Ожившая живопись
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №18(482), 2017
Ожившая живопись
Александра Кошелева
журналист
Санкт-Петербург
317
Ожившая живопись
В 2000 году мультфильм «Старик и море» получил премию «Оскар»

В искусстве анимации, в отличие от игрового кинематографа, немало авторов-одиночек. Актеров они заменяют марионетками, а съемочные площадки – холстом. Художники расширяют реальность, общаясь только с духами живописи, музыки и поэзии, чтобы показать то, что спрятано от обычного взора. Один из таких мастеров – Александр Петров. На книжной полке, притаившись среди других многочисленных наград, скромно стоит статуэтка. Это самый настоящий «Оскар», которым был удостоен в 2000 году мультфильм «Старик и море» - первый в истории мультфильм для кинотеатров большого формата. А имя волшебника, создавшего это живописное полотно – Александр Петров.

Его мир наполнен глубокой чувственностью, тонок и хрупок, как и образ самого художника. Он родился в Ярославской области, в селе Пречистом, и заключенная в этих названиях игра слов, наверняка, не случайна. На поселение Стан с холма Чистое всегда взирала церковь, и этот пейзаж, запечатленный в детском сознании автора, зародил мысли о том, что скрыто от человеческого глаза.

Работа в студии тихая, уединенная и спокойная. Там автор создает невероятные картины, достигая искусства поистине высокого уровня. Жаль, что многие зрители и исследователи до сих пор не смогли прикоснуться к этому таинству красок и движения.

Кристальные глаза безмолвно смотрят с экрана. Это черные бусины скорбящей коровы и мрачные провалы самоубийцы, водянистые хрусталики русалки, тяжелые бельма старика и наивно-влюбленные лучики Паши. Все герои мультфильмов Александра Петрова пристально изучают зрителя и свой нарисованный мир, живой и непостоянный. Они не скрывают своих снов и молитв, сожалений и радостей.

Удивляет, каким легким вихрем кружатся мечты в «ожившей живописи» аниматора. Каждый кадр в ней рожден дыханием кропотливого ручного труда. Реалистичная стилистика лишь кажется правдоподобной, на самом деле являясь холстом для воображения. Петров освещает масляным светом свечи только самое важное и скрытое, незаметно уводя в дали фантазии. Воспоминания раскрываются, как огромные крылья таинственной птицы с мягкими красочными перьями.

Сам аниматор говорит: «Наверно, снимаю эту реальную жизнь – не для того, чтобы говорить о ней, а, чтобы подвести к снам. К тем слоям, которые невозможно снять простой камерой, которые должны возникнуть в голове, откуда-то выныривать».

Его первый самостоятельный мультфильм «Корова» (1989) был снят по мотивам рассказа Андрея Платонова. Но плотная и осязаемая материя слога писателя расплывается в свете ночного поезда. Бытовое уступило место бытийному, а фактура кажется нереальной. Масляные краски растекаются дождем по стеклу, разлетаются мухами на коровьем носу, расползаются улыбкой и криком мальчишки. Петров удивительно передает атмосферу полусна ребенка. Это фотография, хроника одного человека в коричнево-золотистых тонах, где различимы только усеянные морщинами лица матери и отца.

Художник рассказал притчу о материнстве и жертвенности, в которой корова предстает поистине сакральным существом. Красивый спокойный лик животного с черными слезливыми глазами – образ невинности, отдающей всю себя без остатка жестокосердным людям. Мальчик в конце говорит: «Корова отдала нам все, молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости. Я помню нашу корову и не забуду».

В картине «Сон смешного человека» (1992), также созданной в землисто-коричневых тонах, аниматор смог передать не только атмосферу фантастического рассказа Достоевского, но и его философию. Там раскрывается внутренний мир отчаянного человека, потоки его рассуждений, горячечных теорий.

Путешествие главного героя в светлый и чистый ветхозаветный рай – его выдумка, но и мучительное испытание. А красная маска хохочущего соседа становится знаком порока. Средневековая красноносая гримаса ведет за собой толпы босховских калек, развращая идеальный мир. Но сон-галлюцинация обещает обновленную жизнь в реальности, хоть пока она – это только грохочущий ночной поезд.

И начинает казаться, что главный герой – это повзрослевший мальчик в растрепанной шапке. Он едет в том же самом вагоне, что и раньше, с болью глядя в окно на знакомые пейзажи. А девочка без одной туфли под тусклым светом фонаря удивляет тем же нежным и наивным взглядом коровы.

