Чудеса «Огненных потех»
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №1(283), 2010
Чудеса «Огненных потех»
Геннадий Черненко
историк
Санкт-Петербург
2033
Чудеса «Огненных потех»
С Новым годом!

Трудно вообразить что-то более яркое и удивительное, чем фейерверк. Хлопок, и в ночном небе рождается огромный рой разноцветных звезд. Их сменяют огненные водопады, пышущие искрами облака, сполохи пульсирующих корон, горящие фигуры и небесные надписи. Чудо заканчивается, а память о нем остается надолго, а то и на всю жизнь.

КИТАЙСКИЙ СЕКРЕТ

«Фейерверк» — слово немецкое, переводится как «действие огня», «работа огня», но придуманы фейерверки совсем не в Германии, а далеко от нее, там, где был изобретен порох, в Китае. История эта — давняя и теряется в глубине тысячелетий. В некоторых источниках утверждается, что фейерверки появились 2000 лет назад. Другие приписывают это изобретение китайскому монаху по имени Ли Тьян, жившему за 1000 лет до нас. Во всяком случае, ежегодно 18 апреля в Китае воздается похвала этому монаху, подарившему человечеству замечательное огненное зрелище.

К ХII веку в «поднебесной» устройство фейерверков стало настоящим искусством. Китайцы поняли, какое огромное значение имеет цвет и оттенок огня. Даосским монахам опытным путем удалось установить вещества, придающие огню ту или иную окраску. Они выяснили, что для получения красного цвета в фейерверочную массу нужно добавить стронций. Желтый цвет огню придает натрий, зеленый дает барий, а для получения синего цвета необходима медь.

Знаменитый итальянский купец Марко Поло, совершив в 70-х годах ХIII века путешествие в Китай и прожив там около 17 лет, приобрел секрет изготовления фейерверков. Так этот секрет стал известен европейцам. И надо сказать, соотечественники Марко Поло, быстро переняв опыт китайцев, стали большими мастерами по устройству фейерверков, лучшими во всей Европе. Шумным и веселым итальянцам пришлись по вкусу огненные феерии. Все карнавалы и почти все торжества и праздники в Италии украшались роскошными огненными представлениями.

«ПЛАМЯ ВАЛЕНСИИ»

Фейерверки в странах Европы стали модой. Причем в эпоху Возрождения установились два принципиально различных направления в устройстве фейерверков. Итальянцы выбрали путь организации сложных феерий с иллюминациями, статуями и декорациями, извергавшими огненные фонтаны. В других странах, например, в Германии, стремились, в первую очередь, усовершенствовать химический состав фейерверочных смесей и за счет этого усилить зрелищный эффект действа.

Выбранным некогда путям итальянцы следуют до настоящего времени. Их фейерверки по-прежнему восхищают своим великолепием. Все так же в Италии проводятся фестивали фейерверков, особенно грандиозных и поражающих своей неожиданностью. Удивительно ли, что как раз в этой стране находится город, в котором можно увидеть самые роскошные и продолжительные огненные представления? Этим городом является знаменитый Неаполь.

Поспорить с итальянцами по части умения устраивать фейерверки может, пожалуй, лишь другая европейская страна — Испания. Наверное, никто в мире не отмечает столько праздников, как испанцы — праздников с музыкой, заразительным весельем и непременно с яркими фейерверками. Без огненного представления испанский праздник не праздник.

«Пламя Валенсии» — так называется один из самых потрясающих испанских фестивалей. Впервые он был устроен шесть веков назад и с тех пор проводится ежегодно в день святого Хосе, Сан Хосе. В этот день жители Валенсии, портового города на Средиземном море, выносят на улицы скопившийся за зиму хлам и сжигают его, как верят испанцы, вместе с человеческими пороками.

СОСТЯЗАНИЯ ФАЛЬЕРОС

Испанские пиротехники называются фальерос. Эта профессия всегда была почетна, но и рискованна. Как-никак фальерос приходилось и приходится иметь дело со взрывчатыми и огнеопасными веществами. К очередному фестивалю испанцы готовятся задолго до него. Кроме фейерверочных изделий, делаются огромные куклы из папье-маше, начиненные петардами. Празднества сопровождаются взрывами этих петард и огнем, в котором быстро сгорают бумажные фигуры.

