РОССIЯ
«Секретные материалы 20 века» №22(408), 2014
Как погиб клипер «Опричник»
Александр Лазарев
журналист
Санкт-Петербург
4478
Как погиб клипер «Опричник»
31 октября 1873 года кронштадтский Летний сад пополнился монументом

Во время Крымской войны в России серьезно занялись строительством парусно-паровых военных кораблей. В 1856 году на архангельской верфи был спущен на воду винтовой клипер «Опричник». Водоизмещение – 615 тонн, вооружение – шесть орудий, экипаж – 112 человек, а в качестве вспомогательного двигателя судно имело паровую машину мощностью 150 лошадиных сил. Во время перехода в Кронштадт корабль попал в жестокий осенний арктический шторм, но сумел его успешно преодолеть.

24 июля 1858-го «Опричник» во главе с капитан-лейтенантом Федоровским отправился в кругосветное плавание и находился в отряде под командованием капитана первого ранга Попова, в прошлом одного из помощников знаменитых адмиралов Нахимова и Корнилова. Плавание прошло благополучно. Потом судно посещало порты Японии, на нем велись гидрографические исследования на Дальнем Востоке, оно пересекало Тихий океан…

29 сентября 1859 года случилось ЧП: мичман Тихенгаузен во время шторма был смыт волной с крыши рубки и погиб. 7 ноября того же года корабль снова попал в шторм в Японском море. Но капитан, грамотно маневрируя, ушел от встречи с центром урагана. И хотя волны мощными ударами били клипер со всех сторон, он с честью выдержал и этот суровый экзамен.

Вскоре Федоровский принял другой корабль, а капитаном «Опричника» назначили капитан-лейтенанта Селиванова. Походы продолжались: вояжи в порты, бури, штили, научные исследования… Однако в конце 1861 года пришел приказ: возвратиться в Кронштадт, но идти в одиночку, а не в составе эскадры, и весной 1862-го экипаж рассчитывал быть дома.

Перед отправкой в далекое плавание зашли в китайский порт Шанхай, где сделали не только необходимый ремонт рангоута, но и провели серьезные работы в машинном отделении.

Капитан разработал план перехода: из Шанхая в Индонезию, оттуда через Индийский океан до южной оконечности Африки, далее кратковременная остановка в одном из портов Атлантики и, наконец, домой. В рапорте от 10 ноября 1861 года Селиванов писал о готовности к одиночному плаванию, но это была последняя весточка с «Опричника»: он не прибыл в Кронштадт и не появился ни в одном порту мира. Обломков корабля и тела членов экипажа обнаружить так и не удалось.

К тому времени, когда произошла эта загадочная история, в отечественных военно-морских силах без вести пропали всего два судна. В 1782 году яхта «Миюс» на Черном море при переходе из Херсона в Смирну и в 1850-м транспорт «Курил» в Беринговом море. Но в обоих этих случаях ничего странного и необычного не было. «Миюс» в шторм разбилась на скалах у берегов Турции. Но мы тогда часто воевали с неверными, и намечалась очередная схватка, поэтому турки скрыли факт катастрофы, а попавший в плен русский экипаж использовали на своих судах в Средиземном море. «Курил» же шторм выбросил на незаселенные берега Дальнего Востока, и его немногочисленная команда погибла. К тому времени, когда побережье Берингова моря было тщательно исследовано, обломки судна полностью сгнили.

Ситуация с «Опричником» оказалась гораздо сложнее, ибо он не мог исчезнуть бесследно.

Первым поставил вопрос об отсутствии клипера в Саймонсбее (порт в Африке у мыса Доброй Надежды) капитан французского корвета «Лаплас», так как он вышел из Индонезии практически одновременно с русским кораблем и имел тот же маршрут следования, но из-за поломок зашел на Кокосовые острова, где и простоял некоторое время. Его командир был уверен, что еще встретится с «Опричником» у мыса Доброй Надежды или узнает, когда тот его миновал. Отсутствие какой-либо информации о клипере насторожило капитана, и он поделился своими опасениями с портовыми властями, а те сообщили об этом русскому консулу.

В Кронштадте возвращение корабля ждали весной 1862 года, но он так и не появился, а в июне было отдано распоряжение о розыске «Опричника» и направлены запросы в зарубежные порты. 16 июля находившийся в Англии капитан первого ранга Шварц сообщил, что, по данным Ллойда (английское страховое общество), клипер покинул Индонезию 11 декабря 1861 года и более нигде не был зафиксирован. Тогда гидрографический департамент морского министерства попросил наших представителей в других странах собрать материалы из судовых журналов кораблей, находившихся в районе курса «Опричника», и по ним смоделировать развитие ситуации.

В Голландии капитан-лейтенант Федоров сумел достать выписки из журналов девяти судов, проследовавших в то же время от острова Ява до мыса Доброй Надежды. По ним удалось воссоздать тогдашнюю обстановку в Индийском океане: мореходная навигация находилась на высоком уровне, и даже капитаны купеческих судов успешно расходились с тайфунами. Выяснилось, что с попавшего в ураган барка «Зваан» 25 декабря видели трехмачтовый корабль, державший курс прямо в центр вращающегося урагана. Но был ли это «Опричник»? Ответа на этот вопрос никто не дал.

