Штрафники Великой Отечественной
ВОЙНА
Штрафники Великой Отечественной
Александр Путятин
писатель
Москва
1781
Штрафники Великой Отечественной
Кадр из сериала «Штрафбат»

В истории Второй мировой войны много противоречивых оценок, тайн и легенд. В числе самых популярных – мифы о штрафных подразделениях Красной армии. Уже рассекречены многие архивы. Документы из них оцифрованы и выложены в интернет. Однако журналисты продолжают печатать леденящие душу истории о советских штрафниках, не имеющие ничего общего с действительностью. Режиссеры снимают по этим материалам фильмы и сериалы вроде прогремевшего на всю страну «Штрафбата», а люди воспринимают их как документальные свидетельства.

Чтобы показать, насколько далеко от реальности отстоят эти статьи и фильмы, имеет смысл пройтись по всем составляющим «черной легенды», созданной совместными усилиями либеральной прессы и кинематографа.

МИФ 1: ШТРАФНИКИ – ИЗОБРЕТЕНИЕ СТАЛИНА

На самом деле подобные подразделения появились в начале XIX века во Франции. Создание их было связано с резким увеличением численности войск и переходом на призывную форму комплектования. В Англии, где армия росла еще быстрее, чуть позже появились «батальоны осужденных», причем сразу двух типов: для тех, кто еще способен исправиться, и для безнадежных. В 1941 году эту систему дифференциации штрафников скопировал у британцев Гитлер.

В советской России такие части – вначале их называли «опороченными» – были созданы в 1918 году по приказу Реввоенсовета № 62 от 20 ноября. Инициатором стал глава этой структуры – Лев Троцкий. В июне 1919 года система «опороченных» частей сложилась окончательно. Согласно приказу № 997, их главной организационной единицей являлась штрафная рота, состав которой делился на постоянный и переменный. К первому относились командиры из коммунистов и комсомольцев. Во второй зачисляли «…военнослужащих, осужденных к сему за преступные деяния военного характера, в том числе и за дезертирство».

Отправка в штрафроту была крайней мерой наказания. Ее использовали редко. По данным статистики, с июня по декабрь 1919 года заградотряды задержали 1,5 миллиона дезертиров. Из них только 55 тысяч угодили в штрафные роты. Еще 10 тысяч отправились под суд. Остальных – на первый раз – простили.

МИФ 2: В КРАСНОЙ АРМИИ ИХ БЫЛО МНОГО

По окончании Гражданской войны штрафные части были упразднены и возродились после серии летних поражений 1942 года. Сначала – как местная инициатива Ленинградского фронта. 25 июля в составе 42-й армии появилась штрафная рота из пораженцев и дезертиров. Приказ № 227 от 28 июля 1942 года предписал распространить эту практику повсеместно. 28 сентября были утверждены Положения о штрафных ротах и батальонах, и к началу 1943 года они воевали уже на всех фронтах – от Кавказских гор до Кольского полуострова.

В целом за годы войны в штрафниках побывали 427 910 человек. Цифра, что и говорить, впечатляющая!.. Однако нужно учесть, что в это же время через вооруженные силы прошло 34 476 700 человек. Доля штрафников в их числе – 1,24%. Понятно, что не все военные сражались на фронтах. Но ведь и служба в штрафных частях, как правило, была временной. Обычно туда направляли на 1–3 месяца и могли освободить досрочно: за храбрость в бою или по ранению.

В 1944 году, когда система штрафных частей работала в полную силу, среднемесячная их численность, по данным Генштаба, составляла 27 326 человек. Всего же в действующей армии было около 11,2 миллиона человек. Доля штрафников в их числе – 0,24%. Конечно, не все эти миллионы находились на фронте. Одни дивизии убывали на отдых или переформирование, другие занимали их место. Кого-то держали во втором эшелоне, кого-то перебрасывали с одного участка на другой. Но ведь и со штрафными частями было то же самое. Их формировали и переформировывали в тылу. А поскольку «контингента» часто не хватало, отправка на передовую могла затянуться на несколько недель.

