ЯРКИЙ МИР
От попа до гиперпопа
Александр Митюрин
журналист
Санкт-Петербург
8504
От попа до гиперпопа
Основатели нового стиля. Александр Гай Кук (слева) и Софи

Кого-то выражение «поп-музыка» возвращает в студенческие годы: одним вспоминаются молодость, гулянье, общежитие и клип, транслирующийся по телевидению на композицию «Ветер с моря дул» от исполнительницы Натали; другие отождествляют «загадочный» термин с той самой песней на радио, у которой незамысловатая мелодия, простая ритмика, но запоминающийся припев; третьи просто объединяют в своем представление схожие поджанры в один краткий термин.

Но если говорить по-научному, то поп-музыка – это область массовой культуры и основная её особенность заключается в ясности. Каждый, даже неподготовленный человек способен понять задумку автора. Тем более, что такие песни, как правило, поются на темы близкие многим из нас: любовь, грусть, радость.

РОЖДЕНИЕ ЖАНРА

Многие олицетворяют поп-музыку с чем-то бессмысленным и ненужным обществу, но, как говорится: «против природы не пойдешь». Человек все время стремился и будет стремиться к чему-то доступному и незамысловатому. С поиском новых путей упрощения, в том числе и в искусстве, происходит процесс модернизации. Поэтому, с течением лет поп-музыка никуда не делась, а наоборот модифицировалась и стала объединять все больше и больше уникальных жанров. И речь пойдет не о латиноамериканском творчестве, диско и синти поп-музыке, а об абсолютно новом и уникальном, о том, что на британский лад называют - хайперпоп.

Популярность данное музыкальное течение получило совсем недавно, благодаря таким интернет платформам, как YouTube, Tik-Tok, BOOM и Spotify. Удивительным для многих является тот факт, что в название фигурирует слово поп, ведь, композиции с ядовитым клиппирующим звуком вряд ли станут массовыми. Однако стоит упомянуть трек «SugarCrash» канадского музыканта EllyOtto, появившийся в сети в августе 2020 года. Эта песня сумела произвести по истине огромный фурор и даже стать олицетворением стиля хайперпоп для многих людей.

Невозможно дать точного ответа, когда зародился рассматриваемый нами сюриалистничный жанр. Вероятно, одним из тех, кто стоял у истоков, был Александр Гай Кук – Лондонский музыкальный продюсер, выступающий под псевдонимом A.G.COOK. Интерес к его личности - неслучайный. Известность парень заслужил своим креативным подходом к делу. Так, в ходе длительной работы, ему удалось добиться нового звучания и сблизить жанры поп и EDM. И это уникально, что два противоположных стиля прекрасно дополняют друг друга, создавая абсолютную гармонию. Но требовалось продвигать и развивать новое течение, поэтому Александр основал свой лейбл – PC Music, участники которого выпускали песни с приближенным к нынешнему хайпер-попу звучанием. Именно тогда и возник полюбившийся многим термин. Однако становление жанра произошло шестью годами позже.

В 2019 году на стриминговом сервисе Spotify появилась подборка песен с новым и необычным для многих звучанием. Туда вошли некоторые британские и немецкие исполнители, включая «крестного отца гиперпопа» - Кука, а также небезызвестный американский дуэт – 100 gecs. И все это произошло неслучайно. Работники данной платформы во многом были вдохновлены творчеством уже сформировавшегося коллектива PC Music. Дополнительной мотивацией к созданию плейлиста с хайпер-поп исполнителями послужил новый, набирающий популярность студийный альбом «1000 gecs» от ранее упомянутых электронщиков из штата Миссури.

БИЗНЕС ДИКТУЕТ

Хайпер-поп музыка (на русский манер произносится как гиперпоп) – это, в первую очередь, свободное направление. Здесь нет определенных границ и рамок. Однако можно выделить некоторые отличительные черты и особенности. Одной из таких явных черт является чрезмерное искажение и сжатие трека. Мелодии здесь, как правило, пишутся на синтезаторах, и далее сильно перегружаются. Важно, чтобы сам мотив был простым и заедающим в голове, играя роль некого лидера в общем миксе звуков. Часто перегруз осуществляется до тех пор, пока громкость мелодии не будет достигать своего максимального значения. Таким образом, в результате, получается своеобразный шум и треск. И, по всей видимости, прием этот был заимствован из глитчкора - не менее экспериментального жанра, пришедшего к нам из Германии в 1990-е годы.

Большую роль в хайпер-поп музыке играет ударная партия, с которой также все неоднозначно. Используется как танцевальный прямой ритм, так и более сложный – хип-хоп. Но и в том, и в другом случае, как правило, автор добавляет всевозможные металлические звуки – перкуссии. Существуют приемы, которые намеренно нарушают устоявшиеся правила сведения трека, однако звучание от этого становится только интереснее и зажигательнее.