Теперь давайте попробуем разобраться: имел ли клипер возможность оказаться в это время в точке, указанной капитаном «Зваана», через тринадцать суток после выхода со своей последней стоянки? Да, безусловно, мог. Специалисты из гидрографического департамента установили: из 124 судов, шедших данным курсом в декабре 1861 года, 14 выдержали свой темп. «Опричник» был скоростным военным клипером и двигался быстрее, чем указанные суда, а поэтому мог быть тем самым кораблем.

Теперь подумаем: стал бы капитан Селиванов, с его огромным опытом прохождения штормов, соваться в центр тайфуна? Наверняка нет, и даже если бы он погиб, то на борту находились другие офицеры, имевшие большую практику плавания в Мировом океане и побывавшие в разных переделках. Они в любом случае справились бы с управлением, даже в условиях урагана, а команда состояла из профессиональных моряков, которые не могли подвести в трудной ситуации. В штормовых условиях погибают совсем прогнившие, перевозящие тонущие товары или неправильно загруженные суда, но «Опричник» никак не подходил под эти характеристики.

Версия о том, что клипер разбился на скалах, отпадает. На всех островах тогда существовали колонии европейских переселенцев, и, безусловно, экипаж не мог полностью погибнуть, а спасшиеся установили бы контакт с белыми людьми.

Рассматривалось предположение, что причиной катастрофы мог стать взрыв парового котла. Но судовая машина на «Опричнике» была вспомогательным, а не основным двигателем. В случае взрыва клипер никак не мог затонуть, ибо военные деревянные корабли обладают очень высокой живучестью и наличие многочисленного экипажа, а также специальных щитов позволяло заделать пробоину, откачать воду и под парусами дойти до ближайшего порта. Артиллерийские орудия не являлись стационарными, и их можно было выбросить в море вместе с боезапасом и тем самым облегчить вес клипера. В условиях шторма «Опричник» шел малым ходом, машина не работала на полную мощность, и, следовательно, не было избыточного давления пара, которое могло привести к взрыву, а кроме того, перед выходом в рейс котел тщательно прочистили и заменили дымогарные трубки.

Рассматривалась и возможность встречи с так называемой волной-убийцей, которая порой наблюдается в океаническом течении Западных ветров, омывающем Антарктиду со всех сторон. Подобное явление возникает при наложении внезапно усилившегося юго-западного ветра на мертвую зыбь (волны, имеющие место при отсутствии ветра и пришедшие из других районов океана) со стороны белого континента. Они имеют высоту 15–20 метров, и обладают крутым подветренным склоном с глубокой впадиной впереди себя. Судно проваливается в нее и накрывается гребнем. Автор статьи окончил кафедру океанологии Ленинградского государственного университета, бывал во всех антарктических морях и лично видел эти волны. Действительно, их удар может разломить пополам старое изношенное судно, но никак не «Опричник». Надо учесть, что в потоки Западных ветров входят парусники, идущие с запада на восток, чтобы использовать попутные ветер и движение морской воды, но в данном случае клипер пересекал Индийский океан с северо-востока на юго-запад и никогда бы не стал входить в эту зону.

Так что же все-таки случилось?

Я разработал свою версию развития событий. В то время корабельные пушки заряжались со стороны ствола и не были стационарно закреплены на орудийной палубе, а при выстреле на колесах откатывались назад. В условиях сильного волнения они прикреплялись к палубному покрытию специальными скобами, но в особо редких случаях во время шторма одна из пушек срывалась, начинала кататься по палубе и биться о борт. Матросы при помощи ломов ставили ее на место и закрепляли. Такая операция нередко приводила к травмам, а бывало и к жертвам членов команды.

На «Опричнике» находилось шесть пушек, но это были орудия среднего калибра, слишком тяжелые для подобного судна. Такие клипера строились для проведения крейсерских операций и разрушения портов в колониях противника. От военных кораблей неприятеля они убегали за счет превосходства в скорости, поэтому их борта были довольно тонкими. Именно этот факт и сыграл свою роковую роль.

Итак, во время урагана пушку сорвало с места, она откатилась назад, а затем под ударом волны «Опричник» резко наклонился на другую сторону, артиллерийское орудие своей массой проломило тонкий борт и выпало в море. Но образовавшуюся пробоину в штормовых условиях заделать не смогли, что и явилось причиной гибели корабля. Сотрудники гидрографического департамента, занимавшиеся причинами исчезновения клипера, с подобными случаями в своей морской практике не сталкивались и ситуацию такую не анализировали...

В память об «Опричнике» в Летнем саду Кронштадта стоит скромный каменный памятник, а в Приморском крае в честь него названы залив и бухта, ибо экипаж корабля открыл эти географические объекты.


Дата публикации: 1 октября 2014

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~EZqtH


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
11176013
Александр Егоров
1291076
Татьяна Алексеева
945635
Татьяна Минасян
474041
Яна Титова
278589
Светлана Белоусова
231084
Татьяна Алексеева
222959
Сергей Леонов
222168
Наталья Матвеева
205827
Валерий Колодяжный
203876
Борис Ходоровский
198978
Павел Ганипровский
177527
Наталья Дементьева
129008
Павел Виноградов
124743
Сергей Леонов
114062
Редакция
100662
Виктор Фишман
97617
Сергей Петров
93288
Станислав Бернев
88672