ВОЙНА
Школа работала всю блокаду
Ольга Патренкина
журналист
Санкт-Петербург
26462
8 сентября 1941 года замкнулось блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Под стук метронома, вой сирен, грохот разрывов вражеских бомб и снарядов потянулись дни и ночи блокады. Но в этом аду город жил и боролся. В том числе стихами Ахматовой и Берггольц, Седьмой симфонией Шостаковича и… пятерками в ученических тетрадках. В годы войны в ленинградских школах следовали призыву: «Каждая пятерка — снайперский выстрел по врагу». Почти 400 тысяч маленьких жителей Ленинграда наравне со взрослыми оказались заложниками фашистских амбиций. Большинство из них — школьного возраста. Согласно решению руководства города, осенью 1941 года в суровых блокадных условиях они все-таки отправились учиться. За парты дети сели чуть позже обычного: в конце октября — учащиеся 1–6 классов, с 3 ноября — старшеклассники. О том, через что им пришлось пройти, расскажем на примере одной из проработавших всю войну ленинградских школ — 110-й. НЕМЕЦКИЙ — ЯЗЫК ВРАГА К лету 1941 года она располагалась на двух площадках — в Парголово и на Костромском пр., 50/52. В парголовской школе училось более 600 детей, работало 20 учителей, в том числе лучшая учительница района Екатерина Васильевна Лукашевич. Она преподавала физику и немецкий язык, добиваясь 100%-ной успеваемости. В ее характеристике отмечено, что «к своей работе она относилась добросовестно, уроки проводит живо, наглядно». Но в ходе блокады следы ее затерялись. Неизвестны и судьбы многих других педагогов: преподавателя литературы А. Н. Измайловой, математики — Л. Л. Маркиной, ИЗО — М. Н. Деклау и т. д. Наверняка многие из них погибли от тягот блокады. Но были и особые обстоятельства. Так, например, в документах преподавателя немецкого языка Эмилии Ивановны Фишлер значится еврейская национальность. Однако имя, фамилия и факт работы в 1930-х годах в школе Ново-Парголовской колонии указывают, что и сама она была уроженкой этого немецкого поселения. Со времен Петра I существование немецкой диаспоры в Петербурге (Ленинграде) и близ него сильно зависело от внешнеполитических факторов. Ее численность резко сократилась в Первую мировую; члены диаспоры попали в число «социально опасных лиц» в Великую Отечественную. Десятки тысяч лиц немецкой и финской национальностей были депортированы из Ленинграда и его пригородных районов на основании секретного постановления военного совета Ленинградского фронта № 196. Из Парголово была выслана, видимо, и Фишлер, а также некоторые из ее товарищей по профессии. Другие коллеги Эмилии Ивановны оказались востребованы на фронте. Кадры переводчиков черпали в основном в школах, где среди языков активнее всего преподавали немецкий. Готовили разведчиков и диверсантов для заброски в тыл врага, переводили военные документы, участвовали в допросах пленных. Советские учебные программы разрабатывались на основе уже имевшихся гимназических. До революции, помимо классических (латынь, греческий), изучали также и «новые» языки — немецкий и французский. Немецкий пригодился больше: экономические связи, установившиеся между Германией и СССР с 1920-х годов, как раз предполагали знание языка партнера. Также считалось, что именно Германия станет следующей страной-плацдармом на пути мировой революции: коммунисты Германии до 1933 года представляли собой мощную и влиятельную партию. И подготовка «воинов-интернационалистов», знающих немецкий язык, для помощи восставшим пролетариям выглядела вполне оправданной. Но после прихода Гитлера к власти пришло осознание, что, возможно, мы станем противниками. Что ж, язык врага знать тоже необходимо. После исчерпания языковых кадров (и по причине депортации преподавателей, и по причине мобилизации на фронт) немецкий в 110-й школе какое-то время не преподавался вообще, а в 1943/1944 учебном году его заменили на французский. Еще живы были учителя, получившие образование в дореволюционную эпоху. НА ГОРОДСКОЙ ОКРАИНЕ В этот период почти в три раза уменьшилось количество учеников — до 240 человек. Выбывшие были либо эвакуированы по знаменитой Дороге жизни через Ладогу, либо погибли от холода, голода и бомбежек. Взрослые, как могли, оберегали и спасали оставшихся в осаде детей, понимая, что оберегают и спасают будущее страны. О героизме