ИСТОРИЯ ЛЮБВИ
«Секретные материалы 20 века» №21(537), 2019
Самая кровавая литература
Татьяна Минасян
журналист
Санкт-Петербург
1061
Самая кровавая литература
Уже две сотни лет вампиры остаются популярнейшими литературными персонажами

Фэнтезийную и мистическую литературу принято считать второсортной и не подходящей для умных и образованных людей. Самой же дурной репутацией среди книг, написанных в этих жанрах, обладают истории о вампирах. Что, впрочем, не мешает любителям таких историй сочинять и читать их в течение двухсот последних лет. 

Строго говоря, 200 лет в этом году исполнилось вампирской прозе, а стихотворные произведения об этих «милых» мифических существах появились гораздо раньше. Самое старинное такое стихотворение, дошедшее до наших дней, было написано немецким поэтом Генрихом Августом Оссенфельдером в 1748 году. Однако и оно не было самым первым, так как известно, что его автор вдохновлялся другими подобными стихами. 

Серьезная тема

Мода на стихи про вампиров появилась в 20–30-е годы XVIII века, после того как в Европе широко распространились всевозможные легенды и суеверия о существах, пьющих кровь. Изначально эти легенды появились еще раньше, но именно в первой половине XVIII века они стали особенно популярными. Множество людей в те годы верили в существование вампиров, боялись встречи с ними и предпринимали разные меры, чтобы этого не случилось. Ну а творческие личности увидели во всеобщей истерии новый источник вдохновения и принялись сочинять стихи и поэмы о нападающих на людей кровопийцах, способных превращаться в летучих мышей или в туман. Причем чаще всего в таких стихах звучали явные романтические или даже эротические нотки, иногда сопровождаемые еще и юмором. Кроме того, нередко вампиры, вместе с другой нечистью, противопоставлялись положительным героям-христианам, которых они пытались переманить на свою темную сторону. 

Именно так выглядит стихотворение Оссенфельдера под названием «Вампир». В нем некий молодой человек, которого отвергла любимая девушка, угрожает ей, что напьется вина до состояния вампира, явится к ней ночью и подарит ей особый вампирский поцелуй, выпив ее крови. В других стихах и поэмах того времени описывались ожившие мертвецы, которые вылезают из могил и навещают своих возлюбленных или супругов, чтобы пить их кровь и в конце концов сделать их такими же вампирами. 

Подобная история рассказывается, например, в балладе «Ленора» Готфрида Августа Бюргера, написанной в 1773 году. В ее основе лежит очень древняя и распространенная у многих народов легенда о погибшем женихе, обещающем своей невесте забрать ее в новый дом и в итоге увозящем ее на кладбище. В данном случае жених предстает перед девушкой в образе вампира, который в конце пути, не успев утащить ее в могилу до восхода солнца, рассыпается в прах. 

Не остался в стороне от вампирской темы даже великий Иоганн Вольфганг Гёте. В его поэме «Коринфская невеста», созданной в 1797 году, тоже показаны разлученные возлюбленные: девушка, умершая в монастыре, куда ее отдали против воли, после смерти встречается с женихом и убивает его, выпив всю его кровь. Одновременно с Гёте почти такой же эпизод описал в поэме «Талаба Уничтожитель» Роберт Саути – там любимая девушка главного героя тоже после смерти превратилась в кровососущую нечисть. И примерно в те же годы еще одна женщина-вампир появилась в поэме Семюэля Тейлора Колриджа «Кристабель» – она, в отличие от своих литературных предшественниц, охотилась не за женихом, а за девушкой, которую похитила и на которой едва не женилась, приняв облик ее возлюбленного. 

Одним словом, классики XVIII века совершенно не считали вампирскую тему неподходящей для высокой литературы. Большинство из них хотя бы раз упомянули этих существ в своем творчестве, и это были не развлекательные ужастики, а серьезные, иногда трагические истории, заставляющие читателя задумываться над глубокими нравственными вопросами. 

Рожденные в непогоду 

Более легкомысленными истории о вампирах, а также другие мистические ужасы сделались в начале XIX века, когда их стали сочинять в прозе. Зародился этот жанра в середине лета 1816 года в Швейцарии, на Женевском озере, где отдыхала небольшая творческая компания: поэт Джордж Гордон Байрон, писатель Перси Биши Шелли, его возлюбленная Мэри Годвин со своей сводной сестрой Джейн Клер Клермонт и врач Джон Уильям Полидори. В этом году и в Европе, и в Северной Америке была аномально холодная и ненастная погода. В том числе и летом – из-за постоянных ливней с градом и сильного ветра люди нередко не могли даже ненадолго выйти из дома. Так что компания страшно скучала и пыталась развлечься чтением историй о призраках и другой нечисти. А когда книги подобного содержания закончились, Байрон предложил своим друзьям самим написать по рассказу-ужастику, и они тут же загорелись этой идеей. 

Лучше всех справилась с заданием поэта Мэри Годвин: она сочинила историю о сумасшедшем ученом, создавшем искусственное живое существо, которое вышло из-под его контроля и стало убивать людей. В дальнейшем Мэри, уже вышедшая замуж за Перси и носящая фамилию Шелли, доработала эту историю и превратила ее в полноценный роман «Франкенштейн, или Современный Прометей», положивший начало жанру научной фантастики. 

Сам же Джордж Гордон Байрон придумал историю о вампире, притворяющемся обычным человеком. Он не стал записывать ее, посчитав такой сюжет не особо интересным, но рассказал ее друзьям, на ходу добавляя к ней новые подробности. Как и рассказ Мэри, эта история имела большой успех, и Джон Полидори решил записать ее, чтобы ею могли насладиться и другие люди. Что и было сделано, причем, записывая рассказ Байрона, Полидори добавил в него кое-что от себя и изменил некоторые детали. В частности, у Байрона вампир был диким лесным жителем, плохо вписывающимся в человеческое общество, а Джон сделал его красавцем-аристократом – ему показалось, что так история станет еще интереснее, и поэт не стал с ним спорить. 

