РОССIЯ
Крымский вояж Екатерины II
Александр Егоров
журналист
Санкт-Петербург
8467
Крымский вояж Екатерины II
Кульминацией крымского вояжа Екатерины II стала демонстрация кораблей Черноморского флота

Венценосные особы обязаны время от времени объезжать свои земли и посещать иностранные государства.
Путешествие из Петербурга в Крым российской императрицы Екатерины II стало мероприятием уникальным – как по его протяженности, так и по числу людей, принявших в нем участие. Но это не был обычный вояж избалованной барыньки, отправившейся в путь в поисках новых впечатлений. Речь шла о масштабном государственном мероприятии.

ПО ВОДЕ И ПО СУШЕ

Впервые мысль о подобном путешествии появилась у императрицы еще в 1780 году. Но реальная подготовка к вояжу началась лишь три года спустя, когда развернулось активное освоение земель, отошедших от Турции к России по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору. Целью этого путешествия было желание Екатерины ознакомиться с тем, что происходит в ее новых владениях. Ну и заодно убедить послов европейских государств, отправившихся вместе с ней в дальний вояж, что сухопутные и военно-морские силы Российской империи вполне способны защитить южные окраины державы.

Свита императрицы состояла примерно из трех тысяч человек (32 высших сановника империи, послы Британии, Австрии и Франции, царская свита, наместники, губернаторы и управляющие земель, по которым продвигался кортеж, лакеи и прочая обслуга). Царский поезд состоял из 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 запасных саней. Екатерина II ехала в карете на 12 персон, запряженной 40 лошадьми. На все расходы, связанные с путешествием, казной была отпущена огромная по тем временам сумма – 15 миллионов рублей.

Не забыли и меры предосторожности. Осенью 1786 года Потемкин отдал приказ полкам русской армии разместиться в местах предположительного маршрута путешествия.

6 (17) января 1787 года все участники вояжа тронулись в путь. Колонна, состоящая из саней и карет, поставленных на полозья, растянулась на версту.

ИНОЗЕМЦЫ ТОЛЬКО УДИВЛЯЛИСЬ

Распорядок дня императрицы был такой же, какого она придерживалась, проживая в Зимнем дворце. Екатерина вставала в 6 часов утра, занималась часа два делами. В 9 утра отправлялись в путь. С 12 до 15 обедали – в казенных зданиях или в помещичьих усадьбах, а в новоприобретенном крае – в специально построенных путевых дворцах. Затем до 19 часов ехали дальше. Вечерами Екатерина, по обыкновению, играла со спутниками в карты и лото, в 21 час уходила в свою комнату, писала письма или читала, в 23 часа ложилась спать.

На границе каждой губернии кортеж встречал и провожал до границы следующей губернии местный губернатор с подчиненными. На каждой станции царский поезд ожидало от 500 до 600 свежих лошадей.

29 января (8 февраля) приехали в Киев. Здесь к путешественникам присоединился австрийский император Иосиф II, путешествовавший инкогнито под именем графа Фалькенштейна.

В Киеве почти три месяца все ожидали, когда вскроется Днепр. 22 апреля флотилия, состоявшая из пятидесяти великолепных галер, украшенных с небывалой пышностью парчой и бархатом, двинулась дальше.

В Кременчуге в конце апреля был устроен смотр войск, которыми командовал генерал-аншеф Александр Суворов. Обученные великим полководцем пехотинцы и кавалеристы продемонстрировали императрице и сопровождавшим ее иностранцам свое мастерство владения штыком, саблей и пикой.

В Екатеринославе путешественники присутствовали при закладке нового города и соборного храма. Первые камни в его основание положили царственные особы. Позднее Иосиф II, обращаясь к принцу де Линю, сказал с иронией: «Я кончил в один день великое дело с императрицей России: она положила первый камень в основание города, а я – последний». Австрийский император оказался скверным пророком: Днепр – так теперь называется Екатеринослав – сегодня огромный город, численность населения которого приближается к миллиону.

В Херсон императрица и ее царственный гость въехали в великолепной колеснице. Город поразил иностранцев – в совсем еще недавно пустынной местности была построена сильная крепость, казармы, адмиралтейство, арсенал. На верфях ждали спуска на воду два линейных корабля и один фрегат.

