ЯРКИЙ МИР
«СМ-Украина»
«Кручу, кручу, педали верчу...»
Софья Сабинина
журналист
Киев
28081
С детства велосипед считается для нас чем-то домашним, привычным. Кто же не помнит, как впервые оседлал это двухколесное чудо, «сдвинулся» с места, проехал пять метров и круто врезался в бровку, кусты или въехал в ближайшую канаву… Дальнейшие успешные виражи не так хорошо сохранились в памяти. Но представить, что еще совсем недавно, каких-то 200 лет назад, велосипеда не существовало вообще — невозможно! ОТ «ПРОГУЛОЧНОЙ ЛОШАДИ» К «КОСТОТРЯСУ» Идея передвижения на колесах за счет мускульной силы человека родилась очень давно. Различные коляски, повозки, приводимые в движение человеком на четырех, трех и двух колесах, появились почти одновременно в Германии, Франции, Англии и других странах. И все же родоначальником веломашины как таковой считают немецкого барона Карла фон Драйса (или, по некоторым источникам, Дрейса из Карлсруэ). В 1814 году он сконструировал свое двухколесное детище — деревянный самокат, который сам назвал «машиной для хождения». Соседи изобретателя обозвали его детище «прогулочной лошадью». Но движения велосипедиста напоминали скорее работу ног лыжника: человек передвигался, отталкиваясь ногами от земли. В 1817 году Карл фон Драйс получил в Германии патент на изобретение якобы «первого в мире велосипеда». В мире техники этот вариант простейшей конструкции из двух колес, впервые управляемых с помощью руля, получил название по фамилии своего создателя — «дрезина». Слово «дрезина» и сегодня есть в нашем словаре, но означает оно совсем иной агрегат… Однако же, хочется особо подчеркнуть, что российские умельцы «перещеголяли» немцев в этом деле! Крепостной мастеровой нижнетагильского завода Ефим Михеевич Артамонов создал свой цельнометаллический велосипед аккурат под самый занавес XVIII столетия. Продемонстрировал он его широкой публике — «в день Ильи Пророка года 1800 ездил на диковинном велосипеде по улицам Екатеринбурга», а в 1801 году добрался на своем самокате в Москву, преодолев по бездорожью более 5 тысяч километров, и показал свое детище во время коронации царя на Ходынском поле, за что был освобожден от крепостной зависимости. Весила «веломашина» Артамонова более 40 килограммов. Шатуны и педали крепились на переднем, ведущем колесе, диаметр которого превышал метр; диаметр заднего колеса — почти в 2 раза меньше. Общая высота велосипеда была около 1,5 метра. Но русскому мастеровому патент на изобретение не выдали… В 1839-1840 годах шотландский кузнец Киркпатрик Мак-Миллан усовершенствовал изобретение Драйса, добавив педали, кривошип и рычаги к заднему колесу. Велосипедист сидел между передним и задним колесом. Педали толкали заднее колесо, с которым они были соединены металлическими стержнями. Переднее колесо возвращалось рулем. Велосипед Мак-Миллана опередил свое время… Но не получил большого распространения. Дальнейшее техническое усовершенствование велосипеда происходило в Западной Европе и Соединенных Штатах Америки. Предприятия производили веломашины с улучшенной системой шатунов, прикрепленной непосредственно на переднее колесо. Благодаря французскому каретных дел мастеру по фамилии Мишо в 1850-х годах появилась конструкция велосипеда, названная впоследствии «костотрясом». Пьер Мишо запатентовал педальный привод на переднее колесо велосипеда. Шатуны закреплялись на колесной оси; также впервые были применены подпружиненное седло и тормоз, воздействующий на обод заднего колеса. Практически одновременно с Мишо подобную машину изобрел механик Пьер Лалльман. «ПАУКИ» ПРОТИВ «КЕНГУРУ» Официальной датой начала проведения соревнований по велосипедному спорту принято считать 31 мая 1868 года, когда на аллеях парка парижского пригорода Сен-Клу была организована гонка на 2 тысячи метров. Ее победителем стал англичанин Джеймс Мур, который в следующем году триумфально финишировал во впервые проводившейся шоссейной гонке на «костотрясах» Париж — Руан на 120 километров. По словам очевидцев, от участников этого мучительного испытания требовались «сила слона и ловкость обезьяны». Победитель англичанин Мур окончил дистанцию за 10 часов 45 минут, т. е. со скоростью спортсмена-пешехода. Катание на двухколесной «транспортной новинке» становится повсеместным увлечением. В Англии этим видом «спорта» занимались и молодые, и старые, и мужчины, и женщины. Вы можете себе представить, как тогдашний «велосипедист» выглядел даже после короткой езды по пыльной дороге? Но любители и владельцы этого нового средства передвижения не замечали ни стершихся подметок, ни замызганных штанов, ни усталости. Правда, остается открытым вопрос: отчего у человека больше ныли ноги: от ходьбы или от езды на «веломашине»? Притом первые любители велосипедной езды героически противостояли и