Пионеры отечественного кинематографа
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №23(383), 2013
Пионеры отечественного кинематографа
Дмитрий Зенченко
журналист
Санкт-Петербург
1254
Пионеры отечественного кинематографа
Начало мировому кинематографу положили фильмы братьев Люмьер

Как известно, начало мировому кинематографу положили фильмы братьев Люмьер. Именно они первыми в декабре 1895 года показали миру движущуюся картину с поездом, а несколько позже комедию с малышом, отказывающимся есть манную кашу. Несмотря на произведенный эффект, эти фильмы не отличались высоким художественным содержанием, представляя собой всего лишь трех-пятиминутные короткометражки.

Нисколько не умаляя заслуг подданных Франции, стоит отметить, что и Российская империя внесла свой, еще более значимый вклад в развитие мирового кинематографа. Не многим известно, что именно в России был снят первый в мире полнометражный (почти двухчасовой) боевик, первый цветной фильм, первый фильм с бюджетом в несколько миллионов долларов в современном исчислении, первые научно-популярные фильмы и даже 3D-мультики. Всем этим мы обязаны легендарным личностям – замечательным кинопродюсерам Александру Ханжонкову и Александру Дранкову, которых по праву можно считать одними из создателей отечественного кинематографа.

Александр Алексеевич Ханжонков родился 8 августа 1877 года на Дону, в селе Ханжонковка. Будущий первооткрыватель отечественного кинематографа происходил из небогатого, но славного своими традициями казачьего рода. Его дед встречался с Пушкиным в 1829-м, когда поэт путешествовал в Арзурум, а отец стоял в почетном карауле на коронации императора Александра II.

После получения традиционного для мужчин семейства военного образования Александр отправился в действующую армию. В общей сложности прослужил он девять лет и даже успел поучаствовать в Русско-японской войне. Во время одного из сражений подъесаул Ханжонков повел свою сотню в наступление, но был ранен и к тому же провалился под лед. Обратной стороной его подвига стал сильнейший ревматизм, из-за которого молодой офицер был вынужден уйти в отставку. За проявленный героизм он был награжден медалью и получил от правительства пять тысяч рублей, что по тем временам было довольно крупной суммой.

Оказавшись в Ростове-на-Дону, Ханжонков заглянул в один из популярных тогда синематографов. По окончании сеанса он уже твердо знал, куда стоит вложить полученные от правительства деньги. Ханжонков отправился в Париж, скупил там кучу новых фильмов и решил перепродать их отечественным кинопрокатчикам. Выбор фильмов оказался на редкость удачным. Все они были выгодно проданы в Варшаве, а Ханжонков с удвоенным капиталом вернулся в Париж для закупки новой продукции. Благодаря этим нехитрым операциям отставной казак смог сколотить необходимый капитал и открыл в Москве собственное кинопрокатное ателье.

Бизнес Ханжонкова процветал, потому что в те далекие годы зарождающееся киноискусство пользовалось бешеной популярностью. Несмотря на дороговизну билетов, просмотр фильмов неизменно сопровождался аншлагом. Не помогло здесь даже высказывание Николая II, считавшего кинематограф вредным развлечением.

Однако и в этой, казалось бы, еще не паханной сфере бизнеса у Ханжонкова появился серьезный конкурент. Им стал Александр Осипович Дранков. Он родился 18 января 1886-го в Феодосии, в многодетной еврейской семье. Детство Дранкова прошло в Севастополе, где в начале ХХ века он организовал танцкласс, приносивший солидную прибыль и позволявший содержать всю семью.

В дальнейшем Александр Осипович серьезно увлекся фотографией и переехал в Петербург. Вскоре он добился широкой известности за удачные снимки императора Николая II, удостоившись почетного звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Спустя еще некоторое время Дранков открыл целую сеть «электрофотографий», включавшую около 50 студий. За счет использования усиленного электрического освещения ему удалось добиться значительной экономии на фотопроизводстве. Впоследствии Дранков стал фотокорреспондентом лондонской Times, парижской L’Illustration и получил журналистскую аккредитацию при Государственной думе.

