Две свадьбы и два развода
ИСТОРИЯ ЛЮБВИ
«Секретные материалы 20 века» №13(529), 2019
Две свадьбы и два развода
Татьяна Алексеева
журналист
Санкт-Петербург
498
Две свадьбы и два развода
Ричард и Элизабет навсегда останутся самой яркой звездной парой Голливуда

К романам и бракам, возникающим в среде кинозвезд, принято относиться как к чему-то крайне несерьезному и недолговечному. Многие актеры и актрисы действительно все время то сходятся друг с другом, рассказывая в интервью о вечной любви и надеждах прожить вместе всю жизнь, то разводятся, радуя журналистов и телезрителей скандальными подробностями своей супружеской жизни. Но из любого правила бывают исключения.

Даже среди самых легкомысленных обитателей мира кино иногда встречаются люди, способные на настоящее сильное чувство, которое с годами не только не проходит, но еще и растет, становится все более крепким. Хотя семейная жизнь и у таких пар редко складывается счастливо. Не всегда им удается сохранить семью и остаться вместе до глубокой старости, не всегда они удерживаются от ссор и разводов, но их любовь все равно заставляет их тянуться друг к другу, а история их отношений в конце концов входит в историю и становится легендой. Одной из немногих таких пар были знаменитые голливудские звезды двадцатого века Элизабет Тейлор и Ричард Бертон.

На съемках родилась любовь

На первый взгляд их союз казался неравным – одна из самых выдающихся актрис в истории мирового кинематографа и так и не добившийся большой славы, семь раз номинированный на премию «Оскар», но ни разу ее не получивший актер. В то же время начался их роман, как самая настоящая голливудская сказка. Они познакомились на съемочной площадке во время создания фильма «Клеопатра». Тейлор играла великую египетскую царицу, а Бертон – Марка Антония. Эти персонажи страстно любили друг друга, и их бурные чувства как будто передались сквозь века вжившимся в свои роли артистам. В какой-то момент они вдруг с изумлением поняли, что уже не играют, что под прицелами камер нежно обнимаются не царица Египта и правитель Рима, жившие тысячелетия назад, а жители двадцатого века.

Первое время Элизабет и Ричард скрывали от всех вспыхнувшие между ними чувства. Оба еще до того, как начали сниматься в «Клеопатре», успели привлечь к себе внимание публики не только актерскими работами, но и скандалами, связанными с их предыдущими браками и разводами. Ричард к тому времени уже 14 лет был женат на Сибил Уильямс, начинающей актрисе, которая после свадьбы с ним перестала сниматься, и у них было две дочери. При этом Бертон был далеко не примерным мужем и часто заводил романы на стороне, даже не особо скрывая их от жены. А Элизабет и вовсе оставила за спиной множество разбитых сердец влюбленных в нее мужчин. Официально она была замужем в четвертый раз, за певцом Эдди Фишером, который помог ей выйти из тяжелой депрессии после гибели в авиакатастрофе ее третьего супруга, продюсера Майка Тодда. С двумя первыми мужьями, владельцем сети отелей Ником Хилтоном и актером Майком Уайлдингом, актриса с большими скандалами развелась. У нее было трое детей: дочь от Тодда и два сына от Уайлдинга.

Вторая жена пятого мужа

Казалось бы, вспыхнувший на съемках фильма роман Бертона и Тейлор должен стать таким же скандальным, как все их предыдущие любовные отношения. И поначалу все происходило именно так. Исполнители главных ролей в «Клеопатре», несмотря на тщательную конспирацию, все же не сумели скрыть свои встречи от публики, и вскоре эту пару обсуждали не меньше, чем сблизившую их кинокартину. Вскоре после этого последовали два не менее скандальных бракоразводных процесса – муж Элизабет и жена Ричарда не пожелали закрывать глаза на их «увлечение», тем более что Бертон успел сильнейшим образом разругаться с Эдди Фишером. Но влюбленные артисты не слишком переживали из-за этого: с каждым днем их все сильнее тянуло друг к другу, и они были только рады, что могут больше не скрываться от чужих глаз и что между ними не осталось никаких препятствий. И когда фильм «Клеопатра» был завершен, они вступили в брак. Жених в тот день шел к алтарю во второй раз, а невеста – в пятый, да к тому же она опоздала на церемонию, заставив всех ждать, но их лица светились такой искренней радостью и надеждой на долгое семейное счастье, словно оба участвовали в этой церемонии впервые.

Однако их супружеская жизнь с первых же дней оказалась далеко не легкой и приятной. Как это часто бывает в союзах двух творческих людей, Ричард и Элизабет сразу же не сошлись характерами и не захотели подстраиваться друг под друга ради общего спокойствия. Ссорились они и до свадьбы, несколько раз очень серьезно, а после того, как стали жить вместе, разногласия между ними и вовсе стали случаться из-за малейшего пустяка.

