Византийские императрицы — мудрые и коварные
АНЕКДОТЪ
Византийские императрицы — мудрые и коварные
Вано Чокорая
журналист
Тбилиси
11254
Византийские императрицы — мудрые и коварные
Императрица Феодора (супруга Юстиниана I) и ее двор. Мозаика в Равенне

На протяжении всей истории человечества в зависимости от страны, религиозных верований и культурной специфики женщине в обществе отводились разные роли. И очень немногие государства предоставляли ей возможность влиять на политику в той же степени, как это было характерно для Византии.

УВЛЕЧЕНИЯ ИМПЕРАТРИЦ

Среди византийских императриц мы встречаем представительниц Европы и Азии, Кавказ и Греции, Константинополя и провинции империи, Сирии и Венгрии, Франции и Германии, народов Хазарии и Болгарии.

Огромное количество времени они посвящали заботе о своем туалете. Говорят, что кокетливая и хитрая Феодора из Македонской династии (984–1056) огромное количество времени тратила на сон, желая придать лицу больше свежести и нежности; часто и подолгу принимала ванны; любила роскошь парадных туалетов, блеск пурпуровых, шитых золотом мантий, блестящие драгоценности, алмазы, жемчуг.

Другие царицы были скромнее. Ее современница Зоя Порфирородная (972–1050) в свободное от придворных церемоний время носила лишь очень легкие одежды, которые шли к ее типу красоты, но зато любила ароматы и всякого рода косметику. В ее апартаментах зимой и летом горел огонь, служивший для приготовления различных составов и мазей. Другие императрицы, напротив, презирали эту изысканную роскошь и предпочитали, по словам современника, «украшать себя добродетелью».

Были и такие, которые предпочитали копить деньги в сундуках.

Многие отличались религиозностью, предаваясь благочестивым размышлениям, долгим молитвам перед иконами и беседам с монахами, известными своей строгой жизнью. Были и любительницы литературы, собиравшие вокруг себя писателей, сочинявших в их честь произведения в стихах и прозе.

Евдокия Комнина (ок. 1173–1211) сочиняла сама. Другие больше интересовались своими шутами и скоморохами, и даже великая Феодора Комнина (до 1253 — после 1285), при всем своем уме, занималась со свойственным ей сценическим талантом устройством довольно сомнительных развлечений, частенько издеваясь над своими гостями.

Но главное место в жизни императриц занимали политика и придворные интриги.

ПОЛИТИКА ИМПЕРАТРИЦ

У императрицы была своя казна, которой она распоряжалась по своему усмотрению, не спрашивая советов у императора и даже не уведомляя его. И политику она тоже могла вести по собственному усмотрению — явление любопытное и несколько странное в абсолютной монархии.

Когда в 536 году константинопольский патриарх Анфимий, заподозренный в ереси, был присужден Юстинианом к изгнанию, он скрылся во дворце Феодоры. Сначала его внезапное исчезновение вызвало удивление, но вскоре о нем забыли, считая умершим. Каково же было всеобщее удивление, когда после смерти императрицы в ее дворце нашли патриарха, проведшего в своем убежище двенадцать лет...

В том же дворце был устроен заговор, жертвой которого пал император Никифор Фока. Императрица Феофано спрятала заговорщиков в своих апартаментах. В результате император, застигнутый в спальне без оружия, пал под ударами мечей с раздробленным черепом.

ЭТИКЕТ

Когда молодая царица дарила императору сына, через восемь дней после родов она принимала придворных.

Прием происходил в спальне, обитой шитыми золотом обоями и освещенной бесчисленными огнями. Царица лежала на кровати под золотым балдахином, а возле нее стояла колыбель, в которой спал младенец. Гофмейстер последовательно вводил сначала членов императорского дома, затем остальных, смотря по положению, начиная с жен придворных сановников до вдов высших должностных лиц, далее всю аристократию империи: сенаторов, проконсулов, патрициев. Каждый из них, склонясь перед императрицей, клал на постель подарок новорожденному.

Византийские императрицы вели активную общественную жизнь. В Пасху, когда в храме Святой Софии все высшие должностные лица приносили поздравления императору и христовались с ним, в галерее, назначенной для женщин, императрица, сидя на троне, окруженная камергерами и стражей, принимала жен сановников. Подходили они к ней в том же порядке, в каком их мужья принимались монархом.

В ноябре, в день Брумалии (реликт языческого праздника), императрица в роскошной порфировой комнате раздавала придворным дамам шелковые материи. А вечером в апартаментах царицы устраивался пир. Актеры и придворные шуты развлекали общество интермедией, во время которой некоторые из высших сановников исполняли медленный и степенный танец с факелами.

На чествованиях, которые народ устраивал своим государям, императрица могла появиться и одна, без супруга. Так, без императора, она участвовала в торжественной процессии в храме Святой Софии, без него совершала торжественный въезд в столицу или выходила на встречу императору, когда он возвращался из похода.

