Мистика «Ночного дозора»
ЯРКИЙ МИР
«СМ-Украина»
Мистика «Ночного дозора»
Анна Василенко
журналист
Киев
1512
Мистика «Ночного дозора»
Кадр из фильма «Ночной дозор»

Как известно, многие актеры отказываются сниматься в ролях нечисти, опасаясь мести темных сил. Сколько бы не хихикали неверующие над нелепыми, по их убеждению, суевериями, практика показывает: для таких опасений есть более чем веские причины, что лишний раз подтверждает мистические истории в судьбах актеров фильма Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор» (2004 год).

«МЫ БОЯЛИСЬ СНИМАТЬ!»

Режиссер Тимур Бекмамбетов признавался журналистам: «Да, актеры боялись играть нечисть. А мы боялись снимать! Потому и приглашали батюшку освятить съемочную площадку. Кто-то из актеров обращался к батюшке за благословением... Но особой мистики на съемках не было. Да я и не верю, что можно накликать беду, снимая фильм о вампирах. Только в момент, когда снимали кино, мы как бы приоткрыли «дверь» в потусторонний мир, а после плотно закрыли...».

Зато американская телекомпания «Fox Searchlight», не боясь, подписала контракт на прокат фильмов «Ночного дозора» (в американском прокате фильм шел под названием «Night Watch») и следующего «Дневного дозора», заплатив 4 миллиона долларов. Кроме того, ею были приобретены права на производство третьего фильма по роману Лукьяненко.

О том, насколько западный зритель мог понять картину, хорошо говорит пример одной западной газеты, где была опубликована рецензия с текстом: «Фильм «Ночной дозор» — это про то, как московские электрики сражались с бандой вампиров».

А писатель Сергей Лукьяненко говорил о режиссере: «Заслуга Тимура, наверное, еще в том, что он действительно подошел к делу по жестким стандартам Голливуда, с жестким контролем, с жестким профессионализмом, с тем, что каждый доказывал на своем месте, делает то, что нужно делать. Потому что это у нас немножко было не так…».

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФИЛЬМА

Экранизировать популярнейший роман Сергея Лукьяненко «Ночной дозор» впервые пытался в 2000 году режиссер Сергей Винокуров, известный по фильму «Упырь». Он хотел снимать фильм по сценарию Ренаты Литвиновой. Но попытка не удалась. Во-первых, сценарий категорически не понравился самому Лукьяненко. Во-вторых, уже тогда было понятно, что без современных спецэффектов картина обречена на провал. Однако тогда ни один продюсер не смог предложить необходимую сумму.

Бюджет фильма режиссера Тимура Бекмамбетова 2004 года «Ночного дозора» по меркам «фабрики грез» просто мизерный — 4,2 миллиона долларов, из которых миллион ушел на раскрутку.

«Основная проблема первой картины («Ночной дозор» — Прим. авт.) была в том, — рассказывал в интервью радиостанции «Эхо Москвы» писатель Сергей Лукьяненко, — что мы начинали снимать телесериал, 4 серии часовые, которые должны были идти по телевизору. А в процессе работы поняли, что мы хотим сделать кинофильм. Разумеется, 4-часовой кинофильм выдержит не очень многий зритель. И поэтому пришлось уже готовый материал, материал интересный и достаточно понятный для человека, который не читал книгу, а только пришел смотреть кино — пришлось его урезать, сокращать и вгонять в эти жесткие рамки киностандарта. И в результате произошла некая клиповость фильма. Которая не позволяла понять отдельные моменты происходящего зрителю, который не читал раньше книги. Это, наверное, основная беда, которая у нас случилась с первым фильмом».

