Пропавшие сокровища Иерусалимского храма
НАУКА
«Секретные материалы 20 века» №1(413), 2015
Пропавшие сокровища Иерусалимского храма
Петр Люкимсон
журналист
Израиль
886
Пропавшие  сокровища Иерусалимского храма
Иерусалимский Храм — культовое сооружение еврейского народа

В одном из лучших фильмов сериала об Индиане Джонсе Джордж Лукас и Стивен Спилберг отправляют своего героя на поиски легендарного ковчега Завета – одного из самых сакральных артефактов человечества, стоявшего в святая святых Иерусалимского храма. Выбор сюжета для блокбластера был, безусловно, не случаен…

На протяжении многих столетий кладоискатели, мистики, историки и археологи ищут сокровища Иерусалимского храма. При этом они основываются на свидетельствах Тацита, Флавия и других древних историков о том, что именно в храм на протяжении столетий стекались огромные пожертвования – сотни тонн золота, серебра и прочих ценностей. Все это – не считая золотого храмового светильника (меноры), столов для хлебов вознесения, умывальников священников и других аксессуаров храма – представляет сокровище, стоимость которого невозможно выразить ни в каких цифрах. А ведь в Иерусалимском храме хранились и другие, сакральные реликвии. Одно упоминание о них заставляет трепетать сердце любого мистика – посохи пророка Моисея и его брата Аарона, ковчег Завета, кольцо и корона царя Соломона…

Трудно поверить, что все это было уничтожено или бесследно исчезло. И потому поиски сокровищ Иерусалимского храма продолжаются. Причем, по общему мнению, мест, где они могли бы быть спрятаны, не так уж и много…

ТАМ, ГДЕ СТОЯЛ ХРАМ…

Одно из известных еврейских преданий утверждает, что главные сокровища Первого Иерусалимского храма были спрятаны в самом храме – в подземелье, где царь Соломон, по преданию, томил демонов, или, если угодно, джиннов. Сейчас здесь располагается мечеть «Купол Скалы»; в сущности, она специально была построена именно там, где, согласно Библии, размещалась святая святых храма, а еще раньше, в дохрамовые времена, находился камень, на котором Авраам едва не принес в жертву своего сына Исаака.

Проведение каких-либо раскопок на территории иерусалимской Храмовой горы в течение последних столетий строго воспрещалось мусульманским духовенством, и потому мы можем только догадываться о том, какие тайны хранят ее недра. И все же, судя по всему, смельчаки, решавшие на свой страх и риск произвести здесь раскопки, время от времени находились.

Просматривая подшивку выходящей на иврите в начале ХХ века в Палестине газеты «Херут» («Свобода»), автор этих строк наткнулся на бушевавший весной 1911 года грандиозный скандал, связанный с именем британского офицера капитана Монтегю Браунеля Паркера. Участник Англо-бурской войны, авантюрист по натуре, Паркер подкупил шейха мечети «Купол Скалы», и тот разрешил англичанину ночью проникнуть в здание вместе с несколькими помощниками.

Дело происходило в дни мусульманского праздника в честь «наби Мусы» (пророка Моисея), когда Храмовая гора пустеет, и вдобавок шейх отослал домой всю охрану. В течение десяти дней Паркер вел тайные раскопки в мечети, пока наконец не докопался до массивной мраморной плиты, прикрывавшей вход в то самое «подземелье джиннов». Что было дальше, история умалчивает.

На десятый день раскопок охранники мечети обнаружили незваных археологов, подняли шум, и Паркеру и его подручным пришлось бежать. Еще через несколько дней некий мусульманин сообщил муфтию Иерусалима, что Паркер вынес из мечети несколько тяжелых мешков, в которых лежали… ковчег Завета, посохи Моисея и Аарона, кольцо и корона царя Соломона и многое другое. Муфтий поспешил в полицию. Власти объявили капитана Паркера в розыск, но тот поспешил зафрахтовать яхту и ускользнул прямо из-под носа блюстителей порядка. Со слов полицейских газета «Херут» и опубликовала всю эту историю.

