НАУКА
«Секретные материалы 20 века» №4(520), 2019
«Фотомодели» из иного мира
Татьяна Алексеева
журналист
Санкт-Петербург
5276
История знает множество талантливых мистификаторов, выдававших разные подделки за подлинники и сумевших ввести в заблуждение даже специалистов. Обычно это были взрослые люди, и занимались они своими темными делами для того, чтобы разбогатеть и прославиться. Но бывали из этого правила и исключения, что доказали две английские девочки XIX века. Среди взрослых фальсификаторов, создававших поддельные произведения искусства, археологические находки, фотографии инопланетян и тому подобные артефакты, достойное место занимают две совсем юные особы. Одной из них на момент создания первой подделки было шестнадцать лет, а другой всего десять. Но это не помешало им обмануть окружающих их взрослых и заставить их теряться в догадках, пытаясь разобраться в том, что они сотворили. Причем одним из этих умудренных опытом и скептически настроенных взрослых был известный писатель Артур Конан Дойл – даже автора книг о сыщике, способном распутать самую сложную загадку, сумели одурачить две маленькие девочки. Которые к тому же делали это вовсе не ради денег или еще какой-нибудь выгоды – просто однажды им захотелось разыграть своих близких, а потом они не смогли вовремя остановиться. Игры у ручья В начале ХХ века в маленькой деревушке Коттингли, расположенной в британском графстве Йоркшир, жили супруги Артур и Полли Райт, у которых была дочь Элси. Девочка с детства очень хорошо рисовала, и ее отдали в художественную школу. Артур же увлекался совсем новым для того времени искусством – фотографией, и у него была собственная фотолаборатория. Когда началась Первая мировая война, некоторые клиенты стали обращаться к нему с необычной просьбой: переснять уже имеющиеся отдельные фотографии погибших солдат и их оставшихся в живых родных, чтобы получился общий снимок, на котором все они как будто бы находятся рядом. Спрос на такие коллажи возрастал с каждым днем: поскольку фотография была новшеством, многие семьи просто не успели сделать до войны общий снимок. Элси, которой в начале войны было четырнадцать лет, вызвалась помогать отцу в лаборатории, и вскоре оказалось, что у нее есть талант не только к живописи, но и к фотографии. Девочка с легкостью освоила сложную технику, и сделанные ею снимки и коллажи были ничуть не хуже, чем у Артура. У Полли Райт была сестра по имени Энн, вышедшая замуж за военного по имени Артур Гриффитс и уехавшая с ним в Южно-Африканскую Республику, куда его отправили по службе. Там у Гриффитсов в 1907 году родилась дочь Френсис. А спустя десять лет семья вернулась в Англию и поселилась в доме Артура и Полли Райт. Элси и Френсис, несмотря на большую разницу в возрасте, подружились и почти все время проводили вместе. Особенно нравилось им гулять в большом лесопарке, расположенном за деревней, в котором протекал красивый ручей с небольшим водопадом. Нередко двоюродные сестры возвращались с таких прогулок перепачканными и в порванных платьях, за что им доставалось от родителей. Матери спрашивали их, зачем они ходят гулять в такое дикое место, и однажды девочки то ли в шутку, то ли всерьез ответили, что играют в лесопарке с феями, эльфами и другими сказочными существами. Родители, посчитав этот ответ обычной детской фантазией, продолжили ворчать из-за испорченных платьев. Но вскоре кузины принесли с очередной прогулки доказательство своих рассказов: фотоаппарат Артура Райта, который Элси взяла на прогулку и на который она, по ее словам, сфотографировала Френсис в окружении фей. Отец Элси, посмеиваясь над дочкиной фантазией, стал вместе с ней проявлять пленку, и по мере того, как изображение на негативе становилось все более отчетливым, становился все более озадаченным. Он увидел лицо своей племянницы, вокруг которого виднелись какие-то странные силуэты. Сначала ему показалось, что это птицы, потом он решил, что это просто смятые куски бумаги… А потом изображение окончательно прояснилось, и Артур понял, что видит маленькие фигурки танцующих девушек в длинных платьях и с крыльями за спиной. Впрочем, когда первое изумление прошло, Райт решил, что его дочь сфотографировала вырезанные из бумаги фигурки. Сделав вид, что поверил девочкам, он незаметно от них обыскал их комнаты, а также берег ручья, где они гуляли, и все мусорные ведра в