Стоунхендж по-турецки
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №22(330), 2011
Стоунхендж по-турецки
Галина Бергер
журналист
Москва
1124
Стоунхендж по-турецки
Еще в 1995 году в Турции начались раскопки собственного «Стоунхенджа»

В своеобразной исторической (или скорее историко-археологической) мировой войне за право называться самым первым, самым древним, самым высокоразвитым с допотопных времен государством все средства хороши. Ну, например, можно заявить, что все языки мира произошли от языка именно этого народа. Тут далеко ходить не надо, псевдо-ученых, выдвигающих подобные теории, и в России пруд-пруди. Причем для создания этих «лингвистических» шедевров серьезного анализа проблемы, да и академических знаний в области филологии не требуется. В самом деле, так ли уж много народа разбирается или хочет разобраться во всех этих тонкостях происхождения языков? Что бы там ни говорили филологи, какие бы доказательства нелепости подобных горе-исследований не представляли, их, к сожалению, далеко не все слышат.

Грандиозный, но не уникальный

Еще можно заявить, что именно на территории этого государства находится самое древнее в мире сооружение. Это служит доказательством того факта, что пока все остальные прыгали по деревьям и даже не пытались ходить прямо, представители данного народа уже трудились на благо всемирного культурного наследия. С сооружениями, правда, несколько сложнее, чем с языками, потому что они относятся к культуре материальной, так что приходится хоть что-то откопать и народу представить. Сооружение – это вам не лингвистические изыски, оно должно «иметь место быть»; все-таки люди захотят на него посмотреть, а в идеале и пощупать. Особо дотошные потребуют еще и документальных доказательств того, что оно действительно было воздвигнуто тогда, когда по Земле еще и динозавры не бродили. Так что с самыми древними сооружениями в мире не все гладко. Их можно буквально по пальцам пересчитать, а рассчитывать на то, что будет найдено еще что-то действительно уникальное, в свете тотальной изрытости нашей планеты, не приходится. Вернее, надеяться-то можно, только ждать, скорее всего, придется очень и очень долго. Однако иногда археологам и историкам действительно удается сделать открытие, которое переворачивает существующие представления о развитии человечества. Правда, случается это гораздо реже, чем декларируется.

Возьмем, к примеру, Стоунхендж. Это действительно одно из самых грандиозных творений в истории человечества. Грандиозных… но не уникальных. Еще в 1995 году в Турции начались раскопки собственного «Стоунхенджа», который на семь тысяч лет старше своего британского «коллеги». В данном случае с доказательствами все в порядке. И пощупать можно, и посмотреть, и сфотографировать на память.

Византийское кладбище

Находится «турецкий Стоунхендж» в 15 километрах от древнего города Эдесса (ныне Урфа) и в 40 километрах от города Харран на границе с Сирией, в местечке Гебекли-Тепе, что в переводе на русский означает «Пуповинная гора». Когда-то эта территория принадлежала Армении. На армянском языке это место называется Портасар. И, кстати, Армения считает это сооружение своим культурным наследием. Например, научный советник экспедиции программы Оксфордского университета «Камни и звезды», кандидат биологических наук Вачаган Ваградян, по мнению которого Турция искажает историю и присваивает себе чужое историко-культурное наследие, сделал в 2010 году такое заявление: «Согласно исследованиям, храмовому комплексу Портасар больше 18 тысяч лет. Он является одним из крупнейших и древнейших ритуально-религиозных комплексов в мире. Его строительство свидетельствует о высоком уровне развитости армянского народа». Правда, турки и не настаивают на том, что именно они построили этот комплекс. Название «турецкий Стоунхендж» получено по месту расположения, не более того.