В 1907 году преуспевающий владелец сети фотоателье решил заняться кинопроизводством, открыв собственное киноателье. Вскоре после этого Дранков самолично объявил себя первым российским кинопатриотом, заявив о необходимости создания отечественной киноиндустрии. К тому моменту зарождавшийся российский кинематограф мог похвастаться только одним фильмом на отечественную тему. Им стала документальная лента о казаках, снятая на деньги французских кинопроизводителей. Фильм пользовался бешеной популярностью, свидетельством чего стал огромный для того времени тираж в 200 экземпляров.

Дранков решил продолжить казачью тематику, благо для этого вскоре нашелся подходящий сценарий. В 1908 году инженер-железнодорожник Василий Михайлович Гончаров написал сценарий про казачью вольницу по мотивам известной песни «Из-за острова на стрежень». Более того, Гончаров попытался получить авторские права на сценарий, чем вызвал смех у российской творческой элиты. Однако Дранков ко всему отнесся вполне серьезно. Он купил сценарий у Гончарова, признал его авторские права, организовал во всех центральных изданиях серию публикаций о съемках первой российской картины, взял напрокат партию театральных боярских костюмов и нанял труппу актеров из Петербургского народного дома. Безусловно, все вышеперечисленное потребовало от Дранкова серьезных финансовых вложений, но, когда речь шла о первенстве в киноиндустрии, торг был неуместен. Тем временем Ханжонков тоже не сидел без дела, начав подготовку к съемке первого российского игрового почти десятиминутного проекта «Драма в таборе подмосковных цыган» на базе своего ателье.

Съемки картины Дранкова проходили на озере Разлив. Режиссер картины Ромашов совместно с Дранковым успел снять шесть сцен-кадров, из которых позже был составлен фильм «Понизовая вольница, или Стенька Разин и княжна». Примечательно, что на съемках впервые в мировой практике был применен «наезд» камеры.

Премьера фильма состоялась 15 октября 1908 года. Картина имела огромный успех в России и даже была продана за границу. Однако сценарист Гончаров остался недоволен. Вскоре он переметнулся к Ханжонкову, предложив свои услуги. К этому моменту в копилке Гончарова было 3 исторических сценария: «Песнь про купца Калашникова», «Выбор царской невесты» и «Русская свадьба XVI века». Так как «цыганский суперпроект» окончился неудачей, Ханжонков сразу принял все условия Гончарова.

Он решил снимать все три фильма сразу. Для этого в Москве по адресу Житная улица, 29, что у Калужских ворот, в рекордно короткие сроки построили крупнейшую в Европе кинофабрику. Ханжонков не считался с расходами. Он нанял лучших столичных актеров, пригласил для написания саунд-треков к фильмам известного композитора Ипполитова-Иванова. Также в создании картины принимали участие легендарные художники Васнецов и Маковский. Режиссером проекта стал вышеупомянутый сценарист Гончаров, установивший на съемочной площадке строгую дисциплину, при которой исключалась любая отсебятина, а каждая сцена отрабатывалась с секундомером. Пройдут годы, и его школу назовут «голливудской».

Ну а пока масштаб действий Ханжонкова привлек внимание Дранкова. Последний решил посетить московскую кинофабрику, чтобы лично ознакомиться с процессом съемок. Увиденное несказанно обрадовало Дранкова, особенно проект про купца Калашникова. Вернувшись в Петербург, он тут же приступил к съемкам совершенно аналогичного фильма по поэме Лермонтова. Дранков имел далеко идущие планы. Создавая фильм, он мог не только получить солидную финансовую прибыль, но и разорить Ханжонкова. Последний вложил в проект практически все свои финансы, а после выхода питерской подделки его фильмы ожидал неминуемый провал.

