Бушанский рельеф
ЯРКИЙ МИР
«СМ-Украина»
Бушанский рельеф
Мария Горкуша-Рець
журналист
Киев
5233
Бушанский рельеф
Скальный храм в селе Буша

Оказывается, чтобы найти следы исчезнувших цивилизаций не нужно уезжать за тысячи километров от дома! Ведь Украина в своих недрах хранит еще много тайн, и не прекращается полемика вокруг исторических загадок, которые время от времени археологи «подбрасывают» самым известным умам отечественной и мировой науки.

Именно одну из таких тайн и скрывает красочное село Буша, расположенное в 20 километрах от города Ямполя Винницкой области.

По размерам Буша — небольшой населенный пункт (около тысячи жителей), но для историков он имеет огромное значение. В 2000 году Постановлением Кабинета министров Украины на территории Буши создан историко-культурный заповедник, с целью сохранения памятников архитектуры, археологии и истории.

Посетив эти места, можно увидеть остатки оборонных сооружений и подземных ходов XVI–XVII веков, городскую ратушу XVI века, кладбище XVIII–XIX веков и дохристианский и христианский скальный храм V–XVI веков н. э. с уникальным, не имеющим аналогов рельефом. Именно о нем и пойдет речь.

РЕЛЬЕФ КАК ЧАСТЬ КОМПЛЕКСА

«Бушанский рельеф» — не просто камень с картинкой, а один из краеугольных камней истории, который может рассказать о наших предках, живших на этих землях много веков назад, об их обычаях. Что же он собой представляет?

Сам рельеф является только частью большого скального комплекса, состоящего из четырех помещений. Первое из них самое большое (50 квадратных метров) и самое древнее. Ученые так и не пришли к единой точке зрения о времени его постройки. Но большинство из них склонны датировать его V веком н. э. Рельеф находится на восточной стене 1-го помещения и занимает площадь около 9 квадратных метров.

Слева на нем изображено слегка выгнутое дерево с небольшим количеством веток, совсем без листьев. На одной из них сидит петух. Возле дерева — человек в молящейся позе. По-видимому, раньше у него в руках был какой-то предмет (возможно чаша), но, к сожалению, некоторые элементы изображения были безвозвратно уничтожены временем. Справа от человека неизвестный художник при помощи резца изобразил в камне оленя с пышными рогами.

Последний, можно сказать, ключевой элемент — это прямоугольник в верхней центральной части рельефа, выделенный двойной линией. На нем раньше была надпись, не сохранившаяся до сегодняшних дней. В этом же помещении, в стене противоположной рельефу, на высоте около 1,3 метра сделана ниша глубиной 0,5 метра. Проведя ряд исследований, ученые пришли к выводу, что рельеф и ниша были созданы в одно время.

О том, какой смысл имеет каждый элемент изображения и рельеф в целом, мы поговорим позже. А пока вернемся к описанию помещений.

Как упоминалось выше, помещение №1 построено (по одной из версий) во время Киевской Руси в V веке, до принятия Христианства. Остальные помещения комплекса имели сравнительно небольшую площадь. И у каждого было свое назначение. Например, в юго-западном углу помещения №2 были обнаружены остатки печи прямоугольной формы. Она была сделана из камня на глиняном растворе. Проведя раскопки, ученым удалось взять на анализ вещество, которым печь была обработана в середине. Это был глиняный раствор на основе битых черепков посуды XVI века. Из этого можно сделать вывод, что второе помещение использовалось как кухня уже в XVI веке, а возможно и раньше.

В остальных помещениях также была найдена керамика, но более позднего периода — XVI–XVII веков.

Четвертая комната расположена в самой дальней части пещеры. Судя по всему, она использовалась как келия. В ее стенах выбиты две ниши. Одна — для ночлега, как лежак, вторая, чуть выше первой — как полка. Еще одной особенностью келии являются две одинаковые надписи KAI.H.PEYUNIAN, перед входом и на стене с нишами. Одни ученые считают, что они написаны латынью на польском языке в XVII веке и, связаны с обращением к Христу. Другие же говорят, что там жил священнослужитель и надписи это не что иное, как его инициалы.