Секрет анимации следует искать и в выбранной художником аскетичной технике. Подобное творчество редко, поэтому особенно отрадно, что сын художника Дмитрий Петров продолжает развивать его. А также то, что в мастерской Александра Петрова добиваются успехов его ученики: первой стала картина «Еще раз!», получившая премию «Ника» в 2011 году.

В одиночестве студии, склонившись над подсвеченным стеклом, художник создает рисунок пальцами, иногда – кистью. В конце создания картины у автора не остается ничего, кроме последнего кадра. Как и события в жизни героев, эпизоды «оживают» только один раз, а затем исчезают навсегда. А создатель становится единственным свидетелем, предельно близким со своим творением и таинством тишины.

В его мультфильмах полноценным персонажами становятся пейзажи. Они наполнены удивительной красотой. В мистической картине «Русалка» (1996) зрителя убаюкивает тихая гармония молчаливых лесов, поддернутых тонкой дымкой. В природе аниматор находит молчание мира, ключи к забытым уголкам земли, где на поваленном дереве сидит инок и удит рыбу.

И перед взором этого великого спокойствия рождаются и гаснут глубокие чувства. Русалка, бывшая в прошлой жизни героиней «Бедной Лизы», долго лелеяла свою месть под толщей речной воды. Как трогательно смешон молодой инок с кудрями светлых волос, как молода и прекрасна… утопленница. За озорством таятся страшные мысли и смертельная кара. Девушка искушает со смехом, за ее наигранной нежностью скрывается жесткий рыбий оскал.

В анимации Петрова причудливо сплетены древнерусское язычество и христианские мотивы, ведь священнослужители могут уживаться на одной земле с существами – русалками. В одном из интервью он поведал: «Тему я взял более чем опасную — взаимоотношение нашей реальности и мира бесовского. Нужно было очень аккуратно все это подать, чтобы не ввести зрителя в искушение, чтобы не нанести ему духовного вреда».

В мультфильме «Старик и море» (1999), снятом по роману Эрнеста Хэмингуэя, главным героем стал бескрайний и бездонный великан – море. Текучие и подвижные масляные краски прекрасно передают структуру и движение воды, лазурь морских просторов, блики и лучи солнца на обветренном лице старика. А в пенной пучине живет и борется еще один мифический зверь – монстр подводных глубин.

И если смотреть на то, как раскрываются сны старика, где горы ходят тяжелой поступью слонов, бегущие антилопы несут за собой запах соленого бриза, сам погружаешься в грезу. В видениях упорный рыбак становится одним целым с рыбой, живучим остроносым марлином, они соединились в последнем поединке.

Фантазии перекрывают действительность и в картине «Моя любовь» (2006) снятой по роману Ивана Шмелева «История любовная». Здесь природа также ведет диалог с внутренним миром героев. Наивные героические юношеские мечты несутся как вихри над сонным городком XIX века. Новая цветочная и легкая весна, первое представление о женщине и познание любви, настолько разной: стремительной яркой вспышки и долгого теплого горения.

Но сыпучая техника передает не только завораживающую атмосферу, но игру взглядов и мимики персонажей. Как на импрессионистских полотнах, остается ощущение движения, след волнения молодости. Аниматор продолжает и тему жертвенности, искренней и чистой, что зародилась еще в самом начале творчества.

Недавно, возможно, вспоминая воздушные сны старика Сантьяго, Петров решил отправиться в реальную экспедицию по жаркой Африке. Там любознательный взгляд художника нашел вдохновение в портретах людей, самобытной природе, залитой светом ослепляющего солнца. Стоит только ждать, обретут ли живописную форму его впечатления.

Александр Петров создает полеты фантазии в параллельных мирах, доступных только его взору. В картинах нет колючей сатиры и колкого юмора, но есть мягкая любящая улыбка и то, что позволяет мультфильмам дотронуться до облаков, подглядеть что там, наверху, над небесами. И картины совершают этот путь: от мрачных и задумчивых тонов к свету и гармонии.


29 сентября 2017


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
116592
Сергей Леонов
95640
Владислав Фирсов
90814
Виктор Фишман
77667
Борис Ходоровский
68796
Богдан Виноградов
55220
Дмитрий Митюрин
44680
Татьяна Алексеева
40586
Сергей Леонов
39469
Роман Данилко
37506
Светлана Белоусова
35729
Александр Егоров
34931
Борис Кронер
34535
Наталья Дементьева
33252
Наталья Матвеева
33120
Борис Ходоровский
31999