Сильнейшему везет не всегда
СПОРТ
«Секретные материалы 20 века» №14(322), 2011
Сильнейшему везет не всегда
Сергей Волков
журналист
Санкт-Петербург
1205
Сильнейшему везет не всегда
Джачинто Факетти

Профессиональные спортсмены — как правило, суеверные люди, и в своем большинстве искренне верят в то, что везение в достижении больших спортивных побед играет не меньшую роль, чем мастерство. То, насколько определяющую роль может сыграть везение на соревнованиях даже самого высокого уровня, в полной мере ощутила сборная СССР по футболу в 1968 году, когда только по воле случая наша команда не попала в финал чемпионата Европы.

В современном футболе существует такое правило: победитель противостояния в кубковых матчах или играх плей-офф в случае ничейного результата в основное и дополнительное время определяется в серии одиннадцатиметровых ударов. Нередко многие футбольные специалисты и болельщики называют серию послематчевых пенальти лотереей, намекая на то, что ее исход во многом случаен и победителем не всегда выходит команда, которая была сильнее. Однако большинство любителей футбола уже забыло о том, что раньше, в не таком уж далеком прошлом, когда серия одиннадцатиметровых ударов еще не была предусмотрена регламентами соревнований, судьбу матча в случае ничейного исхода решал жребий. Арбитр подбрасывал монетку, и в зависимости от того, выпадал ли орел или решка, определялось, какая команда пройдет в следующий этап. В том, насколько слеп и несправедлив порой бывает жребий, убедились миллионы советских болельщиков, пристально следивших за полуфинальным матчем чемпионата Европы 1968 года между сборной Советского Союза и командой Италии.

Чемпионат Европы 1968 года проходил в Италии. «Скуадра-Адзурра» (как болельщики называли сборную Италии), по мнению большинства итальянских фанатов, была готова к большим свершениям, и, воспользовавшись тем, что первенство Старого Света проходит в родных стенах, намеревалась вернуть себе былую славу и выиграть первый крупный международный трофей в послевоенной истории. Но объективных причин, кроме безудержной поддержки родных фанатов на стадионах во время матчей, для того, чтобы стать чемпионом Европы у сборной Италии практически не было. Команда, которую возглавил Феруччо Валькареджи, выглядела разбалансированной и испытывала определенные проблемы с составом. Сборная СССР, возглавляемая Михаилом Якушиным, напротив, считалась фаворитом турнира. Уверенно преодолев отборочную группу и переиграв в четвертьфинале команду Венгрии, советская команда, казалось, просто не знала себе равных в Европе. Но, к сожалению, прямо перед матчами полуфинала внутренние конфликты и травмы серьезно ослабили нашу сборную. Эдуард Стрельцов и Йозеф Сабо покинули национальную команду из-за конфликта с тренерским штабом, Валерий Воронин был отчислен за нарушение спортивного режима, Виктор Аничкин, Муртаз Хурцилава и Игорь Численко не смогли помочь своей команде по причине травм. Но даже несмотря на потерю целой плеяды ключевых игроков, сборная СССР представляла собой грозную силу.

Когда в полуфинале в соперники сборной СССР выпала команда Италии, многие уже видели советских футболистов в финале. И действительно, начало матча на переполненном стадион «Сан-Паоло» в Неаполе складывалось для наших спортсменов как нельзя лучше. С первых минут встречи команда СССР захватила инициативу, заставив итальянцев обороняться. А после того, как из-за травмы выбыл один из футболистов «Скуадра Адзурры» — Ривера, оставив свою команду вдесятером (замены по ходу матча тогда были не предусмотрены), преимущество нашей сборной стало подавляющим. Лидер атак советской команды — молодой форвард киевского «Динамо» Анатолий Бышовец своими проходами буквально разрывал прославленную надежностью итальянскую оборону, заставляя восхищаться своей техникой искушенную в красивом футболе европейскую публику. Но возможно, как раз стремление молодого нападающего сыграть на публику и непременно забить самому, пошло в ущерб эффективности его действий и командной игры, поэтому за все 90 минут основного времени матча наша команда так и не смогла открыть счет. В добавленные к основному времени полчаса картина происходящего на поле практически не изменилась: абсолютное доминирование сборной СССР и нули на табло после свистка рефери об окончании матча.

Счет 0:0 в основное и добавленное время полуфинального матча означал, что судьбу встречи должен был решить жребий — монетка, которую предстояло подбросить рефери матча в судейской комнате стадиона. Капитаны команд Альберт Шестернев и Джачинто Факкетти вместе с главным арбитром матча под оглушительный рев трибун заполненного до отказа стадиона отправились в подтрибунные помещения. Выбирать орла или решку должен был футболист нашей сборной. «Выбирай орла» — прокричал, по рассказам очевидцев, в этот момент Шестерневу буквально прорвавшийся в судейскую комнату тренер нашей команды Михаил Якушин. Но капитан сборной СССР замешкался и, не желая тянуть время, немецкий рефери обратился к итальянцу.

«Вроде бы слышу, что Михеич кричит, а сделать ничего не могу» — рассказывал потом о своем оцепенении Альберт Шестернев.

Факетти не задумываясь выбрал орла, и, как оказалось, угадал. Сборная Италии по воле слепого жребия вышла в финал, а наша команда, несмотря на то, что демонстрировала куда более интересный и качественный футбол, получила право лишь побороться за третье место.

«Выбери Шестернев орла, и серебряные медали у нас в кармане, а там, глядишь, и на золотые замахнуться можно» — потом с досадой рассказывал Якушин.

Итальянские болельщики просто сходили с ума от восторга после такой победы, местные газеты на перебой писали о том, что «Скуадра-Адзурра» попала в финал по воле Бога, а история со жребием, определившим финалиста чемпионата Европы, с годами обросла легендами. По одной из версий, которую рассказывают в Италии, монетка, брошенная немецким арбитром, закатилась под скамейку, и Факкетти, как коршун, бросился за ней, убедив потом арбитра, что она упала именно на ту сторону, которую он и загадал. Другая версия гласит о том, что монетку рефери приходилось бросать дважды: первый раз она попала в щель в полу и осталась там в вертикальном положении. По третьей версии, когда арбитр бросил монетку, то поймал ее на одну ладонь, и, закрыв второй ладонью ее от капитанов обеих команд, произнес «Италия». О том, было ли что-то из этого на самом деле, сложно судить, особенно сейчас, когда прошло уже более сорока лет. И разговоры о том, что жребий был не только несправедлив, но и не честен, остаются всего лишь домыслами. А факты таковы, что после жеребьевки буквально обезумевший от счастья Факкетти выбежал из подтрибунных помещений на поле с пронзительным криком «Италия!» И десятки тысяч болельщиков, затаивших дыхание в ожидание хоть каких-то вестей из недр стадиона, в едином порыве подхватили этот возглас.

Пребывавшая после такого нелепого и обидного поражения не в лучшем расположении духа сборная СССР проиграла матч за третье место команде Англии со счетом 2:0. А Итальянцы, напротив, воспарили духом и, как показалось, нашли свою игру, одолев в финале сборную Югославии и на радость своим болельщикам выиграв домашний чемпионат Европы.

Отомстить Итальянцам за обидное и несправедливое поражение наши футболисты смогли ровно через 20 лет, когда сборные вновь встретились в полуфинале чемпионата Европы и команда СССР одержала уверенную победу со счетом 2:0.


16 июня 2011


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847