Святой богатырь Илья Муромец
ЖЗЛ
«Секретные материалы 20 века» №10(344), 2012
Святой богатырь Илья Муромец
Александр Обухов
член-корреспондент Петровской академии наук
Луга
196
Святой богатырь Илья Муромец
Илья Муромец

Имя русского богатыря Ильи Муромца известно, пожалуй, каждому с малых лет. Кто в детстве не читал сборник переложенных на современный язык древних сказаний, озаглавленный «Русские богатыри», кто не смотрел и с удовольствием не пересматривал замечательный фильм 50-х годов «Илья Муромец»? Но не все при этом знают, что Илья Муромец являлся реально существовавшим героем времен киевского князя Владимира Святославовича, крестившего Русь.

Илья Муромец известен прежде всего из русских былин, а слово «былина» в народном сознании соответствовало словам «быть» и «былое». Не случайно еще в XVIII – XIX веках русское эпическое творчество называлось «старина», что означало «имевшее место в давние годы».

Вполне естественно, что былина не летопись и несет в себе многие элементы сказочного фольклора, но и она делает свое дело: связует времена и не дает забыть исторические корни народа.

Этнограф Вера Харузина, собиравшая былины в северных краях России в начале прошлого века, так описывала впечатления от пения былин знатоком-сказителем по прозвищу Утка: «Седые волосы, короткие и курчавые, обрамляли высокий красивый лоб, редкая бородка клинышком заканчивала морщинистое лицо с добродушными, немного лукавыми губами и большими голубыми глазами. Во всем лице было что-то простодушное, детски беспомощное... Утка далеко откинул назад свою голову, потом с улыбкой обвел взглядом присутствующих и, заметив в них нетерпеливое ожидание, еще раз откашлянулся и начал петь... Что-то вдохновенное выступило в нем: голубые глаза расширились и разгорелись, ярко блестели в них две мелкие слезинки; румянец пробился сквозь смуглость щек, изредка нервно подрагивала шея.

Он жил со своими любимцами-богатырями, жалел до слез немощного Илью Муромца, когда он сидел сиднем до 30 лет, торжествовал с ним победу над Соловьем-разбойником... Все сидели, не сводя глаз с певца; каждый звук этого монотонного, но чудного, спокойного мотива ловили они. Утка кончил и торжествующим взглядом окинул все собрание. С секунду длилось молчание, потом со всех сторон поднялся говор.

– Ай да старик, как поет... Ну уж потешил.

– Пожалуй, сказка все это, – нерешительно проговорил один мужик.

На него набросились все.

– Как сказка? Ты слышишь, старина это. При ласковом князе Владимире было.

– Мне вот что думается: кому это под силу – вишь, как он его.

– На то и богатырь – ты что думаешь? Не то что мы с тобой – богатырь! Ему что? Нам невозможно, а ему легко, – разъясняли со всех сторон».

Интересные сведения, которые нельзя отнести только лишь к взаимопроникновению фольклора разных стран, содержит эпос других народов и в частности средневековые германские саги. Так, в немецкой поэме о правителе королевства Ломбардия Ортните действует Илья Русский – могучий герой, а в северогерманской «Тидрек-саге» персонажами являются русский король Владимир и герой Илья. Обе поэмы относятся к XIII веку и являются ранними письменными сказаниями, зафиксировавшими имя русского богатыря, что подтверждает величие его подвигов, слава о которых дошла до соседних народов.

Первое же письменное упоминание об Илье Муромце на Руси содержится в грамоте оршанского старосты Филона Кмита Чернобыльского, датированной 1574 годом, в которой автор жалуется на свою судьбу, говоря, что забыт, как Илья в княжеском подвале, но о нем вспомнят, когда придет беда.

