ВОЙНА
«Секретные материалы 20 века» №12(398), 2014
Чёрный орёл над белыми снегами
Константин Ульяночкин
историк
Ораниенбаум
255
Чёрный орёл над белыми снегами
Хуберт «Чёрный Орёл Гарлема» Джулиан в финских ВВС, апрель 1940 года

В Зимней войне 1939–1940 годов на стороне финнов сражались добровольцы из разных стран мира. Порой среди них встречались весьма колоритные персонажи – такие как борец за права афроамериканцев Хуберт Джулиан.

ЗА СВОБОДУ СУОМИ!

Особо остро нехватка опытных кадров и современного вооружения чувствовалась в авиации, где имеющие соответствующую подготовку волонтеры оказались особо востребованы.

На призыв пополнить ряды финских ВВС откликнулся в общей сложности 41 доброволец. Шведы воевали в собственном подразделении F19. Остальные иностранные летчики-истребители служили в авиационном полку № 2 в Парола, но только 19 из них действительно участвовали в воздушных боях. Почти половина из этих 19 – датчане.

Большинство летчиков-добровольцев не имело современного боевого опыта, хотя некоторые воевали в 1935–1936 годах в Абиссинии или в 1936–1939 годах в Испании. Многие добровольцы погибли в воздушных боях или в авариях на земле трудной зимой 1940 года. Небольшие финские аэродромы были покрыты льдом и снегом, что вызывало большие затруднения даже у очень опытных пилотов.

С учетом финской климатической специфики навыки пилотов пришлось сначала проверять в учебной эскадрилье (T-LLv.29). В начале февраля 1940 года это соединение было разделено на 1-ю и 2-ю эскадрильи, базировавшиеся соотвтесвенно в Карвиа и Парола.

Авиамеханики, как правило, направлялись прямо в летные части. Уровень их знаний проверялся на месте. Хорошее мнение сразу сложилось об итальянцах. Официальным представителем Италии в Финляндии был подполковник. Джузеппе Касеро.

Опытные механики итальянской авиационной фирмы «Фиат» под командованием капитана Луиджи Пелли делали все, чтобы истребители FIAT G.50 постоянно находились в воздухе. Кроме того, многие шведские, норвежские, датские и французские механики и инженеры работали в Финляндии до войны. Финнам помогали также британские и польские механики компании «ЛОТ».

Довольно известным человеком в Финляндии стал летчик князь Эммануил Голицын. Потомок известного дворянского рода родился в 1918 году в Англии. Он приехал в Финляндию под вымышленным именем Эдвард М. Грэм и летал в эскадрилье № 32 в звании старшего лейтенанта. После окончания Зимней войны Эммануил Голицын отправился обратно в Англию, чтобы служить в Королевских ВВС. 12 сентября 1942 он на Spitfire MkIX атаковал немецкий Junkers Ju 86R – дальний высотный разведывательный бомбардировщик на высоте 13 000 метров. Это был самый высотный воздушный бой во время Второй мировой войны.

Лейтенант граф Эрхард Фрис – датчанин, сражавшийся на Fokker D.XXI, сбил три советских бомбардировщика СБ над Карельским перешейком. Он погиб в бою с советскими истребителями.

Шведский граф Эрик фон Розен еще в марте 1918 года подарил Финляндии боевой аэроплан. В 1940 году его сын Карл-Густав фон Розен летал на собственном, переделанном в бомбардировщик Douglas DC-2.

1 марта 1940 года экипаж этого самолета в составе финского пилота Скорпа, норвежца бортстрелка Арвида Кристиансена и финского штурмана Винквиста бомбил советский аэродром. Карл-Густав фон Розен также передал Финляндии два Koolhoven FK.52 (самолеты разведки). В настоящее время один финский истребитель МИГ-29 носит почетное имя «Граф фон Розен».

45-летний лейтенант Кнуд фон Клаусон-Каас был самым старшим по возрасту датским пилотом в Финляндии. Боевой опыт он приобрел еще во время Гражданской войны 1918 года в Финляндии, когда командовал авиацией белых на Карельском фронте.

Лейтенанту Могенсу Фенсбоу был 31 год, в то время как большинству добровольцев – от 25 до 30. Из всех датских летчиков-волонтеров лейтенант Кристенсен был самым молодым – 23 года. Лейтенант Кнут Калмберг родился в России, во Владивостоке. 2 февраля 1940 года он сбил советский бомбардировщик СБ.

Первые датские добровольцы появились в Финляндии в декабре 1939 года, но большинство из них прибыли в конце января и в феврале 1940 года. Они летали в составе 24-й эскадрильи на Fokker D.XXI, в 26-й эскадрилье – на Gloster Gladiator II, а затем на FIAT G.50 или в 28-й эскадрилье на MS 406.

Шведские добровольцы во время Зимней войны служили в 19-м авиаполку, сформированном еще на территории Швеции именно для участия в Зимней войне.

Несмотря на свои устаревшие машины, они сбили несколько советских самолетов и доказали свою высокую квалификацию. Многие шведские добровольцы служили в финских авиачастях в качестве штурманов, бортстрелков и корректировщиков.

Одним из самых авторитетных летчиков-добровольцев в Финляндии был очень опытный итальянский штаб-сержант Диего Манзоччи.

В одном из воздушных боев пуля пробила ему грудь, но он сумел совершить вынужденную посадку на льду озера рядом с авиабазой. Его FIAT G.50 перевернулся. Истекающий кровью Манзоччи не смог выбраться из разбитой машины, но был еще жив, когда спустя шесть часов его нашли финские пехотинцы. Однако, провисев слишком долго вниз головой, он умер от кровоизлияния и был похоронен в Хельсинки с воинскими почестями на военном кладбище Хиетаниеми.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВОЗДУШНОГО ХУЛИГАНА

Среди реальных добровольцев имелись и те, кто продемонстрировал в воздушных боях трусость и полное отсутствие профессионализма.