«Сказка, волшебство, вера в чудеса, магию — она присутствует в любой культуре, — объяснял Лукьяненко замысел книги и фильма. — Может быть, образы вампиров не очень традиционны для русского фольклора, но, в принципе, они тоже есть. И опять же, это уже такая мощная часть мирового фольклора, которая вошла и в нашу мифологию. Ну, а борьба света и тьмы — это тема, которая возникла, наверное, с момента, когда первый человек разжег костер и отгородился этим костром от страшного мира за пределами пещеры».

ПЕРЕПУГАННАЯ ВАМПИРША

«Я долго раздумывала, прежде чем согласилась играть, — рассказала журналистам Анна Дубровская, сыгравшая вампиршу. — И даже не потому, что боялась «связываться» с нечистой силой. Но я не хотела носить такой безобразный грим! Я смотрела на себя в зеркало, видела страшное, изможденное, чужое лицо — и мне было не по себе! А во время съемок... Не знаю, можно ли это связывать с мистикой, но у меня вдруг резко подскочила температура — 41 градус. Такого со мной никогда не было! Врачи сказали — ангина. Мне так было плохо. Всякие мысли лезли в голову, но я выздоровела. И решила, что заболела из-за сильного перенапряжения, а не из-за роли.

Я крещеная, верующая, но не набожная. Не могу сказать, что эта роль как-то мучила меня в духовном смысле. Но в продолжении «Дозора» я отказалась сниматься. Это мое сознательное решение, считаю, что это мне не нужно».

«СТРАШНЫЕ СИЛЫ» ПРОТИВ АЛЕКСЕЯ МАКЛАКОВА

Актер Алексей Маклаков, сыгравший водителя Семена, уверен: «Ночной дозор» разбудил темные силы! «В Рязани мы снимали очередной эпизод «Ночного дозора», — делился с корреспондентами актер. — Я позвонил маме ночью. У нее был радостный голос. Хотя маме было 76 лет, ничем серьезным она не болела. Поболтали, я ей о фильме рассказал. А на следующий день ее телефон уже не отвечал. И через день — тоже. Вечером у меня вдруг заныло сердце, и я рванул к маме в Подмосковье. Подхожу к квартире, а дверь почему–то открыта... Врачи сказали, что у мамы случился инсульт. Но кто распахнул дверь и почему соседи это не заметили?! Почему именно в эти два дня никто к маме не зашел, хотя обычно соседки по нескольку раз на дню забегают? Я теперь уверен, что этими съемками мы пошевелили какие-то страшные силы. Я чувствую, что играть с ними опасно. У меня, честно признаться, пропало всякое желание не только сниматься в остальных «Дозорах», но и вообще жить. Мама была моим единственным близким человеком, самым дорогим другом....».

А в августе 2004 года Алексей Маклакова срочно госпитализировали с сердечным приступом. Врачи говорили, что у него микроинфаркт...
Кроме того, во время съемок «Ночного дозора» умер отец и у одного из продюсеров фильма, Алексея Кублицкого.

А вот Жанна Фриске, сыгравшая ведьму Алису Донникову, специально поехала к рекламному щиту «Ночного дозора», чтобы сфотографироваться. По признанию певицы, такой красивой, как в роли ведьмы, она себя никогда не видела.

ТРАГЕДИЯ КОНСТАНТИНА ХАБЕНСКОГО

«Главный герой, герой Хабенского, — говорил Сергей Лукьяненко, — в моем представлении и книгах — он более, наверное, действенный и менее рефлексирующий. Он действительно человек иной, который вовсе не рвется в какие-то маги, в какие-то боевые действия, и переживает из-за того, что ему приходится делать. Но в фильме вот эта рефлексирующая составляющая усилена, конечно. Но это потребовалось режиссеру для сюжета, который появился в картине, от этих изменений по сравнению с книгой, и я принимаю эти изменения».

Увы, но и больше всего от потусторонних сил досталось исполнителю роли Антона Городецкого — актеру Константину Хабенскому, дотоле исключительно везучему и успешному.