доме, рассчитывая найти эти фигурки или оставшиеся от них бумажные обрезки. Но ему не удалось обнаружить даже крошечного кусочка бумаги. Элси же распечатала несколько экземпляров этой фотографии, и один из них Френсис отправила в ЮАР, вложив в письмо оставшейся там подруге. Это письмо сохранилось, и выглядит оно так, словно девочка действительно видела фей и считала их частью обычной жизни. Она написала о том, как живет в Англии, о своей учебе и о том, что все ждут окончания войны, и как бы между делом упомянула, что посылает две свои фотографии. Одну – обычную, сделанную ее дядей во дворе дома, а вторую – с феями, сделанную ее кузиной. А на обратной стороне снимка с феями девочка приписала, что удивляется, почему эти существа ни разу не встречались ей в Африке. «Наверное, им там слишком жарко», – предположила она. Френсис и Элси еще несколько раз заводили разговоры о феях, но взрослые только отмахивались от них, но потом старшая из сестер еще раз выпросила у отца фотоаппарат, и девочки вернулись с прогулки с новым снимком. На нем была Элси, сидящая на траве перед маленьким крылатым человечком, похожим на гнома из британского фольклора. Фотографию делала Френсис, и она получилась слишком бледной, но все же вполне отчетливой. А вот аппарат девочки случайно сломали, и его пришлось ремонтировать, после чего Артур Райт запретил им фотографировать и фей с гномами, и обычных людей. По всей видимости, отцы Элси и Френсис все-таки не верили, что на снимках запечатлены настоящие мифические существа. А вот их матери увлекались всякой мистикой, так что, судя по всему, считали фотографии подлинными. Полли Райт посещала местное теософское общество и однажды, когда там зашел разговор о персонажах английского фольклора, рассказала, что ее дочь и племянница лично знакомы с такими персонажами. И с этого момента обе девочки стали знаменитыми. Конан Дойл – за, Гудини воздержался Другие члены теософского общества попросили у Полли распечатать для них фотографии фей и гнома и стали показывать их на встречах с любителями мистики из других городов. А руководитель общества Эдвард Гарднер отправил их в лондонский журнал Strand Magazine, где их вскоре напечатали. Так об Элси, Френсис и их сказочных друзьях узнала вся страна, а потом слава о них и вовсе разошлась по всему миру. Статья в Strand Magazine попалась на глаза Артуру Конан Дойлу, и он очень заинтересовался фотографиями гнома и фей. Знаменитый писатель в те годы тоже серьезно увлекался разной мистикой, участвовал в спиритических сеансах и верил в существования разных мифических существ. Снимки Элси и Френсис показались ему очень реалистичными, однако сперва он все же решил проверить, не являются ли они подделками. Для этого он отправил их физику Оливеру Лоджу, и тот сразу обратил внимание, что феи на фотографиях одеты в модные в то время парижские платья и носят такие же модные прически. Лодж объявил, что фей изображает группа танцующих девушек, которых сфотографировали отдельно, а потом, уменьшив этот снимок, наложили его на портрет девочки. Но другие специалисты были менее категоричны: фотограф Фред Барлоу назвал снимки «несколько сомнительными», а некоторые его коллеги сказали, что подделать такое изображение невозможно. Следующие три с лишним года снимки изучали самые разные люди, и споры об их подлинности велись чуть ли не в каждой компании, увлекающейся мистикой. В конце концов Эдвард Гарднер лично навестил Элси Райт и ее кузину и попросил их попробовать еще раз сфотографировать фей или гномов на его собственный фотоаппарат. Девочки согласились, отправились к своему любимому ручью и вернулись оттуда с «добычей» – двумя четкими и одной размытой фотографиями все тех же крылатых фей. Конан Дойл переслал новые снимки иллюзионисту Гарри Гудини, к тому времени разоблачившему множество фокусов, но тот побоялся объявить фотографии подделкой, поскольку тоже не смог понять, как они сделаны, и решил на всякий случай вообще не отвечать писателю. Зато еще несколько фотографов дали однозначный ответ, что при изготовлении снимков не использовалось наложение кадров. Больше того, один из них обратил внимание, что между пальцами фей было что-то вроде перепонок – а некоторые британские легенды описывают сказочных существ именно так. А некоторые специалисты посчитали, что размытость на фото вызвана тем, что феи двигались. После