Адольф Гитлер между реальностью и вымыслом
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №8(446), 2016
Адольф Гитлер между реальностью и вымыслом
Галина Сиднева
журналист, переводчик
243
Адольф Гитлер между реальностью и вымыслом
Эрнст Ганфштенгль, Адольф Гитлер и Герман Геринг. 1932 год

Адольф Гитлер жадно любил кино и мог подолгу не отрываться от экрана. Он с удовольствием смотрел все подряд, иногда шесть-семь кинофильмов за вечер. Ненасытная страсть фюрера к кинематографу доставляла немало хлопот подчиненным, которые всеми правдами и неправдами добывали для патрона вожделенные копии новинок, голливудские кинокомедии и боевики, мультипликационные фильмы Уолта Диснея. В Третьем рейхе действовала строгая цензура в области кинопроката. Однако нацистской верхушки и самого фюрера цензурные ограничения, разумеется, не касались.

Что именно покоряло и восхищало Гитлера в его любимых фильмах? Разбирался ли он в технике съемок, интересовался ли новыми интересными трюками? Был ли знатоком актерской игры, или ему просто хотелось видеть на экране сказочно красивых женщин?

Фюрер-киноман вряд ли знал о кинематографии больше, чем любой другой непосвященный зритель. Гитлера волновало и трогало почти до слез повествование о трагической любви гигантской гориллы к прелестной блондинке в легендарном фильма Мериана Купера о Кинг-Конге (1933 год). Когда на экране волосатое чудовище карабкалось на Эмпайр-стейт-билдинг, отчаянно отбивалось от самолетов, падало вниз со 103-этажного здания и разбивалось насмерть, все государственные дела откладывались на потом. Никто не решался беспокоить Гитлера, все терпеливо ждали, пока он до последнего кадра насладится излюбленным зрелищем. «Кинг-Конг» принадлежал к числу самых любимых фильмов фюрера. По крайней мере, об этом рассказывал впоследствии близкий друг и сподвижник Гитлера Эрнст Ганфштенгль. Он хорошо знал Гитлера в то время, когда тот еще не был канцлером и фюрером Германии.

Эрнст Ганфштенгль познакомился с Адольфом Гитлером в 1922 году и увлекся идеями национал-социализма. Ганфштенгль участвовал в «пивном путче» в 1923 году, а после провала путча скрывался и помогал своему другу прятаться от полиции.

Ганфштенгль был среди однопартийцев белой вороной. Он происходил из богатой и влиятельной баварской семьи, а по матери был американцем. Ганфштенгль учился в Гарвардском университете вместе с Франклином Рузвельтом, будущим президентом США. В 1921 году он вернулся в Мюнхен, изучал историю в Мюнхенском университете, защитил докторскую диссертацию. Ганфштенгль прекрасно играл на фортепьяно, знал толк в изобразительном искусстве, имел много знакомых среди мюнхенской богемы. Он, несомненно, был образованным человеком и предприимчивым дельцом, много путешествовал по Европе, издавал художественные альбомы, общался с художниками.

Адольфа Гитлера Эрнст Ганфштенгль впервые увидел в пивной «Киндлькеллер», когда тот выступал с речью перед своими сторонниками. Невысокий, нескладный, плохо одетый провинциал с австрийским акцентом производил на слушателей неотразимое впечатление ярким ораторским дарованием. Ганфштенгль побывал на следующих выступлениях Гитлера, познакомился с ним, и на несколько лет между ними завязалась дружба. Элегантный, благовоспитанный Ганфштенгль (почти двухметрового роста, атлетического сложения, с крупной головой и мощными руками) одним своим видом придавал Гитлеру и соратникам по партии больше солидности и респектабельности. А кроме того, еще и деньги давал на партийные нужды, помогал деловыми советами. В 1933 году его как друга и преданного соратника Гитлера назначили официальным пресс-секретарем национал-социалистической партии. Но к 1937 году над головой пресс-секретаря сгустились тучи — партийная верхушка считала его слишком аристократичным и свободомыслящим. Ганфштенгль разочаровался в идеях национал-социализма и успел бежать из Германии. Он пережил войну и умер в возрасте 88 лет в Мюнхене в 1975 году.

Эрнст Ганфштенгль тесно общался с Адольфом Гитлером в течение почти десяти лет, и его воспоминания представляют большой интерес для историков. В изданных в 1970 году мемуарах Ганфштенгль прямо указал, что «одним из любимейших фильмов Гитлера был «Кинг-Конг»: «Отвратительный сюжет, а Гитлера завораживал. Он много раз об этом говорил и часто выбирал для просмотра этот фильм». Фюрер был одержимым киноманом, по свидетельству многих знавших его людей.