Ханжонков узнал об этом из телеграммы, находясь в Италии, где печатал позитивы. Сложившуюся ситуацию спасли итальянские коллеги. Директор тиражной фабрики предложил русскому предпринимателю отпечатать в срочном порядке нужное количество позитивов. Спустя несколько дней фильмы без заказов и предоплаты были отправлены ведущим российским кинопрокатчикам. Несколько раньше им были разосланы уведомления о том, что картина Дранкова является низкопробной подделкой. В свою очередь, непосредственно Ханжонков отправил письмо Дранкову, в котором сообщил о прекращении всякого сотрудничества из-за использования последним нечестных методов конкуренции в бизнесе. В конечном счете победа в схватке досталась Ханжонкову. Его фильм имел большой успех, принеся серьезную прибыль, в то время как проект Дранкова с треском провалился, не окупив даже расходов на производство.

Однако поражение не смутило Дранкова. Он решил попробовать себя в документальном кино, пользовавшемся не меньшей популярностью. В начале ХХ века наиболее эксцентричной российской фигурой был граф Лев Николаевич Толстой. Дранков направился к нему в Ясную Поляну, но граф категорически отказался сниматься. Тогда Дранков решил пойти на хитрость, став первым российским, а возможно, и первым мировым папарацци.

Он спрятался в уличной графской уборной, снял через маленькое окошко Толстого, прогуливавшегося по аллее, а потом продемонстрировал пленку графу и получил положительный отклик. После этого Толстой разрешил Дранкову стать его кинолетописцем, а в прокат вышел фильм «Русский граф Лев Толстой», принесший его автору солидные дивиденды.

А тем временем продолжалось плодотворное сотрудничество Ханжонкова и Гончарова. В общей сложности за первый год сотрудничества было снято девять фильмов. Неоценимую помощь в работе оказывала Ханжонкову его супруга Антонина. Бывшая станичница значила на кинофабрике не меньше, чем ее владелец. Она вела переговоры, подбирала костюмы, осуществляла подбор артистов и даже в соавторстве с супругом писала сценарии, которые они подписывали псевдонимом Анталек (АНТонина и АЛЕКсандр).

Наученный горьким опытом, Ханжонков тщательно маскировал от конкурентов свои проекты. Зачастую до выхода картины актеры не знали, в каком фильме снимаются. Все – от сценария до рабочего названия – было засекречено, вход на фабрику охранялся, а в контракты включался отдельный пункт «о неразглашении», за который полагалась солидная надбавка.

В следующем, 1909 году Ханжонков сделал одно из самых удачных приобретений. Узнав, что в Вильно живет полусумасшедший чиновник Владислав Старевич, занимавшийся пошивом кукол в свободное от работы время, Ханжонков немедленно выписал его в Москву и назначил художником-декоратором с ежемесячным окладом в 400 рублей. Спустя еще год Старевич, оказавшийся ко всему прочему фанатиком-энтомологом, снял первый в мире кукольный мультфильм «Прекрасная Люканида», главные роли в котором исполняли куклы жуков-усачей и жуков-рогачей. Картина была снята настолько мастерски, что зрители были в полной уверенности, что в фильме снимаются настоящие насекомые.

В 1910 году Гончаров предложил Ханжонкову снять очередной фильм. На этот раз им должен был стать военный супербоевик с участием настоящих войск и военной техники, продолжительностью более полутора часов. После настойчивых просьб Ханжонков отправил Гончарова в Петербург, где последний сумел добиться царской аудиенции и разрешения на предоставление соответствующего реквизита.

Съемки супербоевика «Оборона Севастополя» начались в январе 1911 года. Таких масштабов мир еще не знал. Здесь были тысячи статистов, настоящие военные корабли, взрывы, стрельба и кровь. В ролях медсестер выразили желание сниматься представительницы виднейших российских фамилий, а главные герои внешне ничем не отличались от своих исторических прототипов. Фильм завершался документальными интервью с реальными участниками тех событий, а общий хронометраж картины составил чуть более 1 часа 40 минут.

