Преступные суеверия
КРИМИНАЛ
«Секретные материалы 20 века» №3(337), 2012
Преступные суеверия
Наталья Дементьева
журналист
Санкт-Петербург
1484
Преступные суеверия
Замуровывание в стену в Средневековье

У маленькой Тилли выдался очень удачный денек. Обычно каждый день ранним утром она приходила вместе с матушкой на ратушную площадь. Строго наказав дочери никуда не уходить, мать исчезала в ближайшей таверне, а девочка стояла с протянутой рукой и жалобным голоском просила горожан подать ей монетку. Мимо проезжали телеги, обдавая девочку удушливой пылью и липкими брызгами, злые мальчишки кидали в нищенку камни и смеялись над ее дырявым платьем, но Тилли терпеливо ждала, когда вернется мама. Матушка приходила только поздно вечером, забирала небогатый дневной улов и давала Тилли кусок хлеба или несколько картошин, которые проголодавшаяся девочка съедала по дороге домой...

Так было всегда, но сегодня Тилли, держа маму за руку, шагала по лесной тропинке. Собираясь на эту непредвиденную прогулку, мать даже хотела нарядить Тилли в ее единственное выходное платье, но, подумав и тяжело вздохнув, вновь убрала его в сундук. Тилли наслаждалась нежданной свободой, ведь солнце светило так весело, а зеленая травка нежно прикасалась к ее ногам. Девочке хотелось, чтобы они с мамой шли так еще долго-долго, но на опушке Тюрингского леса дорогу путницам перегородили рвы и огромные ямы, из которых поднимались мощные стены строящегося замка.

— Куда мы пришли, мамочка? — спросила Тилли.

— Это замок Либенштейн, — ответила мать и, увидев каменщика, который приветливо махал рукой, устремилась ему навстречу. Каменщик, пожилой мужчина с добрыми глазами, был очень приветлив, он дал матери талер, потом взял Тилли за руку и подвел ее по неширокой галерее с множеством бойниц. Они остановились у одной из ниш, в ней стоял маленький, накрытый для обеда столик. Тилли подумала, что, наверное, она попала в сказочный замок, где сбываются мечты маленьких девочек. Не спрашивая разрешения, она уселась за столик и начала есть, хватая без разбора еду с разных тарелок. Каменщик и подошедший подмастерье принялись на работу, они начали замуровывать нишу, где находился ребенок. Тилли поначалу решила, что эта такая смешная игра, но, когда она перестала видеть мать, девочка закричала, она просила оставить ей хоть маленькое окошко, чтобы можно было видеть мамино лицо. Вскоре работа была закончено, но сквозь свежую кирпичную кладку еще слышался тихий детский плач...

СТРОЙКИ НА КРОВИ

Вполне возможно, что рассказ о том, что в стенах замка Либенштейн замурован ребенок, всего лишь одна из легенд, которые всегда окутывают историю старинных построек, а, может быть, это случилось на самом деле, ведь в Германии издавна существовало поверье, что для устойчивости здания необходима человеческая жертва. Сказания о крепостях и дворцах, построенных на крови, бытуют во всех европейских странах. Лондонский Тауэр был и королевской резиденцией, и тюрьмой, и хранилищем драгоценностей, но, прежде всего, он стал местом жертвоприношения, и многие жители британской столицы уверены, что именно поэтому крепостные стены непоколебимо стоят уже девять веков. Долгое время оставалось тайной, кого строители главной башни Тауэра замуровали в стене: человека или животное, и только в XIX веке при проведении ремонтных работ в разрушенной кладке обнаружили скелет кота. Нет сомнения в том, что жертвой пал ни в чем не повинный черный кот, ведь эти несчастные животные пользовались очень дурной репутацией.

Суеверия, как эпидемия охватившие средневековую Европу, не миновали и Россию. Всем известное слово Кремль появилось лишь в XIV веке, а в стародавние времена городское укрепление именовали Детинцем. Стоит задуматься над значением этого слова. Существует легенда, что славянские князья, приступая в закладке крепостных стен, посылали своих дружинников на дорогу с приказом схватить и привезти любое дитя, попавшееся на их пути. Современная традиция закладывать в фундамент строящегося здания золотую монету или капсулу с посланием потомкам – всего лишь отголосок отчаянных криков маленькой Тилли, замурованной в замке Либенштейн.

