Третьи жены вовсе не «от дьявола»
ИСТОРИЯ ЛЮБВИ
Третьи жены вовсе не «от дьявола»
Татьяна Алексеева
журналист
Санкт-Петербург
1196
Третьи жены вовсе не «от дьявола»
Кадр из сериала Владимира Бортко «Мастер и Маргарита». 2005 год

Многие наверняка слышали поговорку «Первая жена – от Бога, вторая – от людей, третья – от дьявола», но считать ее абсолютной истиной точно было бы неправильно. Большинство людей, скорее всего, знают примеры супружеских пар, в которых мужья нашли свое счастье со вторыми или третьими супругами, причем есть такие примеры и среди знаменитых людей.

«МАРГАРИТА» ПО ИМЕНИ ЕЛЕНА

Пожалуй, сильнее всего опровергает поговорку о первых, вторых и третьих женах история семейной жизни Михаила Булгакова, хотя на первый взгляд может показаться, что она, наоборот, полностью ее подтверждает.

Со своей первой супругой, Татьяной Лаппой, писатель познакомился, когда они оба были еще очень молоды, и их любовь носила юношеский, романтический характер. С ней Булгаков венчался в церкви, она находилась рядом с ним в самые тяжелые годы его жизни, ухаживала за ним, когда он был тяжело болен, и помогла ему избавиться от наркозависимости.

Вторую жену Михаила Афанасьевича Любовь Белозерскую действительно можно было бы назвать «женой от людей». Она ввела его в компании литераторов, познакомила с другими известными писателями, помогла ему самому стать известным и, как сказали бы в наше время, «раскрутиться». С ней Булгаков все время находился в кругу собратьев по перу, поклонников и случайных знакомых, вертевшихся среди знаменитостей. С ней он был в центре внимания и этим вниманием наслаждался.

Ну а что касается третьей супруги Булгакова Елены Шиловской, то эта женщина, вдохновила писателя на создание романа «Мастер и Маргарита». Одним из главных героев этого шедевра является сатана. Именно она сделала все, чтобы роман был создан и сохранен для потомков, но сама стала прочно ассоциироваться с «темными силами».

Однако при более детальном изучении биографий Татьяны Лаппы и Елены Шиловской выясняется, что с обеими этими дамами «все не так однозначно». Татьяна под конец их с Булгаковым совместной жизни вела себя с ним крайне бесцеремонно, требуя, чтобы муж писал только так, как она считала правильным, и менял характеры и поступки героев по ее указке. Часто ее требования касались упоминания в текстах всего связанного с религией: Лаппа считала, что образованный человек может быть только атеистом, и ругала Булгакова, если тот делал своих положительных героев верующими.

Из-за этого писатель в конце концов и разошелся с первой женой – после того, как она велела ему вырезать из романа «Белая гвардия» эпизод, в котором главная героиня Елена молится о выздоровлении умирающего брата Алексея. Татьяна заявила, что образованная дама даже в такой тяжелой ситуации, переживая за близкого человека, не должна обращаться к Богу. Для Булгакова это стало последней каплей. Он понял, что, если останется с этой женщиной, ему придется либо постоянно ругаться с ней по творческим вопросам, либо подчиняться и идти против собственных убеждений, пропагандировать в своих произведениях воинствующий атеизм. Выбор для христианина и для писателя был очевиден.

Но если первая жена Булгакова всеми силами пыталась настроить его против религии, то третья, сделавшая все, чтобы он написал свой самый известный и самый загадочный роман и чтобы этот роман был издан, добилась прямо противоположных результатов. Существуют разные теории о том, что автор «Мастера и Маргариты» хотел сказать этой книгой, но ее издание в любом случае привело к тому, что далекие от религии жители СССР заинтересовались христианством. А потом многие из них стали глубже изучать эту тему и пришли к вере. И все это стало возможным именно благодаря Елене Шиловской, музе Булгакова и прототипу Маргариты, его третьей жене, после чего ее, уж наверное, было бы совсем неправильно называть «женой от дьявола».

ИЗ СТЕНОГРАФИСТОК – В МУЗЫ ГЕНИЯ

Еще меньше народная мудрость о трех женах подходит к третьей спутнице жизни Федора Михайловича Достоевского – как, впрочем, и к двум первым его любимым женщинам.

Его первый брак с Марией Исаевой, вдовой работника таможенной службы Александра Исаева, не был счастливым. Достоевский познакомился с ней, когда ее муж был еще жив, и вскоре увлекся. Ей было интересно общаться и переписываться с ним, но она не отвечала ему взаимностью. После смерти Александра Исаева Достоевский сделал официальное предложение. Она сначала отказала ему и лишь спустя год все-таки согласилась стать его супругой.

В семейной жизни Федор Михайлович и Мария быстро охладели друг к другу, хотя на людях и продолжали сохранять видимость хороших отношений. Достоевский познакомился с юной Аполлинарией Сусловой, которая сразу же влюбилась в него и стала в прямом смысле преследовать писателя. Тот в конце концов сдался под ее напором, и у них начался роман. Несмотря на это, писатель не собирался расставаться с Марией, а после того, как она тяжело заболела, стал ухаживать за ней, не обращая внимания на требования Сусловой уйти от законной супруги.