В ноябре того же года фильм был смонтирован и представлен императору. Николай II высоко оценил картину, наградив Ханжонкова бриллиантовым перстнем со своей руки и орденом Святого Станислава 2-й степени. Общий бюджет картины составил запредельную по тем временам сумму в сорок тысяч рублей (около пяти миллионов долларов в современном эквиваленте). Вопреки ожиданиям конкурентов, предрекавших Ханжонкову скорый финансовый крах, фильм побил в России все возможные рекорды по тиражу и кассовым сборам.

В свою очередь, главный конкурент Дранков решил снять объединенный сходным сюжетом сериал. Так на свет появился знаменитый шестисерийный криминальный боевик «Сонька – Золотая ручка», также имевший колоссальный финансовый успех.

Несколько позже Дранкову были доверены съемки многосерийной ленты «История царствования Дома Романовых», в которой роль царя Михаила Федоровича исполнил Михаил Чехов. Императору фильм понравился, но его создатель так и не был награжден. Спустя два месяца обиженный Дранков накатал донос на Ханжонкова, в котором подверг сомнению достижения последнего, а размер государственного финансирования картины называл чрезмерным. Последствия доноса были двояки. С одной стороны, Дранкову доверили съемки сериала «Из истории кавказских войн», с другой – правительство обложило возросшие доходы кинопромышленников специальным налогом.

А тем временем 4 декабря 1913 года состоялось грандиозное открытие на Триумфальной площади электротеатра «Пегас». Ханжонков мог праздновать победу. На открытии собралась вся элита российского общества, а его заведение по праву стало самым большим в России кинотеатром. Это было роскошное заведение с фешенебельным рестораном, зеркальными холлами, огромным залом и эстрадой, на которой играли лучшие столичные оркестры.

В этот же период произошли изменения и в личной жизни предпринимателя. В 1910 году у него завязался роман с 17-летней монтажеркой собственной фабрики Верочкой, родившей ему дочь Нину и фактически ставшей второй женой. Впрочем, первая жена не была против этой связи, на условиях невмешательства в процветающий и отлаженный бизнес.

К началу Первой мировой войны у Ханжонкова в Москве уже было два кинотеатра. Вторым стал «Арс» (ныне «Художественный»), расположенный на Арбатской площади. На банковском счету предпринимателя было два миллиона рублей, он выпускал два киножурнала, на него работали лучшие режиссеры того времени – Петр Чардынин и Евгений Бауэр. Именно Ханжонков «раскрутил» статистку из Большого театра Веру Холодную и провинциального актера Ивана Мозжухина. Также предпринимателю принадлежит попытка создания первого цветного фильма, для чего была нанята специальная художница, занимавшаяся разукрашиванием кинопленки.

Авторитет Ханжонкова в мире отечественной киноиндустрии был непререкаем. На его площадках снимался каждый второй российский фильм, постоянно расширялся ассортимент выпускаемой кинопродукции. Здесь были сняты первые в мире научно-популярные фильмы «Операция костной опухоли», «Электрический телефон», «Получение электромагнитных волн», «Алкоголь и его последствия» (с Мозжухиным в роли пьяницы). В 1916 году Ханжонков предложил министерству путей сообщения оборудовать 4 вагона-кинематографа для эффективного распространения современных научных знаний среди населения. Однако дальнейшему развитию кинобизнеса помешала Февральская революция.

И Ханжонков, и Дранков отнеслись к революционным событиям неоднозначно. Первоначально Дранков пытался заработать на теме революции, выпустив несколько фильмов соответствующей тематики, среди которых были ленты «Георгий Гапон» и «Бабушка русской революции». Однако после Октябрьского переворота он покинул Петроград. События следующего периода его жизни достоверно неизвестны. По воспоминаниям знакомых, Дранков сначала перебирается в Киев, где пытается спекулировать драгоценностями, а после переехал в Ялту, где занялся съемкой порнографических фильмов.