Вкусы у вождя нации были крайне непритязательные. Он не искал в кинокартинах глубокий смысл, предпочитал легкие, «безыдейные» приключенческие или комедийные ленты.

Фюрер не всегда предавался своей страсти к кино в гордом одиночестве. Он щедро «угощал» кинофильмами приближенных, не спрашивая, нравится им это или нет. Гости отбывали «тяжкую повинность»: они просиживали в кинозале долгие часы и смотрели (иногда в пятый раз) какую-нибудь простенькую немецкую кинокомедию или голливудский боевик, запрещенный цензурой.

«Не подумайте, что у меня легкая жизнь, — жаловался в разговоре с режиссером Харланом адъютант Гитлера Юлиус Шауб. — Вчера вечером мне пришлось просмотреть три — три! — фильма, а сегодня рано утром еще один. На голодный желудок. А у фюрера поистине невероятная выносливость, если речь идет о кино».

«В Бергхофе (резиденции Гитлера) после ужина обязательно показывали какой-нибудь кинофильм, — вспоминал Фриц Видеман, один из адъютантов Гитлера. — Немного развлечься не помешает, но почему обязательно каждый день кино?»

6 сентября 1936 года, за несколько дней до восьмого съезда национал-социалистической партии Германии, Гитлер просмотрел без перерывов пять кинофильмов, а 25 сентября 1936 года — даже семь подряд. Приобретение новых кинолент входило в обязанности адъютантов и составляло для них постоянную головную боль. «В нашем распоряжении, разумеется, находились абсолютно все фильмы, которыми располагало министерство пропаганды, в том числе иностранные. Но много ли хороших фильмов снимают за год?» — сетовал Видеман.

«Гитлер предпочитал безобидные развлекательные фильмы: трогательные истории про обыкновенных людей, про любовь, про забавные приключения... — писал в 1969 году главный архитектор Третьего рейха Альберт Шпеер в книге «Воспоминания». — Бессюжетные кинокартины с большим количеством голых женских ног неизбежно удостаивались его аплодисментов». После просмотра иногда обсуждали увиденное. Об исполнительницах женских ролей обычно высказывал свое суждение Гитлер, актеров-мужчин оценивала Ева Браун. Шпеер подчеркнул: «Никто не старался перевести дискуссию на более высокий уровень». В этом обществе не рассуждали о художественных достоинствах произведения киноискусства, об актерском мастерстве исполнителей — явно предпочитали канкан, плоские шутки и сальные анекдоты.

Кинематографические новинки в обязательном порядке в кратчайшие сроки доставляли лично фюреру. Он желал без проволочек видеть в новых ролях Эмиля Янингса, Хайнца Рюманна, Хенни Портен, Лиль Даговер, Ольгу Чехову, Зару Леандер. В подробных протоколах, которые Гитлер в качестве «главного имперского цензора» составлял о представленных на экспертизу фильмах, отмечено, какие именно киноленты удостаивались его особого одобрения. О вкусах фюрера свидетельствует также его собственная фильмотека в резиденции Бергхоф.

Немецкий историк и журналист Фолькер Кооп, изучив архивные документы и мемуары, пришел к выводу: «Вкусы Гитлера как кинозрителя столь же загадочны и противоречивы, как и вообще его психика». Считается достоверно установленным, что фюрер был горячим поклонником Уолта Диснея и особенно любил Белоснежку и Микки-Мауса.

В Рождество 1937 года министр пропаганды Геббельс записал в дневнике: «Я подарю фюреру 30 классных фильмов за последние 4 года и 18 про Микки-Мауса. Он очень обрадуется. Он будет вполне счастлив обладать таким сокровищем, которое, я надеюсь, доставит ему много радости, удовольствия и веселья». Немецкий народ уже с 1935 года был лишен возможности смотреть новые мультфильмы Уолта Диснея «по причине их дороговизны».

«Фюрер явно предпочитал примитивные комедии с пошлыми шутками и сентиментальным сюжетом», — писал биограф Гитлера историк Йоахим Фест. Фильмы с драматическим сюжетом: «Траумулус» 1936 года — о короле эльфов с Эмилем Янингсом или «Отчизна» (1938) тоже волновали Адольфа до глубины души. Об этом не без оснований писал уже упомянутый Фолькер Кооп. Гитлер не оставил без внимания и даже одобрил американский кинофильм «Гроздья гнева» (1940) по роману Джона Стейнбека с Генри Фонда в главной роли. Он видел в таких кинолентах возможность расширить знания о мире и послушать в оригинале, как говорят американские актеры (фильм не был дублирован, а Гитлер хотел выучить английский язык).