ПЕРВОПРОХОДЦЫ

Первым исследователем нашедшим «Бушанский рельеф» был Владимир Антонович — украинский историк, археолог, этнограф, профессор Киевского университета с 1878 года. В 1883 году исследуя пещерные монастыри на Приднестровье, он открыл, а позже (1896) и описал этот фрагмент затерянной истории.

Антоновичем и его последователями был проделан колоссальный труд по определению возраста и предназначения пещерных помещений. Препятствия создали события предшествовавшие открытию рельефа.

В XVII веке город Буша подвергся нападению войска трех польских гетманов (Потоцкого, Лянцкоронского и Чарнецкого). В результате битвы город был фактически уничтожен. А в 1824 году польский помещик Ромуальд Овсяный нашел пещеру, расчистил территорию вокруг рельефа (чем и принес вред будущим исследованиям) и перекрыл помещение заново крышей. Рядом с рельефом (на соседней стене) он выбил две надписи. Первая свидетельствует о том факте, что Овсяный нашел в 1824 году рельеф. Вторая, по версии ученых, гласит: «В память1524 года дня 3 июня Ромуальд Овсяный», какие события скрывает эта дата установить, пока не удалось. Некоторое время спустя, после находки, помещик трагически погиб, и пещерный комплекс был забыт до 1883 года…

Почву для раздумий так же дают символы, изображенные возле второй надписи: «всевидящее око» и крест с монограммой Христа с обеих сторон. Споры вызывает трактовка именно первого символа. Одни считают, что всевидящее око это христианский символ означающий «всевидящее око Бога», а треугольник вокруг него символизирует троицу. Другие, предлагают множество доводов в пользу символики масонов, и око, это не что иное как, око масонского бога — Великого Архитектора Вселенной.

Что касается происхождения рельефа, то на сегодня существует три теории. Первая — рельеф был создан до крещения Руси Владимиром Великим; вторая — время его появления относится к христианским временам, а точнее к XVI–XVII векам. Третью версию, наиболее правдоподобную, подтверждают множество фактов — рельеф создал неизвестный скульптор еще во времена язычества на Руси, но использовался он до позднего средневековья.

Первые исследования в Буше были проведены только в 1961 году Валентином Даниленком. Он обнаружил фундамент каменных стен, по его прогнозам IX – начала X века, осколки посуды VII–IX веков. Относительно самого рельефа Даниленко считал, что он был создан во времена, известного нам по летописям, князя Олега. Эти выводы он сделал на основе дешифровки надписи на прямоугольнике, изображенном на рельефе. Благодаря фото «Бушанского рельефа», сделанному Антоновичем, Даниленко получил начало первого ряда «Аз…» и начало четвертого ряда «Оль…». Проведя реконструкцию надписи был получен результат: «Аз…есмь…миробог…жерец…Ольгов». Но не все исследователи согласны с этими выводами.

Археолог Березяк по-своему прочитал почти уничтоженную столетиями надпись. По его версии там было написано: «В городе Антополе 1524 года 3 июня осталась одна Бася». Имеются в виду события имевшие место в 1524 году, а именно, — нападение татар. В Буше, по одной из версий, раньше — Антополь, после кровопролитной битвы осталась в живых лишь женщина по имени Бася. Что же касается остальных элементов Бушанского рельефа, то Березяк трактует их так: сухое дерево и петух — как языческие символы смерти, а олень и человек (по мнению Березяка это женщина, которая молится о трагически погибших жителях города) — символы солнца и жизни.

Но Ион Винокур (украинский археолог, историк, доктор исторических наук, один из передовых исследователей черняховской культуры) в своей статье журналу «Археология» опровергает трактовку надписи Березяка. Он говорит о том, что в 1987 и в 1991 годах были сделаны повторные фотографии и сняты эстампы с прямоугольника на рельефе. И что характерно, во всех исследованиях четко видно начало четвертой строки — «Оль…». Из этого следует, что перевод Березяка не имеет оснований.

В своей статье Винокур наводит результаты исследований 1985 и 1987 годов. Найдены были, как уже упоминалось выше, осколки посуды разной датировки, остатки церкви на верхнем ярусе и более поздние помещения. Кроме этого, благодаря стратиграфическому анализу (анализ расположения слоев грунта относительно друг друга), ученые получили результаты, которые доказывают дохристианское происхождение рельефа.

