РОССIЯ
Крымский вояж Екатерины II
Александр Егоров
журналист
Санкт-Петербург
8467
Венценосные особы обязаны время от времени объезжать свои земли и посещать иностранные государства. ПО ВОДЕ И ПО СУШЕ Впервые мысль о подобном путешествии появилась у императрицы еще в 1780 году. Но реальная подготовка к вояжу началась лишь три года спустя, когда развернулось активное освоение земель, отошедших от Турции к России по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору. Целью этого путешествия было желание Екатерины ознакомиться с тем, что происходит в ее новых владениях. Ну и заодно убедить послов европейских государств, отправившихся вместе с ней в дальний вояж, что сухопутные и военно-морские силы Российской империи вполне способны защитить южные окраины державы. Свита императрицы состояла примерно из трех тысяч человек (32 высших сановника империи, послы Британии, Австрии и Франции, царская свита, наместники, губернаторы и управляющие земель, по которым продвигался кортеж, лакеи и прочая обслуга). Царский поезд состоял из 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 запасных саней. Екатерина II ехала в карете на 12 персон, запряженной 40 лошадьми. На все расходы, связанные с путешествием, казной была отпущена огромная по тем временам сумма – 15 миллионов рублей. Не забыли и меры предосторожности. Осенью 1786 года Потемкин отдал приказ полкам русской армии разместиться в местах предположительного маршрута путешествия. 6 (17) января 1787 года все участники вояжа тронулись в путь. Колонна, состоящая из саней и карет, поставленных на полозья, растянулась на версту. ИНОЗЕМЦЫ ТОЛЬКО УДИВЛЯЛИСЬ Распорядок дня императрицы был такой же, какого она придерживалась, проживая в Зимнем дворце. Екатерина вставала в 6 часов утра, занималась часа два делами. В 9 утра отправлялись в путь. С 12 до 15 обедали – в казенных зданиях или в помещичьих усадьбах, а в новоприобретенном крае – в специально построенных путевых дворцах. Затем до 19 часов ехали дальше. Вечерами Екатерина, по обыкновению, играла со спутниками в карты и лото, в 21 час уходила в свою комнату, писала письма или читала, в 23 часа ложилась спать. На границе каждой губернии кортеж встречал и провожал до границы следующей губернии местный губернатор с подчиненными. На каждой станции царский поезд ожидало от 500 до 600 свежих лошадей. 29 января (8 февраля) приехали в Киев. Здесь к путешественникам присоединился австрийский император Иосиф II, путешествовавший инкогнито под именем графа Фалькенштейна. В Киеве почти три месяца все ожидали, когда вскроется Днепр. 22 апреля флотилия, состоявшая из пятидесяти великолепных галер, украшенных с небывалой пышностью парчой и бархатом, двинулась дальше. В Кременчуге в конце апреля был устроен смотр войск, которыми командовал генерал-аншеф Александр Суворов. Обученные великим полководцем пехотинцы и кавалеристы продемонстрировали императрице и сопровождавшим ее иностранцам свое мастерство владения штыком, саблей и пикой. В Екатеринославе путешественники присутствовали при закладке нового города и соборного храма. Первые камни в его основание положили царственные особы. Позднее Иосиф II, обращаясь к принцу де Линю, сказал с иронией: «Я кончил в один день великое дело с императрицей России: она положила первый камень в основание города, а я – последний». Австрийский император оказался скверным пророком: Днепр – так теперь называется Екатеринослав – сегодня огромный город, численность населения которого приближается к миллиону. В Херсон императрица и ее царственный гость въехали в великолепной колеснице. Город поразил иностранцев – в совсем еще недавно пустынной местности была построена сильная крепость, казармы, адмиралтейство, арсенал. На верфях ждали спуска на воду два линейных корабля и один фрегат. КРЫМСКИЕ СЮРПРИЗЫ 19 мая царский поезд въехал в Перекоп – «каменное четырехугольное укрепление и поселение, состоящее из нескольких домишек». Ворота крепости были украшены афоризмом, принадлежащем Потемкину: «Предпослала страх и принесла мир». Перед путешественниками лежал Крым. «При выезде нашем мы увидели довольно значительный отряд татарских всадников, богато одетых и вооруженных: они выехали навстречу государыне, чтобы сопровождать ее на пути. Монархиня, с мыслями всегда возвышенными и смелыми, пожелала, чтобы во время ее пребывания в Крыму ее охраняли татары, презиравшие женский пол, враги христиан и недавно лишь покоренные ее власти. Этот неожиданный опыт доверчивости удался, как всякий отважный подвиг», – писал в своем донесении посол Франции Сегюр. 20 мая Екатерина торжественно въехала в Бахчисарай. На подъездах к бывшей столице Крымского ханства произошел случай, который едва не обернулся трагедией: на крутом спуске кони не могли удержать тяжелую карету, в которой ехала Екатерина… Но местные татары не растерялись и, буквально бросившись под копыта и колеса, спасли жизнь императрице. В самом Бахчисарае, как писал французский посол Сегюр: «Императрица наслаждалась удовольствием воссесть на мусульманский престол, завоеванный ея оружием». Утром 22 мая путешественники отправились в Севастополь. В специально построенном павильоне, возвышавшемся на скале, был организован обед. И тут Потемкин, большой любитель спецэффектов, подготовил гостям сюрприз. По его команде занавес, скрывавший большой балкон, обращенный к Ахтиарской бухте, внезапно раздвинули. Никто из присутствующих не смог сдержать возгласа удивления. На рейде красовался флот: линейные корабли, фрегаты, транспорты… Приветствуя высоких гостей, корабли и береговые батареи открыли огонь. Гром пушек известил все европейское сообщество о том, что Россия пришла на берега Черного моря всерьез и надолго. После обеда императрицу и ее свиту ожидала прогулка на шлюпках по севастопольским бухтам. В царской шлюпке все гребцы были как на подбор: по одну сторону блондины, по другую – брюнеты. Императрица, одетая в специально сшитый адмиральский мундир, но с юбкой вместо штанов, приветствовала гребцов: «Здравствуйте, друзья мои!» – «Здравствуйте, матушка, царица наша!» – был дружный ответ. «Как далеко я ехала, чтобы только видеть вас», – сказала Екатерина и услышала ответ загребного Жарова: «От евдакой матушки-царицы чего не может статься!» Екатерина оценила соленую шутку, улыбнулась и обронила по-французски командующему флотом графу Войновичу: «Какие ораторы твои матросы!» Шлюпки обошли несколько кораблей и остановились около специально обустроенной парадной пристани – у выхода в город. Вечером было устроено «сражение»: бомбардирский корабль «Страшный» обстрелял и поджог «фальшивый городок», специально обустроенный на северной стороне бухты. Екатерина посетила Балаклаву, где ее встретила рота «амазонок», составленная из жен и дочерей офицеров расквартированного здесь греческого батальона, всего сто наездниц в специально пошитой униформе: юбки малинового бархата, куртки зеленого бархата, белые тюрбаны. Командовала этим экзотическим воинством жена одного из офицеров Елена Ивановна Сарандаки. Екатерина присвоила ей уникальное звание «капитан амазонок», а позднее прислала в подарок перстень с бриллиантом. В Крыму императрица посетила губернский центр Симферополь, Карасубазар, Старый Крым и Феодосию. 31 мая царский кортеж покинул Крым. 28 июня он въехал в Москву, а 11 июля императрица вернулась в Петербург. Путешествие продолжалось почти полгода, и за это время императрица и ее сопровождающие преодолели 5657 верст, в том числе 446 по воде. Дата публикации: 29 ноября 2021
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~E9VsQ
|
Последние публикации
Выбор читателей
|