Человеческие жертвы водяному приносились в Архангельской губернии еще в двадцатые годы XIX века, и это уже не бабушкины сказки, а истинные происшествия, о совершении которых свидетельствуют материалы уголовных дел.

Двое молодых людей, исповедующих культ смерти, убили знакомую девушку, расчленили ее тело, пожарили человеческое мясо с картошкой и весело поужинали. Это случилось не в первобытную эпоху, а в начале 2011 года в Санкт-Петербурге, в культурной столице нашей устремленной в светлое будущее страны. О таких изуверских преступлениях обычно говорят: «Они потрясли всю Россию». Этот журналистский штамп также живуч, как и сами суеверия, и чтобы понять, далеко ли мы ушли в наше просвещенное время от слепой веры в чудеса и предзнаменования, перелистаем страницы нескольких уголовных дел.

СТАНЬТЕ, ВЕДЬМЫ! СТАНЬТЕ В КРУГ!

На Руси с магами и колдунами обходились очень сурово. В 1227 году в Новгороде на городской площади сожгли четверых волхвов. Считается, что так был приведен в исполнение первый смертный приговор по делу о «вере в суе», о суеверии. Прошло 500 лет, но Петр I не свернул с пути, проложенного новгородскими законодателями, он был уверен, что костер — самое надежное средство в борьбе с ложными верованиями: «Наказание сожжение есть обыкновенная казнь чернокнижниками и тем, которые через отраву вред какой учинят». Согласно Морскому уставу, разработанному Петром I, виновный в совершении магических обрядов должен был «жестоко заключен в железах и кошками наказан или весьма сожжен имеет быть».

В Уложении 1845 года предусматривались уже более цивилизованные меры наказания за святотатство, разрытие могил, ограбление мертвых тел и ложные чудеса. В этом своде законов можно найти весьма экзотичные и малопонятные современному человеку ограничения. Например, статья 28 запрещала в Рождество наряжаться в кумирские одежды, плясать на улицах и петь соблазнительные песни, в статье 29 говорилось о том, что в течение Пасхальной недели нельзя купать или обливать водой тех прихожан, которые не бывают у заутрени. Однако в Уложении о наказаниях есть множество статей, которые так и просятся в современное законодательство. Статья 30 запрещала лжепредсказания и лжепророчества. Колдовство и чародейство приравнивались к мошенничеству и карались соответствующим образом. Сурово наказывались люди, которые заявляли, что они колдуны и обладают сверхспособностями.

Сегодня потомственные ведьмы, знахари в десятом колене и обладатели третьего глаза заполонили телевизионные экраны и газетные страницы, а вот в царской России колдовская нечисть не стремилась к известности, и дело тут не только в боязни уголовного преследования. В русском народе глубоко коренилась вера в то, что колдуны виновны в падеже скота, повальных болезнях, неурожае, да и во всех прочих несчастьях. В любом селе крестьяне знали, кто портит людей, отбирает молоко у коров и жир у свиней. Первыми под подозрение попадали люди, дожившие до глубокой старости. Считалось, что старикам и старухам ведом главный магический секрет – умение продлевать жизнь, а еще в каждой российской губернии бытовали свои проверенные временем способы распознания ведьм и колдунов. В 1875 году в Полесье крестьяне одной из деревень захотели выяснить, кто из сельских баб ночью летает на помеле. Мужики обратились к помещику за разрешением искупать женщин в пруду. Согласно народным поверьям, вода, как чистая стихия, не принимает служителей нечистой силы, и, следовательно, если бабы невиновны, то они благополучно утонут. Однако помещик запретил крестьянам этот ненаучный эксперимент. Тогда любознательные мужики на свои собственные средства пригласили повитуху и подвергли всех баб унизительному осмотру в поисках небольшого хвоста и черной полоски вдоль спины – непременных атрибутов настоящей ведьмы. Хочется посоветовать тем, кто сегодня обращается к ведуньям и гадалкам, обязательно воспользоваться опытом наших предков, и, прежде чем расстараться с деньгами, удостовериться в наличии хвоста и черной полоски на спине экстрасенса.