КРЫМСКИЕ СЮРПРИЗЫ

19 мая царский поезд въехал в Перекоп – «каменное четырехугольное укрепление и поселение, состоящее из нескольких домишек». Ворота крепости были украшены афоризмом, принадлежащем Потемкину: «Предпослала страх и принесла мир». Перед путешественниками лежал Крым.

«При выезде нашем мы увидели довольно значительный отряд татарских всадников, богато одетых и вооруженных: они выехали навстречу государыне, чтобы сопровождать ее на пути. Монархиня, с мыслями всегда возвышенными и смелыми, пожелала, чтобы во время ее пребывания в Крыму ее охраняли татары, презиравшие женский пол, враги христиан и недавно лишь покоренные ее власти. Этот неожиданный опыт доверчивости удался, как всякий отважный подвиг», – писал в своем донесении посол Франции Сегюр.

20 мая Екатерина торжественно въехала в Бахчисарай. На подъездах к бывшей столице Крымского ханства произошел случай, который едва не обернулся трагедией: на крутом спуске кони не могли удержать тяжелую карету, в которой ехала Екатерина… Но местные татары не растерялись и, буквально бросившись под копыта и колеса, спасли жизнь императрице.

В самом Бахчисарае, как писал французский посол Сегюр: «Императрица наслаждалась удовольствием воссесть на мусульманский престол, завоеванный ея оружием».

Утром 22 мая путешественники отправились в Севастополь. В специально построенном павильоне, возвышавшемся на скале, был организован обед. И тут Потемкин, большой любитель спецэффектов, подготовил гостям сюрприз. По его команде занавес, скрывавший большой балкон, обращенный к Ахтиарской бухте, внезапно раздвинули. Никто из присутствующих не смог сдержать возгласа удивления. На рейде красовался флот: линейные корабли, фрегаты, транспорты… Приветствуя высоких гостей, корабли и береговые батареи открыли огонь. Гром пушек известил все европейское сообщество о том, что Россия пришла на берега Черного моря всерьез и надолго.

После обеда императрицу и ее свиту ожидала прогулка на шлюпках по севастопольским бухтам. В царской шлюпке все гребцы были как на подбор: по одну сторону блондины, по другую – брюнеты. Императрица, одетая в специально сшитый адмиральский мундир, но с юбкой вместо штанов, приветствовала гребцов: «Здравствуйте, друзья мои!» – «Здравствуйте, матушка, царица наша!» – был дружный ответ. «Как далеко я ехала, чтобы только видеть вас», – сказала Екатерина и услышала ответ загребного Жарова: «От евдакой матушки-царицы чего не может статься!» Екатерина оценила соленую шутку, улыбнулась и обронила по-французски командующему флотом графу Войновичу: «Какие ораторы твои матросы!»

Шлюпки обошли несколько кораблей и остановились около специально обустроенной парадной пристани – у выхода в город. Вечером было устроено «сражение»: бомбардирский корабль «Страшный» обстрелял и поджог «фальшивый городок», специально обустроенный на северной стороне бухты.

Екатерина посетила Балаклаву, где ее встретила рота «амазонок», составленная из жен и дочерей офицеров расквартированного здесь греческого батальона, всего сто наездниц в специально пошитой униформе: юбки малинового бархата, куртки зеленого бархата, белые тюрбаны. Командовала этим экзотическим воинством жена одного из офицеров Елена Ивановна Сарандаки. Екатерина присвоила ей уникальное звание «капитан амазонок», а позднее прислала в подарок перстень с бриллиантом.

В Крыму императрица посетила губернский центр Симферополь, Карасубазар, Старый Крым и Феодосию. 31 мая царский кортеж покинул Крым. 28 июня он въехал в Москву, а 11 июля императрица вернулась в Петербург. Путешествие продолжалось почти полгода, и за это время императрица и ее сопровождающие преодолели 5657 верст, в том числе 446 по воде.


Дата публикации: 29 ноября 2021

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~E9VsQ


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
12119930
Александр Егоров
1564754
Татьяна Алексеева
965543
Татьяна Минасян
480373
Яна Титова
279479
Светлана Белоусова
231760
Татьяна Алексеева
224865
Сергей Леонов
222834
Наталья Матвеева
209124
Валерий Колодяжный
207351
Борис Ходоровский
199321
Павел Ганипровский
178131
Наталья Дементьева
129292
Павел Виноградов
125469
Сергей Леонов
114170
Редакция
101759
Виктор Фишман
97690
Сергей Петров
94377
Станислав Бернев
89733