Война – не время для платьев?
ВОЙНА
«Секретные материалы 20 века» №1(543), 2020
Война – не время для платьев?
Наталья Матвеева
журналист
Санкт-Петербург
5449
Война – не время для платьев?
Модный силуэт военных лет

Великая Коко Шанель в своих воспоминаниях о Второй мировой войне писала: «Это было время не для платьев. У меня сложилось впечатление, что эпоха уходит и что я никогда больше не будут шить платьев». Но женщина всегда остается женщиной — даже во время войны! Так было и в сороковые годы в СССР. К чему только не прибегали женщины, чтобы стать чуточку красивее и почувствовать себя не солдатами, а дамами! Какое-то время в стране даже продолжали выходить журналы мод.

Разумеется, с началом войны в СССР стали закрываться магазины, модные ателье и другие учреждения, связанные с индустрией моды и красоты. Но посвященные моде журналы в стране продолжали выпускать и в 1941–1942 годах. Выходили такие издания, как «Журнал мод», «Модели сезона», «Моды», «Костюм и пальто». Впрочем, потом, в связи с военными действиями, производство гражданской одежды почти прекратилось, а многие из этих журналов печататься перестали. Женщины в массовом порядке надевали военную форму и вставали в ряды защитников Отечества. Первый после перерыва «Журнал мод» вышел уже в 1945 году.

Но нельзя сказать, что в войну мода никого не интересовала — женщинам всегда хотелось чувствовать себя красиво одетыми.

Секонд-хенд и новые ткани

С 1942 года Красный Крест Америки, помогая СССР, стал присылать вещевые посылки с американской одеждой. Это был секонд-хенд — ношеные вещи, которые присылались в мешках и распределялись по учебным заведениям, заводам, больницам и так далее. Но это были вещи новых для СССР фасонов и сшитые из неизвестных нашему потребителю тканей.

Самым популярным был один из немногих выпускавшихся в СССР во время войны модных журналов «Модели сезона», который печатался черно-белым на оберточной бумаге в карманном формате. В нем были представлены перепечатки из американских и немецких изданий по моде. Описываемыми среди прочего в этих журналах новыми модными тканями были панбархат и пан-шифон (шифон с бархатным рисунком), крепдешин, креп-жоржет и креп-марокен. Многие из этих тканей уже в 1944 году стали появляться в советских комиссионных магазинах — это были первые трофеи из Венгрии, Чехословакии, Румынии.

В 40-е годы женская одежда претерпела значительные изменения, явно обозначился «мужской» стиль в одежде. Гражданская одежда дополнялась военными деталями — поясами, пряжками, накладными карманами. С одеждой было трудно, приходилось ее беречь. Но каждая женщина проявляла фантазию, порой на единственное платье то пришивался новый воротничок, то манжеты или повязывался шарф, и таким образом удавалось всегда быть нарядными. Так, с отсутствием шляпок появилась привычка ходить с непокрытой головой или даже надевать на голову шарф, скрученный в виде тюрбана. Эта идея, кстати, пришла из иностранных фильмов военных лет, которые были разрешены к показу. В некоторых из них можно было увидеть тюрбан — например, у кубинских женщин, работающих на плантациях сахарного тростника. Интересно, что последний показ мод осенне-зимнего сезона 2019–2020 годов в головных уборах снова делает акцент на шапке-чалме и тюрбане. 

От чего зависит мода

Ведется много споров на тему, зависима или нет мода от политики. Консенсус в этой дискуссии пока не найден. А вот от экономики зависит все, в том числе и мода. Так, шерсть, кожа, нейлон и шелк в 40-е годы были стратегически важными материалами. Именно поэтому, когда в фашистской Италии не хватало кожи, появились пробковые каблуки на туфлях от дизайнера Сальваторе Феррагамо, которые распространились на всю Европу. Их, например, любила и демонстрировала подруга Гитлера Ева Браун.

Зависима мода и от внешних обстоятельств. Дизайнеры отмечают, что война подталкивала ее к женственности, которой так не хватало в те годы. Модный силуэт видоизменялся — его форма могла быть прямоугольная, чаще это относилось к пальто. Могла быть в виде двух треугольников, вершины которых соединялись вместе на линии талии (пальто и платье). Или в виде квадрата — жакет костюма-квадрат с узкой короткой юбкой-карандаш. Такие формы силуэта продержались до конца войны.

В этих силуэтах подчеркивались длинные тонкие ноги с обувью на толстой подошве (платформе) из пробки или дерева, туфли на высоких каблуках, а также спортивные туфли на плоской подошве или ботинки с голенищами.

В женских туалетах талию стягивали широким поясом, создавался контраст широких плеч, юбки солнце и тонкой талии. Плечи расширялись буфами или специальными прокладками, которые назывались плечиками. В верхней одежде, для того чтобы подчеркнуть горизонтальную линию плеч, иногда полностью отсутствовали воротники, даже в зимних пальто и шубах. А на летних платьях появились короткие рукава — «крылышки». Рукав кимоно, который в то время называли «летучая мышь», для четкого сохранения объема и широких плеч выполняли на подкладке.

