Русский артист
ЖЗЛ
«Секретные материалы 20 века» №14(296), 2010
Русский артист
Петр Анин
журналист
1131
Русский артист
Кадр из фильма «Баллада о солдате»

Помните — «русский человек — это судьба»? Это справедливо тем более, если речь идет о русском артисте. Который, известно, безмерно богат, в основном, лишь духовно, и которому, едва он появляется на экране или сцене, люди раскрывают свои сердца… Таких артистов никогда не бывает много. Один из них — Владимир Ивашов.

Настоящее прошлое

— Слышь, Володь, чего-то лицо твое мне знакомо. Где я тебя видел?…

— Да нет, ты, наверное, перепутал меня с кем-то… Сказавший это высокий мужчина с коротким седым «ежиком» пошел дальше по грязи к вагончику строительной «бытовки». Было раннее утро, а значит — возможность спокойно переодеться и подумать о своем.

Владимир сел на колченогий стул и посмотрел в окно. Неожиданно вспомнилось детство — мама, отец, игрушки, мальчишки во дворе, любимая, родная Москва…Он родился 28 августа 1938 года — теперь гораздо больше известно о том времени. По счастью, самые страшные «жернова» тех лет его семью миновали. Володины родители были рабочими и поначалу и ему прочили такой жизненный путь. Никто не предполагал, что через несколько лет его имя будет знать вся страна.

По окончании школы, в 1956 году, Ивашов подал документы на актерский факультет ВГИКа. Будучи студентом второго курса, он сыграл свою самую знаменитую, как теперь говорят — суперзвездную роль, — Алеши Скворцова в фильме Григория Чухрая «Баллада о солдате».

Капризы госпожи удачи

Это было в 1958 году. Сначала на роль Алеши в задуманной Чухраем новой картине был приглашен Олег Стриженов, за год до этого блестяще сыгравший в фильме того же режиссера «Сорок первый». Но вскоре стало понятно, что «тут нужно другое». И режиссер, сам прошедший войну, пошел на немалый по тем временам риск. Главные роли в картине, несмотря на все сомнения и противодействия тогдашних кабинетных генералов от кинематографа, сыграли девятнадцатилетний Владимир Ивашов и восемнадцатилетняя первокурсница Школы-студии МХАТ Жанна Прохоренко.

«Нам советовали сделать Алешу, как минимум, полковником и ни в коем случае «не убивать» его. Просили убрать тему измены женщины мужу-фронтовику, — рассказывал режиссер. — Были вопросы о том, почему у Алеши погоны — у нас происходит действие в начале войны, а погоны появились ближе к концу. И, конечно, многие полагали, что нельзя поручать главные роли в такой картине совсем неопытным актерам. Ну а нам приходилось «держать оборону» и терпеливо, в сотый раз, объяснять, почему поступили так, а не этак.

Но мы не ошиблись, а Володя с Жанной просто привнесли в картину самое ценное, что в ней есть — непосредственность и обаяние молодости…».

Когда фильм вышел на экраны страны, его зрительский успех превзошел очень многие ожидания. На дворе стоял 1959 год — так называемая «хрущевская оттепель», и не считаться с этим чиновники, при всем желании, не могли. И на следующий год фильм «Баллада о солдате» был представлен на Каннском кинофестивале.

«Когда на просмотре респектабельные дамы и господа заполняли зал, мы все очень волновались — поймут ли нас? Что им до страданий русской солдатской матери, потерявшей сына? Но, нет — фильм был прекрасно принят и понят. Нам долго аплодировали. Картина была награждена призом за лучший фильм для молодежи и Специальным призом жюри «За высокий гуманизм и исключительные художественные качества».

Сказать, что после премьеры «Баллады…» в Москве Ивашов проснулся знаменитым — значит не сказать ничего. Одним из главных критериев этого, безусловно, является тот факт, что, посмотрев картину, многие женщины впоследствии назвали своих сыновей в честь ее главного героя — Алешами. Также поступил и сам актер...

Не хныкать!