Во время съемок фильма у него умер отец — Юрий Аронович, 1946 года рождения. Он был по профессии инженером, позже работал аудитором. Последние годы жизни болел. Константин только приступил к съемкам в «Ночном дозоре», как ему сообщили о страшном диагнозе отца — рак. Хабенский спешил со съемок навестить его в больнице и даже подумывал оставить съемки. Но отец сам настаивал, чтобы сын продолжал работу.

В период съемок сам Хабенский сильно вывихнул ногу, его покусал доберман. А уже в самом конце съемок пришло сообщение — умер отец актера.
Мама актера Татьяна Геннадьевна тяжело перенесла потерю, но разговоры о мистике сразу же пресекала, сказав журналистам, что не хочет это обсуждать.
А 1 декабря 2008 года на 35-м году в больнице Лос-Анджелеса от отека мозга умерла жена Константина Хабенского — Анастасия.

Об этой трагедии стало известно из интернет-блога Вахтанга Кипиани, дядя которого — приемный отец Анастасии. «Мама написала, что Настя Хабенская умерла в Лос-Анджелесе. Ужас как жаль. Страшно, что так бывает. Мама Насти и сам Хабенский были там, в Лос-Анджелесе», — написал Вахтанг.

Как сообщал источник: «Годовалый тогда сын Хабенских Ванечка остался в Москве, где за ним присматривали няня и супруга Михаила Пореченкова Ольга. Анастасия Смирнова родилась 28 января 1973 года в Санкт-Петербурге. Однако со временем из-за работы переехала в столицу. Со своим будущим мужем актером Константином Хабенским познакомилась в мае 1999 года в Питере, в кафе около Театра имени Ленсовета. Настя брала у него интервью.

«Костя снимался в телесериале про милиционеров, — позже вспоминала Анастасия. — Все эти бандитские разборки меня никогда не интересовали. Поэтому я была не очень высокого, мягко говоря, мнения о Косте. Но в процессе интервью я увидела совершенно другого человека. А в голове уже крутилась мысль: прошлой жизни уже не будет». Сам Хабенский про встречу с будущей женой рассказывал коротко: «Это была любовь с первого взгляда. Не больше и не меньше».

Спустя пару месяцев Настя бросила работу, чтобы быть рядом с любимым. 12 января 2000 года они поженились. После свадьбы Хабенская с удовольствием сопровождала мужа в частых командировках, да и сама снялась в эпизодических ролях двух картин: «Сапиенс» и «Убойная сила-5».

В 2007 году Настя забеременела, но почти с первого месяца очень плохо себя чувствовала, поэтому постоянно ложилась на сохранение. Свое плохое самочувствие она приписывала именно беременности. В сентябре Настя родила сына Ивана. Во время родов Анастасия потеряла сознание. Как раз, когда Анастасию везли на операцию, подтвердился печальный диагноз. Поэтому, как только в родильном доме раздался первый крик Ванечки, Настю повезли в НИИ имени Бурденко на срочную операцию. Операция прошла успешно. Но почти месяц Анастасии пришлось провести в больнице.

Тогда Константин предложил жене венчаться. Таинство прошло прямо в больничной палате. Совершал обряд батюшка из храма Святителя Николая, который находится при институте. После венчания Насте стало значительно лучше, ее даже выписали домой. Но улучшение длилось недолго. Насте назначили вторую операцию. Тогда молодая мать решила крестить сына. За несколько дней до повторной операции Анастасия и Константин совершили обряд крещения Ивана.

