Крымский мост. Стоять вечно
ЯРКИЙ МИР
Крымский мост. Стоять вечно
Олег Покровский
журналист
Санкт-Петербург
396
Крымский мост. Стоять вечно
Фрагмент макета Крымского моста с автодорожными подъездными путями

23 декабря 2020 года в Музее мостов, филиале Центрального железнодорожного музея (ЦМЖТ), открылась выставка «Великие проекты России: Крымский мост». Именно в этот день в прошлом году Президент России Владимир Путин проехал на рельсовом автобусе из Керчи в Тамань по железнодорожной части Крымского моста, что дало начало открытию регулярного железнодорожного сообщения Крыма с другими регионами нашей страны.

Прочувствовать атмосферу того дня смогли участники выставки, посмотрев видеоролик, в котором первые пассажиры поезда Санкт-Петербург — Севастополь делились своими впечатлениями о поездке по новой железнодорожной ветке.

Сооружение Крымского моста стало значимым событием для развития инфраструктуры Крымского полуострова, поскольку открыл новые возможности для предприятий и населения региона. «Благодаря реализации этого инфраструктурного проекта жизнь россиян стала удобней и комфортней, за текущий год значительно увеличился грузовой и пассажирский поток. Более 4 миллионов пассажиров, 3 миллионов тонн грузов. Сегодня мы общими усилиями решаем важную стратегическую задачу по сохранению и популяризации знаний, отражающих историю строительства переправы через Керченский пролив», — отметил Владимир Мителенко.

Еще в прошлом году музеем началась планомерная работа по формированию коллекции, посвященной строительству важнейшего технического сооружения инфраструктуры Крымского полуострова. В этой работе большое содействие оказали следующие организации: АО «Крымский мост», институт «Гипростроймост Санкт-Петербург», которые передали уникальные и интереснейшие предметы.

С гордостью можно сказать о том, что Крымский мост родом из Петербурга. Ведь работы по проектированию самого длинного в России и Европе моста, протяженность которого составляет 19 километров, велись в Санкт-Петербурге специалистами АО «Институт «Гипростроймост — Санкт-Петербург».

Генеральный директор АО «Институт «Гипростроймост — Санкт-Петербург» Илья Рутман поблагодарил музейных работников, что они проявляют интерес к проделанной его коллегами работе и бережно сохраняют для будущих поколений стратегически важные проекты нашей страны: «Мы, проектировщики, завершая один проект, уже мыслями начинаем реализовывать другой. Поэтому нам очень приятно, что вам интересен и ценен наш труд и вы сохраняете его для будущих поколений».

В этом году уникальная коллекция единственного в мире Музея мостов пополнилась новыми предметами — макеты Крымского моста, судоходных арок и береговых подходов, которые дополнили и расширили экспозицию выставки. Экспонаты переданы ФГБУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» и позволят петербуржцам и гостям города более подробно узнать и изучать историю строительства и развития транспортной инфраструктуры Крыма.

АО ТК «Гранд Сервис Экспресс» передало музею комплекты форменной одежды проводников, а также вещи, отражающие быт современного пассажира.

Благодаря Федеральному дорожному агентству (Росавтодор) видеотека Музея мостов пополнилась новыми документальными фильмами, рассказывающими о возведении Крымского моста, которые станут хорошим подспорьем в работе музейных сотрудников.

Значимую помощь в организации транспортировки предметов оказало АО «Почта России», а в проведении ремонтных работ экспозиционного зала СПб ГБУ «Мостотрест». Его сотрудникам была выражена благодарность.

В центре внимания этого важного исторического события в первую очередь люди — ученые, инженеры и строители. Именно благодаря их труду, знаниям и упорству был дан мощный импульс развитию автомобильных и железнодорожных перевозок на Крымском полуострове.

Исполняющий обязанности заведующего кафедрой мостов Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I Сергей Чижов отметил, что вуз гордится тем, что работы по изысканию, проектированию и строительству велись в том числе и выпускниками университета. А Музей мостов — та современная площадка, где петербуржцы и гости города могут знакомиться с востребованными проектами наших коллег.

Проект Крымского моста объединил 30 мостоотрядов из Москвы, Санкт-Петербурга, Коломны, Серпухова, Кирова, Воронежа, Ростова-на-Дону, Чебоксар, Нижнего Новгорода, Рязани, Ярославля и других городов. Многие строят мосты уже более 70 лет.

Как рассказал директор Научно-исследовательского института мостов и дефектоскопии Евгений Монастырев, при строительстве Крымского моста применялись хорошо опробованные годами технологии, знакомые многим поколениям инженеров, но из-за размеров и сложных геологических условий проект стал уникальным в новейшей истории России.

Заведующая отделом истории мостостроения ЦМЖТ Ирина Трунова рассказала собравшимся о том, что музей всегда внимательно относился к теме сохранения истории железных дорог юга России. Она отметила, что история железных дорог Крыма начиналась со строительства Лозово-Севастопольской железной дороги, открытой для движения в 1875 году. Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации хранит в своих фондах уникальные документальные и фотоматериалы, которые отражают становление и развитие Южных железных дорог, рассказывают об инженерах путей сообщения, которые принимали участие в проектировании, изысканиях и строительстве железных дорог Крыма. Большинство из них — выпускники Института Корпуса инженеров путей сообщения. Среди выдающихся инженеров — строителей Крымских железных дорог — Николай Павлович Меженинов, Григорий Моисеевич Будагов, Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (известный писатель), Михаил Николаевич Анненков (генерал от инфантерии).

Благодаря редким предметам и экспонатам новый музейный проект позволит петербуржцам и гостям города совершить путешествие в прошлое и познакомиться с историей строительства новой переправы, воплотившей мечту нескольких поколений россиян.

Об истории послевоенного Крымского моста см.


24 декабря 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
90011
Сергей Леонов
72086
Виктор Фишман
72083
Борис Ходоровский
64105
Богдан Виноградов
51063
Дмитрий Митюрин
39145
Сергей Леонов
34982
Роман Данилко
32950
Борис Кронер
23636
Светлана Белоусова
22009
Наталья Матвеева
21768
Светлана Белоусова
21729
Александр Егоров
21324
Татьяна Алексеева
20907
Дмитрий Митюрин
19056