Жители Мурома (Владимирская область) и родного села Ильи Карачарова издавна имели свои примеры «жизни и деятельности» богатыря. Старое русло Оки, по их мнению, завалил Илья, когда «пробовал свою силушку», а ключ, бьющий неподалеку от Мурома, возник из-под удара копыта его коня. Вода из него, по народным поверьям, восстанавливает силы и здоровье. В нынешнем Муроме память о богатыре хранят трепетно и нисколько не сомневаются в том, что его подвиги не были выдуманы. Кстати говоря, былинное выкорчевывание дубов Ильей и сбрасывание их в реку нашло свое подтверждение. Совсем недавно на дне Оки были обнаружены огромные дубы с корнями, которые, как известно, в воде не гниют, а приобретают еще большую твердость (мореные дубы). Анализ древесины самого «маленького» из них (два обхвата) показал, что возраст этих великанов зашкаливает за тысячу лет. Вот только кто их мог вырвать с корнями и бросить в речную стремнину? У муромчан ответ на этот вопрос однозначен.

Следует отметить, что и русская историческая наука рассматривала Илью Муромца не как мифологический персонаж. Выдающийся русский историк Соловьев в своей многотомной «Истории России с древнейших времен», основанной на скрупулезном изучении летописей, так описывал времена былинных богатырей: «Время Владимира было благоприятно для богатырства: дружина не уходила с князем в далекие страны искать славы и добычи; при Святославе, например, трудно было выказаться богатырем и внести свои подвиги в народную память, потому что князь был в челе дружины и был сам богатырь из богатырей, дружинники были только похожи на него, притом их подвиги совершались в далеких странах; если и были певцы в дружине при князьях, то песни их мало могли найти сочувствия в народе, для которого содержание их было чуждо. Но при Владимире другое дело: дружина была храбрая, шла беспрестанная борьба с варварами, и эта борьба происходила на глазах русского народа и шла за самые близкие его интересы. Отражение печенегов, поимка какого-нибудь страшного разбойника была для него поважнее блистательных подвигов Святослава в Болгарии... Летопись говорит об умножении разбойников, и сохранилось имя одного из них – Могута, который был пойман в 1008 году и покаялся в доме у митрополита. Можно думать, что разбойники умножились вследствие бегства тех закоренелых язычников, которые не хотели принимать христианства. Разумеется, они должны были бежать в отдаленные леса и жить за счет враждебного им общества. Отсюда может объясниться религиозное уважение, соединенное с памятью о некоторых богатырях Владимирова времени, например, об Илье Муромце, которому приписываются подвиги против разбойников на отдаленном финском севере, где язычество долго находило себе убежище».

По народным преданиям, Илья Муромец после ратной службы у князя Владимира раздал свои богатства на украшение храмов и нищим и остаток своей жизни посвятил богослужению, находясь в Киево-Печерской обители.

Здесь он и был захоронен в Антониевой пещере. В 1643 году Илья Муромец был причислен Русской православной церковью к лику святых. Паломник Леонтий, посетивший в XVIII веке Киево-Печерскую лавру, записал в своем дневнике: «Видехом храброго воина Илью Муромца в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука левая у него пробита копием, язва вся знать, а правая рука его изображена крестным знамением». Следовательно, по описанию паломника, у преподобного Ильи три пальца правой руки сложены вместе, а два последних пригнуты к ладони. Этот факт из жития святого богатыря являлся сильным доказательством его борьбы со старообрядческим расколом в XVII веке.

И еще один интересный факт. В 1988 году комиссия Минздрава (тогда еще УССР) провела экспертизу мощей святого Ильи. Определен возраст его жизни в 45-55 лет. Человек этот жил в XI-XII веках, рост его был 180 сантиметров. Комиссией было установлено, что позвоночник сильно искривлен вследствие паралича конечностей в юности. Огромные кисти рук и сильно развитый плечевой пояс свидетельствовали о том, что долгое время Илья передвигался, опираясь на руки («Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын, сиднем сидел целых тридцать лет»). Комиссия также обнаружила большое число колотых ран на теле (мощах) преподобного Ильи Муромца. В книгах Лавры богатырь значится под именем Илья Муромец (Чеботок). Прозвище Чеботок, по легенде, записано потому, что, будучи внезапно застигнутым врагами, он без оружия сумел обратить их в бегство, пустив в дело только руки и ноги в сапогах (чеботках).

