Знак ЗМС на груди у него…
СПОРТ
«Секретные материалы 20 века» №19(509), 2018
Знак ЗМС на груди у него…
Борис Ходоровский
журналист
Санкт-Петербург
9361
Знак ЗМС на груди у него…
Первый ЗМС Яков Мельников

После завершения чемпионата мира 2018 года футболистам сборной России было присвоено звание заслуженных мастеров спорта. Это решение чиновников вызвало неоднозначную реакцию в спортивном сообществе. Бурные дискуссии начались с реплики волейболистки Екатерины Гамовой. Подчеркнув, что у нее нет никаких претензий к футболистам, двукратная чемпионка мира заметила: «Почему-то в других видах спорта, чтобы получить звание заслуженного мастера спорта, нужно выиграть чемпионат мира или стать призером Олимпиады, а в футболе достаточно дойти до четвертьфинала». Поддержали Гамову и российские футболисты, блиставшие в начале 1990-х. Накал дискуссии зашкаливал, заставив рядовых болельщиков вспомнить о том, что же это такое звание заслуженного мастера спорта.

MADE IN USSR

Футболистов сборной Франции, ставших чемпионами мира, звания заслуженного мастера спорта своей страны не удостоили. В Париже триумфаторов из команды Дидье Дешама наградили орденами Почетного легиона. Ну и премией, размер которой был установлен заранее, не обделили. А почетное спортивное звание существует только в некоторых республиках бывшего Союза и некоторых странах, ранее принадлежавших к социалистическому лагерю.

Впервые оно появилось в СССР в 1934 году. В мае ЦИК принял постановление «Об установлении звания заслуженного мастера спорта», а уже в начале июня оно было присвоено 22 спортсменам. Список был опубликован в газете «Правда». Удостоверение за номером один получил не футболист, а конькобежец Яков Мельников.

Первому отряду заслуженных мастеров спорта удостоверения вручали в помещении Всесоюзного совета физической культуры (так в 1930-е годы называлось нынешнее Министерство спорта). Исключение сделали только для Мельникова. Его чествовали во Дворце культуры автозавода имени Сталина, который не смог вместить всех желающих. Первому заслуженному мастеру спорта пришлось пробираться в зал сквозь многотысячную толпу. Многие рабочие пришли после смены, не успев снять спецовки. Путь на сцену выстлали живыми цветами. Даже Артему Дзюбе таких почестей сегодня не оказывают.

На церемонии выступил директор завода ЗИС Иван Лихачев. Личность легендарная, чье имя впоследствии и носил московский автозавод. Он подчеркнул, что Мельникову волею судьбы довелось открыть счет международным победам на высшем уровне, а партия и правительство оказали огромную честь открыть счет гвардейцам советского спорта. Все эти дифирамбы Мельников заслужил.

Свою блистательную карьеру он начал еще до Первой мировой войны. Чемпионаты Российской империи, РСФСР и СССР в многоборье выигрывал 12 раз, установив 27 рекордов страны. Пусть и называвшейся по-разному. В 1923 году Мельников стал бронзовым призером чемпионата мира в многоборье. Сам факт участия советского спортсмена в международных соревнованиях по тем временам был сенсацией. Далеко не все знают, что название спортивного общества «Торпедо», основанного на базе секций завода ЗИС, предложено Мельниковым. Правда, произошло это в 1936 году, уже после того, как прославленный конькобежец был удостоен самого высокого спортивного звания в СССР.

ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ

Удостоверения за номерами два и три также получили конькобежцы, москвич Платон Ипполитов и ленинградец Владимир Калинин. Успехи Ипполитова на дорожках были датированы дореволюционными годами, а к моменту учреждения звания заслуженного мастера спорта он был уже, как сказали бы сегодня, спортивным функционером. Возглавлял подразделение, отвечающее за развитие велосипеда и коньков во Всесоюзном совете физкультуры.

Без футболистов в списке первых, естественно, не обошлось. Звания заслуженного мастера спорта в июне 1934 года были удостоены уже завоевавшие популярность у болельщиков ленинградцы Михаил Бутусов, Павел Батырев, Николай Соколов, москвичи Николай Старостин, Федор Селин, Петр Исаков, харьковчанин Иван Привалов. Особо стоит отметить Владимира Вонога. Он получил признание как мастер сразу двух спортивных игр, футбола и русского хоккея.