По сюжету этого рассказа, главный герой, молодой человек по фамилии Обри, был знаком со странным аристократом Ратвеном, а когда его любимая девушка рассказала ему легенду о вампирах, понял, что именно этих существ ему напоминал этот его друг. Позже девушка была найдена мертвой и обескровленной, а на Обри и Ратвена напали разбойники, и хотя друзья смогли отбиться от них, аристократ был ранен и, взяв с главного героя слово, что он в течение года никому о нем не расскажет, умер. Точнее, Обри думал, что его не стало, потому что позже он снова встретил лорда Ратвена – живого, невредимого и ухаживающего за его сестрой. Из-за переживаний за сестру у Обри случился нервный срыв, и его посчитали сумасшедшим, а когда он, не решаясь нарушить данное вампиру слово раньше срока, попытался в письме уговорить девушку отложить свадьбу, врач не стал передавать ей это письмо. Свадьба состоялась накануне того дня, когда Обри смог рассказать, кто такой Ратвен, но было уже поздно – его сестру тоже обнаружили убитой. 

В 1819 году этот рассказ, которому Полидори дал названием «Вампир», был впервые опубликован в британском журнале The New Monthly Magazine. Его автором был указан лорд Байрон, однако в следующем издании поэт уступил авторство Джону Полидори, поскольку именно он литературно обработал эту историю. 

Читатели пришли от этого рассказа в полный восторг, и у его авторов тут же появилось множество подражателей. Через год во Франции вышло вольное продолжение этого рассказа «Лорд Ратвен, или Вампиры» Кипьена Берара и пьеса «Вампир» Шарля Надье. А потом загадочные и опасные вампиры-аристократы стали появляться на страницах книг самых разных авторов. Сложилась традиция изображать кровососущую нечисть именно так, и ей следовали почти все писатели, за редким исключением. 

Все меняется… 

Были писатели, интересующиеся вампирскими легендами и в России. Первым обратился к ним в своем творчестве Алексей Константинович Толстой, написавший в 1839 году рассказ «Семья вурдалака», а спустя два года повесть «Упырь». В отличие от своих иностранных собратьев по перу, изображавших вампиров-одиночек, граф Толстой решил не мелочиться – в его произведениях фигурируют целые семьи или большие компании этой нечисти. 

Во второй половине XIX века авторы вампирских историй стали сочетать в своем творчестве традицию, заложенную Джоном Полидори, и более древние легенды. В 1872 году вышла в свет новелла Джозефа Шеридана Ле Фаню «Кармилла», где перед читателем снова предстала женщина-вампир, на этот раз аристократка, охотящаяся на молодых девушек, а в 1897-м был издан знаменитый роман «Дракула» Брэма Стокера, в котором были собраны все элементы европейских легенд о вампирах. В обоих романах много отсылок к более ранним вампирским историям, но есть в них и существенное отличие от них. Если раньше вампирам в финале удавалось ускользнуть от людей, оставив после себя очередную жертву, то Ле Фаню и Стокер решили восстановить справедливость: в их книгах людям удается расправиться с кровопийцами. 

Писатели ХХ века, решившие обратиться к этой теме, как правило, придерживались этой новой традиции, и чаще всего их книги тоже заканчивались победой над вампирами. При этом сами вампиры постепенно эволюционировали. Если раньше они всегда были бездушной во всех смыслах нечистью, которой нужно от людей только одно, то во второй половине прошлого века их все чаще стали изображать «разносторонними личностями» – не всегда жестокими, порой страдающими от собственной природы и не убивающими своих жертв. Самым ярким писателем, создавшим «человечных» вампиров, была и остается Энн Райс, у которой много фанатов и подражателей. 

А в конце ХХ – начале XXI века в жанре фэнтези стали популярны истории о мирных взаимоотношениях людей и разных мифических существ. В том числе и вампиров, которые окончательно цивилизовались, стали соблюдать законы и вести добропорядочную жизнь, хотя иногда среди них все-таки попадаются хищные исключения. Такой мир описал в своем знаменитом цикле «Дозоры» Сергей Лукьяненко, у которого тоже вскоре появились подражатели. Еще дальше пошла американская писательница Стефани Майер, чью книжную серию «Сумерки» можно отнести не только к мистической литературе о вампирах, но еще и к дамским любовным романам. 

Примерно в это же время вампиры захватили последний литературный жанр – юмористический. И в России, и за рубежом стали появляться пародии на известные вампирские книги и фильмы и самостоятельные юмористические произведения на эту тему. Начало этому поджанру положила белорусская писательница Ольга Громыко со своей серией книг «Белорский цикл о ведьме Вольхе». 

Ну а читатели всех этих книг нередко пишут по ним фанфики, а еще сочиняют стихи о вампирах, которые во множестве можно прочитать в Интернете. Так что можно сказать, что круг замкнулся, ведь именно со стихов вампиры когда-то начали свое шествие по книжным страницам.


3 Октября 2019


Последние публикации


1 000 руб.
200 руб.



Выбор читателей

Сергей Леонов
83542
Виктор Фишман
67079
Борис Ходоровский
59060
Богдан Виноградов
46315
Дмитрий Митюрин
31373
Сергей Леонов
30887
Роман Данилко
28386
Сергей Леонов
15838
Дмитрий Митюрин
14150
Светлана Белоусова
13970
Александр Путятин
13028
Татьяна Алексеева
12786
Наталья Матвеева
12319