Генштаб знал о проблеме и пытался ее решить. 24 марта 1943 года командующие фронтами получили директиву № ГУФ/1902 за подписью маршала Жукова, которая требовала:

«1. Сократить число штрафных рот в армиях. Собрать штрафников в сводные роты и, таким образом, содержать их в комплекте, не допуская бесцельного нахождения в тылу…

2. В случае значительного некомплекта в штрафных батальонах вводить их в бой поротно, не ожидая прибытия новых штрафников из лиц начсостава…»

Так что реальное соотношение штрафников на фронте к общему числу воюющих в 1943–1945 годах не сильно отличалось от полученных выше 0,24% (один штрафник на 400–420 военнослужащих).

МИФ 3: ШТРАФНИКИ СЛУЖИЛИ ПУШЕЧНЫМ МЯСОМ

В прессе часто встречаются утверждения, что штрафные батальоны и роты были «военной тюрьмой, из которой один выход – на тот свет». Пишут, что их часто бросали в бессмысленные атаки, что именно для штрафников была придумана «разведка боем». Утверждают, что их отказывались снабжать боеприпасами и провиантом, зато каждую штрафную часть с тыла подпирал заградотряд с пулеметами. Его бойцы открывали огонь при одном подозрении на самовольный отход с обороняемых позиций, при малейшей попытке снизить темп наступления в атаке.

Потери в штрафных частях действительно были велики. К примеру, за 1944 год они составили в среднем 14 191 человек в месяц – включая убитых, раненых, заболевших и пропавших без вести. Это примерно 52% от штатной численности. В 4,5 раза больше, чем в среднем по армии. Но могло ли быть иначе, если штрафники воевали на самых опасных участках? Что же касается заградотрядов, то приказ № 227 от 28 июля 1942 года предписывал «ставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте трусов и паникеров». Так что штрафные части и заградотряды не были связаны друг с другом и часто решали свои задачи на разных участках фронта.

29 октября 1944 года Сталин подписал приказ № 0349, где констатировал, что «необходимость в дальнейшем содержании заградительных отрядов отпала», и предписывал расформировать их к 15 ноября. Штрафные части продолжали воевать до конца войны. Отсутствие пулеметного заслона за спиной на их боеспособность не повлияло.

МИФ 4: ОНИ СРАЖАЛИСЬ ТОЛЬКО В ПЕХОТЕ

Юридической основой для создания штрафных частей стал упоминавшийся уже приказ № 227 от 28 июля 1942 года. В числе прочего он предписывал «сформировать в пределах фронта от одного до трех (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости». Кроме того, в каждой армии требовалось создать «от пяти до десяти (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой), куда направлять рядовых бойцов и младших командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости». Эти батальоны и роты следовало поставить «на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить свои преступления против Родины».

Приказ сразу вызвал возражения у командующих авиационными и механизированными соединениями. Ведь на подготовку опытного летчика или танкиста нужен не один год, да и стоит такой специалист стране сумасшедших денег. Отправлять их, пусть и провинившихся, с винтовкой на передовую – не самое лучшее решение. Сталин согласился с этими доводами. 10 августа 1942 года он подписал директиву Ставки № 156595, которая позволяла сводить в штрафные танковые роты личный состав механизированных соединений, уличенный в саботаже или вредительстве, а «безнадежных, злостных шкурников из танкистов» предписывала направлять в штрафные пехотные роты.

Затем появилась директива № 170549, разрешавшая создавать в авиации штрафные эскадрильи. Их постоянный состав включал пять человек: командир, его заместитель, комиссар, старший техник и адъютант. Все остальные должности комплектовались летчиками и техниками, которые «проявили саботаж, трусость и шкурничество».

Положение о штрафных эскадрильях, утвержденное Ставкой 6 сентября 1942 года по представлению командующего 8-й воздушной армией, предусматривало формирование эскадрилий трех типов: штурмовой на Ил-2, истребительной на ЛаГГ-3 или Як-1 и легкобомбардировочной на У-2. Каждая из них содержалась сверх штата и подчинялась командиру дивизии, в которой была создана решением командарма.

Истребительные и бомбардировочные штрафные эскадрильи широкого распространения не получили. Ставка посчитала, что в них не выполняется главное условие приказа № 227: служба в штрафной части должна быть опаснее, чем в строевом полку. Другое дело – летчики-штурмовики. В то время их часто называли смертниками. Действительно, выходить к цели на низких высотах, под бешеным огнем зениток, в любую минуту ожидая удара истребителей было опаснее, чем атаковать дот с винтовкой наперевес. И потому к весне 1943 года в штате штурмовой авиадивизии помимо трех обычных полков появилась и отдельная штрафная эскадрилья.