Холм высотой около 15 и диаметром в 300 метров давно привлекал к себе внимание своим явно искусственным происхождением, но никому почему-то не приходило в голову начать там раскопки. Хотя предположения о том, что может скрываться под землей, конечно, строились. Так, американский археолог Петер Бенедикт высказал мысль, что на этом месте располагалось византийское кладбище. Почему Бенедикт не стал проверять свою гипотезу, нам доподлинно не известно. Ничего интересного в Гебекли-Тепе не происходило вплоть до 1994 года, пока специалисты турецкого отдела Германского археологического института во главе с Клаусом Шмидтом не начали свои раскопки. И сразу же были получены прекрасные результаты. Первое, что удалось обнаружить археологам – это стены и Т-образные столбы из известняка высотой до 3 метров. Столбы поразили воображение археологов, поскольку были покрыты искусно выполненными рельефами с изображениями самых разных животных. Кого здесь только не было! И дикий осел, и утка, и змея, а также кабан, журавль, дикий бык, леопард и лиса. Находка была датирована серединой Х тысячелетия до нашей эры, то есть, относилась к периоду раннего неолита. Но не только столбы удалось раскопать сотрудникам Германского археологического института. Также были найдены четыре округлых постройки от 15 до 20 метров в поперечнике. Стены построек были выложены из так называемого бутового камня – кусков неправильной формы размером не более полуметра и массой до 50 килограммов каждый. Вдоль стен построек, а также в их центре возвышались около 40 монолитных столбов весом до 20 тонн. Центральные столбы достигали пяти метров в высоту. Именно эти столбы и послужили причиной для сравнения найденного сооружения со Стоунхенджем. В районе раскопок были проведены геомагнитные исследования, показавшие, что под землей могут находиться более сотни подобных столбов. Позднее была найдена и каменоломня, а в ней – неоконченный монолит высотой 7 метров и весом 50 тонн. Было установлено, что для доставки колонн от каменоломни до места возведения построек (около 500 метров) нужно было до 500 человек.

Небесные похороны

Строительство комплекса началось, судя по всему, в период позднего мезолита (среднего каменного века) и продолжалось несколько тысяч лет. В ходе раскопок было обнаружено три слоя, относившихся к разным временным периодам. Самый древний из них датировался периодом докерамического неолита (8300–7600 годы до н.э.). Отличительной чертой этого периода строительства является большое количество скульптур животных, в частности лис и кабанов. Второй, более поздний слой, датируется 7500-6000 годами до н.э. и также относится к периоду докерамического неолита. В этот период над засыпанными древнейшими сооружениями были построены четырехугольные залы с полами из полированного известняка. Именно в этот период на стенах залов появились изображения грифов. Археологами были найдены также изображения людей, чего не было в предыдущем слое. «Картинки» на стенах изображали обезглавленные трупы, окруженные грифами. Исследователи связывают появление этих изображений с характерным для данной местности культом мертвых. В тот период мертвых не хоронили. Голову умершего отделяли от туловища и отправляли на хранение, а тело оставляли на растерзание грифам. Подобный обычай похорон до сих пор сохранился в Тибете. Там существует поверие, что душа умершего таким образом попадает на небо вместе с птицами. Читаем в Википедии: «Погребение методом «Небесные похороны» заключается в оставлении тел умерших на открытом воздухе для съедения стервятниками. Обряд считается в Тибете очень почетным. Только в 1974 году после многочисленных просьб монахов и рядовых тибетцев китайское правительство позволило возобновить церемонию «Небесных похорон». Именно такой способ погребения многие тибетцы по сей день считают для себя единственно возможным». Впрочем, есть мнение, что все гораздо проще, и дело тут в каменистой почве – вырыть могилу не каждому под силу. Те, кому довелось видеть это собственными глазами, признаются, что зрелище, как минимум, не из приятных.

Но оставим в покое Тибет с его обычаями и вернемся к Гебекли-Тепе. Не только изображения животных и картины из жизни после смерти украшают колонны. На некоторых столбах были найдены также изображения рук. Среди развалин обнаружились наконечники стрел, скребла и сверла из кремния, а также кости животных. А вот человеческих костей найдено не было. Обращают на себя внимание и ранние изображения богов, относящиеся к этому слою. У фигур отсутствуют глаза и рты, но руки тщательно проработаны.

Третий слой, наиболее поздний, представляет собой отложение осадочной породы, сформировавшейся вследствие длительных сельскохозяйственных работ.

