Первый трижды Герой
ЖЗЛ
Первый трижды Герой
Дмитрий Митюрин
историк, журналист
Санкт-Петербург
4150
Первый трижды Герой
Покрышкин на крыле своей «аэрокобры»

6 марта исполнилось 110 лет со дня рождения легендарного советского аса Александра Ивановича Покрышкина.
Звания Героя Советского Союза он удостоился трижды. Позже такой же чести удостоится Иван Никитович Кожедуб, а маршал Георгий Константинович Жуков даже обойдет прославленных летчиков, став четырежды Героем. Но все-таки именно Покрышкин был первым.

Александр Иванович Покрышкин родился 19 марта 1913 года в Новониколаевске (Новосибирске). Отец его во времена НЭПа торговал галантереей, впоследствии как «чуждый элемент» был лишен за это избирательных прав и в 1934 году от безысходности повесился. Сам Саша с 10 лет работал кровельщиком на стройках и одновременно учился в семилетке.

В 17 лет он поступил в ФЗУ, которое закончил по специальности слесаря-инструментальщика. В стране в это время гремел лозунг «Комсомолец на самолет!», и вот по путевке ВЛКСМ Покрышкин отправился в Пермь в авиационное училище. Как на беду, выяснилось, что набор летчиков временно прекращен, и Александра, к его глубокому огорчению, зачислили в группу авиатехников.

Ирония судьбы заключалась в том, что, прибудь он месяцем позже или раньше, и стать летчиком молодому сибиряку удалось бы без особых сложностей. А так целых шесть лет Покрышкину пришлось служить авиатехником и одновременно добиваться перевода в пилоты. Бюрократическая машина упорно сопротивлялась, и тогда он совершил невозможное: всего за три недели прошел годичный курс летчика при одном из аэроклубов. Преподаватели были настолько потрясены, что уже без особого сопротивления рекомендовали его в знаменитую Качинскую авиашколу (под Севастополем).

Здесь Александр удивлял всех своими способностями, но в 1939 году бдительные товарищи выяснили, что он является сыном «лишенца». Покрышкина едва не исключили из школы и из ВЛКСМ, но тут вмешалась первичная комсомольская организация, ограничившаяся вынесением ему строгого выговора за «неоткровенность».

Так ли иначе, со скрипом и нервотрепкой бывший курсант стал лейтенантом 55-го истребительного авиационного полка. Война застала его на территории Молдавии, и уже 22 июня Покрышкин продемонстрировал свою меткость и мастерство пилотажа. Правда, в роли сбитого оказался свой же советский бомбардировщик, и только по счастливой случайности дело обошлось без потерь со стороны экипажа.

Свою первую настоящую победу Александр Иванович одержал на следующий день, сбив Ме-109. Спустя месяц на его счету было шесть немецких самолетов, однако свою первую серьезную награду – орден Ленина он получил вовсе не за уничтоженные неприятельские машины, а за обнаружение крупной перегруппировки немецких танков под Ростовом. Что же касается воздушных побед, то документы, в которых они фиксировались, были потеряны, причем Покрышкин отнесся к этому с философским спокойствием. В это время Александр Иванович уже разрабатывал новую тактику боя, которая позволила бы свести наши потери до минимума. И еще он старательно изучал опыт противника и однажды даже летал на трофейном Ме-109.

Авторитет Покрышкина у однополчан был огромным, а вот его отношения с командованием складывались, мягко говоря, весьма неровно. Он вполне мог рубануть правду в глаза начальству и при этом весьма резко критиковал тех командиров «которые сами не летают, а других учат».

Разумеется, успешной карьере это не способствовало. Покрышкина постоянно «прокатывали» с наградами и упорно не утверждали в должности командира эскадрильи. Здесь, впрочем, следует признать, что и сам он давал соперникам лишние козыри. Так, летом 1942 года, когда его гвардейский авиаполк находился в Махачкале на отдыхе, Покрышкин устроил драку из-за места в столовой. Гвардейцы схлестнулись с негвардейцами, «кто-то кого-то стукнул боксом», а когда к месту драки прибыл комендантский взвод, помирившиеся пилоты устроили «тыловикам» взбучку.