ВОСШЕСТВИЕ НА ПРЕСТОЛ

Византийцы довольно широко подходили к вопросу о выборе будущей супруги императора и редко руководствовались политическими расчетами.

Когда императрица Ирина (752–803) решила женить своего сына Константина VI (771–797), то она разослала во все концы государства послов, которые должны были доставить в столицы самых красивых девушек империи.

Для облегчения задачи заранее определился возраст и рост кандидаток, а также размер и фасон носимой ими обуви. Снабженные этими инструкциями гонцы отправились в путь, вечером прибыли в одну пафлагонскую деревню и решили заночевать в самом богатом доме.

Выяснилось, что хозяин этого дома потратил почти все свое состояние на помощь беднякам. Он очень хорошо принял гостей и, позвав жену, сказал: «Готовь нам хороший обед». Смущенная жена возразила ему: «Из чего же готовить обед? Ты так хорошо хозяйничал, что у нас уже нет ни одной птицы на птичьем дворе». Хозяин ответил: «Разведи большой огонь, приготовь все в большой столовой и поставь старый стол из слоновой кости. Бог позаботится о нашем обеде».

Бог действительно позаботился о пище, и за десертом гости, вполне удовлетворенные приемом, стали расспрашивать старика о его семье. Оказалось, что у него есть три внучки, невесты на выданье. Именем императора посланники приказали привести внучек. Девушки явились. Одна из них, по имени Мария, соответствовала всем критериям и была отправлена в Константинополь, где именно на нее и пал выбор императора.

Иногда вопрос решался еще проще: император влюблялся в авантюристку, которую и избирал себе в супруги, как это случилось с Юстинианом (482–565), женившемся на Феодоре (500–548).

Вообще императоры не отдавали предпочтения знатности, находя, что всякая красивая женщина достойна быть императрицей.

КОРОНАЦИЯ

Сначала невесту вводили в большой зал, называвшийся «Августейном», где император облекал ее в пурпурную мантию, освященную патриархом, и возлагал корону с алмазными подвесками.

После коронации в церкви Святого Стефана следовал высочайший прием. Сидя рядом на троне, государь и государыня принимали поздравления сначала всех мужчин, затем придворных дам. Каждый из них склонялся перед императорской четой и целовал им колени. Затем следовал сам обряд венчания, во время которого патриарх возлагал венцы на головы бракосочетающихся.

Коронация всегда предшествовала венчанию. Трактовалось это следующим образом: императрица Византии обладает верховной властью не потому, что является супругой императора, а потому, что получает эту власть от Бога, ее избравшего, и, следовательно, равна мужу в правах.

По возложении на нее короны императрица в сопровождении камергеров и фрейлин медленно проходила мимо телохранителей, войск, сенаторов и других сановников и патрициев, поднималась на террасу дворца и являлась своим новым подданным. Перед ней склоняли знамена, толпа падала ниц, а представители политических партий пели гимны, сложенные в ее честь. Императрица, держа в руках восковые свечи, склонялась перед распятием, потом кланялась народу с восклицанием: «Боже, храни Августу».

Далее супруги направлялись в брачную комнату и, стоя у императорского ложа, выслушивали пожелания счастья.

С течением времени придворный этикет и нравы сильно изменились. На рубеже IX–X веков, вероятно, под влиянием мусульманского Востока церемониал сделался более строгим и суровым. Императрицы этой эпохи стали редко появляться на празднествах. Но когда в конце XI века Византия стала сближаться с Западом, придворный этикет снова смягчился.

И в заключение приведем пример, доказывающий, какими обширными правами пользовались византийские императрицы.

Когда в 491 году умер император Зенон, его супруга, императрица Ариадна, захватив власть, отправилась в сопровождении высших сановников из дворца в цирк и там, стоя в императорской ложе, в парадном одеянии, обратилась с речью к собравшемуся народу, который приветствовал ее криками: «Тебе, Ариадна Августа, принадлежит императорская власть».

Ариадна объявила, что по ее приказанию сенат и высшие должностные лица соберутся под председательством императрицы и изберут преемника покойному императору. И действительно, верховный совет собрался во дворце, но счел своим долгом предоставить императрице право избирать нового императора.

В то время как Запад с негодованием смотрел на переход власти к женской линии, Византия без сопротивления принимала новую правительницу, которая в официальных документах носила гордый мужской титул: «Великий император и самодержец ромеев».


9 декабря 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8678231
Александр Егоров
967462
Татьяна Алексеева
798786
Татьяна Минасян
327046
Яна Титова
244927
Сергей Леонов
216644
Татьяна Алексеева
181682
Наталья Матвеева
180331
Валерий Колодяжный
175354
Светлана Белоусова
160151
Борис Ходоровский
156953
Павел Ганипровский
132720
Сергей Леонов
112345
Виктор Фишман
95997
Павел Виноградов
94154
Наталья Дементьева
93045
Редакция
87272
Борис Ходоровский
83589
Константин Ришес
80663