Пожалуй, основным препятствием популяризации жанра является чрезмерная откровенность произведений. И это касается как смысловой составляющей текста, так и видео ряда. Исполнители очень часто касаются темы ЛГБТ-сообщества, сопоставляя это с тем, что сами являются трансгендерами и квир-персонами. Яркая, светлая аудио дорожка и высокий вокал исполнителя, на самом деле, нередко являются противопоставлением стихам. В некоторых композициях автор как будто пытается заглушить в себе грустные мысли и депрессию, борется сам с собой. Музыкант и певец Эллиот Платт в одном из своих треков говорит: «Лежу в постели, чувствую себя плохо, не принял свои лекарства. Гиперпоп у меня в ушах, все вокруг исчезает. Не хочу быть кем-то другим, не хочу себя возненавидеть». Такие строчки надолго остаются в голове и заставляет нас задуматься.

Однако, к сожалению, для многих людей музыка – это бизнес, средство получение прибыли. Готовятся крупные контракты; организовываются концерты; выпускается продукция от имени артиста; зачастую и тексты пишутся уже другими людьми. В этот момент и умирает творец, пропадает индивидуальность. И если сравнивать коммерческие работы с не коммерческими, то заметно сильное различие в тематике песен. Потому, еще одной особенностью хайпер-поп музыки является самобытность и независимость ее авторов, не преследующих исключительной цели – заработать.

Но слушатель любит коллаборации. Хочется видеть новые и неожиданные дуэты, современный продакшн. На данном этапе и происходит столкновение двух разных звезд, способных на выходе дать нам новый хит. Ярким примером тому может послужить совместная работа всемирно известной исполнительницы Мадонны с шотландской трансгендерной певицей, диджеем и пионером хайпер-попа – Софи Ксеон (творческий псевдоним – Sophie). На треке выделилась своим куплетом и рэперша Ники Минаж. После выхода скандального релиза мнение критиков разделились на два лагеря. Одна группа утверждала, что трек энергичный, свежий и перспективный, другая же настаивала на том, что данной композицией «Королева поп-музыки» просто пытается создать вокруг себя ажиотаж и привлечь внимание за счет провокационности пластинки.

Для кого коллаборация – это способ напомнить о себе, как о хитмейкере, а для кого – способ получить первое массовое признание. Как бы то ни было, но после этого Софи открылись большие возможности дальнейшего сотрудничества с мировыми звездами. И уже через год шоу-бизнес был в восторге от нового мини-альбома «Vroom Vroom» певицы Шарлотты Эммы Эйтчисон (сценический псевдоним Charli XCX), спродюсированного как раз нашей героиней.

МУЗЫКА БУДУЩЕГО

И сколько бы еще могло быть новой и неповторимой музыки, если бы не загадочная смерть! 30 января 2021 года лейбл Софи подтвердил трагическое известие. На тот момент сама артистка находилась в Афинах, и если верить официальной информации, то результатом гибели стал несчастный случай: решив посмотреть на полную луну, девушка забралась повыше, но случайно поскользнулась и упала.

Ее вклад в развитие хайпер-поп музыки бесценен. Еще во время совместной работы с Александром Гай Куком ей удалось добиться того самого светлого и гиперкинетического звучания. Свое творчество исполнительница описывала так: «Я пытаюсь делать музыку, под которую весело танцевать — это для меня ключевой фактор. Мне кажется невероятно увлекательным, если музыка может дать те же ощущения, что и трехминутная поездка на американских горках. Тебя переворачивают головой вниз, окунают в воду, светят стробоскопом в лицо, медленно поднимают на вершину, а потом бросают вертикально вниз, резко тормозят, и твои волосы уже растрепаны, кого-то тошнит, другие смеются, а ты потом идешь покупать сувенир. Таким я вижу потенциал музыки».

Сегодня хайпер-поп завоевывает сердца людей всего мира. В России многие музыканты и исполнители пробуют себя в новом направление, заимствуя основу уже сформировавшегося классического стиля и дополняя его собственными находками. Чего только стоят талантливые молодые артисты Руслан Тушенцов и Николай Мамаев, более известные как CMH и CUPSIZE. Однако пока что авангардный жанр остается за кулисами театра кальянной поп музыки из чартов. Хочется верить, что гиперпоп будет развиваться, ведь у него есть огромный потенциал. Но пропаганда - это самое страшное оружие. Возможно, поэтому потребуются еще годы работы над материалом, прежде чем общество будет готово услышать и почувствовать ту самую музыку будущего.


Дата публикации: 4 августа 2021

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~6zgFk


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
12119930
Александр Егоров
1564754
Татьяна Алексеева
965543
Татьяна Минасян
480373
Яна Титова
279479
Светлана Белоусова
231760
Татьяна Алексеева
224865
Сергей Леонов
222834
Наталья Матвеева
209124
Валерий Колодяжный
207351
Борис Ходоровский
199321
Павел Ганипровский
178131
Наталья Дементьева
129292
Павел Виноградов
125469
Сергей Леонов
114170
Редакция
101759
Виктор Фишман
97690
Сергей Петров
94377
Станислав Бернев
89733