Но будем откровенны: в ее достоверность почти не верится. Если бы Монтегю Паркер и в самом деле нашел хотя бы один из вышеперечисленных артефактов, он бы непременно всплыл в каком-нибудь музее или в частной коллекции.

Многие видные раввины и ряд израильских историков убеждены, что по меньшей мере часть храмовой утвари следует искать в запасниках Ватикана, который унаследовал ее от Римской империи. Такая мысль невольно приходит в голову, когда смотришь на знаменитый барельеф на арке Тита, на котором римские воины несут взятые в качестве трофеев семисвечник и другие предметы из храма. Однако ни ковчега Завета (с лежащими в нем вторыми скрижалями с десятью заповедями и останками разбитых Моисеем первых скрижалей), ни посохов Моисея и Аарона, ни кувшинчика с манной небесной (которой евреи питались во время странствий по пустыне) в Ватикане не может быть по определению. Все эти артефакты бесследно исчезли еще в 586 году до н. э., когда вавилонская армия под предводительством Навузардана разрушила Первый храм. А может быть, еще раньше…

В ПАУТИНЕ ВЕРСИЙ

Согласно талмудическому трактату «Йома» (лист 53: 2) ковчег Завета, столы для хлебов приношения, золотой жертвенник для воскурений и другие священные предметы были переправлены захватчиками в Вавилон. Другое еврейское предание утверждает, что ковчег спрятали в надежном месте еще при царе Иосии (640–609 гг. до н. э.), опасавшемся захвата храма.

Однако Маймонид в своей книге «Мишна Тора» приводит несколько другую версию. По его словам, царю Соломону в пророческом видении было открыто, что построенный им храм будет разрушен. Поэтому он заранее приготовил в храме тайник, в который можно было спрятать самые священные из находившихся там предметов.

Таким образом, Маймонид снова приводит нас к мечети «Купол Скалы», в то самое место, куда в 1911 году сумел тайно проникнуть капитан Паркер. Под этой мечетью и в самом деле располагается огромное подземелье, но есть ли там ковчег Завета или нет – это тайна за семью печатями. Мусульманские духовные авторитеты, как уже было сказано, запрещают проводить какие-либо археологические раскопки. При этом они признаются, что и сами толком не знают, какие ценности могут быть в этом подземелье, поскольку стараются спускаться туда как можно реже.

Но другой талмудический трактат – «Шкалим» – настаивает на том, что сакральные сокровища Первого храма были упрятаны под землю в той части, где располагалось «женское отделение», то есть на несколько десятков метров к северо-востоку от «Купола Скалы».

Легенда рассказывает, что на сам этот тайник наложено кабалистическое заклятие, снять которое можно будет только после прихода Мессии. Один из священников Второго храма, продолжает легенда, случайно открыл этот тайник, когда колол дрова для жертвенника. Неожиданно он обратил внимание на то, что одна из каменных плит, которыми был выложен храмовый двор, отличается от других. Приподняв ее, он увидел лежащий в глубоком подвале ковчег Завета и, ошеломленный своей находкой, побежал рассказать о ней товарищам. Но прежде чем он успел закончить этот рассказ и указать место тайника, священнослужитель повалился на землю и испустил дух.

Тут надо заметить, что ковчег Завета – и с точки зрения религиозных авторитетов, и с точки зрения ученых – артефакт совершенно особый. Согласно преданиям, ковчег обладал паранормальной природой. Согласно одной из легенд, хотя он весил несколько тонн, в тот момент, когда Бог отдавал евреям приказ тронуться в путь, четверо левитов с легкостью поднимали его. Стоит вспомнить и рассказанную в Библии историю о том, как при перевозке ковчега во времена царя Давида двое юношей умерли только оттого, что дотронулись до него, причем их смерть сильно напоминала «ядерный ожог».

Но дело не только в этом. Ковчег – это единственный предмет Иерусалимского храма, который практически невозможно воссоздать. Если мы более-менее представляем себе, как выглядели тот же храмовый светильник, жертвенник, огромный медный умывальник и т. д., то каким был ковчег, неизвестно, хотя в Библии приводятся его точные размеры. И уж тем более мы не знаем, как выглядели скрижали Завета, принесенные Моисеем с горы Синай. То, как их принято изображать в мировой живописи, не более чем домыслы художников.