Самое забавное, что, выпив «на мировую», гвардейцы и «негвардейцы» успели забыть об этой истории, когда Покрышкина взяли на гауптвахту. Затем последовали снятие с должности командира эскадрильи и исключение из партии. К счастью, в дело вмешались офицеры, драка с которыми и привела ко всем этим неприятностям. Именно благодаря их хлопотам выяснилось, что отрицательные характеристики на Покрышкина были сфальсифицированы недоброжелателями, а сам он является храбрым и уважаемым боевым офицером.

На фронт Александр Иванович вернулся весной 1943 года в качестве командира эскадрильи 16-го гвардейского истребительного авиаполка 4-й воздушной армии. И именно тогда он получил новую машину – американскую «аэрокобру», которую в дальнейшем предпочитал любым советским моделям…

Широкую известность Покрышкину принесла Кубанская битва (март – июль 1943 года) – первое авиационное сражение, в котором русские и немцы выступили на равных. Командованию люфтваффе, правда, по-прежнему удавалось добиваться перевеса сил в нужное время и в нужном месте, однако в профессиональном отношении «сталинские соколы» довольно успешно тягались с германскими «экспертами». Другое дело, что уровень подготовки пилотов из разных соединений тоже был очень различным, причем Покрышкин и его товарищи рассматривались в качестве образцов для подражания.

Радист Н. И. Уманский рассказывал в качестве примера об эпизоде, когда несколько советских генералов наблюдали с КП за разыгрывавшейся в небе схваткой: «Восемь наших истребителей Як-1 вели воздушный бой против двенадцати месершмиттов. Бой они вели плохо, нервничал их командир, и немцы буквально издевались над Яками. Генералы очень переживали, кричали, ругались между собой, как и бывает в таких случаях, говорили, что летчиков надо послать в пехоту… На их счастье, Александр Иванович с группой из четырех самолетов возвращался из боя, который они провели над Керчью и Темрюком. Они имели преимущество в высоте и, как ястребы, смело набросились на немцев. За каких-нибудь пять-семь минут четыре Ме-109 уже горели, как костры на земле, два летчика спаслись на парашютах, а два погибли, остальные ретировались немедленно… А мои генералы, переругавшись между собой, на радостях начали целоваться, чуть не в пляс пустились… Это настоящие асы – так говорили они».

Противниками наших гвардейцев в этих боях были «эксперты» (так в люфтваффе называли асов) из наиболее прославленных германских соединений, в том числе и из знаменитой 52-й эскадры, в которой сражались самые результативные летчики-истребители Второй мировой войны – Хартманн, Баркгорн, Ралль. Все они в известной степени были индивидуалистами, гоняясь в первую очередь за собственными победами.

Большинство «экспертов» не любили втягиваться в долгие поединки, предпочитая подойти незамеченными, и, нанеся удар, стразу же ретироваться. А вот «сталинских соколов» наше командование удерживало от «свободной охоты» и заставляло в первую очередь выполнять поставленную задачу.

Именно в кубанском небе Покрышкин разработал новый боевой порядок – «этажерку». Три пары истребителей рассредоточивались по фронту и по высоте на расстоянии нескольких сотен метров друг от друга. Каждой паре и каждому летчику выделялись специальные секторы поиска, а общее командование осуществлялось при помощи радиосвязи.

Для патрулирования применялся так называемый «маятник». Группа истребителей снижалась с высоты четыре-пять до двух-трех километров, затем резко уходила наверх, разворачивалась на 180 градусов и опять устремлялась вниз. Пространство над районом прикрытия буквально «прочесывалось», и при этом высота и скорость давали маневр для внезапной атаки. Ну а во время боевой «карусели» Покрышкин был просто великолепен и, по общему мнению, мог дать фору любому «эксперту». Стрелять же он предпочитал чуть ли не в упор и сразу со всех трех пулеметов.