За дни фестиваля сжигаются и взрываются до 80 тонн различных фейерверочных веществ, поднимаются в высь тысячи ракет, гремят сотни и сотни петард. Апофеозом фестиваля «Пламя Валенсии» служат состязания, во время которых фальерос соревнуются в мастерстве, красоте и неожиданности созданных ими небесных чудо-огней.

Фестивали — прекрасны, но и опасны, особенно пожарами. Нужно иметь крепкую нервную систему, чтобы выдержать громкие взрывы петард и внезапные огненные вспышки. Лето на побережье Испании, можно сказать, сплошная фиеста. Самые популярные фестивали фейерверков проходят в июле в Бланесе и Таррагоне. А месяцем позже в Элчи устраивается так называемая «Ночь фейерверков». И тогда небо этого небольшого городка расцветает тысячами красочных огней. За эту удивительную ночь взрывается не менее 15 тонн ракет и петард!

ОГНИ НАД ТЕМЗОЙ

Однако фейерверки популярны не только у экспансивных южан. В Англии самый ранний из больших фейерверков был устроен в 1572 году. Он происходил в замке Ворвик в честь королевы Елизаветы I.

Три года спустя посещение этой королевой замка Кенилворс также сопровождалось замечательным фейерверками. Правда, по сравнению с современными огненными праздниками, те, старинные, были значительно скромнее по своей «палитре». Огни их имели лишь золотой и серебристые цвета.

В 1613 году по случаю бракосочетания дочери короля Джеймса фейерверк впервые прогремел на берегах Темзы. С тех пор это место стало основным для устройства фейерверков в Лондоне. Особенно впечатляющими были и остаются фейерверки, демонстрируемые в сопровождении музыки.

Для сочинения ее приглашались выдающиеся композиторы. Например, для фейерверка 1749 года музыку написал Георг Гендель. Фейерверк готовился как театральная постановка с пышными декорациями. На организацию этого грандиозного огненного спектакля было истрачено более 14 тысяч фунтов стерлингов — сумма, по тому времени, колоссальная.

Началось шоу замечательно, а завершилось бедой. Примерно в середине представления от искр загорелись декорации. Пожар долго не удавалось потушить. Устроители фейерверка потерпели огромные убытки.

В 60-х годах позапрошлого века большую известность получили публичные соревнования между пиротехническими компаниями Великобритании. Впервые это произошло 12 июля 1865 года в присутствии 20 тысяч зрителей. Такие соревнования проводились потом 70 лет подряд, вплоть до 1936 года. За это время удалось показать около двух тысяч представлений. Очевидцами их стали, ни много, ни мало, 30 миллионов человек.

ФЕЙЕРВЕРКИ ДЛЯ КОРОЛЕВЫ

В Англии принято отмечать фейерверками не только праздники, но и крупные исторические события. Например, по случаю окончания Первой мировой войны был устроен «Салют Мира». Еще более крупным фейерверком, самым крупным из всех когда-либо проведенных в Лондоне, стал фейерверк в связи с победой во Второй мировой войне.

Из послевоенных фейерверков замечательным было представление по случаю коронации королевы Елизаветы в 1953 году. К числу великолепных фейерверков можно отнести огненное шоу 1981 года в Гайд-парке в день бракосочетания принца Чарльза и принцессы Дианы, а также фейерверк, состоявшийся в 1995 году в связи с 50-летием со дня победы над Японией.

31 декабря 1999 года приближался Новый год нового тысячелетия. По случаю этого исторического события на берегах Темзы вспыхнул фейерверк под названием «Огненная река». Ракеты запускались с 16 барж. Три года спустя праздновался «золотой» юбилей правящей королевы, и вновь берега Темзы озарились яркими огнями. Благодаря телевидению, этот грандиозный фейерверк смогли увидеть миллионы людей во многих странах мира.

А теперь перенесемся на восток, в «Страну Восходящего Солнца». С давних пор в середине лета во многих японских провинциях устраиваются фейерверки у воды. Они называются ханаби, что в переводе означает «цветы из огня». Говорят, что в Японии так любят ханаби потому, что они напоминают им цветы вишни сакуры, обожаемые в этой стране. Цветение сакуры кратковременно, как и существование в небе «цветов из огня».