А вот что касается сокровищ Второго храма, то почему их бы и в самом деле не поискать в Ватикане?

ВСЕ ПУТИ ВЕДУТ В РИМ?

О том, что многие артефакты Второго храма после его разрушения римлянами в 73 году были взяты в качестве добычи Титом Веспасианом, свидетельствуют не только изображения на знаменитой Триумфальной арке. Об этом же писали Иосиф Флавий в своей «Иудейской войне» и римские историки. Аналогичные сведения приводятся и в еврейских источниках. Так, в уже упоминавшемся трактате «Йома» утверждается, что рабби Элазар, сын рабби Йоси (II век), видел в Риме завесу, отделявшую святая святых храма от остальной его части, а на ней – следы запекшейся крови последних защитников храма. Другая талмудическая легенда подтверждает этот рассказ, внося в него новые краски. Она рассказывает, что после того, как рабби Элазар изгнал беса, вселившегося в дочь императора, последний велел отвести его в свою сокровищницу, чтобы он мог вынести оттуда все, что захочет. Там раввин и увидел предметы из храма, однако именно их взять в качестве награды ему не разрешили.

По другому преданию, в Риме в итоге оказался и ковчег Завета с лежащими в нем скрижалями, кувшинчиком с манной и посохами Моисея и Аарона.

По версии известного американского исследователя профессора Стивена Файна, взятые в Иерусалимском храме трофеи римляне поместили в своем Храме Мира, который был построен в честь победы над евреями сразу после Иудейской войны – примерно в 74 году. Плиний, называющий здание Храма Мира «самым прекрасным строением, которое когда-либо видел мир», сообщает, что в нем были помещены многие замечательные военные трофеи римлян, в том числе и из «храма иудеев». Профессор Файн предполагает, что после разрушения Иерусалима многие евреи, несмотря на запрет посещать языческие храмы, приходили в Храм Мира, просто чтобы взглянуть на предметы из Второго храма, и именно там рабби Элазар, сын рабби Йоси, и видел храмовую завесу, а вот легенда об изгнании беса из принцессы – это уже более поздняя выдумка. Как известно, в 192 году Храм Мира был прочти полностью уничтожен пожаром, так что, возможно, в этом пожаре сгорели и трофеи, вывезенные из Иерусалима.

В последующие столетия Рим не раз подвергался набегам различных завоевателей, страдал от подарков и землетрясений, так что шансы на то, что артефакты Иерусалимского храма сохранились в этих переделках целыми и невредимыми, очень невелики. Однако среди римских евреев и в древности, и в Средневековье, и в Новое время ходили упорные слухи, что тем не менее все эти ценности сохранились и по-прежнему находятся в Вечном городе.

Знаменитый путешественник Биньямин из Туделы, посетивший Рим в XII веке, писал, что в городе есть пещера, куда «злодей Тит» сложил всю храмовую утварь. Кроме того, по словам Биньямина, он лично видел в Риме церковь, у входа в которую в виде украшения были поставлены «Боаз» и «Яхин» – декоративные медные столбы, в свое время стоявшие у входа в Иерусалимский храм. Местные жители рассказали путешественнику, что каждый год в день разрушения храма по столбам начинает струиться вода – как будто слезы по давней катастрофе.

Следует отметить, что израильские власти и видные раввины в последние десятилетия не раз предпринимали попытки получить от Ватикана ответ, имеются ли в его запасниках какие-либо предметы из Второго храма.

Бывший израильский министр по делам религии профессор Шимон Шитрит вспоминает, как в 1995 году, учитывая дружеские отношения, которые сложились между Израилем и Ватиканом, он направил письмо с вопросом о том, нет ли в сокровищнице римских пап храмового светильника, изображенного на арке Тита? Ответа на это свое послание ни в письменной, ни в устной форме он так и не получил, хотя израильские политики продолжали активно общаться с представителями Ватикана.

Тот же вопрос был задан римскому папе главным раввином Израиля Исраэлем Меиром Лау во время посещения им Рима в 2004 году, и снова понтифик предпочел перевести разговор на другую тему.

