Вишневый сад Марины Влади. Часть 2
ИСТОРИЯ ЛЮБВИ
«Секретные материалы 20 века» №3(337), 2012
Вишневый сад Марины Влади. Часть 2
Евгения Назарова
журналист
Москва
1571
Вишневый сад Марины Влади. Часть 2
Вместе в Париже

Если в России Марина Влади была известна как жена Владимира Высоцкого, то в Европе все происходило с точностью до наоборот. Во многом благодаря Марине Высоцкий смог выехать за границу, увидеть мир и познакомить чуть ли не всю планету – от Европы до Латинской Америки и Азии – с загадочной русской душой, которая почти с ювелирной точностью отразилась в его песнях. Не понимая слов, иностранцы часами слушали надрывные баллады Высоцкого и выходили из зала потрясенными – так, будто эта музыка разлилась по всему телу до кончиков пальцев и навсегда въелась в кожу. Только во Франции с 1977 по 1988 год было выпущено 14 пластинок Высоцкого. Ярким примером тому, какой прием оказывали русскому поэту за границей,  может служить история, имевшая место в доме американского продюсера Майка Медового. 


Часть 1   >

Вот как описывала этот случай Марина Влади: «Хозяин дома  подзывает тебя  и просит тишины.  Все  собираются в кружок возле вас и  слушают, что рассказывает Майк. Он говорит, что ты  – советский актер, поэт, певец с  исключительным  голосом, а я вижу, как  ты волнуешься.

Сидя почти у твоих ног, тебе улыбается Лиза Минелли. Ободренный ее взглядом, ты с места в карьер начинаешь первую песню. И тут же  вежливо-внимательные лица становятся напряженно-серьезными. Из  сада, от бассейна, с террасы идут люди, словно их тянут за невидимую  ниточку. От твоего  голоса их бросает  в дрожь. Женщины невольно  прижимаются  к  своим  спутникам,  мужчины  курят. Исчезает  небрежность манер. Они  не  понимают  слов, но  масок не осталось. Вместо  светских полуулыбок  –  лица. Некоторые даже  и не пытаются скрывать своих чувств и, закрыв глаза, отдались во власть твоего крика. Ты исполняешь последнюю песню, и воцаряется долгая тишина. Все недоверчиво смотрят друг на друга. Все они в плену у этого человечка в голубом».

В 1974 году супруги предприняли попытку совместной записи пластинки. После  долгих  дискуссий фирма  «Мелодия» приняла тексты и музыку двенадцати лирических песен. На эту пластинку Высоцкий и Влади возлагали большие надежды: во-первых, им впервые довелось работать вместе, во-вторых, доходы от продажи могли поправить шаткое материальное положение интернациональной семьи, и, в конце концов, ее выход в свет означал возможность совместных концертов, гастролей и продолжения творческой деятельности. Но этим мечтам не суждено было осуществиться. Пластинка долгие годы пролежала «на полке», в то время как авторы-исполнители слышали от министра культуры Демичева один ответ: «Немедленно выпустим!»

ОБРАТНАЯ СТОРОНА СЧАСТЬЯ

Брак Марины Влади с легендой из Советского Союза вовсе не состоял из одних праздников и триумфов. Семейная жизнь, и без того постоянно прерываемая разлуками, несколько раз чуть не дала трещину из-за прогрессирующего алкоголизма Высоцкого. Не в силах разорвать эти глубокие, но порой мучительные отношения, Марина Влади приняла решение бороться за жизнь мужа до конца. В ход шли противоалкогольные капсулы «Эспераль», которые бард, одержимый жаждой спиртного, выковыривал ножом из кожи, и заграничные поездки, имевшие целью отвлечь Высоцкого от свиданий с зеленым змием, которые неожиданно дали обратный эффект. «В России Владимир чувствовал себя пленником, а во Франции – человеком ненужным», – позднее скажет Марина. 

Сама Влади, быстро осознав, в каком тотальном дефиците живет родина ее предков, никогда не отказывала в помощи многочисленным друзьям мужа. Пожалуй, Марине ни разу не удалось приехать в СССР налегке – ее машина была постоянно завалена джинсами, техникой, продуктами и лекарствами, которые было не достать в России, но в которых отчаянно нуждались представители отечественной богемы.

Мечтая о собственном доме в России, звездная семья затеяла строительство на участке друга детства Высоцкого, Эдика Володарского. «По блату» разыскали стройматериалы и сантехнику («один концерт – за десять метров паласа»), и Марина Влади – звезда с мировым именем, элегантная, статная красавица из Европы начала осваивать новую роль, которую ей подбросила жизнь – роль дачницы-домохозяйки. Ее постоянными зрителями стали рабочие на стройке, которым она целыми днями варила борщи, и продавцы магазинов, где она килограммами закупала продукты. Но жертвы, принесенные во имя любви, в мечтах о собственном «гнезде», оказались напрасными. Из-за долгого строительства и тяжелого состояния Высоцкого им удалось провести в этом доме лишь два дня. После смерти барда, не в силах уладить имущественные споры, хозяин участка вызвал бульдозер и сравнял неудавшийся уголок уюта с землей.