Возвышение и упадок

Помимо того, что «турецкий Стоунхендж» поразил воображение археологов масштабами строительства, он также подкинул им несколько интересных загадок. Храмовый комплекс был возведен в ту пору, когда люди еще не вели оседлый образ жизни, не знали земледелия и скотоводства, а ведь раньше ученые полагали, что возведение монолитов было характерной приметой того времени, когда люди перестали перемещаться с места на место в поисках пищи, начали засеивать поля, разводить скот, возводить постоянные жилища.

Интересна и техническая сторона вопроса. Особенности постройки указывает на то, что здесь работали опытные строители и каменотесы, то есть разделение труда уже существовало. Это удивительно, поскольку разделение труда, по мнению ученых, возникло позже, чем сооружение было возведено. Помимо этого, Клаус Шмидт полагает, что строительство вели сразу несколько племен, что свидетельствует о какой-никакой организации труда. Масштабы строительства наводят на мысль, что процесс был хорошо проработан и строго контролировался, что предполагает наличие религиозных лидеров, следящих за постройкой, а также социального расслоения. Возможно, хотя это точно и не установлено, имело место и рабство. Все это считается абсолютно нехарактерным для данной эпохи.

Что касается назначения постройки, то это явно культовое сооружение. Несмотря на то, что в прессе его часто называют храмовым комплексом, он им, конечно, не является. Александр Петрович Голубцов, проводя обзор дохристианских культовых сооружений, так определяет отличие культового сооружения от храма: «Храм, в каком бы несовершенном виде мы ни стали представлять его себе, есть постоянное средоточие литургической практики, как бы она ни была проста и малосодержательна: эта последняя, т.е. богослужебная практика, развивается во всей широте только там, где существуют постоянные места молитвенных собраний, и где единичное религиозное чувство получает характер общественный… Но, прежде чем религиозное сознание дошло до идеи храма в его законченном виде, прежде чем богослужение развилось настолько, чтобы вызвать необходимость систематически устроенных зданий этого рода, искусство должно было пройти через целый ряд форм, в которых последовательно и мало-помалу выражалась религиозная идея, и постепенно слагался и вырастал образец храма со всеми его литургическими приспособлениями». Гебекли-Тепе, безусловно, не храм, но архаичное святилище.

Удивителен тот факт, что в данном месте не найдено никаких признаков постоянного поселения – жилых построек, очагов, погребений, предметов повседневного обихода. Судя по всему, люди жили здесь только в период строительства и религиозных праздников. Одновременно в данном месте могли разместиться до 500 человек

Исследователям удалось установить, что около 7500 года до н.э. Гебекли-Тепе был засыпан землей. Сначала внутри постройки были возведены дополнительные стены, призванные скрыть рельефы с изображением животных, а затем святилище и вовсе исчезло под землей. Место это опустело, здесь по-прежнему никто не жил. Для сравнения, строительство Стоунхенджа велось приблизительно с 3100 по 2400 годы до н.э. К этому времени Гебекли-Тепе успел не только отстроиться, но отслужить свое и исчезнуть. Не то, чтобы Стоунхендж английский утратил свое величие после открытия Стоунхенджа турецкого, но ему, если можно так сказать, пришлось подвинуться на пьедестале.

Основная гипотеза, выдвигаемая сегодня по поводу утраты Гебекли-Тепе своего значения - изменение религиозных верований, в частности, потеря своего значения ритуалами охотников и собирателей, возникновение новых культовых форм. Этой версии придерживается и Клаус Шмидт, однако доподлинно, что же произошло, не знает никто.

Постройки Гебекли-Тепе часто сравнивают с труллами в Южной Италии, а также с домами-ульями в городе Харран в древней Месопотамии. Название «трулла» происходит от латинского слова «купол». Эти здания представляют собой сухую кладку без какого-либо связующего раствора, оформленную в виде купола. Пространство внутри такого дома совсем небольшое, окна отсутствуют. Купол отделяется от комнаты настилом. Наверху, под куполом, жили дети, а внизу – взрослые. В таких домах кухня не была предусмотрена, поэтому еду готовили снаружи. Дома-ульи – это подобные труллам сооружения, имеющие конусообразную крышу с дыркой посередине. Строились они из глины, дерево же никогда не использовалось. Отличительной чертой таких ульев было то, что внутри даже в самую жаркую погоду царила прохлада. Дома-ульи всегда имели только один этаж, а высота купола могла превышать высоту стен.

