Бела Лугоши: Дракула, Великий и Ужасный
ЖЗЛ
«Секретные материалы 20 века» №18(456), 2016
Бела Лугоши: Дракула, Великий и Ужасный
Галина Мазанова
журналист
Санкт-Петербург
245
Бела Лугоши: Дракула, Великий и Ужасный
Бела Лугоши

Род Блашко был известен в Венгрии с XV века. Все они были крестьянами, и только один из них, Иштван, нарушил семейную традицию – стал пекарем, а потом банкиром. Именно в его семье родился тот мальчик, которому суждено было много лет спустя произнести с экрана: «Ай эм Дракьюла!!!»

Бела Ференц Дежё Блашко родился 20 октября 1882 года в городе Лугош в тогдашней Австро-Венгрии (сегодня это Лугож, Румыния). Он был четвертым ребенком в семье и, видимо, очень рано проявил интерес к театру. Во всяком случае, сразу после окончания школы он стал актером в театре маленького городка Шабадкаш, куда устроила его старшая сестра. У него был хороший голос, он пел в оперетте (недаром родился почти в один день с Имре Кальманом!) и играл все, в том числе и роли классического репертуара – бывало, что до 40 спектаклей в год. Особенно хорош он был в роли Ромео, за которую получил приглашение в столицу. В 1911-1914 годах он играет в крупных будапештских театрах под звучным псевдонимом «Аристид Ольт».

Карьеру прервала Первая мировая война. В австро-венгерскую армию Бела вступил добровольцем, был лейтенантом пехоты, получил три ранения, был награжден. Прослужил до 1916 года. Из-за ранений, полученных на фронте, он впоследствии очень страдал, принимал сильные болеутоляющие, а потом и наркотики. Скрывая эту зависимость, он на съемках постоянно пил красное бургундское.

В 1916 году он познакомился с кинорежиссером и продюсером Альфредом Диши и подписал двухгодичный контракт на съемки в кино. Первым его фильмом был «Полковник» (1917). Всего за два года он снялся в 11 венгерских фильмах, в том числе в кинокомпании «Феникс» у Михала Кертежа, который потом уехал в США, стал Майклом Кертисом и снял «Касабланку» и «Приключения Робин Гуда». Но в США они не сотрудничали.

Последним фильмом с его участием, снятым в Венгрии, стала «Королевская жизнь», вольная интерпретация «Портрета Дориана Грея» с элементами фильма ужасов. Может быть, когда-нибудь их отыщут венгерские коллекционеры?

Бела активно участвовал в создании Венгерской Советской республики (оказавшейся недолговечной), организовал Актерский профсоюз, но после разгрома коммунистов ему пришлось бежать из страны. В 1919 году он эмигрировал в Германию.

Там он продолжал сниматься и играть в театрах. Среди тех 16 фильмов, что были сняты за два года, самым заметным был фильм «Голова Януса», история о докторе Джекилле и мистере Хайде, где он – теперь уже Бела Лугоши – сыграл Хайда. Режиссером был Фридрих Мурнау, прославившийся впоследствии фильмом «Носферату». Кстати, в том же 1920 году на экраны вышел знаменитый «Кабинет доктора Калигари», который считается первым в европейском кино фильмом ужасов. Хотя сегодня эта экспрессионистская страшилка может вызвать разве что хохот, но тогда - о!… Перекошенные, как после взрыва, дома, кривые улочки, безумный доктор и автомат-медиум, выполняющий его злую волю – было от чего падать в обморок в темноте кинозала.

В 1921 году Лугоши уезжает в Нью-Йорк. Не зная языка, он первое время зарабатывает чем придется, но потом начинает играть в театре венгерской национальной общины. Снимается в кино в ролях третьего плана – например, в фильме 1924 года «Тот, кто получает пощечины» ( по пьесе Леонида Андреева), где рядом с ним одним из таких же безликих цирковых клоунов был Лон Чейни.

Первое время Бела, не зная языка, просто заучивал роли на слух. Он сыграл множество ничем не примечательных ролей, пока в 1929 году Тод Браунинг не пригласил его на роль инспектора в фильме «Тринадцатый стул». Это был первый звуковой фильм Лугоши в Голливуде и первый американский ужастик, отнесенный к новой категории Н – «horror». С тех пор этот термин прижился.

К этому времени Лугоши добился успеха на театральной сцене. Уже два года он играл на Бродвее главную роль в сценической постановке «Дракулы» по одноименному роману Брэма Стокера – и играл блестяще. Коммерческий успех постановки привлек внимание фирмы Universal Pictures . Она еще в 1930 году купила права на экранизацию бродвейского спектакля. Предполагалось, что главную роль будет играть Лон Чейни. Но он умер, и проект был почти закрыт.

Теперь работу решили продолжить. Режиссером стал Тод Браунинг. Он полностью перенес на экран театральную постановку, добавив лишь две части в начале, создающие туманную, таинственную атмосферу. Главную роль сохранили за Лугоши.

Он понимал, что участие в этом фильме открывает перед ним невиданные возможности, и трудился не щадя себя. Сутками работал над образом, не только над пластикой, но и над крупными планами. Он практически отказался от грима: скрытое тенью лицо, только резко очерченный рот и высвеченные узким лучом глаза создавали образ загадочный, но неуловимо привлекательный. Высокий рост, изящные длинные пальцы, медленные движения, безукоризненный костюм светского денди и улыбка, обольстительная и злодейская – в общем, идеальный вампир-аристократ. Не зря в 1930-е годы Бела Лугоши получал больше писем от поклонников, чем Кларк Гейбл.

