ЯРКИЙ МИР
От попа до гиперпопа
Александр Митюрин
журналист
Санкт-Петербург
8504
Кого-то выражение «поп-музыка» возвращает в студенческие годы: одним вспоминаются молодость, гулянье, общежитие и клип, транслирующийся по телевидению на композицию «Ветер с моря дул» от исполнительницы Натали; другие отождествляют «загадочный» термин с той самой песней на радио, у которой незамысловатая мелодия, простая ритмика, но запоминающийся припев; третьи просто объединяют в своем представление схожие поджанры в один краткий термин. Но если говорить по-научному, то поп-музыка – это область массовой культуры и основная её особенность заключается в ясности. Каждый, даже неподготовленный человек способен понять задумку автора. Тем более, что такие песни, как правило, поются на темы близкие многим из нас: любовь, грусть, радость. РОЖДЕНИЕ ЖАНРА Многие олицетворяют поп-музыку с чем-то бессмысленным и ненужным обществу, но, как говорится: «против природы не пойдешь». Человек все время стремился и будет стремиться к чему-то доступному и незамысловатому. С поиском новых путей упрощения, в том числе и в искусстве, происходит процесс модернизации. Поэтому, с течением лет поп-музыка никуда не делась, а наоборот модифицировалась и стала объединять все больше и больше уникальных жанров. И речь пойдет не о латиноамериканском творчестве, диско и синти поп-музыке, а об абсолютно новом и уникальном, о том, что на британский лад называют - хайперпоп. Популярность данное музыкальное течение получило совсем недавно, благодаря таким интернет платформам, как YouTube, Tik-Tok, BOOM и Spotify. Удивительным для многих является тот факт, что в название фигурирует слово поп, ведь, композиции с ядовитым клиппирующим звуком вряд ли станут массовыми. Однако стоит упомянуть трек «SugarCrash» канадского музыканта EllyOtto, появившийся в сети в августе 2020 года. Эта песня сумела произвести по истине огромный фурор и даже стать олицетворением стиля хайперпоп для многих людей. Невозможно дать точного ответа, когда зародился рассматриваемый нами сюриалистничный жанр. Вероятно, одним из тех, кто стоял у истоков, был Александр Гай Кук – Лондонский музыкальный продюсер, выступающий под псевдонимом A.G.COOK. Интерес к его личности - неслучайный. Известность парень заслужил своим креативным подходом к делу. Так, в ходе длительной работы, ему удалось добиться нового звучания и сблизить жанры поп и EDM. И это уникально, что два противоположных стиля прекрасно дополняют друг друга, создавая абсолютную гармонию. Но требовалось продвигать и развивать новое течение, поэтому Александр основал свой лейбл – PC Music, участники которого выпускали песни с приближенным к нынешнему хайпер-попу звучанием. Именно тогда и возник полюбившийся многим термин. Однако становление жанра произошло шестью годами позже. В 2019 году на стриминговом сервисе Spotify появилась подборка песен с новым и необычным для многих звучанием. Туда вошли некоторые британские и немецкие исполнители, включая «крестного отца гиперпопа» - Кука, а также небезызвестный американский дуэт – 100 gecs. И все это произошло неслучайно. Работники данной платформы во многом были вдохновлены творчеством уже сформировавшегося коллектива PC Music. Дополнительной мотивацией к созданию плейлиста с хайпер-поп исполнителями послужил новый, набирающий популярность студийный альбом «1000 gecs» от ранее упомянутых электронщиков из штата Миссури. БИЗНЕС ДИКТУЕТ Хайпер-поп музыка (на русский манер произносится как гиперпоп) – это, в первую очередь, свободное направление. Здесь нет определенных границ и рамок. Однако можно выделить некоторые отличительные черты и особенности. Одной из таких явных черт является чрезмерное искажение и сжатие трека. Мелодии здесь, как правило, пишутся на синтезаторах, и далее сильно перегружаются. Важно, чтобы сам мотив был простым и заедающим в голове, играя роль некого лидера в общем миксе звуков. Часто перегруз осуществляется до тех пор, пока громкость мелодии не будет достигать своего максимального значения. Таким образом, в результате, получается своеобразный шум и треск. И, по всей видимости, прием этот был заимствован из глитчкора - не менее экспериментального жанра, пришедшего к нам из Германии в 1990-е годы. Большую роль в хайпер-поп музыке играет ударная партия, с которой также все неоднозначно. Используется как танцевальный прямой ритм, так и более сложный – хип-хоп. Но и в том, и в другом случае, как правило, автор добавляет всевозможные металлические звуки – перкуссии. Существуют приемы, которые намеренно нарушают устоявшиеся правила сведения трека, однако звучание от этого становится только интереснее и зажигательнее. Пожалуй, основным