Босая Родина и другие детали Московского метро
СССР
«Секретные материалы 20 века» №17(377), 2013
Босая Родина и другие детали Московского метро
Яна Алексеева
журналист
Санкт-Петербург
1543
Босая Родина и другие детали Московского метро
Родина-мать на станции «Новослободская» раньше несла портрет Сталина

В 1913 году Московская городская управа утвердила проект из трех подземных железнодорожных диаметров. Таганско-Тверскую (от Тверской заставы до Калитников), Арбатско-Мясницкую (от Каланчевской площади до Брянского (Киевского) вокзала) и Виндавско-Замоскворецкую (от Виндавского (Рижского) вокзала до нынешней платформы ЗИЛ) линии должны были проложить с 1914-го по 1920 годы, но строительству помешала Первая мировая война. К идее создания метро вернулись через десять лет, в 1923-м: немецкой компании Siemens Bauunion GmbH заказали проект из 80 километров тоннелей и 86 станций. Однако к огромным тратам, которые предполагала реализация плана, правительство оказалось не готово, а потому и этот проект остался на бумаге. В итоге технический проект первой очереди метро был утвержден в 1933 году, после чего наконец начались основные строительные работы. Сегодня система состоит из 14 линий общей протяженностью 414 километров и 241 станций. Что ни говори, а метро – это особенный мир. Со своей историей, полной забавных и удивительных фактов.

НЕПОБЕДИМОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ЧУВСТВО

Несмотря на то что большая часть истории Московского метрополитена связана с Советским Союзом, в котором, как известно, царил научный атеизм, семенам религиозного чувства непостижимым образом удалось пробраться под землю. Например, интерьер залегающей на глубине сорока метров станции «Октябрьская» навевает ассоциации с храмом, где ряды факелов ведут к апсиде с предполагаемым алтарем – нише с голубым «небом». Как же так вышло?

Станция «Октябрьская» была открыта в 1950 году и до 1961-го называлась «Калужской». Ее, как и многие другие появившиеся в тот период станции подземки, планировали оформить в патриотическом ключе, прославляя подвиги советских солдат в недавно окончившейся войне. При этом только архитектору Леониду Полякову пришла в голову мысль создать убранство с намеком на реквием, ведь победа – это не только триумф государства над захватчиком, но и миллионы жертв… Так на станции появилась огромная триумфальная арка с барельефными фигурами мужчин и женщин в форме Советской армии военного времени.

Кстати, Леонид Поляков всегда был неравнодушен к храмовым мотивам. Плодовитый архитектор оставил после себя множество зданий в Москве и Петербурге, но чуть ли не столько же не воплощенных в жизнь проектов. Среди них – эскиз мемориальной усыпальницы, куда должны были перенести саркофаги Ленина и Сталина, а также останки деятелей Коммунистической партии, захороненных у Кремлевской стены. Однако проект быстро свернули: во-первых, из-за того, что в Союзе решили вести себя скромнее относительно масштабных и дорогостоящих строек, во-вторых, из-за развенчания культа личности Сталина. Леонид Поляков, лауреат двух Сталинских премий второй степени, представил тогда проект настоящего пантеона, причем образцом для него послужили пантеоны в Риме и Париже.

Еще одна станция Московского метрополитена, напоминающая о делах церковных, – «Новослободская», имеющая статус выявленного объекта культурного наследия. «Новослободская» стала последним проектом архитектора Алексея Душкина, обладателя трех Сталинских премий третьей степени. Вестибюль станции напоминает храм с простыми пропорциями, глубоким шестиколонным портиком перед фасадом и колоннами, а цветные витражи усиливают этот эффект. Витражи в свое время изготовила группа старых рижских мастеров, которые когда-то занимались оформлением костелов.