Вернувшись после съемок во ВГИК, Ивашов попал на курс ниже того, где учился прежде — в мастерскую Михаила Ромма.. Здесь познакомился со своей будущей женой — Светланой Светличной. Чуть более полугода продолжался «букетно-прогулочный» этап их отношений, после чего Владимир сделал девушке предложение. Светлана дала согласие.

Семейная жизнь молодой пары, особенно сначала, была в плане бытовом не слишком легкой. Но они не унывали — творческая жизнь Владимира и Светланы в то время складывалась очень неплохо. Оба еще до окончания института — а это произошло в 1963 году — снялись в нескольких картинах, а впоследствии были приняты в труппу Театра-студии киноактера при «Мосфильме». Кроме того, у них родился сын, которого назвали Алешей.

Во второй половине 1960-х наши герои снимались часто — российский кинематограф тогда был, мягко говоря, в ином состоянии. Наиболее известной работой Светличной в то время стала роль обольстительницы Анны Сергеевны в «Бриллиантовой руке». Было у нее еще несколько ролей, но так сложилось, что Светлана больше занималась домом, нежели актерской работой.

Владимиру же тогда везло в профессии — на экране был востребован мужественный и интеллигентный человек. В экранизации лермонтовского «Героя нашего времени» он сыграл Печорина (небольшую роль девушки-контрабандистки сыграла его жена). В «Новых приключениях неуловимых» Владимир замечательно спел под гитару «Русское поле», и песня эта, надолго ставшая его визитной карточкой, продолжает брать за сердце очень многих по сию пору.

Друзья не раз советовали Ивашову всерьез заняться режиссурой. Но, как вспоминала его жена, «Володя слишком любил свою профессию — действительно, не мог без нее жить…».

В «доперестроечные» годы мы помним его и в «Бриллиантах для диктатуры пролетариата», и в «Дознании пилота Пиркса», и в «Звездном инспекторе». В театре работы было значительно меньше, но сыгранная им роль Ставрогина в «Бесах» Достоевского стоит многих других. В начале 1980-х Ивашову присвоили звание народного артиста РСФСР.

Что принесла с собой в жизнь огромного количества людей перестройка, начавшаяся в 1985 году — об этом еще книги напишут… Ивашов и Светличная все реже стали появляться на экране — последний раз зрители увидели Владимира в фильме «Рукопись», поставленном режиссером Муратовым в 1991 году.

А в 1993 году к руководству Театром-студией киноактера пришел бывший парторг московского ГАИ — и, в целях «избавления от балласта», из 230 актеров труппы 180 было уволено. Ивашов и Светличная, не дожидаясь позора, ушли сами. Не желая «хныкать», Владимир, не найдя ничего лучшего, пошел рабочим на стройку.

Нет, о нем не забывали — в 1995 году, надев казенный смокинг, Владимир кому-то вручал престижную кинопремию «Ника». А на следующее утро опять вышел на стройку…

…В дверь бытовки просунулся один из его нынешних коллег:

— Володь, пошли — там машину шифера разгружать надо…

— Пошли, — вставая, сказал Ивашов.

22 марта 1996 года ему на работе стало очень плохо – открылось внутрижелудочное кровотечение. Первая вызванная бригада «Скорой помощи» была вся, как один, пьяная. Они доставили актера в одну из городских больниц, где другие «кандидаты в доктора» принялись делать ему операцию. Одной оказалось недостаточно, но через несколько часов ,во время второй, не выдержало сердце…


18 июня 2010


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8792960
Александр Егоров
980884
Татьяна Алексеева
811268
Татьяна Минасян
332371
Яна Титова
247137
Сергей Леонов
217119
Татьяна Алексеева
184409
Наталья Матвеева
182304
Валерий Колодяжный
177575
Светлана Белоусова
169244
Борис Ходоровский
161158
Павел Ганипровский
135691
Сергей Леонов
112546
Павел Виноградов
96299
Виктор Фишман
96189
Наталья Дементьева
95020
Редакция
88349
Борис Ходоровский
83806
Константин Ришес
81296