заявлений о перепонках и о движении «фотомоделей» Конан Дойл окончательно уверился в подлинности снимков и до конца жизни убеждал в этом скептиков. То же самое делал и Гарднер, так что вскоре на их стороне уже были не только всевозможные теософы, медиумы и ясновидящие, но и немало обычных людей, раньше в существование фей не веривших. В деревню Коттингли стали приезжать целые толпы желающих увидеть мифических существ, и некоторые, побывав у ручья, заявляли, что видели именно таких фей, как на фотографиях. В паре случаев вместе с ними там была Элси Райт, которая тоже говорила, что снова увидела своих «старых знакомых». Одним ручьем дело, впрочем, не ограничивалось – кое-кто рассказывал, что видел фей с гномами и в других местах. А потом в редакции газет и журналов стали приходить и фотографии других детей, на которых они тоже играли с героями английского фольклора. Вначале 1920-х годов девочка по имени Дороти Инман сделала целую серию снимков с феями, очень похожих фото, созданные Элси и Френсис. В 1927-м в Германии был сделан снимок гнома в остроконечном колпачке, еще чуть позже сказочные существа обнаружились и в Америке, а потом за мифическими существами начали гоняться юные «папарацци» по всему миру. Гарднер, Конан Дойл и другие увлеченные мистикой люди даже придумали ответ на один из главных аргументов скептиков – о том, что мифические существа вряд ли будут одеваться и причесываться по последней моде. Теософы предположили, что изначально феи, гномы и другие подобные существа являются чем-то нематериальным, невидимыми сгустками энергии, но могут стать видимыми и принять тот облик, которого от них ожидает человек, которому они решили показаться. Так что феи, по их мнению, просто выбрали те наряды, которые Элси и Френсис видели где-то раньше. Артур Конан Дойл выдвинул также гипотезу, объяснявшую, почему фей смогли увидеть только маленькая девочка и девушка-подросток и почему, когда они стали старше, у них больше не получалось фотографировать потусторонних существ. Писатель предположил, что феи могут принять материальный облик, если получат дополнительную энергию, так называемую «эктоплазму», которую могут выделять только дети и которая заканчивается, когда у них завершается период взросления. Признались они нескоро Через несколько лет после начала этой эпопеи Элси и Френсис устали от всеобщего внимания. Теперь они мечтали об обычной спокойной жизни и не знали, куда деться от преследующей их славы. Элси уехала в США и вышла замуж, а потом они с мужем перебрались в Индию, и там у них родилась дочь. Во время Второй мировой войны она вступила в Королевскую женскую добровольную службу и стала ухаживать за ранеными в военных госпиталях Калькутты. Френсис осталась в Англии, но несколько раз переезжала из одного города в другой. Она тоже вышла замуж, и у нее было двое детей, дочь и сын. В 1947 году Элси со своей семьей вернулась в Великобританию и впервые за долгое время встретилась с Френсис. К тому времени ажиотаж вокруг их фотографий поутих, и кузины еще некоторое время жили спокойно. Но в 1971 году исполнилось 50 лет со дня изготовления первой фотографии фей, и журналисты, вспомнив об этом, снова стали расспрашивать авторов тех снимков о том, как они были сделаны. Сестер пригласили в студию телеканала BBC, и они дали весьма расплывчатое интервью, в котором так и не прозвучало прямого ответа на вопрос, были ли фото поддельными. Им предложили поклясться на Библии в том, что это были подлинники, но Элси и Френсис плавно «съехали с темы» и никаких клятв не дали. За этим интервью последовали еще несколько. В 1978 году за фотографии фей из Коттингли взялся канадский иллюзионист Джеймс Рэнди, который, как и Гудини, разоблачил множество фальшивок. Изучив снимки при большом увеличении, он объявил, что увидел на них едва заметные тонкие нити, на которых были подвешены фигурки фей. Рэнди написал об этом Элси и посоветовал ей признаться в обмане, но она вместо ответа лично ему опубликовала в журнале New Scientist открытое письмо, в котором спрашивала, «к какому месту на небе могли крепиться ниточки». После этой переписки «подружкам фей» снова стали названивать журналисты. Кузины еще некоторое время «упорствовали в своих заблуждениях», заявляя, что их снимки подлинные, но их ждало новое разоблачение. Все в том же 1978 году английскому писателю Фреду Геттингсу случайно