РОССIЯ
Поляницы – русские амазонки
Александр Егоров
журналист
Санкт-Петербург
14214
Женщины и война. Казалось бы, это два взаимоисключающих понятия. Назначение женщин – дарить жизнь, а не забирать ее. Однако мировая история полна примеров, когда женщины брали в руки оружие и совершали подвиги, которыми могли бы гордиться многие мужчины. А ведь были и такие представительницы прекрасной половины рода человеческого, которых язык бы не повернулся назвать слабым полом. Наследницы Скифии Античные греки слагали легенды о женщинах-воинах, или амазонках. Якобы жили они где-то на северо-востоке Малой Азии и на южном побережье Черного моря. Согласно этим легендам, амазонки селились отдельно, в боях были храбры, попавших в плен мужчин, пожив с ними, убивали. Родившихся мальчиков калечили или превращали в рабов. Девочек же учили верховой езде, владению оружием. Подробно об амазонках писал греческий историк Геродот. Он сообщил о том, что когда-то амазонок в Малой Азии захватили в плен греки. По пути в Грецию амазонки восстали, перебили греков, но не умели управлять кораблями. В конце концов три мятежных корабля прибило к побережью Меотиды – Азовского моря. Амазонки нашли свободные земли на левом берегу Танаиса (Дона) и стали жить там. На другом же, правом берегу обитали скифы. Как-то скифы раз сразились с незнакомыми воинами, нападавшими на их земли. Когда же по телам убитых противников выяснилось, что это молодые девушки, скифы завязали с амазонками переговоры и стали посещать их, а потом и жить с ними. Женщины со временем объяснили, что опасаются жить в пограничной области, и амазонки вместе со скифскими юношами отошли от Танаиса на восток. От браков амазонок и скифских юношей произошли савроматы. Таков рассказ Геродота. Можно не доверять тому, что сообщил великий историк, но современные археологи во время раскопок в местах, где, по данным Геродота, обитали савроматы, находят женские погребения, в которых, как и в мужских, находится оружие того времени. Выяснилось, что и у скифов существовали женщины-воительницы. В русских народных сказания – былинах тоже есть образ женщины-воина – поляницы. Битвы с богатырями В былинах поляницы по своей удали и умению владеть оружием мало в чем уступают богатырям-мужчинам, а порой и превосходят их. Кстати, название «поляница» происходит от названия обычая – «полякование». Ищущий чести и славы воин в одиночку выезжал в чисто поле и искал там «поединщика» себе под стать. В случае победы пленных не брали, трофеи – тоже, а подтверждением победы были головы супротивников, выставленные напоказ. Вот как в былинах выглядит северная амазонка:
Едет поляница удалая, С такой воинственной дамой остерегались связываться и Алеша Попович, и Добрыня Никитич. Последний, правда, сумел жениться на одной из поляниц. Это была Настасья Микулична – дочь богатыря-пахаря Микулы Селяниновича (у Микулы Селяниновича были три дочери-поляницы – Василиса, Мария и Настасья). Настасья была настолько сильна и могуча, что без труда одолела в единоборстве Добрыню Никитича. Поединок их протекал весьма своеобразно. Доблестный Добрыня решил «поединоборствовать» в чистом поле с поляницей на свой лад: он подъехал к ней сзади и ударил ее два раза что есть мочи палицей по голове. Но Микулична и не взглянула на наглеца и даже не почувствовала удара. Ударил Добрыня Настасью еще сильнее. Оглянулась на него богатырша и говорит: «Я-то думала, комарики покусывают, ан-то русские богатыри пощелкивают!» Схватила Добрыню за кудри и засунула в мешок. Но ее добрый конь не захотел везти двух богатырей. Вынула тогда Микулична Добрыню из мешка и говорит: «Если стар богатырь – голову срублю, если млад богатырь – в полон возьму. Если мне в любовь придет – замуж пойду, не прилюбится – в ладонь складу, другой прижму, сделаю богатыря в овсяный блин». Но Добрыня ей понравился, и сказала она ему: «Как возьмешь меня, Добрыня, во замужество, сделаешь со мною заповедь великую – отпущу тебя, Добрыня, я по живности; не возьмешь меня – в ладонь складу, другой прижму, сделаю тебя в овсяный блин!» Добрыня, естественно, тут