Калемегдан – боевая крепость
ВОЙНА
Калемегдан – боевая крепость
Юрий Медведько
журналист
Санкт-Петербург
288
Калемегдан – боевая крепость
Вход в Белградский Военный музей

Крепость Калемегдан можно назвать сердцем Белграда, да и всей Сербии, если не в духовном, то в военно-патриотическом смысле точно. Вражеские нашествия много раз прокатывались по землям этой страны, население которой с отчаянной решимостью боролось за свою независимость. О ратном прошлом, древнем и совсем недавнем, наполненном блистательными ратными триумфами и сокрушительными поражениями, рассказывает экспозиция Военного музея в Белграде.

МУЗЕЙ НА ЛИНИИ ФРОНТА

Название Калемегедан в переводе с искаженного турецкого может толковаться двояко – как Крепостная площадь и Боевая крепость. 

Расположена она на вершине холма (высота над уровнем моря – 125 метров) при слиянии рек Дуная и Савы.

Выгоды этой позиции оценили еще римляне, заложившие здесь твердыню, названую Сингидунум, и расположившие в ней гарнизон численностью до легиона.

В период между 378 и 441 годами крепость неоднократно разрушалась гуннами и готами, пока в 535 году не была восстановлена византийским императором Юстинианом. 

Форпостом империи она оставалась до XI века. Позже здешние земли не раз меняли хозяев, переходя к венграм, болгарам, сербам. Национальный герой Венгрии Янош Хуньяди у стен Белграда в 1456 году нанес поражение турецким полчищам. Но Сербию османы все-таки покорили, и началась долгая борьба за независимость, которую пришлось отвоевывать мелкими порциями.

В 1812 году благодаря помощи России предводитель повстанцев Георгий Черный (Карагеоргий) добился для своей страны автономии. Но уже в следующем году турки обрушились на сербские земли, воспользовавшись тем, что далекий русский царь отвлекся на борьбу с Наполеоном.

В 1815 году в ходе нового восстания Милош Обренович сумел автономию вернуть, но в Калемегдане расположился турецкий гарнизон как гарант сохранения верховной власти султана. Выставить османов удалось только в 1867 году, а еще через 11 лет Сербия наконец обрела полную независимость благодаря победам, одержанным русской армией и кардинально перекроившими карту Балканского полуострова.

Именно тогда князь Милан I Обренович и подписал указ о создании музея, первыми экспонатами которого, наряду с собственно сербскими военными реликвиями, стало трофейное турецкое оружие.

Хотя военное значение крепость утратила, на ее территории велись работы, приносившие ценные археологические находки из эпох Античности и Средневековья, также пополнявшие музейные фонды.

До 1914 года Белград был пограничным с Габсбургской империей городом, напротив которого расположился австрийский Земун (сейчас пригород сербской столицы). Здесь, на Дунае, и прозвучали первые выстрелы мировой войны, произведенные с монитора «Бодрог» из состава австро-венгерской Дунайской флотилии (сейчас этот корабль считается филиалом музея). Россия тогда вступилась за Сербию, о чем напоминает расположенный в прилегающем к крепости парке памятник Николаю II. 

Уже 2 декабря 1914 года, на четвертый день боевых действий, в крепость вошли австрийцы. Первая оккупация продлилась менее двух недель, но осенью 1915 года не только Белград, но и вся страна оказались захвачены неприятелем. При штурме города здание было разрушено, и музей прекратил свое существование.

РУССКИЙ СЛЕД

Сербия, однако, вышла из войны победительницей, став ядром нового балканского государства – Югославии. Символом этого триумфа является водруженный в крепости 14-метровый монумент обнаженному воину с мечом, который так и называют – памятник Победителю.

Королевский престол достался сыну последнего сербского монарха – Александру I Карагеоргиевичу, уделявшему большое внимание формированию государственной идеологии, частью которой было и уважение к ратному прошлому входивших в страну народов, прежде всего сербов. По всей стране начался сбор экспонатов, призванных осветить и недавнюю борьбу против австро-германских захватчиков.

В роли координатора проекта выступал бригадный генерал Воислав Вукович, стараниями которого в 1924 году завершилось строительство нового здания. 

Король покровительствовал русским эмигрантам, многие из которых подключились к музейной работе. Так, в состав художественного совета музея вошел знаменитый архитектор Николай Краснов, построивший в Крыму несколько дворцов для представителей семейства Романовых (включая Ливадийский). 