«Человек, поглупевший от суеверий, есть самый презренный из людей». С этим утверждением древнегреческого философа Платона трудно ни согласиться, но хочется добавиться, что фанатики, поглупевшие от суеверий, способны и на самые омерзительные преступления. В 1889 году в Сухумском округе житель села Тамуш тяжело заболел. За помощью он обратился к местной гадалке. Раскинув карты, ворожея уверенно заявила, что во всем виновата мать больного, которую надо испытать железом. Молодой человек, обескураженный таким оборотом дела, рассказал об удивительном прозрении гадалки старейшинам села. Аксакалы стали убеждать старую женщину сознаться в грехах и добровольно отдать себя на сожжение. Несчастная старуха от страха потеряла дар речи. К ее телу прикладывали раскаленное железо, но она не издавала ни звука! Молчание сочли за признание виновности, ведь ведьмы не чувствуют боли. Старую женщину привязали к шесту и стал, как тушу на вертеле, поджаривать на костре. И тут она вскрикнула! Крестьяне поняли, что произошла досадная ошибка, но было уже поздно, старушка умерла.

«Какая жестокая тьма все еще царит в нашей деревне, — возмущался журналист газеты «Томский листок», — Своеобразное дознание учил крестьянин Матвей Визиркин из села Усть-Муллянви. Он подозревал одну из жительниц деревни в том, что она «надела хомут» на его быка. «Надеть хомут» означает навести болезнь. Среди женского населения стоял вой и плачь, особенно среди толстых и беременных баб, которым очень трудно и небезопасно пролезать через хомут, но пролезать необходимо, иначе обвинят в наведении порчи, «надевании хомута». И все пролезли, а виноватой все же не нашлось. Это произошло 16 марта текущего 1896 года! В конце XIX века, в эпоху изобретения телефонов, микрофонов, открытия рентгеновских лучей! В девяти верстах от просвещенного губернского города Пермь!»

О, дорогой собрат по перу, журналист газеты «Томский листок», если бы ты знал, какое мракобесие царит в эпоху изобретения смартфонов, планшетных компьютеров и космических полетов на Марс! Только это уже не суеверные бредни безграмотных крестьян, а огромная разветвленная индустрия обмана, втягивающая в свою паутину невежд и недорослей XXI века. В феврале 2011 года в суде «просвещенного города Пермь», ставшем ныне административным центром Пермского края, рассматривалось дело, которое по своей глупости не уступает пролезанию баб через хомут. Местная бизнеследи Алевтина Механошина пришла на прием к заместителю прокурора, который поддерживал обвинение по делу ее сына, рассыпала на столе пепел, приговаривая: «Будешь страдать из-за бед моих родных». Заботливая мамаша хотела таким образом заколдовать служителя Фемиды и добиться смягчения наказания. Суеверной предпринимательнице за сие деяние был назначен штраф в восемь тысяч рублей, и надо сказать, что она легко отделалась. Если бы госпожу Механошину судили 130 лет тому назад, она могла бы разделить нелегкую участь крестьянки Татьяны Тимошенковой.

О вдове солдата Татьяне по деревне ходила дурная слава, баба она была ленивая, хозяйством не занималась, жила сводничеством, не гнушалась стянуть, что плохо лежит. Односельчане терпели-терпели, а 4 мая 1880 года крестьянский мир, этот демократический орган управления селом, постановил высечь Татьяну Тимошенкову. Принесли пучок березовых прутьев, и приговор был немедленно приведен в исполнение. Из толпы крестьян, наблюдавших за экзекуцией, раздавались голоса, что Татьяну надо сослать в Сибирь. Эта угроза так напугала Тимошенкову, что она решила на всякий случай околдовать всех судей Черкасского округа. Хитрая баба облилась с головы до ног ключевой водой и собрала ставшую заговоренной влагу в кружку, которую она принесла в комнату отдыха судей. Нечего не подозревавшие служители закона утолили жажду волшебным напитком. Однако на следующий день волостной судья узнал о Татьяниной проделке и постановил высечь Тимощенкову. 7 мая 1880 года розги опять гуляли по еще не зажившим ягодицам суеверной Татьяны. Интересно, какое наказание оказалось более действенным? Удар по карману или березовыми прутьями пониже спины? А, может быть, суеверия вообще неистребимы...


9 февраля 2012


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8257991
Александр Егоров
929688
Татьяна Алексеева
763275
Татьяна Минасян
317639
Яна Титова
242539
Сергей Леонов
215369
Татьяна Алексеева
178387
Наталья Матвеева
174987
Валерий Колодяжный
169528
Светлана Белоусова
156979
Борис Ходоровский
154992
Павел Ганипровский
130451
Сергей Леонов
111883
Виктор Фишман
95531
Павел Виноградов
91978
Наталья Дементьева
91521
Редакция
84673
Борис Ходоровский
83116
Станислав Бернев
75659