Прадеду правнук
РОССIЯ
«Секретные материалы 20 века» №12(398), 2014
Прадеду правнук
Михаил Ершов
журналист
Санкт-Петербург
5915
Прадеду правнук
Бартоломео Карло Растрелли. Памятник Петру I. 1716—1800

Первым монументом, установленным в Петербурге (да и вообще в России), стал, как известно, знаменитый Медный всадник (1782). Однако он не является первым памятником Петру Великому. До Фальконе государя-реформатора изваял Бартоломео Карло Растрелли. Но сначала о том, как творения из камня появились на берегах Невы.

В один из дней 17… года на улицах Рима состоялось шествие. Народ требовал удовлетворить просьбу русского царя. Общеизвестно, что Петр Первый решил вытащить Россию «за уши» из патриархального болота и «за уши» же притянуть к просвещенной Европе. С этой целью он и свою резиденцию – Летний сад с дворцом – сделал на манер французского Версаля. А в Италии для сада стали приобретать мраморные скульптуры. До того на Руси не существовало подобного рода искусства. Вообще человека как такового не изображали. Писали только лики святых да строили храмы в память о победах русских дружин.

Мечтой Петра было приобретение настоящей античной статуи. По всей Европе российский государь рассылал своих агентов для розыска ценных произведений. И вот как-то Петр Кологривов сообщил: во дворце у одного из итальянских аристократов нашли предмет вожделений. Петр Алексеевич предложил за находку любые деньги. Но загвоздка заключалась в том, что римский папа тоже собирал коллекцию античных изваяний. Для переговоров в Ватикан отправился дипломат Савва Рагузинский. Предложение было следующим: русские возвращают католической церкви мощи святой Бригиты в обмен на работу мастера, жившего до Рождества Христова, – статую «Госпожа Венус». Мощи оказались в России после взятия Ревеля. Ватикан долго сопротивлялся, но под нажимом простых верующих согласился на обмен. «Госпожа Венус» (третий век до нашей эры) заняла свое место в Летнем саду.

И здесь началась «демонстрация» недовольных уже в Петербурге. Русским было чуждо такого рода искусство. А тут пред ними в мраморе предстала совершенно голая «баба», причем без рук. Статую называли «белой дьяволицей», «срамной девкой», кидали в нее все, что попадало под руку. Поэтому к «Госпоже Венус» приставили специального солдата.

Эта скульптура была не первым мраморным изваянием в Летнем саду. Его уже украшали произведения итальянских мастеров ХVII – начала XVIII века. Всего на берега Невы прибыло более двухсот скульптур. Петербуржцев приучали к языку аллегорий.

Государь Петр Алексеевич очень любил басни Эзопа. Часто перечитывал их, а некоторые знал наизусть. Естественно, что персонажи эзоповских басен, отлитые из свинца и позолоченные, появились в Летнем саду. Одновременно скульптуры являлись фонтанами. К тому же они были выполнены русскими мастерами – это был первый опыт в новом для России виде творчества. К сожалению, ни свинцовые фигуры, ни фонтаны не сохранились до наших дней, как и многие другие шедевры отечественных и зарубежных мастеров, которые находились в Летнем саду в петровское время.

В Петербург были завезены также познавательно-развлекательные скульптурные группы. Например, композиция скульптора Бонацца «Круговорот суток». Художник высек из мрамора четыре фигуры: «Утро», «Полдень», «Вечер», «Ночь». Располагались в Летнем саду чисто портретные скульптуры и бюсты – Александра Македонского, Цезаря, Марцелла, Нерона... Позднее часть статуй увезли в Царское Село, Павловск, Петергоф; часть попала в Эрмитаж. Некоторые погибли во время наводнений.

…Бартоломео Карло Растрелли (отец будущего архитектора Зимнего дворца) родился во Флоренции в состоятельной дворянской семье. Получил хорошее образование, был очень талантлив. В 1716 году вместе с сыном он приезжает в Петербург. Его пригласил друг, сподвижник, учитель Франц Лефорт. Уже тогда Бартоломео Растрелли был известен как мастер монументально-декоративной пластики. В российской столице ему поручили руководить архитектурными и скульптурными работами по украшению Петербурга. Кроме того, он должен был «устраивать сады и фонтаны, сооружать театральные машины и декорации, делать медали и обучать всему этому русских мастеров». И еще в его обязанности входило создавать «портреты подобно живым людям». Первым из таких людей стал государь Петр Романов.

