Голкипер без сознания
СПОРТ
«Секретные материалы 20 века» №17(325), 2011
Голкипер без сознания
Сергей Волков
журналист
Санкт-Петербург
1131
Голкипер без сознания
Владимир Маслаченко

В футболе, как и в любом другом виде спорта, травма, полученная спортсменом, нередко играет определяющая роль в его судьбе и карьере, не давая полностью раскрыться его таланту. Такой случай произошел и с выдающимся советских голкипером Владимиром Маслаченко. И несмотря на то, что Владимир Никитич и так по праву признается одним из лучших вратарей в истории отечественного футбола, несомненно, что он мог бы добиться намного большего на международной арене, если бы не тяжелейшая травма, полученная им в самом расцвете карьеры, накануне Чемпионата мира 1962 года в Чили.

Лев Иванович Яшин по сей день считающийся лучшим голкипером всех времен и народов, внес огромный вклад в самые значимые достижения нашей футбольной сборной, в его честь назван приз, вручаемый лучшему вратарю Чемпионата мира, а его игра на воротах считается эталоном. И несмотря на то что советская вратарская школа всегда считалась одной из самых профессиональных в Европе и в СССР было не мало выдающихся голкиперов, лишь один человек мог сравниться по своему мастерству с Львом Ивановичем и вытеснить легендарного «Черного паука» из состава национальной сборной - это Владимир Маслаченко.

Родился Владимир Маслаченко в 1936 году в украинском селе Васильковка в семье ветеринарного врача. С раннего возраста спорт стал главным увлечением в его жизни. Володя занимался в секциях баскетбола и волейбола, пинг-понга и легкой атлетики, но больше всего юноше приглянулся футбол. В возрасте пятнадцати лет Маслаченко был принят в свою первую футбольную команду, носившую гордое название «Строитель». Поразив тренеров скромного любительского клуба своей пластикой и просто сумасшедшей реакцией, молодой голкипер был делегирован в главную районную команду - криворожский «Спартак». Будучи игроком «Спартака», Маслаченко принимал участие во многих всесоюзных и районных юношеских соревнованиях: стал победителем областной Спартакиады, завоевал второе место на республиканских соревнованиях, был включен сначала в состав сборной Днепропетровского района, а потом и сборной школьников Украины. Не по годам уверенная игра, которую демонстрировал юный Володя, не могла остаться не замеченной тренерами серьезных футбольных команд, и уже в 1953 году Маслаченко получил приглашение в днепропетровский «Металлург» - команду мастеров, выступавшую в классе «Б» чемпионата СССР.

Быстро завоевав себе место в основном составе «Металлурга», Маслаченко засветился на всесоюзном уровне, когда он вместе со своей командой вышел в полуфинал Кубка СССР. Многие тогда заговорили о том, что в украинской глубинке появился новый выдающийся вратарь. Первым из больших клубов видеть молодого Маслаченко в своих рядах захотел московский «Локомотив». Владимир был не против того, чтобы перебраться в столицу, однако руководство «Металлурга» наотрез отказалось его отпускать. Областная команда всячески пыталось удержать талантливого футболиста: молодому спортсмену выделили комнату в элитном доме прямо напротив обкома партии, перевели на особый график обучения в медицинском институте и вели за ним буквально круглосуточное наблюдение. Тогда, если верить слухам, сам министр путей сообщения организовал «побег» голкипера из Украины.

«Тогда я спал на раскладушке и в любой момент готовился собрать вещи и уехать в столицу, - вспоминал впоследствии сам Маслаченко о тех временах. - Москвы не боялся ни капли - я вообще легкий на подъем человек, с отцом по эвакуациям наездился».

В 1956 году, бросив учебу в институте, Владимир Маслаченко стал футболистом «железнодорожников». Буквально в первый же сезон в составе «Локомотива» украинскому голкиперу удалось привести свою команду к победе в Кубке страны. Особенно сложным для вратаря получился финальный матч против московского «Спартака»: «железнодорожники» забили гол, после чего «красно-белые» принялись усиленного атаковать ворота «Локомотива». Но Маслаченко удалось отстоять «сухой» матч, позволив своей команде одержать минимальную победу со счетом 1:0. После этого матча голкипера включили в состав 33-х лучших футболистов страны по итогам года и пригласили в молодежную сборную СССР.

Но в молодежке Маслаченко играл не долго. Поняв, что держать такое дарование среди юниоров - настоящее преступление, тренерский штаб главной национальной команды пригласил голкипера «Локомотива» в основную сборную, вместе с которой Владимир отправился на Чемпионат мира 1958 года в Швецию запасным вратарем. Бесспорным «первым номером» сборной тогда был Лев Яшин.