Их жизнь сильно омрачало отсутствие общих детей. Родить еще одного ребенка Тейлор не позволяли ни возраст, ни многочисленные проблемы со здоровьем. Супруги взяли на воспитание трехлетнюю девочку по имени Мария, больную и брошенную родителями. Ричард и Элизабет любили ее, как родную, и она отвечала им такой же глубокой любовью. Но даже появление в их семье дочери не смогло полностью примирить разных по характеру, но одинаково неуступчивых супругов. Ссоры со взаимными оскорблениями и примирения со слезами продолжались.

Поначалу Ричарду и Элизабет даже нравилась такая бурная жизнь. Но затем в нее постепенно стали проникать другие, более серьезные проблемы. Самая большая из них заключалась в том, что Тейлор пользовалась большей славой и более громким успехом у телезрителей, а Бертон оставался в тени ее известности. Рядом с блистающей на публике женой он чувствовал себя просто «дополнением» к ней, и амбициозному мужчине это очень не нравилось. Элизабет же купалась в своей собственной славе, получала награды, позировала для фотографий в прессе и была уверена, что Ричард тоже радуется ее успехам.

Из трущоб на сцену

В отличие от большинства голливудских звезд, Бертон не был привычен к высшему свету со всеми его интригами, уловками и фальшивыми улыбками. Родился Ричард в Уэллсе в очень бедной и многодетной семье шахтера – он был двенадцатым по счету ребенком. После него мать родила еще одного ребенка и умерла сразу после родов, поэтому заботу о маленьком Ричарде взяла на себя одна из его взрослых старших сестер, к тому времени уже вышедшая замуж. В детстве Ричард Дженкинс – так его звали на самом деле – не смог бы даже представить себе, что когда-нибудь станет знаменитым актером. Его будущим была какая-нибудь рабочая профессия и такая же многодетная и вечно голодная семья, как и у его родителей, и никаких других вариантов юный Ричард для себя не видел.

Однако школьные учителя заметили одаренность мальчика, которая проявлялась на уроках и в любительских спектаклях, и стали всячески поощрять его к изучению актерского дела и других необходимых для этой профессии дисциплин. Особенно старательно занимался с ним преподаватель Филипп Бертон, фамилию которого Ричард потом, в знак благодарности этому человеку, сделал своим сценическим псевдонимом. Этот учитель взялся обучить мальчика правильному английскому языку без валлийского акцента, что впоследствии очень помогло молодому актеру в его карьере. Ричард был способным учеником и быстро освоил все, чему его учили. Во многом этому способствовало еще и то, что стать артистом для него означало вырваться из той безрадостной и полной лишений жизни, которую он вел, – это желание было столь сильным, что мальчик готов был заниматься уроками и тренировать английскую речь круглыми сутками.

Филипп Бертон старался не зря. После школы Ричард впервые выступил на сцене одного из валлийских театров в спектакле «Отдых друидов» по пьесе Эмлина Уильямса и имел громкий успех у зрителей. Это было в 1943 году, шла Вторая мировая война, и после этого первого выхода на сцену Ричард ушел в армию. Через четыре года он поступил в Оксфорд на краткие общеобразовательные курсы для военнослужащих, изучил там основы разных наук и после этого попытался возобновить свою сценическую деятельность. Эмлин Уильямс, собиравшийся в то время снимать фильм «Последние дни Долвина», вспомнил молодого театрального исполнителя и пригласил его сыграть одну из ролей в этой картине. Этот фильм тоже имел большой успех, в том числе и благодаря Ричарду.

С этого момента он начал одновременно делать карьеру и на театральной сцене, и на телеэкране. Обе профессии давались молодому человеку одинаково легко, критики отмечали, что он умеет талантливо выдерживать паузы и может, не произнеся на сцене ни слова, сказать очень многое. Его даже сравнивали с прославленным актером Лоуренсом Оливье. Однако, несмотря на все эти похвалы, Ричард Бертон все-таки не становился всеобщим любимцем. И даже после того, как артист переехал в Америку и стал сниматься в Голливуде, отношение к нему не изменилось. Он был просто известным, но не бешено популярным. Зрители любили смотреть фильмы с его участием, но не бегали за ним с просьбами дать автограф, а газеты не пытались разузнать пикантные подробности его личной жизни и вынести их на всеобщее обозрение. И Ричарда более чем устраивало такое положение дел.