Так продолжалось несколько лет. Суслова то бросала Федора Михайловича и уезжала от него в Европу, то писала ему страстные письма с просьбами приехать к ней, то изменяла ему, то угрожала, что убьет себя или своего нового любовника, если он не вернется к ней. А после смерти Марии Достоевский предложил Полине стать его женой, но получил отказ: когда он стал свободен, экзальтированная подруга потеряла интерес к нему. Так что формально Суслова не была его второй супругой, но фактически она занимала в его жизни очень важное место, какое не всегда занимают официальные жены, и уж точно именно эта, вторая, любовь писателя была самой бурной и страстной и принесла ему особенно много сильных переживаний.

И только третья любимая женщина, официально ставшая его второй супругой, была для Достоевского по-настоящему близким человеком, а кроме того, его помощницей в литературных делах, его музой. Анна Сниткина работала у него стенографисткой, писала под диктовку его роман «Игрок», и с ее помощью Федор Михайлович смог написать эту вещь в рекордно короткие сроки, выполнив жесткие условия издателя. После этого Достоевский признался ей в любви – и она продолжила помогать ему в работе уже в качестве супруги.

Анна любила Достоевского сильнее, чем Мария, но ее любовь была более спокойной, чем у Полины, без кипящих страстей и резких скачков настроения. Хотя и с ней у писателя случались и сцены ревности, и другие проявления сильных чувств – но гораздо чаще в их жизни царила гармония. Анна вдохновляла Достоевского на новые романы и приложила огромные усилия, чтобы помочь ему избавиться от игровой зависимости. И при этом, в отличие от Татьяны Лаппы, не считала, что это дает ей право указывать писателю, о чем ему рассказывать в своих книгах. Если она и предлагала ему что-то изменить в его произведениях, это были доброжелательные советы, а не ультиматумы, поскольку Анна знала: заставлять творческого человека идти против себя нельзя.

Хотя Сниткина была третьей женщиной, с которой Достоевский связал свою жизнь, именно с ней он наконец нашел свое счастье и написал свои самые сильные произведения. Одним словом, назвать Анну «женой от дьявола» или «женой от людей» было бы совершенно несправедливо – быть такой преданной и понимающей спутницей жизни, быть музой, помогающей мужу творить, могла только жена от Бога.

ТАИС МОСКОВСКАЯ

Еще одной третьей женой, сделавшей для своего мужа-писателя намного больше, чем две первые супруги, была жена Ивана Ефремова Таисия Юхневская. До нее этот писатель, геолог и палеонтолог был женат дважды. В первый раз он вступил в брак с дочерью одного из своих старших коллег-геологов Ксенией Свитальской, но оба они были слишком юными и неготовыми к семейной жизни, в итоге не сошлись характерами и через несколько лет развелись.

Второй женой Ефремова стала зоолог Елена Конжукова, и их брак был союзом двух ученых, каждый из которых занимался своей работой, хотя частично их сферы деятельности и пересекались. Супруги прожили вместе 15 лет, вырастили сына Аллана, но потом у Елены начались серьезные проблемы с сердцем, и, несмотря на найденных Ефремовым лучших врачей, спасти ее не удалось. В это время Иван Антонович и сам был тяжело болен, и медики опасались, что он ненадолго переживает вторую жену, однако через год после ее смерти он начал встречаться с актрисой Таисией Юхневской – и в его жизни началась новая эпоха.

К тому времени Ефремов уже был известен не только как ученый, но и как писатель: он уже создал свой первый роман «Туманность Андромеды» и сборник рассказов. Но если Елена Конжукова больше интересовалась его научными работами, а не фантастическими произведениями, то Юхневская, прочитав их, сразу поняла, что у него есть литературный талант, который необходимо развивать дальше.

И Таисия постаралась сделать все от нее зависящее, чтобы Ефремов продолжил писать, создал новые художественные произведения, – она восхищалась уже написанными им книгами, подталкивала его к написанию других, подсказывала, как лучше повернуть сюжет. Иван Антонович, которому к тому времени стало сложно заниматься наукой из-за проблем со здоровьем, с энтузиазмом погрузился в литературу и написал еще три романа – «Лезвие бритвы», «Час Быка» и «Таис Афинскую». Все эти книги он посвятил Юхневской, а в «Таис» еще и сделал ее прототипом главной героини. Так эта женщина, в течение десяти лет (до самой смерти писателя) «проработавшая» его музой и несколько раз спасшая ему жизнь (во время сердечных приступов), и вошла в историю – в образе яркого, интересного, запоминающегося литературного персонажа.

Вместе с Анной Сниткиной и Еленой Шиловской Таисия Юхневская опровергла поговорку о трех женах. Все три эти выдающиеся дамы доказали своей жизнью, что третья по счету спутница жизни может быть вовсе не «женой от дьявола», а, наоборот, помощницей и союзницей мужа в той сфере деятельности, которая приближает человека к Богу, – в творчестве.


7 марта 2024


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8793459
Александр Егоров
980940
Татьяна Алексеева
811319
Татьяна Минасян
332415
Яна Титова
247159
Сергей Леонов
217122
Татьяна Алексеева
184432
Наталья Матвеева
182313
Валерий Колодяжный
177585
Светлана Белоусова
169371
Борис Ходоровский
161181
Павел Ганипровский
135734
Сергей Леонов
112548
Павел Виноградов
96320
Виктор Фишман
96190
Наталья Дементьева
95062
Редакция
88361
Борис Ходоровский
83808
Константин Ришес
81299