А зори в Угличе тихие…
ВОЙНА
А зори в Угличе тихие…
Наталья Малышева
энергетик
Углич
2785
А зори в Угличе тихие…
Угличская ГЭС в годы войны

На момент пуска (8 декабря 1940 года) Угличская ГЭС с установленной мощностью 110 МВт являлась второй по мощности гидроэлектростанцией Советского Союза. А после того как в августе 1941-го в ходе боев был разрушен ДнепроГЭС стала первой. Именно отсюда, со Средней Волги, столица страны получала электроэнергию в самый тяжелый период Великой Отечественной.

ПРОЕКТ СОЮЗНОГО ЗНАЧЕНИЯ

В 1931 году пленумом ЦК ВКП(б) было принято решение о строительстве канала Москва — Волга. Вновь ставшая столицей теперь уже советского государства Москва, крупный промышленный город с полуторамиллионным населением, остро нуждалась в воде. Обводнение Москвы-реки путем соединения с верховьем Волги позволяло решить эту проблему.

В 1932 году был разработан проект переустройства главной транспортной артерии Советского Союза «Большая Волга». Глубоководный путь от северных промышленных областей страны к сельскохозяйственному югу был важен и для укрепления военной мощи молодого государства. В те годы по Волге ежегодно транспортировалось 33 миллиона тонн грузов, в том числе и для военной промышленности. Каскад подпирающих друг друга гидроузлов обеспечивал необходимые для навигации отметки, регулировал сток Волги, избавляя приволжские города от наводнений, обеспечивал ирригацию и выработку электроэнергии.

Разработками гидротехнической реконструкции Волги занимались различные ведомства, выдвигалось множество проектов, среди специалистов шли дискуссии о количестве и основных параметрах входящих в каскад гидроузлов.

В марте 1932 года решением союзного Совнаркома был принят проект строительства двух гидроузлов на Волге: первого в районе Ярославля для Ивановской промышленной области (Ярославль в те годы входил в Ивановскую область) и второго в районе Балахны для Горьковской области. Однако детализация проекта показала, что Ярославский гидроузел будет иметь малую регулирующую емкость водохранилища, что приводило бы к остановке ГЭС в период половодий и паводков. Строительство остановили.

По новому проекту Москваволгостроя предполагалось перенести ГЭС в район Рыбинска, а вместо планируемых Мышкинского и Калязинского гидроузлов построить один — Угличский. Этот проект выгодно отличался от предыдущих, поскольку давал больше возможностей для судоходства и выработки электроэнергии.

Созданная при Госплане экспертная комиссия утвердила новую схему Волжского каскада. 14 сентября 1935 года Центральный комитет ВКП(б) и Совнарком СССР приняли постановление «О строительстве гидроузлов в районе Углича и Рыбинска», согласно которому установленная мощность Угличской ГЭС была принята равной 110 МВт. В короткий срок гидростроителям предстояло освоить только на двух гидроузлах мощности, равные половине всех гидроэнергетических мощностей, предусмотренных планом ГОЭЛРО на 15 лет.

Для строительства Рыбинской и Угличской ГЭС создали специализированную организацию — Волгострой НКВД, ориентированную на преимущественное использование труда заключенных. При Волгострое 7 октября 1936 года был образован Волголаг.

Руководство Волгостроем и Волголагом с момента их основания до 13 сентября 1940 года осуществлял Яков Рапопорт, главным инженером строительства до сентября 1937 года являлся Сергей Жук. После перевода Жука на строительство Куйбышевской ГЭС его должность занял Владимир Журин (не так давно сам бывший заключенный на строительстве Беломорканала, освобожденный как ценный специалист), который с сентября 1940 года одновременно был руководителем Волгостроя и Волголага.

Численность трудившихся на стройке заключенных в 1936 году составляла 19 420 человек, к августу 1941-го — уже 85 505 человек. Более 80 % зеков составляли обычные уголовники и преступники, осужденные за убийства, грабежи и кражи. Но были и политические. Например, режиссер, создатель первого в мире детского музыкального театра Наталия Сац.

Самым тяжелым для заключенных стал 1942 год. С февраля в лагерях увеличили нормы выработки, уменьшили размеры продовольственного пайка. Заключенных постоянно перебрасывали на строительство оборонительных сооружений. Уровень смертности вырос в 10 раз. В течение года от туберкулеза и болезней, вызванных по большей части недоеданием, умерли 16 704 человека.

Помимо заключенных, в строительстве участвовали и вольнонаемные. В 1939 году Ярославский обком комсомола направил на Волгострой 6400 человек, что составляло 23% от общей численности работников. Позже «подтянули» немецких военнопленных. Интересна история Хуберта Денезера, попавшего на строительство Угличского гидроузла в 1944-м, когда ему не было и 20 лет. В конце 1990-х годов он часто приезжал в Углич, с теплотой отзывался о русских людях, помогавших юноше выжить в плену.