«Дракула» вообще удивительно деликатный фильм. И Лугоши в нем изумителен. Никаких клыков, единственная кровь в фильме – это кровь на порезанном пальце; вампир не кусает своих жертв и не пьет их кровь – по крайней мере, в кадре – а склоняется над ними скорее как влюбленный. Фильм, кстати, вышел на экраны 14 февраля, в день святого Валентина, и рекламный слоган звучал так: «Самая странная любовь, которую когда-либо видел человек».

Огромный успех «Дракулы» спас компанию, финансовые дела которой в 1931 году сильно пошатнулись. Лугоши стал звездой Universal (в то время актеры снимались в фильмах только одной кинокомпании и были ее лицом) и получил постоянный контракт. Поверив в прибыльность фильмов ужасов, компания сделала мрачную готическую кинематографию своим фирменным знаком. Можно сказать, «Дракула» сделал в американском кино то же, что «Кабинет доктора Калигари» в европейском – открыл эру ужастиков.

Пошла волна подражаний, но уже без Браунинга. Он снял давно задуманных «Уродов», фильм настолько жуткий, что во многих странах его запретили к показу, и ушел на покой.

Universal Puctures вначале хотела сделать Лугоши вторым Лоном Чейни. Ему предложили роль Чудовища в фильме «Франкенштейн», но роль была без текста, и он не хотел играть в тяжелом гриме. Роль досталась Борису Карлоффу, который впоследствии стал частым партнером Лугоши.

Идея, конечно, была неудачной. Если Чейни до неузнаваемости перевоплощался в своих героев, то Лугоши, наоборот, всегда оставался Лугоши. Он не воплотился в Дракулу, а как бы заставил его навсегда стать Белой Лугоши.

Стоит только пожалеть, что эксплуатируя огромную популярность этого образа, продюсеры заковали актера в одно–единственное амплуа. Мало того, что роли чудовищ, убийц и безумных ученых прочно за ним закрепились, но из соображений рекламы он должен был вести себя эксцентрично и в жизни – появляться на людях в образе вампира, давать интервью лежа в гробу…

Год за годом он играл злодеев – добросовестно, но несколько однообразно. Сценарии представляли собой немыслимый винегрет из новелл Эдгара По. Так, доктор Миракль из «Убийства на улице Морг» (1932) дрессирует гориллу, чтобы она похищала женщин, над которыми он делает бесчеловечные опыты; в «Вороне» (1935) сумасшедший врач Доктор Воллин воспроизводит в подземелье своего дома орудия пытки, описанные в новелле По «Колодец и маятник». Впрочем, ради того, чтобы услышать, как Лугоши прекрасно, своим звучным голосом, в строгой классической манере читает «Ворона» По, стоит и посмотреть эту чепуху.

Лежандр в «Белом зомби», Роксор в «Чанду-волшебнике», одержимый местью доктор Вердегаст в «Черном коте»… Эти фильмы пользовались успехом у зрителя в первую очередь благодаря его актерскому мастерству, но для него роли становятся все менее интересными. Яркая роль горбуна Игоря, которую он сыграл в «Сыне Франкенштейна» и «Призраке Франкенштейна», была им просто выпрошена.

Родился сын, Бела Лугоши-младший, и были серьезные проблемы с деньгами. Он все чаще оставался без работы, роли не приносили ни творческой, ни финансовой отдачи. В 1940-е годы он снимается в незначительных ролях в фильмах категории «Б», опускается, становится морфинистом. Слава его погасла, он стал спиваться, опускаясь на самое дно своей карьеры. Жена Лилиан покинула его в 1952 году после почти двадцати лет брака.

И тут под конец жизни он подружился с Эдом Вудом, имевшим худую славу самого плохого режиссера всех времен. Эд был горячим поклонником его прежних ролей и снял его в нескольких своих фильмах. Полученный за них гонорар позволил Лугоши победить зависимость от морфия, и он решил снова вернуться в большое кино. Он успел сняться в небольшой роли в фильме «Черный сон», которая стала для него последней. Для фильма Вуда «План 9 из космоса» было отснято всего 10 минут.

16 августа 1956 года Бела Лугоши скончался от инфаркта. Он жил в такой нищете, что его не на что было похоронить. Похороны оплатил Фрэнк Синатра.

Образ вампира-аристократа стал высшим достижением Белы Лугоши в кинематографе. Он сам прямо это признал, завещав похоронить себя в костюме Дракулы. Винсент Прайс вспоминал, что на похоронах Питер Лорре, также игравший в кино злодеев, тихо сказал ему: «Как ты думаешь, может нам на всякий случай забить ему осиновый кол в сердце?» Но при этом скрывал слезы.

Эд Вуд закончил фильм, использовав архивные съемки, и ввел персонаж, якобы сыгранный Лугоши, лицо актера при этом все время скрыто от зрителя.

История их взаимоотношений легла в основу фильма Тима Бертона «Эд Вуд»(!994). Исполнитель роли Белы Лугоши Мартин Ландау получил Оскара – запоздалое признание заслуг Великого Дракулы всех времен.

Бела Лугоши удостоен звезды на голливудской Аллее Славы – и доброй памяти множества неизвестных коллекционеров, сохраняющих его фотографии и видео, где в таинственном полумраке медленно спускается по лестнице некто высокий в черном плаще, со свечой в руке, и с улыбкой произносит незабываемое «Ай эм Дракьюла. Ай бит ю уэлкам!»


25 сентября 2016


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
120570
Владислав Фирсов
105721
Сергей Леонов
96065
Виктор Фишман
78125
Борис Ходоровский
69159
Богдан Виноградов
55559
Дмитрий Митюрин
45140
Татьяна Алексеева
41542
Сергей Леонов
39828
Роман Данилко
37857
Светлана Белоусова
36433
Александр Егоров
35356
Борис Кронер
35198
Наталья Дементьева
34192
Наталья Матвеева
34044
Борис Ходоровский
32669