На глубине 0,65 м были обнаружены остатки посуды XVIII–XIX веков; на 3,1–3,4 м — керамику XVI–XVII вв.; возле основы плит, около 4 метров глубиной — посуду VI–VII веков. Но самые ранние по изготовлению находки, которые подтверждают дохристианское появление «Бушанского рельефа», — фрагменты посуды черняховской культуры (4–5 век), найденные в расщелинах скал помещения №1.

Что же «Бушанский рельеф» может нам рассказать о прошлом наших предков? Какой смысл имеют его символы и он в целом. Стоит только посмотреть на композицию изображения можно сделать вывод, что речь идет о ритуале. А символы расскажут, о каком именно…

НЕРАСКРЫТАЯ ТАЙНА СИМВОЛОВ

В украинской культуре дерево символизирует жизнь. Культ «древа жизни» был распространен на всей территории Украины, и до сегодняшнего дня этот символ присутствует на пасхальных крашанках, которые мы каждый год освячиваем в церквях . Но дерево на рельефе изображено совсем без листьев, из чего можно сделать вывод, что оно показывает другую сторону жизни — смерть, а именно потусторонний мир.

Петух всегда был предвестником дня, проводником солнца и света, охранником добра от зла. Кто из нас не знает произведение Гоголя «Вий», где с третьим петушиным криком исчезает вся нечисть. В разные эпохи, кроме символического, петух имел и практическое значение. Для язычества характерны жертвоприношения кур в дар богам. В эпоху Возрождения кур использовали для предсказаний будущего. Один из таких методов описал Александр Дюма в произведении «Королева Марго». Он описывает, как Екатерина Медичи ходила к своему астрологу Рене узнать о будущем по печенке и сердце курицы.

По версии некоторых ученых изображенный на рельефе петух символизирует переход души из этого мира в мир мертвых (у стародавних славян частью похоронного обряда было сожжение петуха, что символизировало переселение души умершего в потусторонний мир).

Что касается прекрасного оленя с пышными рогами то, с давних времен он был связан с солнцем. Люди верили в то, что солнце посменно пребывает как на небе, так и под землей, а олень на своих рогах вывозит солнце на небо. Так, рога оленя стали символом лучей восходящего солнца.

О молящемся человеке ученые и сегодня спорят между собой. Алпатов считает, что «Бушанский рельеф» — это ни что иное как проба увековечить образ человека в торжественный момент творения уважения богу. Другие считают, что это женщина, которая вместе с оленем символизирует восход солнца, зарождение нового дня и продолжение жизни.

Однако, самым загадочным элементом рельефа является прямоугольник. О нем дискуссий в научных кругах больше всего. Амброз, Рыбаков, Топоров считают его символом плодородной земли и ее Богини. Другие ученые уверены — перед ними символ засеянного поля.

Дело в том, что в ранних культурах действительно присутствуют геометрические фигуры (ромб и квадрат), как символы плодородия, материального благополучия и продолжения рода. Но ромб и квадрат имеют равные стороны, а на рельефе мы видим именно прямоугольник и я не думаю, что это просчет скульптора. Кроме того, раньше ромб и квадрат изображались в в средине деленные линиями. В нашем же случае, прямоугольник с надписью, которая возможно объясняла суть рельефа, изображен без каких либо делений.

Итак, сплошные загадки… Столько лет исследований, множество затраченных сил, а одной конкретной версии нет!

МИРОВЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АНАЛОГИ

Интересно то, что аналогов «Бушанского рельефа» как комплекса элементов изображения в мире не существует. По крайней мере, они до сих пор не известны. Мы знаем только об аналогах отдельных элементов рельефа или схожей теории происхождения.

К примеру — «Мадарский всадник», находящийся в северо-восточной Болгарии близ села Мадара. Он был высечен в IX веке на стометровой скале, которая для тогдашних болгар была главным священным местом. Для него характерно трехмерное изображение (профиль) всадника в натуральной величине, сидящего на коне, у ног которого изображена собака и лев, пронзенный копьем. С двух сторон от фигуры всадника высечены надписи, рассказывающие о важных политических событиях в жизни болгарского государства в период с 705 по 801 года.

Мадарский всадник является частью Национального историко-археологического заповедника «Мадара». Этот заповедник включает в себя языческое святилище, языческий храм, жилищные здания и различные строения. А у подножья скал находится большая пещера, где в древности почитали богов.

