Женский портрет революции
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №7(445), 2016
Женский портрет революции
Наталья Дементьева
журналист
Санкт-Петербург
1549
Женский портрет революции
Портрет Лолы Монтес. Художник Йозеф Карл Штилер. 1847 год

Революция — дело очень хлопотное. Прежде всего надо найти страну, где верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому. В эту пылающую революционным задором местность должен прибыть вождь, чтобы создать партию. Кроме смены белья в чемодане вождя обязательно лежит томик учения, которое всесильно, потому что верно. Народные массы должны проникнуться идеей захвата банков, телефона и телеграфа. И это только начало! Однако есть и другой, женский рецепт революции. Горячее революционное месиво готовится из одного короля и одного козла. Министры, недовольные студенты и добропорядочные горожане постоянно перемешиваются с помощью скандалов. Для остроты добавляется несколько пощечин — и революция готова. Вы думаете, что это невозможно? Значит, вы не знаете историю Лолы Монтес...

ГАЛЕРЕЯ КРАСАВИЦ

Если посмотреть на карту Германии середины XIX века, то она очень похожа на лоскутное одеяло. Каждый лоскуток — это отдельное государство, или княжество, или герцогство, или город-республика. По немецким меркам королевство Бавария было крупной государственной единицей, а по-русским — так совсем крошка. Королевство Бавария свободно уместилось бы на территории современной Ленинградской области. Однако в маленькой Баварии все было как в настоящем королевстве. В первую очередь был король Людвиг I. К радости баварцев, Людвиг I не любил войны. Король обожал литературу, музыку, архитектуру и живопись. Он мечтал превратить столицу Баварии Мюнхен в новые Афины. Строительство зданий в греческом стиле обходилось казне очень дорого, но, кроме этого архитектурного расточительства, баварцам не в чем было упрекнуть своего короля.

Наша любовно-революционная история началась в 1846 году. К этому времени Людвиг I уже двадцать один год исправно управлял королевством Бавария и тридцать шесть лет находился в счастливом браке с королевой Терезой. Королевская чета дала обильное потомство: четыре сына и пять дочерей. В порочащих связях король замечен не был. Однако Людвиг I все же питал слабость к женской красоте, но в духовном, эстетическом плане. Во дворце Нимфенбург он собирал галерею портретов самых красивых женщин Германии. В выборе красавиц король ориентировался исключительно на собственный вкус и при этом был очень демократичен. В галерее красавиц рядом висели портреты жены короля, принцесс, знатных дам, продавщицы магазина игрушек, швеи и дочери еврейского банкира. Галерея красавиц создавалась на протяжении двадцати трех лет. За это время придворный художник Йозеф Карл Штилер запечатлел красоту тридцати пяти очаровательных женщин. Король часто приходил в галерею, любовался прекрасными лицами и сочинял бездарные стихи. Людвиг I опубликовал четыре тома своих сочинений за собственный счет. Согласитесь, вполне невинное королевское развлечение. Однако поэт Генрих Гейне высмеял короля, написав, что Людвиг I как евнух гуляет в нарисованном гареме.

5 октября 1846 года в мюнхенской гостинице «Баварский двор» поселилась испанская танцовщица Мария Долорес Монтес. Королю немедленно доложили, что сеньора Лола Монтес очень хороша собой. Людвиг I заинтересовался незнакомкой. Он давно мечтал пополнить галерею красавиц тридцать шестым портретом. Вскоре королю сообщили, что благородная испанка просит у его величества непродолжительную аудиенцию. Через два дня перед королем предстала высокая стройная женщина с иссиня-черными волосами, одетая в наглухо закрытое платье.

– Госпожа Монтес! Я знаю, что вы проходили прослушивание в нашем театре и вам не разрешили давать представления, — сказал король.

– Ваше величество, зовите меня просто Лолой. А что касается прослушивания, то разве можно по указке плакать, смеяться, петь и танцевать? Ведь вас не прослушивали на роль короля? — обольстительно улыбнулась Лола.

– Комиссия указывает, что у вас нет классического образования, — заметил король, с которым никто еще не разговаривал в таком дерзком тоне.