Увы, бесконечные командировки в Европу не позволили ей и вовремя заметить, что отношения Высоцкого с алкоголем в последние годы жизни внезапно прервались перед лицом нового и куда более могущественного врага – наркотиков. С этим жестоким противником Влади была уже хорошо знакома: когда-то он чуть не отнял у нее старшего сына. Странный взгляд, путаные объяснения, отказ от сна и еды – казалось бы, по этим признакам несложно было разгадать природу происходивших с Высоцким перемен. Свалилась и новая напасть – до Марины дошли слухи о многочисленных изменах мужа. Их семейная жизнь трещала по швам, но 25 июля 1980 года в сердечных муках была поставлена жирная точка. Владимир Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

В 1989 году в СССР увидели свет скандальные мемуары Марины Влади «Владимир, или прерванный полет». На страницах книги вдова барда вспомнила прекрасные и страшные минуты, проведенные рядом с Высоцким, безжалостно обличила тех, кто, по ее мнению, приблизил конец поэта, и поблагодарила верных друзей, до последнего боровшихся за жизнь этого неординарного человека. К тому времени стало ясно, что в СССР француженку недолюбливают. Масла в огонь подливали и, мягко говоря, напряженные отношения с родителями Высоцкого. Настоящая война разгорелась вокруг памятника на могиле поэта. Марина Влади предлагала изображении метеорита («ничто так не напоминает блестящую и такую недолгую жизнь Владимира Высоцкого, как отколовшийся кусок звезды, сплавившийся в воздухе, оставивший огненный след в небе и  завершивший свой  стремительный полет на могиле»), родители же настаивали на узнаваемой фигуре, которая воплотила бы в себе все грани советского реализма. В 1985 году на могиле Высоцкого появилась внушительных размеров позолоченная статуя с гитарой. Нетрудно догадаться, кто вышел победителем из этой битвы мнений.

Сама Влади после смерти мужа погрузилась в глубочайшую депрессию и, по слухам, даже пыталась свести счеты с жизнью. Незадолго до кончины Высоцкого ушла из жизни Одиль – старшая сестра Марины. Эта двойная утрата надломила ее силы. Но помощь пришла, как водится, с неожиданной стороны.

24 КАДРА В СЕКУНДУ

Врач-онколог Леон Шварценберг был старым знакомым Марины Влади, правда, встретились они не при самых романтических обстоятельствах. Много лет он лечил от рака сестру Марины, а в 1981 году по ее просьбе выхаживал смертельно больного Андрея Тарковского. В это время Леон и сам переживал личную драму: уйдя от жены, он оставил ей и сыну дом, а сам оказался практически на улице. Его приютила гостеприимная Влади, и визит затянулся на 23 года. Доверительное общение переросло в крепкое чувство, не раз выручавшее обоих в сложных жизненных ситуациях.

Вместе с Леоном – убежденным сторонником эвтаназии – Марина пережила настоящую травлю, когда его обвинили в смерти нескольких безнадежно больных людей. По чудовищному совпадению, последний муж Влади умер от той же болезни, с которой долгие годы рука об руку боролся вместе со своими пациентами. Спустя почти четверть века Марина Влади вновь осталась вдовой, и боль захлестнула ее – уже немолодую женщину – с новой силой. Некоторое время она пыталась утопить горечь воспоминаний в бутылке, но позже на помощь пришла ее давняя и проверенная страсть – писательство. Погрузившись в мир дорогих сердцу воспоминаний, Влади создала несколько книг о своей жизни и людях, которые ее окружали, среди них – «24 кадра в секунду», своеобразная летопись кино XX века, и «Мой вишневый сад», ретроспектива истории России, показанная через призму судьбы Чехова и ее собственной семьи.

«Самое большое счастье – это жить. Я стольких похоронила: мужей, родителей, сестер, детей – что знаю это наверняка. Мне теперь нужно жить не только за себя, но и за своих покойников», – сегодня Марина Влади знает это точно. В конце 2004 года она передала Российскому государственному архиву литературы и искусства свою многолетнюю переписку с Высоцким, однако пока запретила ее публиковать. «Это моя личная жизнь, – объяснила Влади. Я готова отдать ее России, но не сейчас. Наши отношения и так уже обгадили все, кто только мог. Пусть изучают переписку после моей смерти».


14 февраля 2012


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8257991
Александр Егоров
929688
Татьяна Алексеева
763275
Татьяна Минасян
317639
Яна Титова
242539
Сергей Леонов
215369
Татьяна Алексеева
178387
Наталья Матвеева
174987
Валерий Колодяжный
169528
Светлана Белоусова
156979
Борис Ходоровский
154992
Павел Ганипровский
130451
Сергей Леонов
111883
Виктор Фишман
95531
Павел Виноградов
91978
Наталья Дементьева
91521
Редакция
84673
Борис Ходоровский
83116
Станислав Бернев
75659