О смысле «Мадарского всадника» так же как и «Бушанского рельефа» светила науки спорят по сей день. Согласно самым распространенным теориям всадник представляет собой изображение фракийского всадника, протоболгарского божества, образа героя из национального эпоса или триумфального образа болгарского хана. Современные исследователи считают, что всадник имеет болгарское происхождение, поскольку на рельефе у него есть стремя (в Европе и на Балканах его распространили болгары). В изображении коня можно увидеть другую черту, характерную для болгар — сплетенный лошадиный хвост, который был символом порядка и дисциплины. Рядом со всадником изображена собака, которая считалась священным символом протоболгар.

Таким образом, мы видим схожесть «Мадарского всадника» и «Бушанского рельефа» по общим характеристикам: оба произведения изображены на скалах, являются частью комплекса, в который входят языческий храм и пещеры. А самая главная общая черта — это то, что смысл этих молчаливых памятников былых времен так и не раскрыт.

В Украине аналогами «Бушанского рельефа» по некоторых элементах ученые считают пещерный храм у села Стенка Тернопольской области и рельеф св. Онуфрия из села Кашперовцы той же области.

Ученые, которые склонны датировать возникновение рельефа в Буше XVI века, говорят о схожести изображения св. Онуфрия и человека на «Бушанском рельефе». Схожесть эта прослеживается в молящейся позе на коленях, также возле образа св. Онуфрия есть прямоугольная ниша, окантованная рамкой, нечто похожее на прямоугольник на находке в Винницкой области.

Вторым примером может быть раннехристианский храм у села Стенка. Красоты зеленого покрова берегов Днепра дополняются скалистыми образованиями, придающих берегам некую неприступность и суровость.

Через потолок одного из гротов у села можно попасть в христианский храм вырубленный вручную. В средине одной из стен расположен алтарь с солярным знаком и символом прямоугольника, разделенного поперечной линией. По всему помещению можно видеть разную христианскую символику.

Это дает нам возможность сделать выводы, что в Буше находится именно храм. Схожесть в том, что с одной стороны объект поклонения, с другой — ниша для даров. Разница этих двух храмов лишь в символике, но именно она и есть тем ключом, который открывает дверь к разгадке их создания. Это конечно не единственные языческие скальные храмы, которые, хоть частично, сохранились до наших времен. В Украине, к примеру, есть такой храм в села Монастырок Тернопольской области, в Армении, неподалеку Еревана, — Гарнийский храм, а Грузия может похвастаться пещерным городком Уплисцихе. Эти и другие памятки истории пока мало исследованы, поэтому я о них лишь упоминаю.

Хотелось бы обратить внимание читателя на еще одну загадку мировой истории, а именно — изображения в пустыне Наска, в южной части Перу. Каменное плато пустыни испещрено видимыми только с высоты птичьего полета загадочными рисунками колоссальных (от 40 м до 8 км) размеров.

Дату их создания ученые ориентировочно оценивают как 350–700 годов до н. э., но до конца так и неизвестно, кем и для чего они были созданы. Несколько сотен разнообразных фигур — от квадратов и простых прямых до стилизованных изображений животных, птиц и людей в странном облачении. Вопрос состоит в том, как люди с слаборазвитыми технологиями смогли проделать настолько тонкую работу. Некоторые исследователи выдвигают гипотезы о представителях внеземных цивилизаций и их послании человечеству. Но самое интересное, что объединяет «Бушанский рельеф» и изображения в пустыне Наска, это символы дерева, прямоугольника и человека в композиции.

Возможно, нас ждет множество величайших открытий, которые полностью изменят наше представление о прошлом и повлияют на мировоззрение в будущем.


23 апреля 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
89053
Виктор Фишман
71232
Сергей Леонов
65225
Борис Ходоровский
63346
Богдан Виноградов
50314
Дмитрий Митюрин
38072
Сергей Леонов
34234
Роман Данилко
32027
Борис Кронер
21909
Светлана Белоусова
20421
Наталья Матвеева
19794
Светлана Белоусова
19546
Татьяна Алексеева
18316
Дмитрий Митюрин
18275
Татьяна Алексеева
17517
Наталья Матвеева
16820