Непростые судьбы российских авианосцев
СССР
Непростые судьбы российских авианосцев
Константин Ришес
журналист
Санкт-Петербург
1874
Непростые судьбы российских авианосцев
Авианосец «Викрамадитья», бывший советский «Баку»

В 1945 году СССР обзавелся первым авианосцем — в качестве трофея достался недостроенный немецкий «Граф Цеппелин». Появился шанс, используя немецкий задел, войти в число авианосных держав. Но противником авианосцев оказался приверженец линкоров Сталин. «Цеппелин» превратили в плавающую мишень, и усилиями авиации, артиллерии и подводных лодок он был отправлен на дно.

ВЕРТОЛЕТЫ НА ПАЛУБЕ

Собственные авианесущие корабли в СССР начали проектировать и строить в 1960-х годах. Первыми стали вертолетоносцы «Москва» и «Ленинград», предназначенные для борьбы с подводными лодками. Каждый из этих кораблей нес по 14 вертолетов Ка-25ПЛ. а также имел противолодочный и зенитный ракетные комплексы, артиллерийское и торпедное вооружение.

«Москва» прослужила лишь 25 лет, а «Ленинград» и того меньше, после чего они были проданы в Индию на слом.

С появлением самолета вертикального взлета и посадки Як-38 было решено использовать его для нужд ВМФ. Опробовав идею на вертолетоносце «Москва», кораблестроители приступили к созданию специального носителя для новых машин. Так появился на свет тяжелый авианесущий крейсер «Киев», спроектированный Невским проектно-конструкторским бюро и построенный на николаевском Черноморзаводе в 1975 году. Корабль, имея водоизмещение свыше 41 000 т, развивал скорость до 30 узлов. На его борту разместилось 22 летательных аппаратов Як-38 и вертолетов Ка-25ПЛ. Вооружение у него тоже было серьезным: противокорабельные крылатые ракеты, зенитно-ракетный комплекс, артиллерия и торпеды. За 14 лет службы в составе Северного флота «Киев» совершил 10 дальних походов, пройдя более 240 тысяч миль в водах Атлантики, Балтийского, Черного и Средиземного морей, побывал с визитами в портах многих стран, участвовал в ряде крупных учений.

Вторым в серии стал «Минск», за которым следовал «Новороссийск», а замыкал серию «Баку». В процессе серийного строительства проекты кораблей модернизировались и совершенствовались, их возможности расширялись. Так, два последних крейсера несли уже по 36 летательных аппаратов. Но служить им довелось недолго — от 11 до 14 лет (при сроке гарантии 25 лет). Флот они покинули, став жертвами перестройки и последовавшего экономического краха СССР.

«Баку» (с 1990 года — «Адмирал Горшков») после радикальной перестройки превратился в ударный авианосец, но уже не российский: с 2014 года он несет службу в ВМФ Индии под именем «Викрамадитья» («Всемогущий»).

АВИАНОСЕЦ ИЛИ КРЕЙСЕР?

К началу 1980-х годов наметился качественный скачок: переход от авианесущих крейсеров к созданию классических ударных авианосцев, носителей самолетов в специальном корабельном исполнении с горизонтальным взлетом и посадкой. Первым представителем «классики» должен был стать будущий «Адмирал Кузнецов», спроектированный Невским ПКБ и заложенный на стапеле николаевского Черноморзавода в сентябре 1982 года.

И проектирование, и строительство проходили с большими сложностями, вызываемыми бесконечными поправками и дополнениями к техническим требованиям, поступавшими со стороны заказчика. Прежде чем встать в строй, кораблю довелось сменить пятерых главных конструкторов и столько же имен: в проекте он числился как «Советский Союз», заложен был как «Рига», спущен на воду в 1985 году как «Леонид Брежнев», но на испытания вышел под именем «Тбилиси». Свое сегодняшнее имя корабль получил в октябре 1990 года уже в Севастополе, где начинал службу. Почти год ушел на отработку взлетов и посадок на его палубу самолетов МиГ-29К и Су-27К.

Присвоить новому кораблю статус авианосца все же постеснялись, официально классифицировав его как «тяжелый авианесущий крейсер». Действительно, помимо авиационного вооружения корабль получил новейший ракетный комплекс «Гранит» (12 пусковых контейнеров, собранных в едином модуле), а также другое ракетное и артиллерийское оружие. Благодаря «крейсерскому статусу «Адмирал Кузнецов» стал единственным в мире кораблем (по сути все же авианосцем), который может свободно находиться в Черном море, поскольку согласно конвенции Монтрё проход «чистых» авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещен. Сегодня «Адмирал Кузнецов» единственный корабль такого класса в составе Российского ВМФ.

Габариты у него весьма солидные: при водоизмещении 59 000 т, длина — 306 м, ширина — 72 м, а полная высота (от киля до верхней точки антенны) — 64 м. Котлотурбинная установка мощностью в 200 000 л. с., приводящая в движение 4 гребных винта, обеспечивает кораблю скорость до 29 узлов.

В находящемся под палубой огромном ангаре располагаются 26 истребителей и 24 вертолета. Службу на корабле несут более 1500 моряков.


19 ноября 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
92722
Сергей Леонов
92520
Виктор Фишман
74861
Борис Ходоровский
66232
Богдан Виноградов
52977
Дмитрий Митюрин
41904
Сергей Леонов
37118
Роман Данилко
35280
Татьяна Алексеева
31279
Александр Егоров
30499
Светлана Белоусова
29800
Борис Кронер
29510
Наталья Матвеева
27517
Наталья Дементьева
27327
Феликс Зинько
25780