попала в руки старая детская книжка, изданная в 1915-м, – «Книга подарков принцессы Мэри». В ней были картинки с феями – невероятно похожими на фей со снимков Элси и Френсис. Сестер снова позвали на BBC, и они признались, что феи на фотографиях и правда были нарисованы на бумаге – как предположил в самом начале Артур Райт. Элси срисовала их с той самой «Книги подарков», а потом они с сестрой вырезали их и накололи на длинные шпильки, которые другим концом воткнули в землю. Однако, рассказав об этом, кузины добавили, что они все-таки видели фей у ручья, только им не удалось их сфотографировать, тогда они сделали фальшивые снимки, чтобы их рассказам поверили. И только в 1983 году, встретившись с очередным журналистом, Элси и Френсис окончательно «раскололись». Обе сестры признались, что не видели ничего потустороннего, а просто решили разыграть своих близких. Френсис также добавила, что они боялись, как бы им не запретили гулять у ручья, и это тоже было причиной, по которой они выдумали фей. Поначалу девочки собирались вскоре признаться, что это был розыгрыш, но история так быстро стала широко известна, что они испугались, как бы их не наказали за обман, и решили стоять на своем и дальше. Кроме того, обе сестры были большими поклонницами книг Артура Конан Дойла, и им не хотелось открывать правду о фотографиях, чтобы не выставить его в глупом виде, ведь он искренне поверил, что феи были настоящими. Во время последнего интервью Элси и Френсис упомянули также, откуда между пальцами у фей появились перепонки, – оказалось, что девочки просто не очень аккуратно вырезали фигурки, и это были остатки бумаги. Что же касается гнома, с которым сфотографировалась Элси, то его она вылепила из глины. Так завершилась эта мистификация, продлившаяся целых 66 лет. Больше ее создательницы в прессе не выступали. В 1986 году умерла Френсис, а спустя еще два года не стало Элси. Фотопластинки с негативами знаменитых фотографий в 1972 году были переданы в Лидский университет, а фотоаппараты, которыми они были сделаны, и первые экземпляры снимков с феями и гномов Элси продала на аукционе. Многочисленные копии фотографий тоже время от времени всплывали на разных аукционах и в конце концов осели в частных коллекциях. А вдруг все-таки настоящие? Сказка о феях, игравших с девочками, закончилась, но не все, верившие в нее, смирились с тем, что никаких фей на самом деле не было. Несмотря на признание Элси и Френсис, среди любителей всего потустороннего остается немало тех, кто уверен, что кузины изначально говорили правду, а под конец жизни по каким-то причинам солгали. Некоторые считают, что подделками были первые четыре фотографии, но на пятой, со смазанным изображением, все-таки запечатлены настоящие феи. Другие настаивают на том, что все пять снимков являются подлинными, и в качестве аргумента в пользу этого указывают на то, что, если не считать перепонок между пальцами у фей, их контуры выглядят идеально ровными, без малейших остатков бумаги. По мнению сторонников подлинности этих фотографий, невозможно настолько аккуратно вырезать из бумаги фигурку – кое-где человек обязательно или отхватит ножницами часть изображения, или оставит чуть-чуть бумажного фона. Кроме того, любителям мистики кажется странным, что шпильки, на которых, по словам Элси и Френсис, были закреплены фигурки фей, не просвечивают сквозь тонкую бумагу. А еще странно, что девочки, особенно младшая, Френсис, никому не проболтались о своей авантюре, пока были маленькими. Кузины, к слову сказать, и сами приводили этот аргумент во время своих первых интервью, когда они еще утверждали, что феи были реальными. Наконец, другие дети, делавшие снимки фей и гномов после Элси и Френсис, так и не признались в обмане. В частности, Дороти Инман, которую тоже часто спрашивали, каким образом были сделаны ее снимки фей, до конца жизни утверждала, что эти феи были реальными. И до сих пор верящие в существование «маленького народца» люди приезжают в деревню Коттингли в надежде увидеть фольклорных существ. Частично эта надежда сбывается: на въезде в деревню и в нескольких ее дворах установлены металлические силуэты танцующих фей – почти таких же, как на сделанных там сто лет назад фотографиях. Дата публикации: 28 февраля 2019
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~Hjop8
|
Последние публикации
Выбор читателей
|