Крест против винтовки
КРАСНЫЕ И БЕЛЫЕ
«Секретные материалы 20 века» №21, 2021
Крест против винтовки
Виталий Милонов
депутат Государственной Думы РФ
Санкт-Петербург
2782
Крест против винтовки
Арест церковнослужителей. Худ. Иван Владимиров

Чем шире разворачивались сражения Гражданской войны, чем больше территорий переходило из рук в руки (то от красных к белым, то от белых к красным), чем дольше затягивалось внутреннее противостояние, тем беспощаднее становился партийно-тоталитарный нажим на Церковь, православную веру, священников и рядовых прихожан. Атеистические власти не брезговали никакими средствами – от свирепого, беспощадного террора и кощунственного вскрытия святых мощей до хитроумных манипуляций с внутрицерковными раскольниками и их самозванными «союзами».

БРОЖЕНИЕ НА ОКРАИНАХ

Торжество коммунистов смутило некоторые слабые души. В среде духовенства стали замечаться случаи откровенного, ничем не закамуфлированного ренегатства. Например, в журнале «Революция и Церковь» было напечатано заявление некоего иерарха: «Я, - говорилось в нем, - снимаю с себя дарованный Николаем Романовым сан диакона и желаю быть честным гражданином РСФСР. Церковные законы и молитвы составлялись под диктовку царей и капитала. Долой милитаризм, царей, капитал и попов! Да здравствует диктатура пролетариата!» К слову сказать, такие разгромные призывы раздавались среди клириков крайне редко.

Сознавая непоправимый вред произвольных богослужебных нововведений, способных раздробить целостную Церковь на мириады «самостоятельных», никому, кроме агентов ЧК, не подвластных приходов, патриарх Тихон обратился к пастве с особым посланием. 4 ноября 1921 года вся православная Россия внимала предстоятелю Русской Церкви: «Божественная красота нашего истинно созидательного в своем содержании и благодатно действенного церковного богослужения, как оно создано веками апостольской верности, молитвенного горения, подвижнического труда и святоотеческой мудрости и запечатлено Церковью в чинопоследованиях, правилах и уставе, должна сохраниться в святой Православной Русской Церкви неприкосновенно, как величайшее и священнейшее её достояние.

Однако умы продолжали «шататься», и наиболее болезненно проявилось это на юге, в пределах Украины. Весной 1920-го туда вторглись польские жолнеры. Им удалось захватить Киев – мать городов русских. В Польше, которой тогда руководил «начальник государства» Юзеф Пилсудский, распевали хлесткие рифмованные строки:

Една Польша, еднакова
От Киева до Кракова…

Воспользовавшись оккупацией, за которой стояли державы победоносной Антанты, вновь подняли голову украинские автокефалисты – сторонники независимой от России («самостийной») Православной Церкви. Клирики и миряне нескольких приходов провозгласили новую Всеукраинскую церковную раду, которая, попирая вековые каноны, отвергла всех епископов как ставленников великодержавной Москвы и в очередной раз провозгласила автокефалию украинской Церкви. Патриарх Тихон тотчас же упразднил автономию местной Церкви и установил для нее статус экзархата (наместничества), назначив экзархом архиепископа Гродненского Михаила (Ермакова) – впоследствии митрополита Киевского.

Тем не менее, раскольники не утихомирились. Правда, поляки помочь им не успели – панов попросту изгнали из Киева. Зато там «осели» коммунисты, которые не пожелали ссориться с сепаратистской Церковной радой – казалось бы, вредной для единства контролируемой большевиками державы. Но Рада – и за это её ценил Красный Кремль – боролась с патриархом, расшатывала Православие, ослабляла Церковь. Поэтому осенью 1921 года власти поддержали бывшего петлюровского министра Владимира Чеховского, который подсказал Раде созвать (не слушая высшего священноначалия) самочинный Всеукраинский собор. В работе этого учреждения, провозгласившего полную автокефалию, не участвовал ни один епископ.

