Царская музыка для всех
РОССIЯ
«Секретные материалы 20 века» №16(454), 2016
Царская музыка для всех
Кира Ваганова
журналист
Санкт-Петербург
1837
Царская музыка для всех
Русская роговая капелла

У многих народов рог – древнейший музыкальный инструмент. Но только в России был создан оркестр из рогов, играющий законченные музыкальные произведения. Русская роговая музыка имеет свою специфику. С давних времён бескрайние степные просторы России оглашались пастушьими рогами. В лесах перекликались охотники. А на нескончаемых дорогах слышались почтовые рожки. В боевые походы собирал дружины звук рога.

Перелистаем страницы сочинения о русской роговой музыке известного историка и музыковеда Верткова: «Разновидности охотничьего рога употреблялись в парфорсных (псовых) охотах, где звуками их пользовались как сигналами. По строго установленному «коду» охотники определяли, с каким зверем встретился сигналист, где этот зверь в эту минуту находится. Затем охотничьи рога постепенно стали вводить в инструментальные ансамбли, и там они были усовершенствованы в современные валторны… Реконструкцией охотничьих рогов, а затем созданием на основе их нового типа рогового оркестра занялся в 1751 году чешский валторнист Ян-Антон Мареш…

В 1751 году Нарышкин отдал Марешу распоряжение «согласить у своих охотников все рога в стройность». Ансамбль его состоял из 16 рогов… Принявшись за усовершенствование охотничьей музыки, Мареш «… увеличил количество рогов до 24 и настроил их по полутонам…».

…Играть на рогах было достаточно просто, так как каждый рог мог издавать только один звук… Для игры на рогах были набраны мальчики из крепостных, а на валторнах и трубах играли приглашённые музыканты. В этом составе оркестра мелодическими инструментами являлись валторны и трубы, рога же выполняли лишь скромную роль аккомпанемента. В таком виде охотничья роговая музыка просуществовала целый год. Затем Нарышкин решил, что приглашать со стороны платных музыкантов невыгодно. Он приказал Марешу взять 12 человек из своих крепостных и обучить их игре на валторне, чтобы не позднее, чем через год, заменить ими посторонних музыкантов…

Чтобы выйти из создавшегося затруднительного положения, Мареш решил провести опыт по исполнению музыкальных произведений на своих рогах. О своём намерении он сообщил Нарышкину, добавив, что «если будут играть на одних только своих рогах, то, может быть, хотя для новости обратят на себя внимание и заслужат одобрение». В просьбе Марешу было отказано, и он занялся своими опытами втайне.

Предположения Мареша оправдались. По истечении непродолжительного времени роговой оркестр исполнял небольшие трёхголосные вещи, специально сочинённые для этого самим Марешем. Убедившись в полной жизненности своего изобретения, Мареш решился, наконец, продемонстрировать его Нарышкину. Все присутствовавшие на первом концерте рогового оркестра, состоявшегося в помещении нарышкинского манежа в 1752 году, были необычайно поражены такой новостью и высказали Марешу много восторженных похвал. С этого момента он открыто принимается за дальнейшее усовершенствование своего изобретения…

В 1755 году под Москвой в селе Измайловом Нарышкин устроил для Елизаветы большую парфорсную охоту, на которую были приглашены весь двор и иностранные послы. Охота была организована с необычайной пышностью. Но самым главным украшением явился роговой оркестр, никому, кроме приближённых Нарышкина, до того ещё не известный. Игра оркестра настолько поразила присутствовавших, что Елизавета тут же выразила желание иметь такой оркестр при своём дворе и назначила Мареша его руководителем. С этого времени роговая музыка перестаёт быть только приватной-«Нарышкинской», а стала «Имераторской». Создаётся оркестр при дворе, а вслед за ним начинают появляться такие же оркестры у придворной знати…

…Уже после смерти Мареша состав рогового оркестра был значительно расширен… Он состоял из 91 рога и около сорока музыкантов.

…Игра в оркестре была необычно тяжёлым трудом, исключающим к тому же возможность какой-либо личной творческой инициативы. Крепостные музыканты, взятые часто в детском возрасте, почти всю жизнь играли каждый на определённом роге, превращаясь в живые «клавиши» гигантского исполнительского аппарата. Недаром роговую музыку современники называли «живым органом».

…В домашнем быту вельмож екатерининского времени роговые оркестры заняли прочное и почётное место. Без них не обходились ни один семейный вечер, ни одно домашнее увеселение. Роговые оркестры играли ежедневный репертуар обеденных концертов—своеобразного вида застольную музыку…

…Обладателями роговых оркестров становятся не только приближённые ко двору крупные вельможи, как это было в екатерининские годы, но и многие помещики, купцы и разного рода любители музыки в Москве и провинции. Например, московский помещик Юшков в 1811 году устроил у себя на даче 18 балов кряду. Дело дошло до того, что «окрестные фабрики перестали работать, ибо фабричные все ночи проводили около его дома и сада; а Новодевичья игуменья не могла справиться со своими монахинями, которые вместо заутрени стояли на стенах монастыря, глядя на фейерверк и слушая цыган и роговую музыку … Даже иностранцы, устраивавшие открытые балы, были вынуждены считаться со вкусами русской публики и приглашать наряду с инструментальными ансамблями роговые оркестры.

… После смерти Екатерины для роговой музыки наступает полоса упадка. Павел I, враждебно относившийся к порядкам, существовавшим при его матери, и к людям, ранее приближенным ко двору, вывел из практики концерты на воде (знаменитые Невские серенады) и вообще сократил всякие увеселения, где необходимо было участие роговой музыки.