В свою очередь, в Ялте обосновался и Ханжонков. Еще весной 1917 года он организовал там кинопроизводство. После прихода большевиков к власти вся собственность предпринимателя была экспроприирована. Новая власть смогла с успехом воспользоваться рядом его достижений. Ханжонковская идея о переоборудовании кинематографических вагонов понравилась Ленину, и по его распоряжению все четыре вагона были включены в состав первого агитационно-инструкторского поезда ВЦИК.

После разгрома войск Врангеля оба кинопродюсера уехали в Константинополь, где их пути окончательно разошлись. В конце 1920-го Ханжонков вместе с обеими женами и детьми переехал в Милан, а затем в Вену. Спустя еще некоторое время он перебрался в Баден-Баден, где лечил ревматизм. Параллельно с восстановлением здоровья Ханжонков предпринимал попытки восстановить кинопроизводство. В 1922 году на арендованной вилле в Бадене он организовал исследование по созданию звуковых фильмов, но вскоре работы над проектом прекратились из-за нехватки средств. Как только у Ханжонкова кончились деньги, его покинула первая жена, Антонина.

В 1923-м он получил приглашение вернуться на родину от представителей акционерного общества «Русфильм». Ханжонков его принял, однако «Русфильм» закрылся, так и не начав работать. В течение последующих трех лет бывший кинопромышленник работал консультантом «Госкино», а позже заведующим производством «Пролеткино».

В 1926-м Ханжонков вместе с группой руководителей «Пролеткино» был арестован по уголовному делу о финансовых злоупотреблениях. Вскоре его отпустили ввиду отсутствия доказательств, но все-таки лишили политических прав и самой возможности работать в области кинематографа. В свою очередь, пережитые потрясения серьезно сказались на его и без того слабом здоровье. Ханжонков отошел от дел и вместе с семьей вернулся в Ялту.

В 1934 году, уставший от нищеты, он обратился с просьбой о помощи к председателю Государственного управления кинематографии Шумяцкому. Помощи пришлось ждать более года. Наконец в 1936 году Александр Алексеевич был реабилитирован и получил персональную правительственную пенсию по выслуге лет. Оставшиеся предвоенные годы Ханжонков посвятил написанию мемуаров. В период немецкой оккупации Крыма он оставался в Ялте, прикованный к инвалидной коляске.

Отставной подъесаул Войска Донского, купец второй гильдии, бывший миллионер и киномагнат Александр Алексеевич Ханжонков умер 26 сентября 1945 года и был похоронен на Поликуровском мемориале в Ялте.

Что касается Александра Осиповича Дранкова, то в эмиграции в Константинополе он зарабатывал организацией тараканьих бегов, а позже кинопрокатом и содержанием парка аттракционов. В 1922 году Дранков перебрался в США, где купил передвижную киноустановку, организовывая показы в русских общинах. Спустя еще пять лет он предпринял попытку вернуться в кинобизнес, но его намерение снять масштабный фильм о любви императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской закончилось крахом.

Спустя еще некоторое время он переехал в город Венис (штат Калифорния), где открыл кафе, а после окончательно осел в Сан-Франциско. До конца своих дней Дранков руководил собственной компанией «Фото-тон-сервис», занимавшейся печатью фотоснимков и продажей фотопринадлежностей. Скончался Александр Осипович 3 января 1949 года в возрасте 62 лет от инфаркта миокарда.

В течение последующих десятилетий имена пионеров и создателей российского кино были незаслуженно преданы забвению. Только в последние годы ситуация стала меняться в лучшую сторону. 8 августа 2008 года в Макеевке был открыт памятник Ханжонкову работы Зураба Церетели. Спустя еще 3 года, 26 августа 2011-го, в Ялте в рамках XII Международного телекинофорума «Вместе» представили еще один памятник Александру Ханжонкову как основателю Ялтинской киностудии работы скульпторов Геннадия и Федора Паршиных. Хочется верить, что на этом дело не закончится и гений первопроходцев отечественного кино будет по достоинству оценен благодарными потомками.


18 октября 2013


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847