Второе хирургическое вмешательство не принесло облегчения. Тогда Хабенский отвез супругу в Лос-Анджелес в один из лучших центров реабилитации онкологических больных — Cedars-sinai. В Америке Настю лечили более полугода, используя разные виды терапии. Все это время Константин Хабенский снимался. Он не отказывался ни от одной роли — ему необходимо было оплачивать дорогостоящее лечение жены. Однако как только у него появлялась пара свободных дней, он тут же летел за океан к жене, однажды даже привез с собой сына Ванечку. В начале октября Насте стало лучше — медики сообщили, что смогли блокировать болезнь. Анастасия тут же из больницы переехала в отель рядом с клиникой. Вернуться домой она не могла — врачи объяснили, что необходимо постоянное наблюдение. К тому времени, как бумаги на выписку были готовы, самолет с Хабенским приземлился в Лос-Анджелесе. 30 ноября вечером Насте резко стало плохо. Ее мама вызвала «скорую», однако спасти Анастасию не удалось. В последние минуты в реанимации Cedars-sinai у постели умирающей находились ее самые близкие люди — любимый муж и мама. Настя умерла во сне».

БЕССТРАШНАЯ РИММА МАРКОВА

Роль колдуньи Дарьи предлагали Лие Ахеджаковой и Зинаиде Шарко, но они из суеверия участвовать в проекте отказались. Римма Маркова не побоялась. «Актер должен играть любые роли — и положительные, и отрицательные. В этом его профессия, — говорила Римма Васильевна «акулам пера» и добавила: — Я не могу сейчас говорить, что-то мне так плохо! Кашель душит, жду дочку с лекарствами. Позвоните через недельку!»

Когда же на следующей неделе корреспондент перезвонила актрисе на мобильный, то еле узнала ее голос:
«Я в больнице, у меня воспаление легких. Пыталась сама вылечиться, но теперь вот... не скоро, видно, отсюда выберусь. Побеседуем, когда поправлюсь...».

ПОДЛИННЫЙ ГЕСЕР

Для миллионов зрителей появление актера и режиссера, снявшего легендарный фильм «Москва слезам не верит», Владимира Меньшова в «Ночном дозоре» оказалось полной неожиданностью.

«Дело в том, — рассказывал Сергей Лукьяненко, — что я Гесера видел именно так, то есть, когда меня спрашивали, что для меня Гесер, я всегда говорил — представьте себе партийного начальника среднего уровня или зам.министра. Вот это примерно… то есть то, что он очень долго работал во времена СССР, и помимо «Ночного дозора», видимо, занимал пост какой-то внешний для прикрытия — это на него должно наложить отпечаток. И он пока еще в образе такого слегка советского чиновника. И поэтому вот это попадание мне очень понравилось, я тут сразу обеими руками был «за».

ПРОБЛЕМЫ МАРИИ ПОРОШИНОЙ

В этой картине Марии досталась одна из главных ролей — девушки Светланы, которая, прокляв саму себя, создает энергетическую воронку. Чтобы разрешить эту ситуацию, к Марии присылают соблазнить ее красавца-мужчину Игната. По иронии судьбы, эта роль досталась бывшему мужу Марии — Гоше Куценко.

Актрису просто измучивали вопросами о совместной с ним работе: «Меня уже утвердили в фильм, и тут узнала, что моим партнером станет Гоша Куценко. Мы с ним прожили пять лет в гражданском браке, у нас есть дочка, ей восемь с половиной лет. Но с Гошей мы давно расстались. Я замужем. Муж — актер Илья Древнов. Не хочется, чтобы потом ходили слухи насчет меня и Гоши».

В другом интервью Мария говорила: «…потому что действительно мы попытались сохранить такие отношения… как сказать?.. Ну, «дружеские» — говорить глупо, когда у нас есть общий ребенок. Но, по крайней мере, я знаю, что Гоша — замечательный актер, и с ним работать приятно. Он хороший партнер, выдумщик, фантазер. Не знаю, это все неожиданно получилось, что мы с ним в таких сценах играли… как бы любовных-нелюбовных, как их назвать — не знаю».

«На съемках «Ночного дозора» я чуть не сломала ногу, — жаловалась Мария Порошина. — Снимали сцену в метро, когда выхожу из вагона и сталкиваюсь с Константином Хабенским. В одном из дублей оступилась и попала ногой в щель между вагоном и перроном. Потеряла равновесие, упала. Боль дикая! Сколько раз ездила в метро, а так по-дурацки упала на съемках!»