– Классика — это мертвечина! — заявила Лола. — Испанский танец — это моя страсть, моя жизнь!

Лола вскочила и сделала несколько смелых пируэтов, высоко подняв юбку, чтобы были видны стройные ноги.

– Балетмейстер считает, что ваше телосложение не подходит для танцев. — Король внимательно посмотрел на Лолу. — Однако я вижу, что ваши формы хороши. Но все ли у вас настоящее под платьем?

Лола подошла к письменному столу, взяла нож для разрезания бумаги и распорола платье от ворота до талии, а затем разрезала корсет.

Король Людвиг I убедился, что талант у Лолы настоящий...

КРАСАВИЦА НУЖДАЕТСЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ

Портреты в галерее красавиц не имели подписей. Людвиг I любил повторять, что красавицы не нуждаются в представлении. Однако нам следует поближе познакомиться с сеньорой Лолой Монтес. Под ее портретом следовало бы поставить два имени. Лола Монтес — это театральный псевдоним уроженки Ирландии Элизабет Гильберт.

Элизабет родилась в ирландском городке Лимерик в феврале 1819 года в семье офицера. Девочка получила образование в пансионе близ Лондона, где впервые проявила свой несносный характер. Элизабет дерзила наставницам, беззастенчиво врала и даже била своих одноклассниц. Учителя вздохнули с облегчением, когда в шестнадцать лет Элизабет сбежала из пансиона с лейтенантом Томасом Джеймсом. Осенью 1838 года лейтенант Джеймс вместе с женой отправился в Индию, где располагался его полк. Жизнь в экзотической стране не понравилась Элизабет. Ее раздражали невыносимая жара и скучное общество офицерских жен. В 1840 году Элизабет упросила мужа отпустить ее домой, чтобы навестить родных и поправить здоровье, расшатанное тяжелым климатом. Элизабет не пришлось скучать во время длительного морского путешествия из Индии в Англию. На борту корабля она познакомилась с лейтенантом Леноксом. Красавчик-лейтенант не отходил от Элизабет ни на шаг, развлекал ее с утра до вечера, а вскоре они стали неразлучны и ночью. Прибыв в Англию, Элизабет написала мужу, что начинает бракоразводный процесс. Оскорбленный супруг незамедлительно прислал в Лондон прошение о разводе с изменницей. Развод в нынешнем понимании, как полный разрыв отношений между супругами, был в то время невозможен. Однако существовала хитрая формулировка, которая гласила, что супругов отлучили «от стола и ложа». Получив необходимые документы, Элизабет дала отставку лейтенанту Леноксу, заявив, что хочет быть свободной.

В 1842 году Элизабет поступила в танцевальную школу в Лондоне. Начинать карьеру танцовщицы в двадцать три года уже поздновато, но Элизабет не собиралась становиться балериной, она изучала испанские танцы, которые были тогда в большой моде. Прежде всего Элизабет придумала звучный театральный псевдоним — Лола Монтес. Эта была уже половина успеха. Весной 1843 года в Лондоне на сцене Королевского театра Лола Монтес дала свое первое представление. Публике понравились страстные и чувственные импровизации Лолы. Ее коронным номером стал танец «Смерть тарантула». Под платье танцовщицы якобы залез ядовитый паук, и Лола, поднимая юбку то с одной стороны, то с другой стороны, искала тарантула. «Нельзя превзойти ту страсть, что воплощена в танце Лолы Монтес: томность, развязность, любовь, гордость, презрение. «Смерть тарантула» — это поэзия мести. Голова танцовщицы откинута, глаза горят, а ступни яростно топчут воображаемое насекомое. Эта картина достойна кисти художника, и подобное зрелище вряд ли скоро позабудется», — писал репортер газеты «Монинг пост». Успех был невероятный, но на одном из представлений случился неприятный инцидент.

– Это же Элизабет Джейс! Никакая она не испанка! Она от мужа сбежала! — закричал один из зрителей.

Лола не обратила на крики никакого внимания, однако решила, что в Англии, где ее многие знают как разведенную жену лейтенанта Джеймса, она вряд ли найдет почитателей с туго набитыми кошельками.