Правда, другой первый ЗМС, Николай Старостин, в книге «Звезды большого футбола» написал, что в сборной Ленинграда Воног не выделялся техникой, но компенсировал этот недостаток задором и работоспособностью. Он начал играть в футбол и хоккей с мячом в Путиловском кружке в 1914 году. В составе уже «Красного путиловца» в 1927 году совершил триумфальное турне по Германии, где ленинградские футболисты громили соперников из рабочих клубов. Четырьмя годами раньше Воног в составе сборной РСФСР сыграл в нескольких международных матчах.

А еще Воног был чемпионом СССР по хоккею с мячом, одновременно тренируя ленинградский «Авангард», судил матчи чемпионата страны по футболу, преподавал в институте физкультуры. Был даже организатором физкультурно-массовой работы на Кировском заводе, где впервые в СССР стали практиковать производственную гимнастику перед началом трудового дня. Умер заслуженный мастер спорта, получивший удостоверение за номером 17, в 1942 году в блокадном Ленинграде.

ЗА БОЕВЫЕ ПОДВИГИ И КО ДНЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА

До Великой Отечественной войны звание заслуженного мастера спорта присваивалось крайне редко. В академической гребле единственным обладателем значка, который появился в 1935 году, был Александр Долгушин. Он работал перевозчиком на Москве-реке, а в свободное время выступал на соревнованиях. Мог бы блистать и на международных регатах, но в ту пору о выступлении в Швейцарии советские спортсмены могли только мечтать. В первые дни после начала войны Долгушин ушел добровольцем на фронт, воевал в отдельной мотострелковой бригаде особого назначения и погиб в неравном бою под Гомелем.

В годы войны высшее спортивное звание присваивалось мастерам спорта за боевые заслуги. Штангист Аркадий Авакян был удостоен его за то, что убил фашиста ударом кулака. Известный ленинградский легкоатлет, а в последствии знаменитый тренер Виктор Алексеев в 1942 году получил звание за подготовку резервов для фронта. Были отмечены и участники легендарного блокадного матча. Единственный раз звание ЗМС было присвоено футбольному арбитру Николаю Усову.

В середине прошлого века появилась традиция отмечать высшим спортивным званием чемпионов Олимпийских игр, мира и Европы. Причем олимпийским чемпионам заранее заготовленные значки и удостоверения вручали еще до возвращения на родину, в олимпийской деревне. Правда, и до войны победам советских спортсменов за рубежом придавали большое значение. В 1940 году московские спартаковцы в Софии разгромили местную «Славию» и сборную болгарской столицы. В ту пору болгарский футбол не мог похвастаться заметными успехами, но в Москве футболистов встречали с почетом. Пять игроков удостоились звания заслуженного мастера спорта. Причем не только спартаковцы Андрей Старостин и Анатолий Акимов, но и призванные под красно-белые знамена динамовцы Михаил Якушин и Сергей Ильин, а также форвард ЦДКА Григорий Федотов.

Только сборная Москвы, игравшая под флагом «Спартака», могла похвастать победами над капиталистическими соперниками, а в 1950 году накануне Всесоюзного дня железнодорожника, высокое звание было присвоено спортсменам ДСО «Локомотив». Ни для кого не было секретом, что сделали это в угоду тогдашнему министру путей сообщения Лазарю Кагановичу, — он был главным болельщиком в железнодорожном ведомстве. Найти достойных высокого звания было делом непростым, и в список включили трех футболистов московского «Локомотива», который по итогам чемпионата СССР в том году вылетел из класса «А», аналога нынешней премьер-лиги.

СПОРТКОМИТЕТ ДАЛ — НКВД ЗАБРАЛ

Звание заслуженного мастера спорта не только присваивали. Его могли и лишить за нарушение спортивного режима и даже по политическим причинам. Братья Старостины, получившие значки ЗМС до войны, были репрессированы и вновь получили высшее спортивное звание лишь после реабилитации в 1955-м.

После поражения сборной СССР по футболу от команды Югославии на Олимпиаде-1952 перестали быть заслуженными мастерами спорта главный тренер команды Борис Аркадьев, а также футболисты Константин Бесков и Валентин Николаев. Лучший друг советских физкультурников не простил поражения от команды, представлявшей «преступную клику Тито — Ранковича». Лишь после смерти Сталина, когда отношения между СССР и Югославией заметно потеплели, футболистам было возвращено высокое звание.