ВАМПИР КОСТЯ

В фильме «Ночной дозор» популярный актер Алексей Чадов сыграл заметную роль — вампира Костю.
В «Ночной дозор» Алексей Чадов попал, пройдя кастинг. Как он признается, первоначально у него были большие сомнения, стоит ли вообще сниматься в этом фильме:

«Да, я вообще не знал, кто такой Лукьяненко. Да и русскую фантастику я не читал вообще. Больше того, прочитав сценарий, я подумал: «Боже мой, ну и как это снимать?» Представь, девушка Оля с главным героем Антоном сидит на кухне в образе совы, разговаривает. Потом, как в Голливуде это происходит, превращается. Ударятся оземь, перья всякие. Масса превращений. Машина взрывается, смерч огромный в городе. Читаешь и думаешь — это что, мультик что ли? Я сначала не понимал. А подойти к режиссеру и спросить как-то не удобно. Бекмамбетов человек серьезный. Я отказался. Ехал в машине и решил, а ну его! Не понимаю, что это вообще такое. А потом мне звонит хорошая знакомая и говорит, мол, да ты чего! Почитай книгу, это же интересно! Прихожу в очередной раз на кастинг, ну и начинается разговор. Тогда я и понял, насколько все серьезно. Я книжку прочитал — очень интересно».

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Мистика, связанная с создателями фильма «Ночной дозор» была настолько очевидной, что корреспонденты обратились за комментариями к разным специалистам.

Наталья Бехтерева, академик РАН и РАМН, научный руководитель Института мозга человека говорила: «Смерти родственников актеров во время съемок никак с фильмом не связаны. То, что у актрисы температура поднялась до 41 градуса, — возможно, следствие стресса. Роль оказывает определенное влияние на здоровье человека. Обычно мы стараемся гасить в себе неприятные впечатления, переживания. Но актер, играющий что-то негативное, вынужден воссоздавать отрицательные эмоции, а это большая нагрузка. В мозгу опытных актеров вырабатывается собственная защита. А молодым актерам в стрессовой ситуации, наверное, и требуется врачебный контроль. Но для этого врачам нужно объяснить эти новые вещи...». Выдающейся женщины-ученого не стало 22 июня 2008 года…

Отец Михаил, батюшка московского храма-часовни архангела Божия Михаила, комментировал: «Думаю, роли нечистой силы могут иметь последствия в жизни актеров. К нам в храм приходят актеры театра и говорят, что можно заиграться и перенести перевоплощение в жизнь. И некоторые актеры — такие, как Александр Михайлов, Татьяна Васильева, — я слышал, берут благословение у своего священника-духовника, прежде чем что-то играть. Лично я бы, наверное, не благословлял на роли нечистей...».

СПЕЦЭФФЕКТЫ В КАРТИНЕ «НОЧНОЙ ДОЗОР»

В интервью «Финансовым известиям» режиссер фильма Тимур Бекмамбетов рассказал о том, сколько стоило создание спецэффектов: «Очень многие компании помогали нам бесплатно, просто из интереса… А вот спецэффект с венами, выступающими на лице… сделали в Америке, причем довольно плохо. А стоит это 600 долларов в час, сколько конкретно часов было затрачено, не знаю. Я уже потом понял, что там нет никакого смысла делать спецэффекты: у нас и лучше их делают, и дешевле, но отказываться было поздно… По моим подсчетам, на спецэффекты мы потратили 200 тыс. долларов, там они стоили бы 5 миллионов. А бюджет «Ночного дозора» в США составил бы 25-30 миллионов».