ПОЛТОРЫ ЛИНИИ НА КАРМАННОЙ СХЕМЕ

Однако перейдем к менее высоким материям, например, к истории такой привычной вещи, как схема расположения станций. Сегодня такие плакаты большого формата можно встретить на каждой станции и в каждом вагоне, причем не в единственном экземпляре, а когда-то в них даже не было необходимости…

Первая официальная схема метро появилась в 1935 году с открытием участка Сокольнической ветки от станции «Сокольники» до «Парка культуры» и ответвлением от «Охотного ряда» до «Смоленской». Первая схема была не чем иным, как карманной памяткой, которую выдавали пассажирам метро. Помимо изображения полутора линий на листке помещалась некоторая значимая для пассажиров информация – например, о том, что метро открыто с 7 часов утра до часа ночи, а состав проводит на станции полминуты.

В начале 50-х годов прошлого века схема приобрела более привычный для нас вид, благо и веток метрополитена прибавилось. На вагонной карте 1954 года уже четыре линии, причем обозначены они разными цветами. Красным цветом традиционно обозначалась самая старая ветка. К 70-м годам из схем ушла географическая точность, их стали рисовать более схематично. Тогда же в углу карты появилась красная буква «М» в кружочке – неизменный логотип московской подземки.

СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА… И УНИЧТОЖЬ

Особая глава в истории столичного метро касается увековечивания памяти Иосифа Сталина. Сначала его изображение, как водится, помещали где ни попадя, а потом, когда сила культа личности пошла на спад, начали их так же самозабвенно отдирать.

Например, станцию «Добрынинская» и сегодня украшает огромная мозаика, на которой счастливые жители Союза маршируют с флагами и несут огромный портрет Юрия Гагарина. Все бы ничего, но станцию открыли в 1950 году, когда первый советский космонавт еще учился в школе и вряд ли подозревал, какое волнующее будущее у него впереди. Оказывается, когда-то счастливые рабочие и колхозники на мозаике шли вперед, неся в руках портрет Сталина. Но, как и барельеф в торце центрального зала, в 60-е годы он покинул свое место.

То же самое произошло с внушительной скульптурой на станции «Курская»: ниша, где стоял монумент Сталину, долго пустовала, а потом ее занял аптечный киоск. Несколько печальнее все сложилось на «Арбатской», где когда-то висела мозаика с изображением Иосифа Виссарионовича. Однажды в 1955 году под покровом ночи бригада рабочих уничтожила картину, оставив на ее месте лишь декоративную рамку. Автор работы, советский художник Григорий Опрышко, умолял отдать ему хотя бы часть мозаики, но получил суровый отказ.

А вот знаменитый художник Павел Корин твердо решил спасти свое произведение от рук разрушителей. Мозаика с изображением Родины-матери и портретом Сталина вместо солнца в верхней части полотна на «Новослободской» сразу не пришлась по вкусу чиновникам. Партийцы сочли, что таким грубым намекам не место в столичном метро, а Никиту Хрущева особенно возмутили босые ноги Родины – что, в великой стране людям не хватает обуви?!

Родину «обули» в сандалии, но это не помогло делу: мозаику все равно приказали разрушить. Тут-то авторы проекта «Новослободской» пошли на хитрость и просто загородили панно мраморной стенкой. После отстранения Хрущева от власти Корин получил дозволение снять декоративный заслон. Правда, саму мозаику пришлось немного переделать: вместо портрета Сталина там теперь красуется лента с надписью «Мир во всем мире», и еще Родина, как и планировал автор, снова босая. А уж насколько ей удобно в таком виде в общественном транспорте, это большой вопрос.


6 сентября 2013


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8678231
Александр Егоров
967462
Татьяна Алексеева
798786
Татьяна Минасян
327046
Яна Титова
244927
Сергей Леонов
216644
Татьяна Алексеева
181682
Наталья Матвеева
180331
Валерий Колодяжный
175354
Светлана Белоусова
160151
Борис Ходоровский
156953
Павел Ганипровский
132720
Сергей Леонов
112345
Виктор Фишман
95997
Павел Виноградов
94154
Наталья Дементьева
93045
Редакция
87272
Борис Ходоровский
83589
Константин Ришес
80663