усмешкам врагов, и лаю собак, которые так и кидались на седоков «железных коней», причиняя немало транспортных невзгод (видимо, нелюбовь собак к велосипедистам передалась по генетической цепочке, поскольку и в наши дни повсеместно можно увидеть похожую картинку). Для собственной безопасности велосипедисты возили с собой кнуты и пробочные пистолеты, чтобы отгонять разъяренных барбосов. В 1867 году изобретателем Каупером была предложена удачная конструкция металлического колеса со спицами. Годом позже парижская фирма «Мейер и Ко» начала выпуск велосипедов с цепным приводом на заднее колесо. Через два года велосипеды стали оборудовать металлической рамой. В том же году на смену железным пришли шины из цельной резины. Хотя, по правде говоря, никаким новшеством это не было — еще в 1845 году англичанин Р.У. Томпсон запатентовал надувную шину, но его изобретение было надолго забыто… 1870-1885 годы стали периодом «пауков», т. е. высоких велосипедов с разновеликими колесами. К оси переднего колеса прикреплялись педали и руль, а велосипедисту приходилось сидеть практически на вершине переднего колеса. Эти машины производили и французы, и немцы (фирма в Нюрнберге), и англичане. Также они назывались «Hige bicycle» и «Penny-farting». Желание изобретателей увеличить расстояние, пройденное велосипедом за один оборот колеса, приводило к увеличению диаметра ведущего колеса и, соответственно, к уменьшению заднего. Притом увеличилась скорость, набираемая данным велосипедом, по сравнению с его предшественниками. В дальнейшем скорость велосипеда была увеличена до 30 километров в час. К сожалению, передвижение на «пауке» оказалось довольно небезопасным — этому способствовали большая высота сиденья и смещенный к переднему колесу центр веса. При малейшем толчке велосипед опрокидывался, и седок совершал кульбит через руль. Прогресс «пауков» шел по пути уменьшения веса и увеличения надежности узлов машин. В 1872 году в Британии был собран «АРИЭЛЬ» — экземпляр велосипеда с большим передним колесом, в дальнейшем получивший название «Ordinary» (обычный). Альтернативой «паукам» являлись трехколесные велосипеды. Хотя, нужно заметить, что именно на усовершенствованном «Penny-farting», можно сказать «небоскребе», Томас Стивенс совершил в 1885 году кругосветное путешествие, передвигаясь со скоростью 60 километров в день. В 1878 году английский изобретатель Лоусон ввел в конструкцию велосипеда цепную передачу. Вслед за «пауками» начала распространяться другая модель велосипеда, названная «кенгуру» — с цепной передачей, увеличение скорости в этом велосипеде достигалось соотношением шестерен. В России более широкому внедрению нового изобретения мешало одно из двух традиционных зол — дороги. Правда, в 1880 году Петербургская городская управа зарегистрировала около 100 велосипедов, а через два года они появились в Москве. Впрочем, для булыжной мостовой они оказались малопригодны. К тому же езда на них в городе была строжайше запрещена… Усовершенствование полюбившегося транспортного средства продолжается — только в 1892 году во Франции было выдано тысяча патентов на новые велосипедные конструкции, в Англии — 2 400, в США — 4 000! ВЕЛОСИПЕД, КАКИМ МЫ ЕГО ЗНАЕМ В 1884 году Дж. К. Старли изобретает «безопасный велосипед», конструкция которого — с равновеликими колесами — стала прообразом современных моделей. Но настоящий переворот в изобретении велосипедов произошел в 1885 году, когда шотландским ветеринаром Денлопом была применена полая пневматическая шина. Для того чтобы сделать более приятной езду на «костотрясах» для своего сына, он «обул» колеса велосипеда кольцами садового резинового рукава, применяемого для поливки цветов, и наполнил их водой. Тряска значительно уменьшилась, но появилось другое неудобство — водяные шины «съели скорость». Тогда изобретательный врач накачал шины воздухом. Для того чтобы воздух не выходил обратно, он изобрел особый клапан, автоматически закрывающийся под напором уплотненной атмосферы. Пневматические шины были тем новшеством, которого нехватало «стальному коню» для окончательного признания его удобным способом передвижения. В последующие годы в конструкцию велосипеда вносится очень много усовершенствований, направленных на улучшение его прочности, легкости, красоты и возможности достижения на нем высоких скоростей. За короткий срок велосипед получил широкое распространение как одно из средств транспорта, отдыха и спорта. Начиная с 1870 года в различных городах Франции, Италии, Великобритании и других странах начинается строительство велотреков. Велосипедная гоночная лихорадка, охватившая в конце XIX ст. Западную Европу и Америку, «докатилась» и до российских просторов. Первое официальное соревнование было проведено в Москве 24 июля 1883 года на двух дистанциях — 1,5 и 7,5 версты. В гонках приняли участие американский, австрийский и английский спортсмены. 