Военный историк и педагог генерал-лейтенант Борис Адамович не только организовал для детей эмигрантов кадетский корпус, но и создал Русское отделение Военного музея, передав сербским музейщикам документы и экспонаты по истории царской армии и Белого движения. Среди них можно выделить коллекцию Объединения лейб-гвардии Кексгольмского полка и регалии Кубанского казачьего войска.

Для работы в Военный музей приглашались художники Всеволод Гулевич, Алексей Васильев, Павел Кравченко, Афанасий Шелоумов. Например, в середине 1930-х годов Гулевич, как штатный художник музея, оформил Книгу дарителей, а затем написал галерею из 60 портретов сербских воинов начиная от прихода славян на Балканы в VI веке до начала ХХ века. 

После фашистской оккупации Югославии в апреле 1941 года представители русских военных союзов и объединений попросили вернуть им большинство материалов и действительно получили их обратно. Тут сыграла роль политика, поскольку немцы собирались привлечь эмигрантов к борьбе с партизанами, в чем немало и преуспели.

Однако и сегодня в музее остались предметы из их коллекций – два фотоальбома Кексгольмского полка, альбом с фотографиями и репродукциями, посвященный семье Николая II и великому князю Кириллу Владимировичу, несколько десятков литографий с воспроизведением русской военной формы изданий Пиратского и Висковатова, рисунки, изображающие русскую кавалерию, выполненные для Музея русской конницы, а также несколько русских военных мундиров, награды и холодное оружие.

Разграбления Белградского военного музея при немцах не произошло, поскольку он находился в ведении сербского марионеточного «Правительства национального спасения», возглавляемого Миланом Недичем, и вообще оккупанты пытались противопоставлять сербские ценности югославским, поскольку за последние ратовали партизаны-коммунисты Иосипа Брос Тито. Именно они в октябре 1944 года и освобождали Белград вместе с Красной армией. 

Советское оружие активно поставлялось в Югославию до 1948 года, пока не поссорились два Иосифа – Тито и Сталин.  

МЕНЯЮЩИЕСЯ ПРИОРИТЕТЫ

Во времена социализма собрание на Калемегедане стало главным Военным музеем не только Сербии, но и всей Югославии. Однако на рубеже II и III тысячелетий концепция экспозиции снова сменилась в сторону сербских ценностей. 

По ходу боевых действий XX века страна оказалась буквально напичкана самым разнообразным оружием, что хорошо видно по расположенной на улице части экспозиции. И еще по этому собранию можно проследить, как менялись сербско-югославские внешнеполитические ориентиры. 

Например, накануне Первой мировой войны Сербия дружила не только с Россией, но и с Италией, о чем напоминает тяжелая итальянская 149-миллиметровая пушка 1905 года. При Александре I союзниками считались Франция и государства Малой Антанты. Соответственно, бронетехника этого периода представлена польской танкеткой TKF и французским легким танком FT-17. О временах борьбы с оккупантами напоминают итальянская танкетка Carro Veloce L3/35, немецкая самоходка StuG III Ausf. F/8, немецкие же танки Pz-II и PzKpfw IV Ausf.H и прочее. Боевые действия на Дунае представлены торпедным катером, торпедами, плавучими минами и противоминными заграждениями. 

Среди вспомогательной техники встречаются необычные образцы вроде прицеплявшегося к поезду рельсореза, с помощью которого оккупанты портили железнодорожное полотно при отступлении.

Разумеется, представлена и советская техника, включая классические Т-34, ИС-2 и «катюшу». 

Вообще, количество выставленной во дворе и не примелькавшейся по другим музеям техники столь велико, что у некоторых посетителей уже не остается сил для осмотра внутренних помещений. Но в них-то и начинается хронологический рассказ о прокатившихся по территории Сербии войнах.

Собрание музея насчитывает около 30 тысяч предметов, объединенных в несколько коллекций: археологическая, коллекции оружия, наград, знамен, одежды и униформы, картин и фотографий.

Мультимедийная техника позволяет просматривать видео и получать дополнительную информацию по интересующей теме. 

Завершающая часть экспозиции посвящена, разумеется, недавним событиям, связанным с распадом Югославии, и особенно натовским бомбардировкам 1999 года.


24 сентября 2021


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
120570
Владислав Фирсов
105721
Сергей Леонов
96065
Виктор Фишман
78125
Борис Ходоровский
69159
Богдан Виноградов
55559
Дмитрий Митюрин
45140
Татьяна Алексеева
41542
Сергей Леонов
39828
Роман Данилко
37857
Светлана Белоусова
36433
Александр Егоров
35356
Борис Кронер
35198
Наталья Дементьева
34192
Наталья Матвеева
34044
Борис Ходоровский
32669