Оборотная сторона славы

Теперь же, когда он стал мужем Элизабет Тейлор, часть ее всемирной славы досталась и ему – вместе со всеми сопутствующими громкой славе проблемами. Знаменитая актриса требовала от продюсеров, чтобы супруг снимался в ее фильмах, брала его с собой на всевозможные интервью и светские вечера. Впервые в жизни Бертон оказался в центре всеобщего внимания, впервые он испытал на себе, что значит быть объектом настойчивого и не всегда здорового интереса со стороны незнакомых людей. И такая жизнь, полная напряжения от необходимости все время «держать лицо» и страха, что публике станет известно что-нибудь личное, с каждым днем нравилась Ричарду все меньше и меньше. В то время как его блистательная супруга, хоть и тоже не была в восторге от сплетен и скандальных публикаций, переживала из-за них не так сильно. Она привыкла к такому вниманию еще в юности, когда у нее случился самый первый роман, с миллиардером Говардом Хьюзом, который сразу же стал предметом всевозможных слухов и рассказы о котором долго не сходили с первых полос газет и журналов. Ну а последующие ее романы, замужества и разводы окончательно научили Элизабет не бояться сплетен и жить без оглядки на чужое мнение.

В результате Ричард Бертон все время чувствовал себя более слабым и уязвимым по сравнению с уверенной в себе Тейлор. Ему, как мужчине, это было крайне неприятно, и его характер, прежде достаточно легкий, постепенно портился. Еще с юности у Ричарда была привычка выпивать в плохом настроении, но если раньше он пил немного и не терял контроля над собой, то в браке с Элизабет начал постепенно увеличивать количество выпитого алкоголя. А напившись, Бертон начинал ссориться с Тейлор, упрекать ее во всех их проблемах и в том, что она более успешна в кино, чем он.

Элизабет не желала терпеть несправедливые упреки и на все попытки Ричарда обвинить ее в их совместных бедах, когда он, будучи нетрезвым, принимался ее ругать, отвечала ему тем же. Заканчивалось все грандиозными скандалами, после которых Бертон еще больше напивался, а Тейлор еще сильнее начинала на него злиться. Хотя в то же время актеры продолжали любить друг друга, и каждая их ссора, какой бы бурной и злобной она ни была, все равно заканчивалась не менее эмоциональным примирением. Вот только сами ссоры становились все более частыми…

А еще оба супруга продолжали сниматься, а Ричард еще и играл в театре, и успехи Элизабет все время оказывались более громкими, что тоже не способствовало улучшению отношений между ними. В 1974 году, после десяти лет бурной и не слишком счастливой супружеской жизни, актеры расстались. Их развод тоже стал поводом для скандальных публикаций и обсуждения в обществе, и это страшно не нравилось Бертону, но теперь он надеялся, что после того, как история их с Элизабет отношений забудется, о нем уже не будут распускать слухов и его жизнь станет такой, как была раньше, до встречи с Тейлор.

Развод не помог

Мечта Ричарда сбылась. Некоторое время после окончания их с Тейлор бракоразводного процесса журналисты эксплуатировали эту тему, но потом переключились на более свежие сенсации. Казалось бы, теперь Бертон будет счастлив – он мог жить спокойно, ни от кого не таясь, и рядом с ним не было вызывающей у него своими успехами и выдержкой зависть жены. Но если актер и наслаждался свободой, тишиной и отсутствием папарацци, то длилось это недолго. Вскоре он почувствовал, что в его жизни снова что-то не так, что ему все равно чего-то не хватает. А потом понял, что не хватает ему той любви, которую так щедро дарила ему эмоциональная, страстная и жизнерадостная Элизабет.

В то же время и Тейлор вовсе не была рада разводу и прекращению семейных сцен. Она тоже скучала по Бертону, хотя и не желала признаваться себе в этом. К тому же любивший «успокаивать» себя крепкими напитками Ричард невольно приучил к этому и свою жену, и теперь Элизабет тоже страдала от алкогольной зависимости.

Для телезрителей и прессы бывшие супруги оставались красивыми и талантливыми знаменитостями, в действительности же это были два несчастных, разочаровавшихся в жизни и потерявших здоровье человека. Они по-прежнему работали, по-прежнему выходили на сцену или на съемочную площадку, но в душе оставались теряющими смысл жизни и все сильнее погружающимися в депрессию мужчиной и женщиной.