Опустевший Кипр

Сравнивают постройки Гебекли-Тепе и с таулами (Т-образными мегалитами) города Хирокития. Хирокития – одно из наиболее известных неолитических поселений. Существовало оно на Кипре в VII тысячелетии до н.э. Это укрепленное поселение было открыто в 30-е годы ХХ века Порфириосом Дикайосом. Жители Хирокитии были земледельцами. Сеяли они в основном зерновые, собирали дикорастущие сливы и оливы, а также фисташки и фигу. В поселении найдены останки оленей, овец, коз и свиней. Их жилища представляли собой круглые дома из сырцового кирпича с плоскими крышами. В каждом доме имелся очаг, окна и скамья. Если дом был большой, то в его центре устанавливались столбы для подпорки крыши. Каждое хозяйство состояло из нескольких круглых построек, жилых и хозяйственных, расположенных вокруг внутреннего дворика. Население Хирокитии составляло в разное время от 300 до 600 человек. Ученым удалось установить, что рост мужчин достигал 1,60 м, а женщин – 1,50 м. Продолжительность жизни по современным меркам была небольшой – всего 22 года. Несмотря на высокую смертность, особенно детскую, некоторым удавалось дожить до «глубокой старости» - 35 лет для мужчин и 33 года для женщин. Интересна была практика захоронения умерших. Их хоронили под полом домов, в могилу клали пищу и предметы быта, что говорит о наличии культа мертвых. Примерно в VI веке до н.э. поселение было покинуто жителями. Причины опустения Хирокитии до сих пор не установлены. После этого Кипр не был заселен в течение 1500 лет.

Открытие Гебекли-Тепе позволило ученым выдвинуть новые теории о причинах неолитической революции (перехода от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству). Английский профессор археологии Стефан Митен полагает, что культивация дикорастущих злаков, скорее всего, началась в связи с ростом потребности в пище, вызванным ростом населения, и не была связана с какими-либо глобальными климатическими причинами.

Профессор Клаус Шмидт соглашается с тем, что большое количество людей, привлеченных на строительство святилища, требовало большого количества пищи, однако не все так просто. Процесс культивирования злаковых происходил достаточно долго. Для того, чтобы получить приемлемый результат, люди должны были целенаправленно сажать растения не менее тысячи лет. Совершенно естественно, что люди должны были селиться там, где сажают, и за это время должны были появиться города, а потом храмы. Однако, по мнению Шмидта, сначала появились храмы, а потом уже города.

Профессор археологии Гарвардского университета Офер Бар-Юзеф выдвинул предположение, что для строительства Гебекли-Тепе просто необходимо было наличие развитой экономики и общества. «Я не удивлюсь, если когда-нибудь кто-нибудь обнаружит на территории Плодородного полумесяца свидетельства существования в то время рабства» - говорит он.

Затопленное поселение

На сегодняшний момент ученые не готовы сказать, как же все было на самом деле. Зато с уверенностью можно говорить, что 11 тысяч лет назад человек уже был достаточно искусен в архитектуре и ремеслах. К сожалению, в окрестностях Гебекли-Тепе так и не найдено ни одного крупного поселения, население которого могло бы регулярно посещать святилище. И это, безусловно, еще одна загадка. Возведение такого монумента вдали от населенных пунктов – явление небывалое. Правда, в радиусе 150 километров от этого места существовали поселения Невалы-Чори, Кайеню, Халлан-Чеми, Джерф-эль-Ахмар, Телль-Кварамель и Чейк-Хассан. Самое интересное и знаменитое из них, конечно, Невалы-Чори. Это ранненеолитическое поселение (9-7 тысячелетие до нашей эры) на реке Евфрат у подножья горы Тавра. Прославилось оно своими храмами и монументальной скульптурой. Поселение было хорошо исследовано в 1993 году, однако, к сожалению, впоследствии было затоплено и в данный момент находится на дне водохранилища имени Ататюрка.