Два года спустя во время визита в Ватикан бывший президент Израиля Моше Кацав (ныне отбывающий тюремное наказание за сексуальные преступления) вновь поднял этот вопрос и добился того, чтобы Святой престол разрешил сотрудникам израильского Управления древностей осмотреть свои запасники. Представительная делегация израильских ученых прибыла в Рим, побывала в трех сокровищницах Ватикана, но не обнаружила никаких артефактов, которые как-то были связаны с Иерусалимским храмом. «Во всяком случае, ничего, что представляло бы какую-нибудь историческую ценность», – говорится в отчете делегации.

Однако многие в Израиле и сегодня убеждены, что Ватикан показал тогда сотрудникам Управления древностей далеко не все, а лишь то, что хотел показать. Эти фанаты по-прежнему уверены, что искать ценности храма надо именно в Риме.

В качестве правоты своей позиции они приводят несколько, прямо скажем, не очень сильных доводов.

Во-первых, на монете, отчеканенной в 1590 году в честь избрания папой Урбана VII, изображен семисвечник – точная копия того, что стоял в Иерусалимском храме. Ватикан вряд ли стал бы выбивать на монете предмет, не имеющий к нему никакого отношения.

Во-вторых, в 1882 году известный польский раввин Ханох Лейзер посетил Ватикан в надежде открыть тайну приготовления бирюзовой краски, которой евреи в период Второго Иерусалимского храма окрашивали кисти молитвенного покрывала. Тайны он не открыл, но увидел ткань, окрашенную этой краской, а также… различную храмовую утварь.

В-третьих, бизнесмен Исраэль Винтер утверждает, что его отец, будучи офицером американской армии, в 1945 году оказался в подвалах Ватикана, где видел различные предметы из Иерусалимского храма – золотой совок для сбора золы с жертвенника, стол для хлебов подношения, храмовую завесу, но вот семисвечника там не было.

В-четвертых, американский политик Йосеф Прагер свидетельствует, что в 1962 году историк Оскар Гольдман рассказал ему, будто осматривал подвалы Ватикана по личному приглашению папы Иоанна XXIII. Там он видел множество предметов еврейского культа, включая семисвечник без подставки. Но вот был ли это светильник именно из Иерусалимского храма, Гольдман наверняка утверждать не решился.

Не так давно в Ватикан из Израиля снова были направлены письма с вопросом о сокровищах храма. На самом деле сами авторы этих писем в неофициальных беседах признают: шансы на то, что бесценные артефакты и в самом деле находятся в Риме, невелики. Но они есть.

И все же главное направление поисков сокровищ уже давно связано с Израилем.

ТАЙНА КУМРАНСКОГО КОДА

Те, кто отрицает, что золото и священные аксессуары храма находятся в Ватикане, опираются на несколько источников.

Первый из них – это сочинение византийского историка VI века Прокофия Кесарийского, утверждающего, что Велизарий (504–565), полководец императора Юстиниана, сумел отбить у вандалов различные золотые изделия из Иерусалимского храма, которые за семь лет до того вандалы вывезли из Рима, в ходе его разграбления.

Император Юстиниан пожертвовал эти трофеи собору, который он построил в Иерусалиме к западу от того места, где стоял храм.

Согласно христианским хроникам, когда над Иерусалимом в очередной раз нависла угроза захвата, реликвии храма были перенесены в хорошо укрепленный православный монастырь Святого Креста, где их зарыли в надежном месте. Этот основанный в III веке монастырь стоит в Иерусалиме и поныне. Вот только где именно спрятаны реликвии, никто, разумеется, не помнит. Похоже, цепочка передачи сведений о местонахождении клада прервалась у монахов еще во времена Крестовых походов.

И все же главный упор в поисках сокровищ делается на знаменитый «медный свиток», найденный в Кумране в 1953 году и хранящийся в Иорданском археологическом музее.

Написанный, в отличие от других кумранских свитков, не на пергаменте, а на медной фольге, он явно представляет собой инструкцию по поиску сокровищ.