ИЕРОГЛИФЫ В НЕБЕ

Огненные представления в Японии — одно из любимейших зрелищ. Почти в каждой японской семье умеют изготавливать фейерверки по своим собственным, фамильным, рецептам. Секреты этих рецептов передаются из поколения в поколение. Особенно часто фейерверки устраиваются в Японии в летнее время, поскольку именно на лето приходится большая часть храмовых праздников.

Ныне в Японии входят в моду фейерверки, создающие в небе не только цветы, но и простые иероглифы, а также фигуры зверей, птиц, бабочек и тому подобное. Посмотреть на эти чудеса собираются тысячи людей всех возрастов. Причем публика не только смотрит и любуется удивительным представлением, но и одобрительными возгласами поддерживает создателей ханаби.

И в Индии фейерверки известны с давних пор. У индусов есть важный религиозный праздник Дивали. Вишнуиты, исповедующие одно из главных течений в индуизме — вишнуизм, связывают этот праздник с коронацией Рамы — героя древнеиндийских сказаний.

В переводе с санскрита название «Дивали» означает «огненная гроздь». И действительно, во время этого праздника улицы всех индийских городов и деревень озаряются огоньками зажженных плошек, цветных фонариков, светом горящих гирлянд из раскрашенных электрических лампочек. Огни призваны запугать и отогнать злых духов.

Дивали — праздник, длящийся несколько дней. На пятый день братья дарят сестрам подарки, а когда наступает вечер, устраиваются фейерверки, запускаются заранее приготовленные ракеты, взрываются петарды.

ВЕЛИКИЙ УЧЕНИК

А что же в России, когда здесь зажгли первый фейерверк? Как утверждают летописи, первые «потешные огни» были показаны в 1389 году при Дмитрии Донском — великом князе Московском и Владимирском. Их привезли в Москву немецкие купцы. Свои пиротехники на Руси появились при Иване Грозном, когда в Стрелецком полку появилась должность «порохового заведующего», в обязанности которого входило, в частности, устраивать «огненные потехи».

Сохранились сведения, что при Лжедмитрии I, в 1605 году, был устроен фейерверк. В одном старинном документе говорится о самозванце, что он, «отеческие законы ни во что не ставя, сотворил бесовские игралища по образу ада, и оттуда хитростью огонь изводил».

Устраивались «огненные потехи» и позже, но только при Петре I они стали непременным атрибутом празднеств и торжеств по случаю «славных викторий», военных побед. Фейерверками Петр заинтересовался еще в юности, собственноручно изготавливал «фейерверочные фигуры» и поджигал их.

В 1690 году на 18-летие Петра состоялось большое торжество. В тот день были устроены два фейерверка, один из которых продолжался целых три часа. Не обошлось и без несчастного случая. Ракета весом около двух килограммов не взорвалась, упала обратно, и угодив в голову какого-то дворянина, убила его.

Интерес Петра к фейерверкам с возрастом не прошел. Царь внимательно изучал зарубежный опыт в этом деле, выписывал из-за границы книги о пиротехнике. Когда «великое посольство» во главе с Петром побывало в Западной Европе, бранденбургский курфюрст Фридрих III в честь высоких гостей устроил роскошный театрализованный фейерверк. Замечательные огненные представления по случаю прибытия посольства были даны также в Амстердаме и Вене.

РУССКИЕ ПИРОТЕХНИКИ

Петр и сам устраивал фейерверки за границей в ознаменование важных событий, например, в Амстердаме, когда узнал о победе русских войск над турками. В отчете, «статейном списке», об этом фейерверке сказано, что «по обеде пусканы многие художественные огнестрельные гранаты и верховые и водяные ракеты, и была музыка». Важно отметить, что все это готовилось отечественными пиротехниками, «московскими бомбардирами», и, как указывалось в отчете, «огненные потехи» были «зело изрядными и удивления достойными».

К началу ХVIII века русские пиротехники уже ни в чем не уступали своим иностранным коллегам. Умели изготавливать все виды фейерверков: ракеты и шутихи, римские свечи и бураки, фонтаны и форсы, дукеры и квакеры — изделия, способные гореть на воде. Устраивали пышные «огненные забавы», длившиеся иногда часами. Датский посланник с удивлением писал о русских фейерверках: «Трудно себе представить, какая масса пороха исстреливается за пирами и увеселениями, на торжествах и салютах. В России порохом дорожат не более, чем песком».