В пыляевском «Старом Петербурге» по этому поводу сказано, что идея создания этого монумента принадлежит императрице Анне Иоанновне. «Старый Петербург» – замечательная книга. Но и у Михаила Ивановича Пыляева встречаются неточности. Не будем осуждать за это признанного краеведа. Ведь в документах также содержатся ошибки – умышленные или нет.

На самом деле идея создания памятника принадлежит… Петру Первому. Видимо, русскому императору не хотелось отставать от императоров римских. Поэтому он решил увековечить себя в бронзе. Работу царь поручил сделать хорошо ему знакомому Бартоломео Карло Растрелли. Скульптор с радостью взялся за сложную работу.

Для начала Растрелли снял гипсовую маску. Это редчайший случай. Обычно подобную операцию производят только после смерти человека. Петр Алексеевич пошел на такую опасную и неприятную в физическом отношении процедуру, поскольку понимал: времени позировать подолгу у него нет. Сделал Растрелли также портретный бюст императора (он сейчас находится в Эрмитаже), а затем приступил к работе над конной статуей.

Общий замысел заключался в том, чтобы показать Петра Первого как римского Цезаря, который обозревает свои полки или выехал навстречу народу. То есть композиция задумывалась как торжественная, парадная. Однако главная особенность – это, конечно, портретное сходство памятника с оригиналом. Скульптор сохранил даже родинку на щеке царя. Новаторство Растрелли также в том, что он попытался дать психологическую трактовку образа. Петр не только велик и силен. Но и жесток. А в определенном ракурсе кажется, что государь растерян или чем-то взволнован. Есть подобие грусти в его бронзовом лице. По дошедшим до наших дней материалам, самому Петру Алексеевичу идея портретного сходства понравилась. Однако он и критиковал скульптора. Ему не хотелось, чтобы «тайны его души» были достоянием постороннего зрителя, достаточно портрета. То есть новаторство Растрелли Петр вполне понял.

Смерть государя прервала работу над монументом. Конную статую отлили в бронзе только в сороковых годах XVIII столетия. Причем памятник доводил «до ума» сын Бартоломео Карло Растрелли – создатель Зимнего дворца Бартоломео Растрелли, или, как его звали в России, Варфоломей Варфоломеевич. После отливки о памятнике опять забыли. Когда Екатерине Второй пришла мысль поставить памятник Петру Великому, ей показали уже готовое произведение. Однако, как писал Бецкой в донесении Сенату, работу Растрелли «государыня опробировать не соизволила».

О конной статуе вновь забыли до восшествия на престол Павла Первого. После коронации Павел проживал в Зимнем дворце. Здесь у него в нижнем этаже было устроено специальное окно, в которое каждый мог бросать прошения на имя императора. Государь ключ от комнаты хранил у себя и никого туда не пускал. Каждое утро он спускался вниз, чтобы собрать прошения. Ни одно из них не оставалось без ответа. Таким образом, по словам современников, было обнаружено много несправедливостей. А из одного письма Павел узнал, что в амбаре Таврического дворца находится памятник его прадеду. Кстати, у Пыляева написано: «В царствование Екатерины Второй он лежал у Исаакиевского моста под навесом…» Как бы там ни было, Павел извлек монумент «из запасников».

Памятник Петру Первому работы Растрелли установили на площади перед Михайловским замком в 1800 году. Петр как будто бы выезжает из ворот новой резиденции Павла Первого. Петр Великий изображен в римской тоге. У него на голове лавровый венок, листы которого напоминают языки пламени. В правой руке фельдмаршальский жезл. На четырехугольном мраморном пьедестале чугунные доски со сценами Полтавской битвы и морского боя при Гангуте.

Здесь же Павел Первый приказал выбить надпись: «Прадеду правнук. 1800 г.». Павел и тут пикировался с матушкой. На Медном всаднике можно прочесть «Петру Первому Екатерина Вторая». Этой фразой императрица завуалированно подчеркивает свое величие. А Павел Петрович подчеркивает свое родство с Петром Великим.


30 мая 2014


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847