1883 год и стал датой рождения велосипедного спорта России. Вторым по значению для развития отечественного велоспорта было соревнование, состоявшееся 23 сентября 1884 года на Царском лугу (Марсовом поле) в Санкт-Петербурге. Эти выступления ускорили создание Московского клуба велосипедистов и Московского общества велосипедистов-любителей. В Петербурге такое общество (первое русское) было создано еще 1882 году, а вот его Устав был утвержден 5 декабря 1884 года. В 1896 году среди любителей велосипедной езды москвичи увидели Л.Н. Толстого. 70-летний писатель прекрасно владел машиной. Почитатели вскоре подарили ему велосипед с серебряными спицами. Центрами велосипедной жизни постепенно стали города Рига, Киев, Одесса. Вначале состязания проводили на ипподромах и шоссе. В дальнейшем на средства общества и крупных предпринимателей были выстроены циклодромы (треки). В 1891 году в Москве появился трек, покрытый цементом. В Петербурге действовал деревянный трек длиной 250 метров, который собирался за полчаса. А в Одессе в 1894 году был построен первый велотрек с асфальтовым покрытием длиной 360 метров. ВЕЛОСИПЕДИСТЫ — СИЛЬНЫЕ, КАК СЛОНЫ И ЛОВКИЕ, КАК ОБЕЗЬЯНЫ С 1890 года в велосипедном спорте образовалось несколько категорий гонщиков: профессионалы, любители и независимые. С появлением пневматических шин велосипедные гонки получили широкое распространение не только на треке, где до этого гонялись только «пауки» и «кенгуру», но и на шоссе. Здесь хочется подчеркнуть, что пневматические шины усовершенствовал именно наш соотечественник — Г. Иванов, который предложил раздельные камеру и покрышку. 1890 год также стал годом создания «классического» в нашем понимании велосипеда. Французская фирма «Clement, Paris» выпустила модель с названием «Safety» — c замкнутой рамой, подвесной кареткой, цепным (блоковым) приводом, колесами одинакового диаметра, которые имели радиальные спицы. Практически единственными недостатками этого велосипеда (с позиции нашего времени) являлись литые резиновые шины «Кушен» и отсутствие свободного хода в цепной передаче… В 1891 году было положено начало традиционной дорожной гонке Бордо-Париж (600 километров). А в России в том же году произошло важнейшее событие в спортивной жизни — розыгрыш звания «Первый ездок России» (его еще назвали первым «Всероссийским чемпионатом»). В Москву тогда съехались сильнейшие гонщики Петербурга, Киева и Одессы. В программе была гонка на дистанции 7,5 версты, считавшейся тогда классической. Подобные соревнования проводились потом в 1892-1894 годах в Москве. В 1894 году впервые был проведен интереснейший марафон от Москвы до Нижнего Новгорода, но шоссе оказалось таким разбитым, что только двое спортсменов доехали до Волги. Надо отметить и рождение в 1895 году самой тяжелой и длительной гонки Петербург — Москва. Победителем ее стал волевой и выносливый гонщик М. Дзевочко. В 1898 году американская «велосипедостроительная» фирма в штате Индианаполис выпустила на рынок современную веломашину «Waverley», которая отличалась оригинальным дизайном, деревянными ободами на колесах, а самое главное технической новизной — ее блоковая цепь имела шаг в один дюйм. 1899-й стал годом рекорда велосипедной скорости — гонщик Марфи «Миля» проехал одну милю за 57,75 секунды. До наших дней дошло только заслуженно «заработанное» прозвище этого велогонщика, а вот фамилия осталась неизвестна… Сегодня наиболее значительной дорожной гонкой является гонка для профессионалов вокруг Франции — «Тур де Франс». Впервые она состоялась в 1903 году, общая протяженность — 5 тысяч километров. Условия этой сверхдальней гонки меняются каждый год, подвергаются изменению и этапы. Велосипедный спорт — одна из немногих дисциплин, которая была представлена на всех Олимпийских играх современности. Причем для участников игр I Олимпиады в Афинах построили трек, во многом отвечающий современным стандартам. 8 апреля 1896 года были даны первые олимпийские старты, в которых приняли участие велосипедисты из пяти стран Европы. В программу соревнований оказалось включено пять видов гонок на треке и один на шоссе. Русские велосипедисты впервые выступили на олимпийской трассе в Стокгольме в 1912 году. Из двенадцати гонщиков только один велосипедист закончил 320-километровую гонку, он был 60-м. Но уже в 1926-м российские гонщики убедительно победили на состязаниях в Париже и Бремене. Однако официальный счет выступлениям на международной арене был открыт лишь в 1950-е годы, после признания наших гонщиков Международным союзом велосипедистов в 1952 году. Дата публикации: 12 марта 2020
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~YIRfv
|
Последние публикации
Выбор читателей
|