В ТЯЖЕЛЫЙ ЧАС

В октябре 1935-го начали прокладку дорог. В 1936-м приступили к земляным работам. На строительстве активно использовались экскаваторы, автотранспорт, специальные железнодорожные вагоны — думпкары, ленточные транспортеры. Широкое распространение получила гидромеханизация, с помощью которой в том числе намыли русловую плотину (впервые в отечественной практике намыв производился и зимой). В апреле 1938-го уложили первый бетон.

Особенностью строительства Угличской ГЭС было возведение бетонных сооружений (водосбросной плотины, шлюзов и здания ГЭС) в котлованах на пойме, вне русла реки, что позволило отказаться от строительства временных перемычек в русле, ускорить и упростить работы.

15 октября 1939 года строители ГЭС перекрыли Волгу и начали намыв земляной плотины. Первый гидроагрегат был пущен 8 декабря 1940-го, второй - 20 марта 1941 года.

К началу Великой Отечественной войны строительные работы были близки к завершению, но планы пришлось корректировать…

В суровую малоснежную зиму 1941–1942 годов на базе Волгостроя создали Угличский участок полевого строительства для сооружения оборонительного рубежа — противотанковых рвов, дотов, землянок для военнослужащих и командных пунктов.

Для защиты города и станции в Углич перебросили 62-й зенитный артиллерийский дивизион. В него входили три зенитно-артиллерийские батареи, пулеметная рота и взвод разведки и связи.

10 апреля 1942 года в дивизион были мобилизованы девушки 18–20 лет из Углича, Угличского и Борисоглебского районов. В течение месяца казарменных сборов они изучили устав гарнизонной службы, устройство пушки, пулемета, прошли строевую подготовку. 5 мая 1942 года в торжественной обстановке приняли присягу. Это была воинская часть, повседневная жизнь и боевые будни которой напоминали то, что показано в бессмертной повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Только дело происходило не в Карелии, а в самом сердце России.

Позиции зенитчиц размещались непосредственно на территории ГЭС. И несмотря на все попытки вражеской авиации (особенно сильными были налеты в 1942–1943 годах), ни одна бомба на территорию станции не упала.

В июне 1943-го артиллерийские батареи и подсобные подразделения выбыли из Углича в Ярославль, остались только пулеметчики. Один взвод охранял гидроэлектростанцию, три его пулемета располагались на крыше ГЭС. Второй взвод из трех пулеметов занимал позиции на шлюзе.

За годы Великой Отечественной Угличская ГЭС выдала в Московскую энергосистему 1 млрд кВт/ч электроэнергии. Через шлюзы гидроузла прошли миллионы тонн военных и народнохозяйственных грузов. Учитывая, что подмосковные тепловые станции были выведены из строя (Шатурская станция находилась на оккупированной территории, Каширская была подготовлена к взрыву), в работе оставались только электростанции, находящиеся в пределах Москвы. Угличская ГЭС спасала столицу от энергетического голода. И кроме этого, ежедневно в Москву отправлялись машины с продовольствием для сотрудников Мосэнерго из подсобных хозяйств Волгостроя. Указом президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1944 года большая группа строителей, монтажников и работников Угличского гидроузла была награждена орденами и медалями СССР.

ЦЕНА ПОБЕД

В промышленную эксплуатацию Угличский гидроузел был принят 30 июля 1955 года. Сегодня гидроэлектростанция работает в пиковой части графика нагрузки энергосистемы центра, повышая надежность ее функционирования. Угличское водохранилище активно используется как транспортная артерия, являясь частью единой глубоководной системы европейской части России.

В 2011 году на Угличской ГЭС прошел знаковый этап реконструкции: в эксплуатацию был введен новый гидроагрегат. В результате мощность станции увеличилась на 10 МВт и составляет сегодня 120 МВт.

Уникальный архитектурный комплекс Угличской ГЭС является объектом культурного наследия. В начале 1950-х годов в Углич приехала бригада выпускников Московского академического художественного училища памяти 1905 года, украсившая фризы машинного зала фресковой росписью. Гидротехнический комплекс превратился во внушительный монументальный архитектурный ансамбль в стиле сталинского ампира, вот уже 80 лет являющийся одной из красивейших достопримечательностей Волги.

С 2005 года на территории Угличской ГЭС работает Музей гидроэнергетики с уникальной интерактивной экспозицией, рассказывающей об истории гидроэнергетики СССР и России. Истории во многом неоднозначной.

Оригинальные решения, разработанные при строительстве Угличской ГЭС, легли в основу строительства более крупных гидроузлов на Волге. И здесь же сломанные судьбы, затопленные территории, страдания и смерть.

Такой ценой Советский Союз смог нарастить промышленный потенциал и превратиться из аграрного государства в ведущую индустриальную державу.


6 марта 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
88449
Виктор Фишман
70665
Борис Ходоровский
62860
Сергей Леонов
56252
Богдан Виноградов
50023
Дмитрий Митюрин
37365
Сергей Леонов
33828
Роман Данилко
31683
Борис Кронер
20560
Светлана Белоусова
19602
Светлана Белоусова
18342
Дмитрий Митюрин
17900
Наталья Матвеева
17752
Татьяна Алексеева
17196
Наталья Матвеева
16477
Татьяна Алексеева
16279