество людей. Его похоронили на кладбище «Montale Rangone» в семейном склепе рядом с родителями.

В последние годы семейный кораблик Лучано Паваротти занесло в полосу житейских бурь, что негативно повлияло на его здоровье: развод с женой, брак с молодой, смерть маленького сына Рикардо.

Первая жена Адуа была для Лучано ангелом-хранителем, верной спутницей, помощницей и хранительницей очага. Их брак продержался 40 лет, причем она мудро прощала своему супругу многочисленные романы со многими певицами и секретаршами, которые побывали не только в рабочих отношениях со своим боссом. Адуа понимала жажду новых впечатлений, новых ощущений, свойственную артистам, подчас им необходимую, как опьянение, без которого они не могут творить. Но постоянные измены Лучано вынудили супругу подать на развод. В марте 1996-го супруги Паваротти объявили, что больше не вместе. Развод был громким и официально состоялся через 6 лет.

В 60 лет Лучано влюбился в Николетту Мантовани, которая была его моложе на 36 лет. Она подарила ему вторую жизнь. А после началась полоса невезения: у Николетты диагностировали рассеянный склероз, умерли родители Лучано, а врачи поставили ему неутешительный диагноз — рак поджелудочной железы.

Однако он еще успел побывать в Неаполе, на родине великого Карузо, исполнить канцону «Памяти Карузо». И пожалуй, в ней наиболее полно проявилась духовная связь искусства Паваротти с творчеством гениального неаполитанца. Ведь он всегда жил искусством. «Vissi d'arte…» — мог бы сказать он словами Флории Тоски, главной героини оперы Пуччини. Непосильным трудом 40 лет своей творческой жизни Лучано Паваротти утверждал славу итальянской оперы во всем мире. Все это вызывает в памяти его почитателей чувство сердечной благодарности певцу за его необыкновенное вокальное искусство и после того, как перестало биться его сердце и звучать голос уникальной красоты и волшебного очарования. Им были пропеты десятки оперных партий — в произведениях Дж. Верди, Дж. Пуччини, А. Понкьелли, В. Беллини, Р. Леонкавалло, У. Джордано, В.-А. Моцарта, П. Масканьи, Р. Штрауса, Ж. Масне и т.д.

Однако самыми любимыми были у Паваротти три оперы: «Богема» Джакомо Пуччини, «Бал-маскарад» Джузеппе Верди и «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти, которые были ему по-человечески близки, великолепно соответствовали его голосу, и обладали широчайшим спектром музыкальных возможностей для тенора.

Традиции и творческие принципы Лучано Паваротти унаследовал его ученик, коллега и друг Владимир Гришко, знаменитый украинский тенор. «Этот великий человек всегда вызывал у меня чувство восхищения и навеки останется для меня авторитетом. — вспоминал Гришко итальянского мастера, — Я благодарен ему за уроки вокального мастерства, которые он когда-то преподал мне».

Творческое содружество украинца с великим итальянцем начиналось еще в «Metropolitan Opera», на сцене которой Владимир Гришко исполнял оперные партии 44 раза. Маэстро Гришко хорошо известен в мире оперы: он удостоен многих престижных наград на международных вокальных конкурсах. И торжественный концерт «Vivat Pavarotti» в стенах киевского Октябрьского дворца (МЦКИ) 27 марта сего года станет своеобразным реквиемом для «короля верхнего до» в честь его памяти и 85-летнего юбилея. Этим самым маэстро Гришко продолжает традицию Лучано Паваротти по привлечению к оперной музыке рядовых меломанов, расширению круга ее почитателей.

Этот год — юбилейный и для нашего земляка: 28 июля, на день Святого князя Владимира, маэстро Гришко отпразднует свой 60-летний юбилей.


11 Марта 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
85776
Виктор Фишман
69126
Борис Ходоровский
61442
Богдан Виноградов
48733
Дмитрий Митюрин
34834
Сергей Леонов
34356
Сергей Леонов
32460
Роман Данилко
30357
Светлана Белоусова
16776
Дмитрий Митюрин
16442
Борис Кронер
16367
Татьяна Алексеева
15154
Наталья Матвеева
14779
Александр Путятин
14133
Светлана Белоусова
13348
Наталья Матвеева
13220
Алла Ткалич
12448