педагогов школы № 110 говорит внушительный список награжденных в годы войны медалью «За оборону Ленинграда». Среди них заведующая учебной частью Ольга Францевна Жирон, учитель химии и естествознания с 34-летним стажем. В течение 1941/1942 учебного года она работала по выявлению беспризорников, устраивала ребятишек в детский дом, воинские части, сама обмывала детей; 13 детей благодаря ее неусыпным заботам были спасены от гибели. Медали получали и дети: Нина Белозерова, Фира Берлин, Вера Боброва, Клавдия Круглова, Ванда Шишмолина и другие. Несмотря на истощение и слабое здоровье, ребята после школьных занятий добровольно трудились в колхозе «Красный Партизан», работали на полях вместо ушедших на фронт колхозников. Исполняя постановление исполкома Ленгорсовета от 27 июня 1941 года «О привлечении граждан к трудовой повинности в Ленинграде, Пушкине, Колпине, Петергофе и Кронштадте», строили оборонительные сооружения вокруг и внутри города, рыли траншеи. При этом успевали хорошо учиться. Положение учащихся парголовской школы, расположенной в северном пригороде Ленинграда, было чуть легче, чем у тех, кто оказался в центре окруженного города. За помощь в колхозе давали картофель; овощи также выращивали и на собственном небольшом участке земли (27 соток) рядом со школой. К тому же с северной стороны Ленинграда линия фронта была не очень напряженной. «От этой школы до окопов вражьих» было около 30 километров по прямой. Здесь в районе деревни Васкелово стояли не немецкие, а финские войска — союзники Гитлера, не желавшие без надобности рисковать жизнью солдат. Кроме того, они не располагали тяжелой артиллерией и пикировщиками, а потому их артиллерийские снаряды реже долетали до территории Парголово. СУРОВЫЕ БУДНИ Окраинную позицию занимала и вторая площадка 110-й школы на Костромском проспекте. До войны школа была смешанная, в ней учились и девочки, и мальчики. Так, родом из этого предвоенного 10-го класса и Михаил Иванов, художник известной ленфильмовской кинокартины «Блокада». В блокаду, следуя решению Сталина о поддержании дисциплины и правильному проведению учебно-воспитательной работы, школа была предназначена только для обучения девочек. Как и везде, не хватало учителей. Многие из них вынуждены были совмещать преподавание далеких друг от друга предметов — физики и литературы, математики и химии. Как и везде, тающая на глазах наполняемость классов. Посещение школы считалось обязательным, но в условиях военного времени обеспечить его было невозможно. За прогулы никого не наказывали, но с проблемой боролись. Чтобы собрать детей в школу, учителя ходили по домам, делились едой, теплой одеждой и обувью. Питанием поддерживала и школа. Были организованы горячие завтраки. И хотя в самые трудные месяцы блокады это мог быть только суп, где «крупинка за крупинкой гоняется с дубинкой» (так горько шутили в те годы сами школьники), но это тоже давало силы жить и учиться. Как и праздники, проводимые совместно со школами для мальчиков. В памяти очевидцев — в первую очередь новогодняя елка, которая прошла в страшное время последних дней 1941-го. Война отложила еще один отпечаток на жизнь школ. У каждой из них была своя шефская воинская часть. В 110-ю также приходили бойцы, зачитывали сводки с фронтов, проводили политинформации и митинги протеста против преступлений фашизма или приуроченные к крупным победам наших войск, помогали в организации и функционировании кружков военной и технической направленности для девочек. Школы были связаны и с госпиталями, «куда готовились лучшие подарки и лучшие выступления». Дети помогали ухаживать за тяжелоранеными, убирали помещения, писали под диктовку бойцов письма родным. После снятия блокады Ленинграда жизнь 110-й школы стала постепенно возвращаться в нормальное мирное русло. Выросло количество учеников и учителей, многие из которых вернулись с фронта, — Дмитрий Андреевич Телятников, Елена Марковна Максименко и др. Самые трудные для города и страны моменты были пережиты, а самоотверженная работа ленинградских педагогов, а также стойкость и мужество их воспитанников вписали одну из самых героических и славных страниц в историю советской школы. Дата публикации: 1 сентября 2020
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~V1ZI2
|
Последние публикации
Выбор читателей
|