Популярными деталями в моде 40-х стали разнообразные карманы, особенно большие, а также воротники. Костюмы были с очень длинным жакетом, часто приближенным к мужским пиджакам, и тоже с широкими плечами и короткой юбкой. Особенностью 40-х было ношение жакета не только с юбкой, но и с обычным платьем с цветным принтом.

За неимением чулок

Женские брюки вошли в повседневное употребление по самой утилитарной причине — чулки стали настоящей роскошью. Однако ходить без них все равно считалось неприличным. B ответ на нейлоновый дефицит американские производители придумали косметические чулки — то есть наносимую на ноги цветную парфюмерию. Те же дамы, у кого возможности приобрести ее не было, красили ноги настойкой скорлупы грецкого ореха, чаем или аптечными средствами и рисовали позади черный шов — непременный атрибут тогдашних чулок.

Другой альтернативой отсутствовавшим чулкам стали белые носочки. Таком образом, платье с подкладными плечами, белые носочки и босоножки — типичный женский образ тех лет.

Нарядные платья и даже белье шили из парашютного шелка. Использованные парашюты были идеальной тканью для создания красивых платьев. И первыми, кто придумал этот трюк, были французские и немецкие женщины, хотя за присвоение парашюта в рейхе и на оккупированных им территориях было предусмотрено строгое наказание.

Бижутерию женщины делали сами. Всеобщей любовью в 40-х пользовались броши и клипсы. Свои наряды дамы тоже украшали самостоятельно — кто бахромой из ниток, вытянутых трудно даже сказать из какого изделия, кто вышивал ангорской шерстью, а кто искусственными цветами. Цветы и сеточки для волос, связанные своими руками, — именно они выручали женщин в те трудные военные годы. Сеточками украшали и волосы, и шляпки. Особенно мастерски делали такие вещи польские женщины.

Пуговицы в 40-е годы тоже были особенные — обтянутые той же тканью, что и ткань платья — а где можно было найти одинаковые пуговицы в то время?.. Платья для визитов имели множество таких мелких круглых пуговиц. Сумки женщины носили на ремне через плечо, иногда сами их шили из того же материала, что и пальто.

Мех был редкостью. Но те, кто мог его позволить, непременно его носили. Особенно любили меховые муфточки. В 40-е годы были очень модны и комбинированные изделия — ткани и мех из старых запасов, ткани разных фактур и цвета. Вошела в моду также тюль для нарядных платьев. Ведь для того, чтобы появиться на вечернем торжестве, можно было пожертвовать даже своей роскошной занавеской…

Женщины старались найти возможности и проявляли необычную смекалку и фантазию, кто на что способен. В одном все были едины — в цвете. Многие носили темные цвета, а основной цвет был черный. Самым же модным было сочетание черного с желтым. При этом белый цвет почти исчез…

Время телогреек и гимнастерок

Впрочем, в Советском Союзе возможностей позволить себе все это было мало, хотя женщины там обо всем этом знали и даже читали в советских модных журналах. Но в основном они носили во время войны телогрейки, гимнастерки, короткие юбочки со встроченными складочками, затянутые военным ремнем, платок на голове или шапку-ушанку и грубые сапоги. Единственное, что можно было девочкам 40-х, — это надеть свое любимое довоенное платьице и закрутить волосы в локоны, модные в то время. И каково было их счастье во время малой передышки на фронтах, когда баянист растягивал меха баяна и нашим девочкам удавалось немного потанцевать или спеть согревающие душу песни!

На исходе войны, в 1944 году, советское правительство решило содействовать возрождению моделирования модной одежды в стране и открыло в Москве дом моделей на знаменитой еще с ХVIII века «улице моды» — Кузнецком Мосту. Предполагалось, что после войны Дом моделей создаст концепцию советской моды. Начался новый важный этап в истории отечественной модной индустрии. Разрабатывать новые модели одежды для советских людей должны были лучшие художники-модельеры страны, а швейные фабрики собирались обязать производить продукцию не по собственному усмотрению, а только по лекалам самых успешных модельных образцов. Было решено, что перспективное развитие моды должно быть связано с ансамблевым моделированием, предполагавшим создание единой концепции костюма.

Государственный подход к развитию моды в стране открывал перед властью перспективу контролировать, во что одевается население, регулировать модные тенденции, противопоставляя советскую моду «буржуазной».

Перевод на мирные рельсы легкой промышленности страны, до того работавшей почти целиком на нужды армии, был неизбежен. Нужно было начинать осваивать выпуск швейными фабриками бытовых вещей, которые, к сожалению, сначала были блеклыми и незамысловатыми.



Дата публикации: 1 января 2020

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~jlXLC


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
13867315
Александр Егоров
2127726
Татьяна Алексеева
1004242
Татьяна Минасян
489339
Яна Титова
281260
Светлана Белоусова
233102
Татьяна Алексеева
227272
Сергей Леонов
223940
Наталья Матвеева
214473
Валерий Колодяжный
213903
Борис Ходоровский
200202
Павел Ганипровский
179072
Наталья Дементьева
129910
Павел Виноградов
126250
Сергей Леонов
114355
Редакция
104001
Виктор Фишман
97849
Сергей Петров
96132
Станислав Бернев
91872