РОССIЯ
Поляницы – русские амазонки
Александр Егоров
журналист
Санкт-Петербург
14214
Поляницы – русские амазонки
Амазонки атакуют врага

Женщины и война. Казалось бы, это два взаимоисключающих понятия. Назначение женщин – дарить жизнь, а не забирать ее. Однако мировая история полна примеров, когда женщины брали в руки оружие и совершали подвиги, которыми могли бы гордиться многие мужчины. А ведь были и такие представительницы прекрасной половины рода человеческого, которых язык бы не повернулся назвать слабым полом. 
Греки называли их амазонками. На Руси же такие девы-воительницы назывались поляницами.

Наследницы Скифии

Античные греки слагали легенды о женщинах-воинах, или амазонках. Якобы жили они где-то на северо-востоке Малой Азии и на южном побережье Черного моря. Согласно этим легендам, амазонки селились отдельно, в боях были храбры, попавших в плен мужчин, пожив с ними, убивали. Родившихся мальчиков калечили или превращали в рабов. Девочек же учили верховой езде, владению оружием. 

Подробно об амазонках писал греческий историк Геродот. Он сообщил о том, что когда-то амазонок в Малой Азии захватили в плен греки. По пути в Грецию амазонки восстали, перебили греков, но не умели управлять кораблями. В конце концов три мятежных корабля прибило к побережью Меотиды – Азовского моря. Амазонки нашли свободные земли на левом берегу Танаиса (Дона) и стали жить там. На другом же, правом берегу обитали скифы. Как-то скифы раз сразились с незнакомыми воинами, нападавшими на их земли. Когда же по телам убитых противников выяснилось, что это молодые девушки, скифы завязали с амазонками переговоры и стали посещать их, а потом и жить с ними.

Женщины со временем объяснили, что опасаются жить в пограничной области, и амазонки вместе со скифскими юношами отошли от Танаиса на восток. От браков амазонок и скифских юношей произошли савроматы. Таков рассказ Геродота.

Можно не доверять тому, что сообщил великий историк, но современные археологи во время раскопок в местах, где, по данным Геродота, обитали савроматы, находят женские погребения, в которых, как и в мужских, находится оружие того времени. Выяснилось, что и у скифов существовали женщины-воительницы. В русских народных сказания – былинах тоже есть образ женщины-воина – поляницы. 

Битвы с богатырями

В былинах поляницы по своей удали и умению владеть оружием мало в чем уступают богатырям-мужчинам, а порой и превосходят их. 

Кстати, название «поляница» происходит от названия обычая – «полякование». Ищущий чести и славы воин в одиночку выезжал в чисто поле и искал там «поединщика» себе под стать. В случае победы пленных не брали, трофеи – тоже, а подтверждением победы были головы супротивников, выставленные напоказ.

Вот как в былинах выглядит северная амазонка:

Едет поляница удалая, 
Удалая поляничища великая, 
Конь под нею как сильна гора, 
Поляница на коне будто сена копна, 
Она палицу булатную покидывает 
Да под облако, под ходячее, 
Одною рукой палицу подхватывает, 
Как пером-то лебединым ею поигрывает.

С такой воинственной дамой остерегались связываться и Алеша Попович, и Добрыня Никитич. Последний, правда, сумел жениться на одной из поляниц. Это была Настасья Микулична – дочь богатыря-пахаря Микулы Селяниновича (у Микулы Селяниновича были три дочери-поляницы – Василиса, Мария и Настасья).

Настасья была настолько сильна и могуча, что без труда одолела в единоборстве Добрыню Никитича. Поединок их протекал весьма своеобразно. Доблестный Добрыня решил «поединоборствовать» в чистом поле с поляницей на свой лад: он подъехал к ней сзади и ударил ее два раза что есть мочи палицей по голове. Но Микулична и не взглянула на наглеца и даже не почувствовала удара. Ударил Добрыня Настасью еще сильнее. Оглянулась на него богатырша и говорит: «Я-то думала, комарики покусывают, ан-то русские богатыри пощелкивают!» Схватила Добрыню за кудри и засунула в мешок. Но ее добрый конь не захотел везти двух богатырей. 

Вынула тогда Микулична Добрыню из мешка и говорит: «Если стар богатырь – голову срублю, если млад богатырь – в полон возьму. Если мне в любовь придет – замуж пойду, не прилюбится – в ладонь складу, другой прижму, сделаю богатыря в овсяный блин». 

Но Добрыня ей понравился, и сказала она ему: «Как возьмешь меня, Добрыня, во замужество, сделаешь со мною заповедь великую – отпущу тебя, Добрыня, я по живности; не возьмешь меня – в ладонь складу, другой прижму, сделаю тебя в овсяный блин!» Добрыня, естественно, тут же согласился на женитьбу.