Буквально перед отъездом на чемпионат мира в Швецию вечеринка с участием Эдуарда Стрельцова, Михаила Огонькова и Бориса Татушина закончилась уголовным процессом и лишением футболистов звания ЗМС. Огоньков до его восстановления так и не дожил, Татушину вскоре вернули значок и удостоверение. Ну а Стрельцов после освобождения из лагеря вернулся в большой футбол, и в 1967 году ему вновь было присвоено звание ЗМС. Ведь торпедовец был признан лучшим футболистом страны по итогам сезона.

Лишали звания, а затем вновь присваивали его хоккеисту Виктору Кузькину, обвиненному в дебоширстве и хулиганстве баскетболисту Алжану Журмухамедову, тяжелоатлету Александру Курловичу, у которого канадская таможня изъяла анаболики. Навсегда лишились значков и удостоверений уехавшие из СССР на ПМЖ шахматистка Алла Кушнир и шашист Исер Куперман, а также «невозвращенцы» шахматист Виктор Корчной, фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопов.

ТАЙНАЯ МИССИЯ АГУСТИНА ГОМЕСА

Отдельного рассказа заслуживает Агустин Гомес, приехавший в СССР подростком на пароходе, который привез детей воевавших на стороне республиканцев-испанцев. Футбольную карьеру юный баск начинал в Москве. Играл за «Крылья Советов» и «Торпедо», был даже в составе сборной на Олимпиаде-1952. Правда, на поле в Финляндии так и не вышел, но за успешные выступления в составе автозаводцев был удостоен звания ЗМС.

В 1950-е годы многие испанцы, пережившие военное и послевоенное лихолетье в СССР, стали возвращаться на родину. Болельщики «Торпедо» удивлялись, почему в сезоне-1954 их любимец так и не вышел на поле. Гомес в это время готовился к подпольной работе против фашистской диктатуры Франко. Он был завербован НКВД еще до начала войны, а в 50-е годы стал правой рукой находившейся в эмиграции в СССР руководителя испанской компартии Долорес Ибаррури.

Вернувшись в Испанию, Гомес подписал контракт с мадридским «Атлетико», но болельщики команды, которой покровительствовал сам Франко, его не приняли. Пришлось Агустину переключиться на тренерскую работу в родной Стране басков. Параллельно с футболом он вел совсем другую деятельность. В 1960-м спецслужбы Испании арестовали Гомеса в Сан-Себастьяне и подвергли пыткам. В СССР в это время в цехах завода имени Лихачева проходили митинги под лозунгом «Свободу Агустину Гомесу». И его действительно освободили!

Вернувшись в Москву, заслуженный мастер спорта получил новые документы и был отправлен с заданием в одну из стран Латинской Америки. Нынешний первый вице-президент РФС Никита Симонян, подружившийся с Гомесом в московских «Крыльях Советов», вспоминал, что во время турне по Южной Америке ему даже передали письмо от друга. Последствия пребывания в испанской тюрьме не прошли даром. В 52 года заслуженный мастер спорта Гомес скончался в Москве и был похоронен на Донском кладбище.

ДВАДЦАТКА К ЗАРПЛАТЕ

В годы перестройки и гласности в прессе постоянно поднимались вопросы о том, почему одним заслуженным спортсменам присвоили звание ЗМС, а другим — нет. Ведь в соответствии с постановлением Госкомспорта СССР от 2 августа 1988 года вводилась надбавка за звание в размере 20 рублей тренерам, состоящим на окладах. Спортсменам после завершения активной деятельности в составах сборной СССР или штатной команды мастеров по игровым видам спорта выплачивалось 70 процентов получаемого оклада до получения высшего или среднего специального образования, а также получения профессии. Плюс половина оклада в последующие три года, но в сумме выплаты производились не более восьми лет. Стимул для получения звания ЗМС был.

Последние заслуженные мастера спорта СССР появились уже после того, как страна исчезла. Так поощрили чемпионов и призеров зимней и летней Олимпиад-1992, выступавших в составе объединенной команды. Во многих независимых ныне республиках звание ЗМС СССР дает право рассчитывать на какие-то привилегии.

По аналогии с СССР почетное звание было учреждено практически во всех социалистических странах. Сохранилось оно в Монголии, где, правда, теперь оно называется «заслуженный спортсмен», а также в Болгарии. Там сначала его отменили, но в 1995 году началась кампания за возвращение спортивных званий, в которой активное участие приняли известные болгарские чемпионы. Политики долго сопротивлялись, но в 2004 году звание ЗМС восстановили. Причем присвоили его и тем, кто показал высокие достижения за время его отсутствия. В Польше значки и удостоверения заслуженных мастеров спорта вручали вплоть до 1996 года.