При этом, как отмечают специалисты, «для России подобный уровень спецэффектов — настоящий прорыв. Часть спецэффектов для фильма заинтересованные компании делали абсолютно безвозмездно. Ведь фильм — еще и своеобразный эксперимент, плацдарм для широкомасштабного наступления высококачественных отечественных фильмов. И всем хотелось узнать результат этого эксперимента. Например, ни копейки не было потрачено на создание сцены с Тигренком, превращающейся в тигренка, и лифтом, вылетающим на крышу дома».

Над спецэффектами трудились четыре основных компании: студия компьютерной графики «Базелевс Продакшн» — «ТАББАК», Dr.PICTURE Studios, студия ORT-Design от «Первого канала» и питерская студия Post-Production. Всего же над фильмом работали почти 20 студий и компаний из Москвы, Санкт-Петербурга и Киева. Над проработкой спецэффектов трудились более 70 человек.

«Часто бывает так, — говорилось в статье Константина Артемьева, — что зрители восторгаются спецэффектом, который создатели фильма сделали буквально на коленке за пару дней. И наоборот, напрочь игнорируют результат долгого и кропотливого труда. Пример тому — сцена с резиновой куклой Машенькой, которая по зову своей хозяйки-ведьмы превратилась в паука. Эта сцена занимает не больше десятка секунд и не особенно заметна при первом просмотре. Но аниматорам она далась нелегко. В самом начале в сценарии про куклу была только одна-единственная запись — она должна тихо-мирно стоять на полке и, когда начнется драка, благообразно упасть на пол. Но Тимур Бекмамбетов решил, что это скучно, и на ходу придумал целую историю о пауке-перевертыше, который помогал своей хозяйке в темных делах, а в свободное от работы время скрывался от честного народа под видом резиновой куклы.

Работа началась со скрупулезного переноса резиновой куклы в компьютерную модель. Так как в распоряжении съемочной команды не было трехмерного сканера, им пришлось штангенциркулем снимать с нее мерки. Художник по текстурам со всех сторон снял куклу фотоаппаратом, а затем изготовил из вороха фотографий текстуру, которую и наложил на модель. Получилась точная копия реальной куклы.

Осталось научить ее превращаться в паука. Вы когда-нибудь видели, как в салоне красоты на компьютере подбирают клиентам прически? Вот примерно так режиссер «примеривал» кукле лапки от различных насекомых. Приглянулись тонкие полосатые лапки экзотического паука. Лапкам добавили мохнатости и аккуратно подсоединили к модели. С самими лапками особых проблем не возникло. Но когда Машенька попыталась пробежаться по-паучьи, создалось впечатление, что она чуть ли не на гусеницах едет. Поэтому аниматоры решили, что кукла должна еще и немного раскачиваться в такт шагам. Получившееся создание, как и задумывалось, производило ужасное впечатление».

Сам Сергей Лукьяненко признавался после просмотра: «Идет сцена погони, за одним темным гнались светлые. И просто без всяких спецэффектов, за счет работу оператора, камеры, какого-то показа с неожиданного ракурса. Я вдруг увидел совершенно другую Москву. Исчезло ощущение Москвы, которую мы знаем — несмотря на то, что показывали район, мне прекрасно известный. Район ВДНХ. Возникло ощущение огромного мегаполиса такого города, который мы видим в любом голливудском, французском, английском фильме. То есть, возник город такой вне места и времени — просто огромный человеческий муравейник, одинаково понятный любому человеку на земле. И это действительно за счет операторской. Режиссерской работы. Очень удивительный момент для меня был. Я по-другому увидел Москву».


20 Марта 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
85755
Виктор Фишман
69110
Борис Ходоровский
61426
Богдан Виноградов
48717
Дмитрий Митюрин
34817
Сергей Леонов
34210
Сергей Леонов
32446
Роман Данилко
30346
Светлана Белоусова
16756
Дмитрий Митюрин
16428
Борис Кронер
16317
Татьяна Алексеева
15138
Наталья Матвеева
14768
Александр Путятин
14128
Светлана Белоусова
13308
Наталья Матвеева
13184
Алла Ткалич
12437