Уже в наши дни по нетленным мощам святого Ильи главный специалист Московского бюро судебно-медицинской экспертизы Сергей Никитин воссоздал скульптурный образ богатыря. Самое интересное в этой истории то, что лица людей из села Карачарово (ныне оно вошло в городскую черту Мурома), относящих себя к ветви рода Ильи Муромца, оказались точь-в-точь похожими на воссозданный лик. Это при всем том, что с потомками былинного богатыря Никитин ранее не встречался и, следовательно, не мог привнести в образ черты, отложившиеся в памяти. Так появилось еще одно подтверждение реальности легендарной исторической личности.

2 августа 2006 года Спасо-Преображенскому монастырю Мурома была торжественно передана рака с частицей мощей и скульптурным образом великого уроженца муромской земли. Частицу мощей поместили в украшенную серебром шуйцу (так в православии называется левая рука) скульптуры. Десница (правая рука) лежит на мече, который специально для этого выковал муромский реставратор Сафронов, долго изучавший образцы древнего русского оружия. Имеются сведения, что список иконы святого Ильи Муромца, находящийся в Спасо-Преображенском монастыре, мироточит, а у раки происходят чудесные исцеления. Так, один из паломников, страдавший от незаживающей раны на лице, после молитвы у раки с удивлением обнаружил, что рана затянулась, не оставив видимого шрама.

Вообще все, что связано с именем русского богатыря, творит чудеса. Достаточно вспомнить о создании инженером Игорем Сикорским в 1913 году четырехмоторного самолета-гиганта «Илья Муромец». В годы мировой войны самолет превратили в первый в мире тяжелый бомбардировщик, поднимавший до 800 килограммов бомб вместе с экипажем, состоявшим из восьми человек. До 1918 года было построено 80 таких гигантов, из которых разбилось только два. А в годы другой войны, теперь уже Великой Отечественной, в Муроме создали бронепоезд «Илья Муромец», успешно громивший врага на разных фронтах. С боями бронепоезд дошел до Франкфурта-на-Одере, где своей огневой мощью подавил сопротивление фашистского бронепоезда «Адольф Гитлер». И уж совсем не случайно с недавних времен святой Илья Муромец стал покровителем Российских ракетных войск стратегического назначения.

Но вернемся к делам мирным. Малоизвестным фактом является и то, что образ русского богатыря породил новое направление в искусстве, а точнее, в кинематографе. В 1956 году на экраны кинотеатров нашей страны вышел фильм режиссера Птушко «Илья Муромец». Картина поражала своими спецэффектами и грандиозными батальными сценами. Не было даже сообщений, сколько денег вложили в этот проект. Но что там деньги, когда весь мир восхитился нашей древней историей. В американском прокате картина называлась «Меч и дракон». Такие мэтры американского кино как, например, Стивен Спилберг, говорят, что фильм произвел неизгладимое впечатление и стал объектом подражания. Именно после «Ильи Муромца» в кинематографе Запада начал развиваться жанр «фэнтези» с его «Конаном-варваром» и тому подобным. Ну а что же мы? Зайдите в любой магазин видеотоваров и попросите диск с фильмом «Илья Муромец». Вам его не найдут, а предложат «Властелин колец» или «Звездные войны». Правда, на тему «Русские богатыри» сейчас выпустили большое число анимационных фильмов. Вот только вместили они в себя все что угодно, но не любовь к нашей истории и гордость за нее, а жаль.


11 мая 2012


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
116592
Сергей Леонов
95640
Владислав Фирсов
90814
Виктор Фишман
77667
Борис Ходоровский
68796
Богдан Виноградов
55220
Дмитрий Митюрин
44680
Татьяна Алексеева
40586
Сергей Леонов
39469
Роман Данилко
37506
Светлана Белоусова
35729
Александр Егоров
34931
Борис Кронер
34535
Наталья Дементьева
33252
Наталья Матвеева
33120
Борис Ходоровский
31999