ДВАЖДЫ ЗАСЛУЖЕННЫЕ

В России четко прописаны критерии присвоения спортивных званий, от юношеского разряда до заслуженного мастера спорта. Правда, есть и пункт о том, что в порядке исключения ЗМС может стать спортсмен, внесший выдающийся вклад в повышение авторитета Российской Федерации и российского спорта на международной арене, проявив при этом исключительное мужество и мастерство. Отвечают ли этому критерию футболисты сборной России образца 2018 года, судить сложно. У олимпийских чемпионов по другим видам спорта и ветеранов футбола одно мнение, у болельщиков — другое, а у спортивных чиновников — правильное.

Кроме России звание ЗМС сохранилось еще в нескольких республиках бывшего Союза. В Узбекистане их даже два. В 1996 году было учреждено звание заслуженного спортсмена республики, а через два года «Узбекистон ифтихори», что в переводе означает «Гордость Узбекистана». Среди тех, кто считается гордостью страны, — шахматист Рустам Касымджанов, боксер Руслан Чагаев, олимпийская чемпионка по фристайлу Лина Черязова, а также футбольный арбитр Равшан Ирматов, судивший матч открытия на чемпионате мира 2010 года.

В Белоруссии заслуженными мастерами спорта стали гимнасты Виталий Щербо и Иван Иванков, биатлонисты Александр Попов и Светлана Парамыгина, конькобежец Игорь Железовский. Некоторые из них имели звание заслуженного мастера спорта СССР. Есть среди спортсменов и уникумы, получившие в последние годы высшее спортивное звание сразу в двух странах.

За выход в финал чемпионата мира 2006 года заслуженным мастером спорта Украины стал вместе с партнерами по команде Анатолий Тимощук. В конце года он перешел из донецкого «Шахтера» в питерский «Зенит», с которым выиграл Кубок УЕФА. После триумфа в Манчестере на родине Тимощук был удостоен еще и звания заслуженного работника физической культуры Украины, а в России стал ЗМС. Удивительно — с учетом того, что в положении специально прописано: оно присваивается российским спортсменам.

Игравшие в финале Кубка УЕФА чех Радек Ширл, хорват Ивица Крижанац, турок Фатих Текке, а также вышедший на поле на 94-й минуте южнокореец Ким Дон Джин так и не стали заслуженными мастерами спорта России. Как и бельгиец Николас Ломбертс, который ценой травмы спас «Зенит» от вылета на ранней стадии плей-офф в матче с испанским «Вильяреалом». Кстати, когда Кубок УЕФА выиграл донецкий «Шахтер», где местных футболистов было меньше, чем бразильских легионеров, звание заслуженного мастера спорта Украины было присвоено всем.

Тимощук же является единственным ЗМС России и Украины. После того как Анатолий стал тренером «Зенита» и возложил цветы к монументу на Пискаревском кладбище, на родине его объявили предателем и потребовали лишить всех званий. Инициатива радикальных политиков поддержки не получила.

Любимец болельщиков «Зенита» не единственный, кто является заслуженным мастером спорта двух стран, образовавшихся после распада Союза. В 2004 году Гюзель Манюрова стала серебряным призером Олимпиады в женской борьбе и заслуженным мастером спорта России. После этого в ее карьере последовал спад, и Гюзель стало сложно выдерживать конкуренцию за место в российской команде. Ее охотно приютили в Казахстане, и уже под флагом этой страны она завоевала бронзу на Олимпиаде в Лондоне и серебро в Рио. На чемпионате мира 2012 года Гюзель была одновременно и участницей, и главным тренером сборной Казахстана. Естественно, заслуги Манюровой перед казахстанским спортом были отмечены званием заслуженного мастера спорта этой страны.

Учрежденное в 1934 году звание сегодня представляется просто рудиментом советской эпохи. В прибавке «двадцатки к окладу» современные футболисты, зарабатывающие миллионы, и отнюдь не рублей, в своих клубах, не нуждаются. Да и представители менее популярных дисциплин вполне могут обеспечить себе безбедное будущее спортивными достижениями. Красивый значок уже никто не надевает, а удостоверение, дающее право на какие-то льготы, не показывает. Любовь и уважением болельщиков тем более не измеряется присвоенным кем-то из чиновников званием. Хотя, возможно, Килиан Мбаппе и Антуан Гризман завидуют Артему Дзюбе и Игорю Акинфееву, которые стали заслуженными мастерами.


17 августа 2018


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847