23 октября 1921-го в киевском Софийском соборе распоясавшиеся «пресвитеры» совершили лжехиротонию женатого протоиерея Василия Липковского в сан митрополита. На другой день «митрополит» рукоположил во епископа своего сотоварища Нестора Шараповского. Вдвоем они возвели в разные саны священников Ивана Теодоровича, Александра Ярещенко и Степана Орлика. Буквально в течение недели возникла целая лжеиерархия, прозванная в народе «липковщиной» и «самосвятством». Автокефалисты увлекли за собою немалую часть украинской паствы, захватив до полутора тысяч приходов. Далеко не сразу удалось переломить негативное развитие событий.

В ТИСКАХ ГОЛОДА

К сожалению, сепаратистско-автокефалистскими действиями русские беды не ограничились. Летом того же 1921 года (когда, кстати, Ленин впервые перенес три больших обморока, которые врачи списали на переутомление, чему сам вождь не слишком поверил) на Россию обрушился жуткий послевоенный голод. Страшная засуха, словно огнем, выжгла посевы в Поволжье, Предуралье, на Кавказе и в Южной Украине. Страдали свыше 23 миллионов человек. Крестьяне разбредались кто куда, пытаясь найти хоть какое-то продовольствие и устилая дороги непогребенными мертвыми телами – человеческими и конскими. В судебных инстанциях, которые работали на территории голодающих местностей, часто слушались уголовные дела о жестоком каннибализме.

Патриарх Тихон образовал Всероссийский общественный комитет помощи голодающим (Помгол). Туда вошли видные общественные деятели, в том числе бывшие «временные» министры – кадет Николай Кишкин, социалист Сергей Прокопович, а также его жена, правая социалистка Екатерина Кускова, не занимавшая политических должностей. В храмах накапливали необходимые средства, распределяли – с подачи Помгола – гуманитарную, как выразились бы сегодня, помощь, поступавшую из-за рубежа. Одновременно владыка обратился ко всей российской пастве, к восточным православным патриархам, к папе римскому Пию XI и главе Англиканской церкви архиепископу Кентерберийскому Рэнделлу Дэвидсону с просьбой собрать - во имя бескорыстной христианской любви – продукты и деньги для спасения вымирающего Поволжья.

Большевики не захотели терпеть чьей-либо конкуренции. 27 августа 1921-го Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК) распустил Помгол. Вместо него сформировали Центральную комиссию помощи голодающим, действовавшую при ВЦИКе. Пропаганда выбросила лозунг: «Десять сытых должны накормить одного голодающего!» В декабре руководство комиссии предложило патриарху пожертвовать изрядные суммы на нужды разоренных людей. 19 февраля 1922-го, в 61-ю годовщину отмены крепостного права, святейший Тихон призвал все приходские советы жертвовать драгоценные церковные принадлежности, если, конечно, не имеют богослужебного значения. Это не смягчило ситуацию: советская печать запестрела статьями, обвинявшими клир в равнодушии к народному горю. 23 февраля был оглашен декрет о принудительном изъятии церковных ценностей.

Патриарх Тихон не согласился с этаким «подходом к делу». В новом послании пастве он резко осудил изъятие священных предметов, «употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается ею как святотатство: миряне – отлучением от неё, священнослужители – извержением из сана» (73-е правило Святых апостолов). Подобный документ был направлен всем епархиальным архиереям. Приходские советы практически единодушно вынесли решение о недопустимости таких изъятий. Произвол всколыхнул огромные массы верующих. Вокруг храмов собирались толпы народа, происходили стычки, причем чекисты, милиционеры и красноармейцы не чинясь открывали огонь и подавляли сопротивление прихожан.

Так, в Шуе (к юго-востоку от Иванова) к паперти разоряемого собора устремились тысячи людей. Милиция попыталась разогнать их – тогда появились колья и камни. На подмогу карателям была переброшена воинская часть с пулеметами. Раздались «очереди». Толпа бросилась врассыпную, на площади остались пятеро убитых и десятки раненых. Официальная же комиссия, как ни в чем не бывало, занялась ограблением храма.