же согласился на женитьбу. Супругой богатыря Дуная Ивановича стала и поляница Настасья. Правда, сперва Дунай сразился с воинственной девой и победил ее. Но супружеская жизнь у четы богатырской закончилась трагически. На свадебном пиру Дунай хвастает своей храбростью, а Настасья – меткостью в стрельбе из лука. Дунай воспринимает это как вызов, устраивается проверка, и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Дунай не в силах признать превосходство жены и приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью. Она гибнет. В горе Дунай бросается на свой меч и умирает рядом с женой. Из его крови и берет начало Дунай-река. В более поздние времена появилось сказание о боярине Ставре Годиновиче и его супруге Василисе Микулишне. И хотя супруга боярина и не называется поляницей, но она побеждает воинов князя Владимира в стрельбе из лука и в борьбе. Ну чем не богатырша! «Есть женщины в русских селеньях…» В историческую эпоху, о которой можем судить уже не только и не столько по народным преданиям, сколько по письменным документам, в Западной Европе традиции женщин-воительниц постепенно исчезают. Однако у славян в целом и на Руси в частности в связи с постоянными нашествиями кочевников и крестоносцев, стремившихся уничтожить само понятие славянства, эти традиции пережили века. В походах князя Святослава, согласно Льву Диакону и Скилице, принимали участие сначала русские, а затем – и болгарские женщины-воительницы, о существовании которых враги узнавали лишь после сражений, когда, мародерствуя, снимали с убитых доспехи и одежду. Наши летописи сообщают о женщинах, принимавших участие в обороне осажденных татаро-монголами, крестоносцами, литовцами и поляками городов, причем не только поднося стрелы или поливая со стен кипятком или смолой, но и с оружием в руках. По историческим меркам женщины-воительницы существовали на Руси совсем недавно, всего несколько столетий назад. Известно, что в 1641 году, во время известного «Азовского сидения» в сражениях с турками помимо воинов мужчин участвовали и казачки-наездницы. Они прекрасно стреляли из лука и наносили туркам значительный урон. Как писал русский военный историк Василий Потто о казачках: «Женщина, вечная труженица в мирное время, в минуты опасности являлась у казаков полноправным бойцом, как и ее отец, муж, сын или брат». Юных казачек учили ездить на лошади и драться. Девочку-казачку воспитывали как будущую жену, мать, хранительницу домашнего очага, знавшую любую работу – в том числе и мужскую. До 13 лет они даже играли в одни игры с мальчиками, постигая некоторые военные премудрости, например езду на лошади. Девушка уже могла не просто скакать верхом, но ловко владеть арканом, луком и самопалом. Чтобы выжить в условиях Кавказской войны, нужно было уметь защищаться. Уже более двух столетий казаки отмечают День матери-казачки 4 декабря (21 ноября старого стиля), падающий на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Учредила же «бабий праздник» императрица Екатерина Великая – в честь победы в битве за станицу Наурскую. В 1774 году станицу окружил девятитысячный отряд татар и турок. Строевые казаки были в походе, и на вал, чтобы отразить натиск, вышли полторы сотни женщин. Как отчаянно они сражались, описал моздокский комендант: «Иные с ружьями, а прочие с косами… из баб оказались такие, кто из ружей стреляли зарядов до двадцати, а одна из них, будучи с косой, у неприятеля, при устремлении его на вал к рогатке, срезала голову и завладела его ружьем». Женщины перетаскивали пушки, били картечью. Варили смолу, лили на головы захватчиков. В ход пошел, если верить преданиям, даже чан «кипящего свиного супа»… Екатерина II наградила отважных казачек медалями и учредила в их славу праздник. Во время Отечественной войны 1812 года равно прославились и кавалерист-девица Надежда Дурова, и организатор партизанского сопротивления старостиха Василиса Кожина, и многие другие женщины. Дата публикации: 12 февраля 2022
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~H3ptY
|
Последние публикации
Выбор читателей
|