Чтобы вина считалась снятой, от летчиков требовалось совершить определенное количество боевых вылетов или пробыть в составе штрафников 1–3 месяца. Понятно, что их отправляли на самые опасные задания. Туда, где ожидались максимальные потери. В случае гибели летчика-штрафника, его семья, согласно приказу наркома обороны № 298 от 28 сентября 1942 года, получала пенсию «из расчета оклада денежного содержания по последней должности до направления в штрафное подразделение». Тех, кто отличился в воздушном бою, могли представить к наградам и досрочно восстановить в офицерском звании. После возвращения в строевые части они продолжали службу на общих основаниях. Некоторые из бывших штрафников к концу войны стали Героями Советского Союза.

МИФ 5: ВСЕХ ГРЕБЛИ ПОД ОДНУ ГРЕБЕНКУ

Далеко не каждый пилот, угодивший под трибунал, мог попасть в штрафную эскадрилью. На фронте самым страшным преступлением считали трусость. Приказ наркома обороны № 0685 от 9 сентября 1942 года предписывал: «…летчиков-истребителей, уклоняющихся от боя с воздушным противником, предавать суду и переводить в штрафные части – в пехоту».

Кроме этого, за тяжкое преступление летчика могли отправить в штурмовую эскадрилью стрелком. Воевать ему было легче, чем в пехоте, но опаснее, чем за штурвалом. Если летчика Ил-2 бронекорпус и бронестекло прикрывали хотя бы от осколков, то его воздушный стрелок был практически беззащитен. Наполовину высунувшись из кабины, он ворочал крупнокалиберным пулеметом УБТ и мог лишь молиться о том, чтобы снаряды вражеских зениток разрывались подальше. Немецкие истребители обычно атаковали Ил-2 с задней полусферы, так что отбиваться от них тоже приходилось стрелкам. Неудивительно, что они несли огромные потери. Соотношение погибших летчиков штурмовых эскадрилий к их стрелкам было примерно 1 к 2. Авиашколы не успевали готовить пополнение. Замещение вакансий воздушного стрелка за счет осужденных пилотов решило проблему.

Собственные штрафные части были не только у летчиков и танкистов. В 1943 году это право получили моряки. Там, где осужденных не хватало для роты, создавали штрафной взвод. Встречались и совсем экзотические случаи. Хотя приказ № 227 предписывал проявлять индивидуальный подход к провинившимся, на практике за коллективный проступок в разряд штрафной могли перевести всю воинскую часть, как это случилось с 214-м кавалерийским полком 63-й дивизии.

28 октября 1944 года его бойцы и командиры вышли из окружения без полкового знамени. Расследование показало, что оно исчезло 26 октября во время боя с немецкими танками и пехотой у венгерского города Надькалло. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1942 года утратившая знамя часть расформировывалась, а ее офицеров ждал суд военного трибунала. Однако в этом случае были учтены боевые заслуги полка и его командира, подполковника Данилевича. Тщательное исследование обстоятельств дела подтвердило, что в бою у Надькалло полк был спасен от уничтожения благодаря его опыту и мужеству.

Приказом наркома обороны № 0380 от 23 ноября 1944 года было решено: «1. 214-й кавалерийский полк перевести в разряд штрафных и предупредить весь личный состав полка, что своими действиями в боях он должен искупить свою вину перед Родиной.

2. Виновника в утере Боевого Красного Знамени 214-го кавалерийского полка гвардии подполковника Данилевича понизить в звании до майора…»

Через три месяца боев полк как искупивший вину был выведен из разряда штрафных частей и получил новое знамя. Данилевича восстановили в прежнем звании 5 ноября 1945 года.

Штрафных частей в СССР к этому времени уже не осталось. Они были расформированы сразу по окончании войны.


29 марта 2023


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8793459
Александр Егоров
980940
Татьяна Алексеева
811319
Татьяна Минасян
332415
Яна Титова
247159
Сергей Леонов
217122
Татьяна Алексеева
184432
Наталья Матвеева
182313
Валерий Колодяжный
177585
Светлана Белоусова
169371
Борис Ходоровский
161181
Павел Ганипровский
135734
Сергей Леонов
112548
Павел Виноградов
96320
Виктор Фишман
96190
Наталья Дементьева
95062
Редакция
88361
Борис Ходоровский
83808
Константин Ришес
81299