Одного из них – международного авантюриста Николя Береша (известного также под псевдонимом Альфонсо Рейеса) спровадили с позором в феврале 1940 года.

Самой же известной фигурой среди летчиков-волонтеров был афроамериканец по кличке Черный Орел.

Юбер Фаунтлерой Джулиан, известный также как Хуберт Джулиан, родился в Порт-оф-Спейн на острове Тринидад в 1897 году в семье владельца плантации какао. В 1914 году он эмигрировал в Канаду, где продемонстрировал невесть каким образом полученные навыки пилота и поступил на службу в Королевские канадские ВВС в звании лейтенанта. В 1921 году Джулиан запатентовал «прибор безопасности самолета», представляющий собой сочетание парашюта и гребного винта, после чего эмигрирорвал в Соединенные Штаты.

В следующем году он участвовал в авиационном параде над Гарлемом в качестве представителя ассоциации, борющейся за права афроамериканцев, после чего стал руководителем одного из подразделений Национальной авиационной организации.

Свой первый прыжок с парашютом он совершил 3 сентября 1922 года на Лонг-Айленде с самолета первой чернокожей летчицы Америки Бесси Коулман.

Дальше были прыжки один другого диковинней. Так, во время одного прыжка в Нью-Джерси в июне 1923 года, спускаясь на парашюте, Джулиан наигрывал на саксофоне.

Потом Джулиан спрыгивал на полицейские участки, размахивая транспарантами, требующими равноправия для афроамериканцев, а в 1924 году повторил фокус с парашютом, чтобы найти средства на покупку гидросамолета для трансатлантического перелета из Нью-Йорка в Либерию.

Машину он назвал «Эфиопия-I», украсив ее красными, черными и зелеными цветами. 4 июля 1924 года многотысячная толпа собралась на берегу реки Гарлем на 139-й улице, чтобы увидеть отлет Джулиана, однако рейс был сорван владельцами самолета, заявившими, что он должен им 1400 долларов. Преисполнившись энтузиазма, толпа добрала недостающую сумму, но самолет потерпел аварию через 10 минут после взлета.

Джулиан отделался незначительными травмами, но рейс оказался сорван.

Тем не менее он стал мировой знаменитостью. В 1931 году император Хайле Селассие пригласил его в Эфиопию на свою коронацию. Заокеанский гость поразил монарха, приземлившись в нескольких футах от его трона во время одной из церемоний, после чего получил эфиопское гражданство и чин в императорских ВВС.

Триумф оказался недолгим. Джулиан опозорился, врезавшись в любимый самолет императора, после чего вернулся в Гарлем.

В 1931 году он был первым черным пилотом, пролетевшим вдоль побережья Соединенных Штатов. Регулярно летая над Северной и Южной Америкой, Европой и Африкой, чернокожий пилот пережил несколько аварий.

ЭФИОПСКИЙ МАРШАЛ В ФИНЛЯНДИИ

Во время итальянского вторжения в Эфиопию в 1935 году Джулиан снова появился в окружении императора, став ни больше ни меньше как командующим эфиопскими ВВС, которые в то время состояли из трех самолетов.

По возвращении в США он имел неприятности с иммиграционной службой, затем подрался с другим афроамериканским летчиком Джоном Робинсоном и в конце концов был на некоторое время выдворен из страны.

Тем не менее в 1940 году он снова проживал в Гарлеме, а узнав о начале Зимней войны, собрался помогать финнам.

В Суоми Джулиана зачислили в авиаполк № 2 в Турку, где он успел всего два раза слетать на «Моран-Солнье MS406», после чего разбил свою машину при неудачной посадке.

Более же всего эфиопский «маршал авиации» прославился своими «подвигами» в лучших ресторанах Хельсинки. В нищей воюющей Финлядии он требовал самые лучшие блюда. Жил только в самой дорогой гостинице «Отель Кямп», одевался в «Стокманн».

Правительству Финляндии пришлось заплатить по его многочисленным счетам, после того как Джулиан с позором покинул страну. Как писал один из финских военных: «За шесть недель войны его услуги не потребовались. Он оставался в Финляндии до июня 1940 года, и в последний раз его видели, когда он покидал отель с двумя финскими женщинами под руку, провожающими его до такси».

Вернувшись в США, Джулиан был продюсером кинофильма «Лживые уста», а во время Второй мировой войны вызвался тренировать 99-ю истребительную эскадрилью, снова продемонстрировал свою несостоятельность и был демобилизован.

В дальнейшем он еще не раз фигурировла в скандальной хронике, а в 1977 году строил планы по спасению своего друга Хайле Селассие, находившегося под арестом у нового правительства Эфиопии.

Юбер Фаунтлерой Джулиан умер в пригороде Бронкс, Нью-Йорк, в феврале 1983 года.


30 Мая 2014


Последние публикации


1 000 руб.
200 руб.



Выбор читателей

Сергей Леонов
82741
Виктор Фишман
66766
Борис Ходоровский
58348
Богдан Виноградов
45802
Дмитрий Митюрин
30592
Сергей Леонов
30392
Роман Данилко
27582
Дмитрий Митюрин
13670
Светлана Белоусова
12910
Татьяна Алексеева
12504
Александр Путятин
12485
Сергей Леонов
12322
Наталья Матвеева
11987