«В большой цистерне, что находится во дворе колонного зала, в углублении напротив двери, в углу, спрятано девятьсот талантов.

В цистерне под стеной с восточной стороны — шестьсот серебряных слитков.

В южном углу колонного зала у могилы Цадока и под колонной в зале собраний — еловый сосуд для благовоний и такой же сосуд из дерева кассии…» – гласит текст свитка.

Свиток датируется второй половиной I века до н. э. (то есть временем разрушения Второго храма) и содержит сведения о 64 тайниках, в которых суммарно спрятано 1280 талантов золота, 3282 таланта серебра, не считая различной утвари из драгоценных металлов. Но еврейский талант – это 44,8 килограмма. То есть суммарно клады содержат в себе 57 344 килограмма золота и 14 7033 килограмма серебра.

Однако подобным богатством в Иудее I века не мог обладать ни один человек. Следовательно, речь идет именно о сокровищах храма. В свитке также упоминаются аксессуары храма, причем для их обозначения используются слова, которых нет в Библии, поскольку они пришли в иврит позже, из арамейского, греческого и других языков.

По наиболее распространенной версии, когда над Иерусалимом нависла угроза осады, священники решил вывезти из храма все ценности, оставив только то, что было необходимо для ведения храмовой службы, – семисвечник, столы для хлебов, жертвенник для воскурений и т. д. При этом «медный свиток» явно не был предназначен для будущих поколений – его автор не знал, что осада закончится столь трагически, и явно надеялся вернуться и вырыть клады. Он кодировал запись таким образом, чтобы на клады не мог выйти тот, кто случайно прочтет свиток, но при этом сам знал места расположения тайников как свои пять пальцев.

Вот уже почти шесть десятилетий историки, археологи, любители приключений пытаются расшифровать указания «медного свитка» и найти упоминаемые в нем клады. На протяжении десятилетий этой идеей был буквально одержим Виндел Джонс – бывший пастор, перешедший в иудаизм и ставший в итоге профессиональным археологом. Как считается, именно Виндел Джонс и стал для Джорджа Лукаса прототипом Индианы Джонса.

В 2011 году Джонс скончался, так и не найдя сокровищ Второго храма, и сейчас его дело продолжает дочь, Сарра Ричардсон.

В заключение отметим: подтверждение того, что клады, описываемые в «медном свитке», являются реальностью, мы находим в старинной рукописи, созданной, судя по упоминаемым в ней реалиям, приблизительно в 350 году, найденной спустя столетия в Цфате и затем присоединенной в качестве приложения к книге известного раввина-каббалиста из Франкфурта рабби Нафтали Гирца Бахраха. В рукописи говорится, что пять мудрецов вынесли сокровища храма и захоронили их так, что теперь они будут открыты только после прихода Мессии. При этом в качестве места захоронения сокровищ называется Тель-Кахлон – то же самое место, о котором идет речь в «медном свитке». Но автор рукописи, приложенной к книге каббалиста, никак не мог быть знаком с автором «медного свитка» (он жил на 300 лет позже), равно как не мог знать и о существовании последнего – свиток был захоронен и обнаружен только в ХХ веке. Очевидно, кто-то слышал о кладах, информация о них передавалась изустно. Но вот что это за место – Тель-Кахлон, – пока угадать не удалось. Не исключено, что оно вообще находится на территории Иордании.

Словом, поиски самого большого в мире клада (общая стоимость триллионы долларов) продолжаются. Как продолжаются и попытки найти ковчег Завета и другие бесценные реликвии. Хотя, возможно, найдутся они только после пришествия Мессии…



1 Января 2015


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
84226
Виктор Фишман
67398
Борис Ходоровский
59851
Богдан Виноградов
46959
Дмитрий Митюрин
32411
Сергей Леонов
31388
Роман Данилко
28925
Сергей Леонов
24098
Светлана Белоусова
15147
Дмитрий Митюрин
14897
Александр Путятин
13383
Татьяна Алексеева
13146
Наталья Матвеева
12996
Борис Кронер
12405
Наталья Матвеева
11044
Наталья Матвеева
10741
Алла Ткалич
10327
Светлана Белоусова
10003