После Кубани фамилия Покрышкина загремела по всему фронту, а командующий воздушной армией генерал-полковник (будущий главный маршал авиации) Константин Вершинин все чаще прислушивался к его мнению. Именно тогда Александр Иванович был дважды награжден Звездой Героя Советского Союза, а список его побед, только согласно официальным (сильно заниженным) данным, дошел до цифры 30.

Заняв должность командира полка, Покрышкин добился очень хорошего соотношения потерь и побед – восемь-десять сбитых немцев на одного нашего. Конечно, на бумаге, зачастую, происходили вещи еще более удивительные, но оспаривать правильность подобной статистики пока не брались даже немецкие исследователи.

Сам Александр Иванович по-прежнему летал и, демонстрируя «мастер-класс», периодически заваливал то одного, то двух немцев. Как рассказывал один из механиков его полка: «У нас в звене управления стоял хороший американский радиоприемник. Когда наши уходили в бой, мы настраивали его и слушали, что происходит в воздухе. Доносилось до нас и немецкое «Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин!»… Истеричные выкрики надорванным голосом…»

Следует отметить, что начиная с 1943 года в техническом и организационном отношении советские ВВС все более превосходили люфтваффе. Соответственно, это отразилось и на уровне подготовки пилотов. Если в начале войны наиболее опытные наши истребители имели по 200–400 часов налета, то у германских «экспертов» было не менее 600–800. А вот в конце войны, когда ряды немецких асов уже сильно поредели, рейхсмаршал Геринг все чаще бросал в бой зеленую молодежь, имевшую 100–150 часов налета. Конечно, тягаться со «сталинскими соколами» таким «птенцам» было не под силу.

Последнюю попытку вернуть себе инициативу люфтваффе предприняли в мае-июне 1944 года в боях под Яссами. В конце этого сражения Покрышкин уже был командиром дивизии, а 24 августа получил третью по счету Звезду Героя Советского Союза. Спустя год аналогичной награды удостоится Иван Никитович Кожедуб, официально признанный самым результативным асом союзников. Кроме них, третью звезду не получит никто, и лишь маршал Жуков будет осыпан еще большими почестями, став четырежды Героем Советского Союза…

Любопытно, что, хотя официально засчитанных побед у Кожедуба на две больше, чем у Покрышкина, Александр Иванович пользовался большей популярностью и в Советском Союзе, и на Западе. Кожедуб, впрочем, относился к этому довольно спокойно и никогда не отрицал первенство Покрышкина в области новых тактических разработок.

Сегодня историки авиации пришли к выводу, что количество побед Покрышкина сильно занижено. Так, во время отступления пропали многие документы полка, в котором Александр Иванович сражался в 1941–1942 годах, а уже в конце войны некоторые уничтоженные машины он записывал на ведомых по той простой причине, что командование запретило ему участвовать в боевых вылетах. Так или иначе, но из сопоставления различных источников появились другие данные, согласно которым в воздухе он сбил девяносто четыре, а на земле уничтожил еще три самолета. Для сравнения поясню, что никто из англо-американских асов не смог подобраться даже к пятидесяти победам…

Отечественную войну Покрышкин закончил в звании полковника, а на Параде Победы именно ему доверили нести штандарт 1-го Украинского фронта. В дальнейшем он продолжил военную карьеру и в 1972 году достиг звания маршала авиации. Впрочем, учитывая его вклад в развитие советских ВВС, нельзя не признать, что он был достоин стать и главным маршалом, и маршалом Советского Союза. Однако даже на старости лет Александр Иванович не разучился рубить правду…

Скончался Покрышкин 13 ноября 1985 года и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.


10 марта 2023


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8734282
Александр Егоров
973906
Татьяна Алексеева
804287
Татьяна Минасян
329479
Яна Титова
245893
Сергей Леонов
216867
Татьяна Алексеева
182883
Наталья Матвеева
181224
Валерий Колодяжный
176336
Светлана Белоусова
164056
Борис Ходоровский
158559
Павел Ганипровский
133968
Сергей Леонов
112442
Виктор Фишман
96091
Павел Виноградов
95097
Наталья Дементьева
93878
Редакция
87778
Борис Ходоровский
83694
Константин Ришес
80931