Познакомившись в сборной с сильнейшими игроками страны, выступавшими за «Спартак», «Торпедо» и «Динамо», Маслаченко понял, что для того, чтобы продолжать развиваться и оттачивать свое мастерство, он должен сметить команду. Несмотря на то что «Локомотив» был не бедным клубом, его победу в Кубке СССР, скорее, можно было назвать прыжком выше головы, чем закономерностью. И молодой голкипер выразил желание перейти в более амбициозный и стабильный клуб. Серьезный интерес к Маслаченко тогда проявили два «гранда» советского футбола – «Спартак» и киевское «Динамо». Сам Владимир не хотел уезжать из Москвы, поэтому склонялся к тому, чтобы принять предложение «красно-белых». Когда Маслаченко обратился к футбольному руководству о переводе его в другое спортивное общество, то получил отказ.

«В Доме Союзов заседала федерация футбола, решавшая и мой вопрос, - вспоминал Владимир Никитич. - Как только подошли к нему, меня выставили из зала. Я был удивлен, но подчинился. А потом вызвали и сообщили, что решение уже принято. Отрицательное. Тогда я взял слово и заявил: «Я протестую, что меня выставили из зала. Нельзя без меня обсуждать мой вопрос. Вы вели свое собрание недемократично». Через 10 секунд меня уже не выставили, а вышвырнули из зала».

Но долго удерживать рвущегося из команды футболиста никто не мог, да и не собирался, и в 1962 году, накануне Чемпионата мира в Чили, Маслаченко получил разрешение на переход в «Спартак». Окрыленный таким долгожданным поворотом своей карьеры, Владимир отправился в расположение национальной сборной, которой предстояла подготовка к мировому турниру, где наши футболисты выступали в ранге действующих чемпионов Европы.

На этот раз Маслаченко призывался в главную национальную команду уже не в качестве дублера Яшина, а как серьезный претендент на основное место в воротах. Лев Иванович был не в форме: травмы и спад игровых кондиций серьезно сказались на качестве его игры. В то время, как Маслаченко за год до турнира, по версии журнала «Огонек» был признан лучшим вратарем страны. Во время тренировочных сборов тренерский штаб команды СССР долго не мог определиться с тем, кто же все-таки должен занять место в воротах: Маслаченко и Яшин играли по очереди в товарищеских матчах. В одной из последних контрольных игр против сборной Коста-Рики первый тайм на воротах стоял Яшин. Зайдя в раздевалку в перерыве, Лев Иванович подошел к Маслаченко и сказал: «Володька, бери перчатки. Я не в порядке, тебе играть на чемпионате». На следующий день главный наставник нашей команды Гавриил Качалин выпустил Маслаченко в основном составе на товарищеский матч. Но этот выход оказался трагическим для голкипера «Спартака». Форвард противника в борьбе за мяч нанес мощнейший удар ногой по голове голкипера нашей сборной, после чего Маслаченко был срочно доставлен в больницу с тяжелейшим переломом челюсти. Семь часов лучшие врачи делали операцию советскому футболисту. Потом еще восемь дней ему был прописан строгий постельный режим.

«После того, как выписался из больницы, в Колумбии, накануне самого чемпионата, я присоединился к команде, но разумеется, чисто символически, - вспоминал Маслаченко об этом трагическом этапе в своей карьере. - Но Качалин сказал: иди тренируйся, как можешь, чтобы соперники знали, что у нас есть второй вратарь».

Но даже тренировки давались голкиперу с огромным трудом: каждое резкое движение вызывало головокружение, нагрузки приводили к потере сознания. И несмотря на то что во всех интервью иностранным журналистам Владимир уверял, что может играть, весь мир понимал, что у сборной СССР на чемпионате остался один голкипер.

Чемпионат 1962 года наша сборная откровенно провалила, дойдя всего лишь до четвертьфинала. Лев Иванович Яшин был абсолютно прав, сказав накануне турнира, что находится не в форме: пропустила голов на этом турнире наша сборная немало, и во многом из-за неудачной игры вратаря.

Маслаченко восстановился после этой травмы и уже в 1962 году стал чемпионом страны в составе московского «Спартака». Шесть лет еще выступал за «красно-белых», выиграл с ними немало титулов, был капитаном команды, но в сборную так и не вернулся. И сейчас можно лишь предполагать, каких великих побед могла бы достигнуть наша национальная команда в те годы, если бы не эта злосчастная травма, полученная в товарищеском матче.


3 августа 2011


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847