«ГЕНИИ ГЕНУИ»

В связи с протестами верующих судебные инстанции возбуждали «антиклерикальные» уголовные дела. Но события в Шуе вызвали в Кремле подлинную истерику. 19 марта 1922 года Владимир Ленин (за два с небольшим месяца до удара паралича) подготовил секретное письмо членам Политбюро ЦК РКП(б). «Я думаю, - размышлял отец партии и глава Советского правительства, - что здесь наш противник делает громадную ошибку, пытаясь втянуть нас в решительную борьбу тогда, когда она для него особенно безнадежна и особенно невыгодна. Наоборот, для нас именно данный момент представляет из себя исключительно благоприятный и вообще единственный момент, когда мы можем 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий».

Чем ближе подходил Ильич к своей гибельной болезни, тем агрессивнее и непримиримее становился его политический и бытовой тон. «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Нам во что бо то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр). Без этого никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности и никакое отстаивание своей позиции в Генуе в особенности совершенно немыслимы…»

Большевики усиленно готовились к международной конференции в итальянском городе Генуе, которая проходила с 10 апреля по 19 мая 1922-го (а Ленин писал свои «соображения» в марте). На эту важную встречу (состоявшуюся за пять месяцев до фашистского путча Бенито Муссолини, за шесть месяцев до пятилетнего юбилея Октябрьского переворота и за семь месяцев до провозглашения Союза Советских Социалистических Республик) прибыли посланцы из 29 стран. Дипломаты обсуждали вопросы, связанные с урегулированием экономических контактов с Советской Россией. Работа конференции не заладилась.

Западные демократии потребовали, чтобы РСФСР признала солидные финансовые долги царского и Временного правительств перед англичанами, французами и американцами. Советские представители настаивали в ответ на возмещении убытков от иностранной военной интервенции в 1918 – 1920 годах. Дебаты зашли в тупик, но под конец споров и раздоров был подписан (в живописном генуэзском предместье Рапалло) договор об установлении дипломатических отношений между Советской Россией и послекайзеровской Германией (Веймарской республикой). Москва отказывалась от немецких репараций, которые полагались ей по Версальскому миру (лето 1919 года) как ключевой участнице Первой мировой войны на стороне Антанты. Берлин «забывал» о положенных ему по Брестскому миру (март 1918-го) русских деньгах и льготах.

Ленин был доволен конкретными итогами Генуи, ибо перед началом конференции настраивал своих коллег на самый практический лад («мы едем в Геную не как коммунисты, а как купцы»). В том же духе лидер воспринимал и развернутый накануне итальянских дискуссий антицерковный свистопляс. А подкрадывавшийся тяжелый недуг, которому суждено было через полтора года свести его в могильную сень, усугублял желание Ильича видеть вокруг только успехи и победы. «После Генуи, - замечал вождь мирового пролетариата, - окажется или может оказаться, что жестокие меры против реакционного духовенства будут политически нерациональны, может быть, даже чересчур опасны. Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий…

В Шую (где недавно кипели уличные страсти – В.М.) послать одного из самых энергичных, толковых и распорядительных членов ВЦИКа или других представителей центральной власти (лучше одного, чем нескольких), причем дать ему словесную инструкцию через одного из членов Политбюро. Эта инструкция должна сводиться к тому, чтобы он в Шуе арестовал как можно больше – не меньше, чем несколько десятков представителей местного духовенства, местного мещанства и местной буржуазии, по подозрению в прямом или косвенном участии в деле насильственного сопротивления декрету ВЦИКа об изъятии церковных ценностей. (Нехитрая инструкция! – В.М.)

Самого патриарха Тихона, я думаю, целесообразно нам не трогать, хотя он, несомненно, стоит во главе всего этого мятежа рабовладельцев… Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать».


25 ноября 2021


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8793459
Александр Егоров
980940
Татьяна Алексеева
811319
Татьяна Минасян
332415
Яна Титова
247159
Сергей Леонов
217122
Татьяна Алексеева
184432
Наталья Матвеева
182313
Валерий Колодяжный
177585
Светлана Белоусова
169371
Борис Ходоровский
161181
Павел Ганипровский
135734
Сергей Леонов
112548
Павел Виноградов
96320
Виктор Фишман
96190
Наталья Дементьева
95062
Редакция
88361
Борис Ходоровский
83808
Константин Ришес
81299