Супругой богатыря Дуная Ивановича стала и поляница Настасья. Правда, сперва Дунай сразился с воинственной девой и победил ее. Но супружеская жизнь у четы богатырской закончилась трагически. На свадебном пиру Дунай хвастает своей храбростью, а Настасья – меткостью в стрельбе из лука. Дунай воспринимает это как вызов, устраивается проверка, и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Дунай не в силах признать превосходство жены и приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью. Она гибнет. В горе Дунай бросается на свой меч и умирает рядом с женой. Из его крови и берет начало Дунай-река.

В более поздние времена появилось сказание о боярине Ставре Годиновиче и его супруге Василисе Микулишне. И хотя супруга боярина и не называется поляницей, но она побеждает воинов князя Владимира в стрельбе из лука и в борьбе. Ну чем не богатырша!

«Есть женщины в русских селеньях…»

В историческую эпоху, о которой можем судить уже не только и не столько по народным преданиям, сколько по письменным документам, в Западной Европе традиции женщин-воительниц постепенно исчезают. 

Однако у славян в целом и на Руси в частности в связи с постоянными нашествиями кочевников и крестоносцев, стремившихся уничтожить само понятие славянства, эти традиции пережили века. В походах князя Святослава, согласно Льву Диакону и Скилице, принимали участие сначала русские, а затем – и болгарские женщины-воительницы, о существовании которых враги узнавали лишь после сражений, когда, мародерствуя, снимали с убитых доспехи и одежду. 

Наши летописи сообщают о женщинах, принимавших участие в обороне осажденных татаро-монголами, крестоносцами, литовцами и поляками городов, причем не только поднося стрелы или поливая со стен кипятком или смолой, но и с оружием в руках. 

По историческим меркам женщины-воительницы существовали на Руси совсем недавно, всего несколько столетий назад. Известно, что в 1641 году, во время известного «Азовского сидения» в сражениях с турками помимо воинов мужчин участвовали и казачки-наездницы. Они прекрасно стреляли из лука и наносили туркам значительный урон.

Как писал русский военный историк Василий Потто о казачках: «Женщина, вечная труженица в мирное время, в минуты опасности являлась у казаков полноправным бойцом, как и ее отец, муж, сын или брат». Юных казачек учили ездить на лошади и драться.

Девочку-казачку воспитывали как будущую жену, мать, хранительницу домашнего очага, знавшую любую работу – в том числе и мужскую. До 13 лет они даже играли в одни игры с мальчиками, постигая некоторые военные премудрости, например езду на лошади. Девушка уже могла не просто скакать верхом, но ловко владеть арканом, луком и самопалом. Чтобы выжить в условиях Кавказской войны, нужно было уметь защищаться. 

Уже более двух столетий казаки отмечают День матери-казачки 4 декабря (21 ноября старого стиля), падающий на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Учредила же «бабий праздник» императрица Екатерина Великая – в честь победы в битве за станицу Наурскую. 

В 1774 году станицу окружил девятитысячный отряд татар и турок. Строевые казаки были в походе, и на вал, чтобы отразить натиск, вышли полторы сотни женщин. Как отчаянно они сражались, описал моздокский комендант: «Иные с ружьями, а прочие с косами… из баб оказались такие, кто из ружей стреляли зарядов до двадцати, а одна из них, будучи с косой, у неприятеля, при устремлении его на вал к рогатке, срезала голову и завладела его ружьем». Женщины перетаскивали пушки, били картечью. Варили смолу, лили на головы захватчиков. В ход пошел, если верить преданиям, даже чан «кипящего свиного супа»… Екатерина II наградила отважных казачек медалями и учредила в их славу праздник.

Во время Отечественной войны 1812 года равно прославились и кавалерист-девица Надежда Дурова, и организатор партизанского сопротивления старостиха Василиса Кожина, и многие другие женщины.


Дата публикации: 12 февраля 2022

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~H3ptY


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
11176013
Александр Егоров
1291076
Татьяна Алексеева
945635
Татьяна Минасян
474041
Яна Титова
278589
Светлана Белоусова
231084
Татьяна Алексеева
222959
Сергей Леонов
222168
Наталья Матвеева
205827
Валерий Колодяжный
203876
Борис Ходоровский
198978
Павел Ганипровский
177527
Наталья Дементьева
129008
Павел Виноградов
124743
Сергей Леонов
114062
Редакция
100662
Виктор Фишман
97617
Сергей Петров
93288
Станислав Бернев
88672