Попытка № 2

Они выдержали в разлуке год. После первых недель тоски друг по другу оба решили начать новую жизнь и усиленно занялись своим здоровьем. Ричард Бертон уехал лечиться от алкоголизма в Швейцарию, а Элизабет Тейлор бросила пить без посторонней помощи и села на диету. Постепенно обоим становилось лучше, и в один прекрасный день в доме Элизабет раздался телефонный звонок. Это был Ричард, который просил у бывшей жены прощения за все прошлые обиды и уверял ее, что больше не пьет и очень по ней скучает. Поначалу Тейлор не поверила в столь быстрое исправление супруга, но Бертон стал звонить ей снова и снова, рассказывая о том, как у него все хорошо и приглашая ее приехать и увидеть, каким он стал, собственными глазами. Наконец Тейлор сдалась и прилетела в Швейцарию. Увидев Элизабет издалека, Ричард помчался ей навстречу, раскинув руки, и она, тоже поддавшись так и не угасшему за время их развода чувству, бросилась к нему в объятия. А потом они долго обнимались и плакали…

Элизабет первой поняла, что ей хочется вернуть прежние отношения с бывшим супругом. Ричард не был так уверен, что им удастся возродить прошлое, и пытался уговорить Тейлор не торопиться и подождать еще какое-то время. Но актриса уже поставила перед собой цель вернуть его и не собиралась отступать. Полтора месяца она доказывала бывшему мужу, что они могут начать все сначала и снова создать семью и что на этот раз в их семейной жизни не будет ни безобразных сцен, ни зависти и ревности. Наконец Бертон согласился с ней, и звездная пара начала готовиться к повторному бракосочетанию.

Свою вторую свадьбу они отпраздновали в Африке, и это событие тоже стало громкой сенсацией. Но Ричард, закаленный во время своего первого десятилетнего брака, уже не реагировал на сплетни так остро, как раньше. Он честно выполнял данное Элизабет обещание: не пил и не упрекал ее в том, что она была более успешна. Тейлор со своей стороны тоже стала менее высокомерной по отношению к мужу. Оба старались относиться друг к другу как можно добрее и мягче, проявлять заботу и участие. И хотя совсем без ссор эти два творческих человека прожить все-таки не могли, их второй брак начинался гораздо более мирно и спокойно, чем первый.

Казалось, что теперь эта пара останется вместе навсегда. Но жизнь у них сложилась иначе, и счастливого финала у истории Элизабет и Ричарда не было. Они так и не смогли полностью принять друг друга со всеми своими недостатками, так и не научились жить в мире, не срывая друг на друге злость и плохое настроение, и постепенно оба пришли к выводу, что «склеить» разбитые отношения уже невозможно. Супруги прожили вместе еще год, но потом все-таки разошлись окончательно.

Новые мужья, новые разводы

Их второй развод, в отличие от первого, прошел почти совсем незаметно. К концу своей семейной жизни Бертон и Тейлор уже не афишировали имеющиеся у них проблемы, и пресса мало знала об их разногласиях. Журналисты проведали о разводе не сразу, а к тому времени, как им стали известны его подробности, эта новость уже перестала быть свежей.

После развода и Ричард, и Элизабет недолго оставались одинокими. Словно желая отомстить друг другу, а может быть, стремясь доказать себе, что они не безнадежны для семейной жизни, актеры продолжили искать счастье в любви. Элизабет вышла замуж за сенатора Джона Уорнера, а Ричард женился на актрисе Стенли Хелл. Какой была их семейная жизнь с новыми супругами, точно не известно: Тейлор и Бертон все так же старались держать свои личные дела в тайне от широкой публики. В тот период своей жизни Элизабет увлеклась политическими делами своего мужа и много помогала ему, а также активно занималась благотворительностью. Но и этот ее брак продлился недолго.

Ричард Бертон умер в 1984 году. После его смерти у Элизабет появился восьмой муж Лэрри Флоренски. В отличие от всех ее предыдущих спутников жизни, он не был человеком из высшего света – это был простой рабочий. Но и с ним актриса оставалась вместе лишь несколько лет. Затем опять последовал развод из-за несходства характеров.

Поклонники артистки строили самые фантастические предположения о том, кто станет следующим супругом Тейлор, но ни одно из их «пророчеств» не сбылось: Лэрри Флоренски оказался последним мужчиной, с которым Элизабет решилась связать свою жизнь. Впрочем, по количеству мужей она и так была впереди всех голливудских звезд.

И все же, несмотря на все многочисленные романы и замужества этой актрисы, самой известной и самой блестящей звездной парой Голливуда до сих пор называют ее и Ричарда Бертона.


10 Июня 2019


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
85166
Виктор Фишман
68591
Борис Ходоровский
60974
Богдан Виноградов
48007
Дмитрий Митюрин
34114
Сергей Леонов
32059
Сергей Леонов
31626
Роман Данилко
29919
Светлана Белоусова
16313
Дмитрий Митюрин
16009
Борис Кронер
15313
Татьяна Алексеева
14474
Наталья Матвеева
14178
Александр Путятин
13936
Наталья Матвеева
12385
Светлана Белоусова
11867
Алла Ткалич
11655