препятствием популяризации жанра является чрезмерная откровенность произведений. И это касается как смысловой составляющей текста, так и видео ряда. Исполнители очень часто касаются темы ЛГБТ-сообщества, сопоставляя это с тем, что сами являются трансгендерами и квир-персонами. Яркая, светлая аудио дорожка и высокий вокал исполнителя, на самом деле, нередко являются противопоставлением стихам. В некоторых композициях автор как будто пытается заглушить в себе грустные мысли и депрессию, борется сам с собой. Музыкант и певец Эллиот Платт в одном из своих треков говорит: «Лежу в постели, чувствую себя плохо, не принял свои лекарства. Гиперпоп у меня в ушах, все вокруг исчезает. Не хочу быть кем-то другим, не хочу себя возненавидеть». Такие строчки надолго остаются в голове и заставляет нас задуматься. Однако, к сожалению, для многих людей музыка – это бизнес, средство получение прибыли. Готовятся крупные контракты; организовываются концерты; выпускается продукция от имени артиста; зачастую и тексты пишутся уже другими людьми. В этот момент и умирает творец, пропадает индивидуальность. И если сравнивать коммерческие работы с не коммерческими, то заметно сильное различие в тематике песен. Потому, еще одной особенностью хайпер-поп музыки является самобытность и независимость ее авторов, не преследующих исключительной цели – заработать. Но слушатель любит коллаборации. Хочется видеть новые и неожиданные дуэты, современный продакшн. На данном этапе и происходит столкновение двух разных звезд, способных на выходе дать нам новый хит. Ярким примером тому может послужить совместная работа всемирно известной исполнительницы Мадонны с шотландской трансгендерной певицей, диджеем и пионером хайпер-попа – Софи Ксеон (творческий псевдоним – Sophie). На треке выделилась своим куплетом и рэперша Ники Минаж. После выхода скандального релиза мнение критиков разделились на два лагеря. Одна группа утверждала, что трек энергичный, свежий и перспективный, другая же настаивала на том, что данной композицией «Королева поп-музыки» просто пытается создать вокруг себя ажиотаж и привлечь внимание за счет провокационности пластинки. Для кого коллаборация – это способ напомнить о себе, как о хитмейкере, а для кого – способ получить первое массовое признание. Как бы то ни было, но после этого Софи открылись большие возможности дальнейшего сотрудничества с мировыми звездами. И уже через год шоу-бизнес был в восторге от нового мини-альбома «Vroom Vroom» певицы Шарлотты Эммы Эйтчисон (сценический псевдоним Charli XCX), спродюсированного как раз нашей героиней. МУЗЫКА БУДУЩЕГО И сколько бы еще могло быть новой и неповторимой музыки, если бы не загадочная смерть! 30 января 2021 года лейбл Софи подтвердил трагическое известие. На тот момент сама артистка находилась в Афинах, и если верить официальной информации, то результатом гибели стал несчастный случай: решив посмотреть на полную луну, девушка забралась повыше, но случайно поскользнулась и упала. Ее вклад в развитие хайпер-поп музыки бесценен. Еще во время совместной работы с Александром Гай Куком ей удалось добиться того самого светлого и гиперкинетического звучания. Свое творчество исполнительница описывала так: «Я пытаюсь делать музыку, под которую весело танцевать — это для меня ключевой фактор. Мне кажется невероятно увлекательным, если музыка может дать те же ощущения, что и трехминутная поездка на американских горках. Тебя переворачивают головой вниз, окунают в воду, светят стробоскопом в лицо, медленно поднимают на вершину, а потом бросают вертикально вниз, резко тормозят, и твои волосы уже растрепаны, кого-то тошнит, другие смеются, а ты потом идешь покупать сувенир. Таким я вижу потенциал музыки». Сегодня хайпер-поп завоевывает сердца людей всего мира. В России многие музыканты и исполнители пробуют себя в новом направление, заимствуя основу уже сформировавшегося классического стиля и дополняя его собственными находками. Чего только стоят талантливые молодые артисты Руслан Тушенцов и Николай Мамаев, более известные как CMH и CUPSIZE. Однако пока что авангардный жанр остается за кулисами театра кальянной поп музыки из чартов. Хочется верить, что гиперпоп будет развиваться, ведь у него есть огромный потенциал. Но пропаганда - это самое страшное оружие. Возможно, поэтому потребуются еще годы работы над материалом, прежде чем общество будет готово услышать и почувствовать ту самую музыку будущего. Дата публикации: 4 августа 2021
Теги: александр митюрин хайперпоп гиперпоп александр гай кук софи элиотт платт 100gecs шарлотта эмма этчисон николай мамаев
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~6zgFk
|
Последние публикации
Выбор читателей
|