Пропагандистские кинокартины («Еврей Зюсс» Харлана или фильмы Лени Рифеншталь) Гитлер высоко ценил. Он, разумеется, испытывал сильное предубеждение против фильмов, в которых, по словам «имперского интенданта от кинематографии» Фрица Хипплера, играют заметную роль «русские цари, а также цыгане и другие национальные меньшинства». Его ужасно раздражали фильмы, в которых он замечал, по словам Хипплера, «сильный диалект, отбросы общества, церковь и христианскую символику». Фюреру не нравились на экране лошади, и он терпеть не мог, когда актрисы исполняли мужские роли.

Если Гитлеру пришелся по вкусу какой-то фильм, актер или режиссер, то он не забивал себе голову идеологическими принципами и проявлял удивительную гибкость и терпимость. Режиссер Георг Цукор («Дама с камелиями» с Гретой Гарбо, 1936) был евреем по происхождению, но главному антисемиту Германии это нисколько не мешало. Звезда немого кино Хенни Портен, одна из любимых актрис Гитлера, вышла замуж за еврея, но фюрер назначил ей высокую пенсию из средств рейхсканцелярии. Режиссер Фриц Ланг, еврей по матери, был одним из столпов немецкого экспрессионизма в области кинематографии. Монументальный немой фильм Ланга «Метрополис» (1926) на футуристический сюжет так восхитил Гитлера, что в 1933 году он хотел поставить Ланга во главе всей немецкой кинематографии. «Неблагодарный» Ланг попросил сутки на размышление и ночным поездом уехал в Париж, а в 1934 году эмигрировал в США и обосновался в Голливуде.

Точку зрения нацистских цензоров Гитлер обычно не принимал во внимание. В 1933 году цензура не пропустила «Кинг-Конга» на немецкие киноэкраны, поскольку «это зрелище окажет отрицательное воздействие на духовную силу немецкого народа», к тому же романтические отношения между диким чудовищем и белой женщиной «оскорбительны для расового самосознания немцев». Гитлер отменил запрет, и «Кинг-Конг» имел в Германии колоссальный успех.

С началом войны «величайший полководец всех времен и народов» Адольф Гитлер официально отказался от своего увлечения кинематографом — из солидарности с солдатами, которые сражаются и погибают на фронте. На самом деле он не изменил своей страсти, а по-прежнему с удовольствием ей предавался. Впрочем, он перестал испытывать терпение гостей и не заставлял их до ночи просиживать вместе с ним в кинозале. Объявленное в 1940 году эмбарго на голливудскую продукцию не имело значения для нацистской элиты, поскольку вермахт на оккупированных территориях сразу же забирал все киноленты и отправлял руководству.

То, что не удавалось получить путем прямой конфискации, ведомство Геббельса покупало, копировало или похищало. Во время войны на новые кинофильмы Германия тратила огромные суммы. Историк Фолькер Кооп выяснил из архивных документов, что в 1944 году на кинематографию выделено 3,75 миллиона рейхсмарок.

Не только Гитлер и Геббельс, но и другие высокопоставленные нацисты не отказывали себе в просмотре кинофильмов. Они тоже предпочитали не идеологически направленные пропагандистские ленты, а «безыдейные» кинокомедии и мелодрамы. Причем большинство из этих фильмов немецкому народу не показывали.

Увлечение Гитлера кинематографом, по-видимому, приобрело форму нездоровой зависимости, превратилось в навязчивую потребность созерцать на экране вымышленные истории. В какой степени его страсть к кино усилила уже ранее проявившееся параноидальное расстройство личности? «При таком неумеренном потреблении разнообразной кинопродукции четкая грань между действительностью и фантазией неизбежно стирается, — делает вывод Фолькер Кооп и добавляет: — В наше время такому человеку посоветовали бы программу, которая избавила бы его от зависимости».

По материалам немецкой прессы


1 Апреля 2016


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
84156
Виктор Фишман
67370
Борис Ходоровский
59786
Богдан Виноградов
46913
Дмитрий Митюрин
32354
Сергей Леонов
31372
Роман Данилко
28903
Сергей Леонов
23829
Светлана Белоусова
15080
Дмитрий Митюрин
14835
Александр Путятин
13363
Татьяна Алексеева
13118
Наталья Матвеева
12916
Борис Кронер
12309
Наталья Матвеева
10962
Наталья Матвеева
10709
Алла Ткалич
10293
Светлана Белоусова
9939