Поселение Невалы-Чори образовывали прямоугольные постройки с системой каналов под зданиями. Всего сохранилось 23 такие постройки, состоящие из 2-3 параллельных линий комнат. К комнатам примыкают структуры, образованные проекциями стен, которые считают жилыми помещениями. Фундамент построек многослойный, сложен из больших обтесанных камней. Было обнаружено пять археологических слоев, относящихся к разным временным периодам. Самый древний слой датируется десятым тысячелетием до н.э. В северо-западной части Невалы-Чори был найден культовый комплекс, в котором различают три последовательных археологических слоя. Два верхних имеют цементные полы, полы нижнего слоя не сохранились. Колонны храма до 3 метров в высоту. Потолки храма не сохранились, но археологи сделали предположение, что потолки были легкими и плоскими. В храме было обнаружено огромное количество скульптур, выполненных из известняка. Особый интерес представляют известняковые человеческие головы с пучком волос. Поражает обилие изображений птиц. На некоторых колоннах вырезаны человеческие руки, точно также как в Гебекли-Тепе. Было найдено несколько сотен фигурок людей высотой до 5 см, выполненных из обожженной глины. Эти фигурки позволили сделать вывод, что жители поселения использовали керамику в сакральных целях.

Возможно, жители Невали-Чори поддерживали какие-то отношения с обитателями Гебекли Тепе. Об этом косвенно свидетельствуют найденные в Невали-Чори изображения знаков, которые встречаются и в Гебекли-Тепе. Это зигзагообразные линии и круги на каменных плитах.

Могли иметь отношение к Гебекли-Тепе и жители Саби-Абь-яда – поселения, расположенного в ста километрах южнее Пуповинной горы. Эти люди запечатывали сокровища и припасы печатями с тремя зигзагообразными линиями, похожими на букву «М». Клаус Шмидт полагает, что это может быть стилизованное изображение паука, подобное тем, что были найдены в Гебекли-Тепе. Иконографию турецкого Стоунхенджа Шмидт обнаружил и в других символах, встречающихся в Саби-Абь-яде – тысяченожке, змее, быке, кабане.

Установлено, что поселение Саби-Абь-яд существовало вплоть до эпохи Урука (в третьем тысячелетии древний город-государство шумеров в Южном Двуречье). Шмидт полагает, что в символике Шумера отражается культура Гебекли-Тепе. «Вполне может быть, что у пантеона месопотамских богов 4-3 тысячелетий до новой эры были свои предшественники. Я думаю, что в Гебекли-тепе уже тогда сформировались представления, нашедшие впоследствии отражение в шумерской культуре» – говорит Клаус Шмидт.

Некоторые специалисты видят и прямую связь скульптур и барельефов Гебекли-Тепе с первой крупной скульптурой Египта - статуей бога Мин четвертого тысячелетия до нашей эры.

Вопросов, как всегда, огромное количество, а ответов на них пока нет. Но тем и интересна история, что она постоянно подкидывает нам все новые и новые загадки. Люди, далекие от исторической науки, имеют восхитительную возможность просто наслаждаться видом нового исторического памятника, созданного так давно, что это даже трудно себе представить. Это замечательно, что в нашем рациональном мире, бодро шагающем по пути прогресса, есть места, позволяющее ненадолго оказаться в далеком прошлом и представить себя его частью.


10 октября 2011


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8734282
Александр Егоров
973906
Татьяна Алексеева
804287
Татьяна Минасян
329479
Яна Титова
245893
Сергей Леонов
216867
Татьяна Алексеева
182883
Наталья Матвеева
181224
Валерий Колодяжный
176336
Светлана Белоусова
164056
Борис Ходоровский
158559
Павел Ганипровский
133968
Сергей Леонов
112442
Виктор Фишман
96091
Павел Виноградов
95097
Наталья Дементьева
93878
Редакция
87778
Борис Ходоровский
83694
Константин Ришес
80931