Чем чаще устраивались фейерверки, тем больше была угроза пожаров. И они случались. К примеру, летом 1699 года, когда в связи с прибытием в Москву шведского посольства был устроен фейерверк, произошел пожар, продолжавшийся несколько суток. Сгорели сотни домов и других строений.

ВЕСЕЛАЯ МОСКВА

Как известно, с 1700 года в России было введено новое летоисчисление, начало года устанавливалось с 1 января. В Москве был устроен большой праздник Новолетия, продолжавшийся почти три недели.

Согласно указу Петра I, москвичам предписывалось украсить дома ветвями хвойных деревьев. В первый же день нового года, «когда на Большой Красной площади огненныя потехи зажгут и стрельба будет», знатным людям указом повелевалось «каждому на своем дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из несколько мушкентов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится».

Все было устроено именно так, как требовал петровский указ. Один из современников вспоминал, что пальба в Москве не смолкала целую неделю, по ночам горели костры и рвались фейерверочные ракеты. С тех пор «огненные потехи» в новогоднюю ночь стали традиционными. Сначала фейерверки устраивались преимущественно в Москве, а потом и в Петербурге.

Следует заметить, что Петр видел в фейерверках не только увеселения и красоту. Он считал, что знакомство народа с огнем и взрывами уменьшит страх перед огнем на поле боя, что фейерверки, многолюдные празднества объединяют людей, укрепляют их дух, веру в мощь Отечества и его армии.

После Петербурга второе место для устройства больших фейерверков занимал столь любимый Петром Петергоф, загородная резиденция царя, «приморский парадиз». Здесь также устраивались роскошные праздники и ассамблеи с «преизрядными фейерверками». Для подготовки их и производства «феерверочных фигур» в Петергофе Петр основал специальную мастерскую, «иллюминационный двор».

Все значительные праздники сопровождались теперь фейерверками. В 1730 году в Петербурге на стрелке Васильевского острова был построен особый, пиротехнический, театр. Для этого потребовалось вбить в грунт свыше тысячи свай. В театре работало около 600 мастеров, изготавливавших фейерверки и «лампионы» для иллюминаций.

ФЕЙЕРВЕРКИ ДЛЯ ВСЕХ

В первой половине ХVIII века в подготовке крупных фейерверков участвовала Академия наук, которая составляла программу зрелища. К этому привлекались такие знаменитости, как Ломоносов и Кулибин. В 1809 году под руководством военного министра Аракчеева было разработано «Положение о фейерверках», согласно которому, изготовление пиротехнических изделий и устройство фейерверков попадало под государственный контроль.

Вершины фейерверочное искусство в России достигло в начале ХIХ века. Открытия в химии произвели настоящий переворот в пиротехнике. Фейерверочные изделия значительно подешевели. Небольшие частные фейерверки по случаю дня рождения, свадьбы или дружеской вечеринки уже никого не удивляли.

После 1917 года в нашей стране изготовлением фейерверочных изделий занимались главным образом небольшие пиротехнические мастерские, расположенные в парках отдыха, то есть, в местах проведения скромных огненных представлений. В годы Великой Отечественной войны фейерверки приобрели форму салютов — многоразовых залпов особыми зарядами из артиллерийских орудий. Первый салют был дан 5 августа 1943 года в ознаменование освобождения городов Орла и Белгорода.

После войны традиция устраивать салюты сохранилась, но теперь в дни официальных праздников. Новые времена для отечественного фейерверочного искусства наступили в начале 1990-х годов, когда наряду с государственными предприятиями право изготовления пиротехнических изделий получили и организации коммерческие. Спрос на пиротехнику многократно возрос. На рынок хлынул поток импортных фейерверочных изделий. Искусство «волшебного огня», чудесные «огненные потехи» стали доступны всем. И это замечательно!


31 декабря 2022


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8793459
Александр Егоров
980940
Татьяна Алексеева
811319
Татьяна Минасян
332415
Яна Титова
247159
Сергей Леонов
217122
Татьяна Алексеева
184432
Наталья Матвеева
182313
Валерий Колодяжный
177585
Светлана Белоусова
169371
Борис Ходоровский
161181
Павел Ганипровский
135734
Сергей Леонов
112548
Павел Виноградов
96320
Виктор Фишман
96190
Наталья Дементьева
95062
Редакция
88361
Борис Ходоровский
83808
Константин Ришес
81299