…Возрождённые с приходом власти Александра I бесконечные дворцовые балы и парады вновь потребовали своего привычного украшения- роговой музыки… Личный оркестр Александра I состоял более чем из 300 рогов. Оркестры были заведены в Егерском и Преображенском полках. Со сменой царствующих особ роговая музыка то возрождалась, то прекращала своё существование. Своё возрождение роговой оркестр пережил в 1882 году при Александре III, затем при коронации Николая II.

С 1915 года роговая музыка прекратила своё существование, казалось, навсегда.

Но почти столетие спустя в 2001 году автором Возрождения Русской роговой музыки стал Сергей Песчанский. Он окончил Ленинградскую консерваторию по классу валторны. Затем последовали игра в духовом, симфоническом и эстрадно – симфоническом оркестрах. -Пытаясь разобраться в своей профессии, и не найдя ответов на многие вопросы, я пришёл к преподаванию. Валторна считается чуть ли не самым сложным музыкальным инструментом. Поскольку в основе музыки лежит звук, необходимо было начинать обучение с его правильного извлечения на инструменте. Сложность конструкции валторны создает большие препятствия для начинающих. Поиск привел к решению сделать простейший инструмент, который поможет правильно создавать звук, и этот навык перенести на валторну. Таким простейшим инструментом и является обычный охотничий рог. Разгадка крылась в названии инструмента. В переводе с немецкого языка wald-лес,horn-рог и появилось русское название-валторны. Первые инструменты были сделаны из бумаги. Качество звука превзошло все ожидания. Из истории известно, что в начале XIX века в Астрахани существовал роговой оркестр, инструменты которого были сделаны из картона. Разложить небольшое произведение на отдельные ноты для учеников, ведь каждый инструмент одна нота, не составило труда. Первое выступление небольшого ансамбля состоялось в музыкальной школе на открытии отчетного концерта. Это был сюрприз. После объявления начала концерта в зале встали шесть учеников, достали спрятанные инструменты и без предупреждения исполнили небольшую фанфару. Все присутствовавшие были приятно удивлены. Пошли разговоры о возрождении этого уникального русского вида творчества. Так появился прообраз будущего оркестра. Символично, что в 2001 году возрождалась она в самом центре Санкт- Петербурга во дворце графа Разумовского на Мойке 48 (ныне главный корпус Российского педагогического университета). По отзывам очевидцев, здесь когда-то звучал один из лучших роговых оркестров города. Руководство университета поддержало возрождение и у оркестра есть помещение для репетиций и изготовления инструментов.

Автор возрождения руководствовался в первую очередь изданной «Во граде Святого Петра» в 1796 году книгой «Начало, Успехи и Нынешнее состояние Роговой музыки», сочинённой Иоганном Христианом Гинрихсом. Ведь не зря писал он, что «Нигде, кроме России, неизвестная и несуществующая Роговая музыка в роде своём столь единственна и особлива…».

Сегодня Сергей Песчанский - художественный руководитель и дирижёр «Русской роговой капеллы». И вновь во дворцах идут концерты духовной, военной, патриотической и современной музыки, произведений русской и зарубежной классики, как в екатерининские времена плывут по Неве и каналам Петербурга лодки с оркестрантами и звучат ночные «невские серенады». С 2001 года роговая капелла дала свыше 800 концертов: в Большом зале СПб филармонии, в Академической капелле, в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, на выставках «Православная Русь», в Петергофе, в Колонном зале Москвы, в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, в Греции, Испании Франции, Германии, Польше, Литве, Чехии, Эстонии. Швейцарии… -- При поддержке Комитета по культуре Санкт- Петербурга мы осуществляем проект «Царская музыка для всех, – рассказывает Сергей Песчанский.- Минувшим летом на концертной площадке теплохода «Великий князь» на Мойке, Фонтанке и Крюковом канале мы дали концерт на воде для жителей и гостей города, как это было в XVIII и XIX веках. А осенью на сцене Государственной Академической капеллы прозвучали гимны России, исполненные Русской роговой капеллой и «Академическим хором любителей пения», в Большом зале Санкт-Петербургской Академической филармонии имени Шостаковича- мелодии, которые когда-то исполнялись роговыми оркестрами 18 века. В залах Шереметевского дворца слушатели могли познакомиться с коллекцией старинных рогов и затем услышать возрождённый роговой оркестр.

«Русская роговая капелла» под управлением Сергея Песчанского имеет десятки Дипломов и Грамот А вот строки из письма Сергею Песчанскому из Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества: «Духовные произведения в исполнении роговой капеллы напомнили об огромном творческом потенциале русского народа. Отрадно видеть, как, благодаря усилиям Вашим и Ваших коллег возрождается музыка большой творческой силы, музыка, которая существовала только в России и долгое время считалась безвозвратно утерянной. Создание Русской роговой капеллы-- пример того, как важно и как нужно в наше сложное время обращаться к утраченным и забытым культурным ценностям, чтобы, возрождая их, способствовать возрождению России».


14 августа 2016


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8793459
Александр Егоров
980940
Татьяна Алексеева
811319
Татьяна Минасян
332415
Яна Титова
247159
Сергей Леонов
217122
Татьяна Алексеева
184432
Наталья Матвеева
182313
Валерий Колодяжный
177585
Светлана Белоусова
169371
Борис Ходоровский
161181
Павел Ганипровский
135734
Сергей Леонов
112548
Павел Виноградов
96320
Виктор Фишман
96190
Наталья Дементьева
95062
Редакция
88361
Борис Ходоровский
83808
Константин Ришес
81299