ЛОЛА БРОДИТ ПО ЕВРОПЕ

«Я пришла к выводу, что мне надо подцепить какого-нибудь принца», — записала Лола в своем дневнике. Больше всего принцев тогда водилось в Германии. Туда и направилась Лола. Приехав в Берлин, она узнала, что король Фридрих-Вильгельм IV проводит смотр войск. Лола явилась на парад верхом в костюме амазонки и смело направила своего скакуна к королевской ложе. Жандарм бросился ей наперерез и остановил нарушительницу порядка. Разгневанная Лола ударила блюстителя порядка хлыстом по лицу. На другой день она получила повестку в суд. Лола разорвала повестку и бросила клочки бумаги в лицо судебному приставу. Такое поведение грозило несколькими месяцами тюремного заключения, но Лола обратилась к королю с просьбой о помиловании. Фридрих-Вильгельм IV был импотентом и любил женскую красоту платонически. На прошении разбушевавшейся танцовщицы он написал: «Мадемуазель Лола — простодушный ребенок и хорошенькая девушка. Ее поступок не заслуживает строгого наказания. Полицейские власти должны озаботиться, чтобы она немедленно выехала из Берлина, почему и надлежит выдать ей паспорт».

Напрасно потратив время на короля-импотента, Лола решила попытать счастья в России и направилась в царство Польское, входившее в состав Российской империи. В Варшаве она танцевала на сцене Большого театра. Все шло хорошо, но на одном из представлений Лола недопустимо высоко подняла ногу, сняла подвязку и бросила ее в зал. Среди зрителей началась суматоха: мужчины хотели забрать подвязку как милый сувенир, а дамы возмущались непристойным поведением. Дирекция театра посмотрела на действия танцовщицы с политической точки зрения: сегодня Лола Монтес бросила в публику подвязку, завтра запустит туфелькой, а потом кинет бомбу! Танцовщица вылетела из пределов Российской империи как пробка из бутылки.

Не поймав ни одного принца, весной 1845 года Лола приехала в Дрезден, где наконец ей улыбнулась удача. Она стала любовницей известного композитора Ференца Листа. Правда, их бурный роман продолжался недолго. Композитор не мог работать: бешеные сексуальные потребности Лолы поглощали всю его энергию. Ференц Лист сбежал от Лолы, оставив на столике в номере гостиницы небольшую сумму денег. Он был уверен, что Лола, узнав о его побеге, начнет крушить мебель и ей понадобятся деньги, чтобы расплатиться за испорченное имущество. Чтобы утешить брошенную любовницу, Лист написал рекомендательное письмо в дирекцию парижского театра Гранд-Опера. Композитор уверял, что Лола Монтес будет пользоваться огромным успехом у публики.

Так и случилось. Мужчины готовы были отдать любые деньги за места в первых рядах партера. Секрет состоял в том, что Лола Монтес частенько забывала надеть панталоны. Газеты наперебой высмеивали Лолу и ее забывчивость. Если скандал — это двигатель шоу-бизнеса, то смех может уничтожить актерскую карьеру. Всем газетчикам рот не заткнешь, и Лола решила пойти другим путем. Она стала совершать конные прогулки в Люксембургском саду, где часто появлялся любитель верховой езды и управляющий газетой La Presse Александра Дюжарье. Случайное столкновение, падение Лолы с лошади — и через несколько дней она поселилась в доме Дюжарье. Разве можно не влюбиться в женщину, в облике которой «было что-то притягивающее и чувственное. Ее кожа необыкновенно бела, волнистые волосы, глаза дикие, дышащие необузданной страстью, ее рот напоминает плод зрелого граната». Дюжарье хотел жениться на Лоле и даже составил завещание в ее пользу. К несчастью, составление завещания оказалось очень предусмотрительным шагом. Однажды на балу сотрудник газеты Globe Розмон де Боваллон сделал несколько колких замечаний по поводу Лолы. Дюжарье вызвал наглеца на дуэль. Боваллон считался одним из самых метких стрелков в Париже. Сравниться с ним в меткости могла только Лола Монтес. Это подтверждает заметка, опубликованная в 1844 году в одной из парижских газет: «Мадемуазель Монтес оставила после состязаний в тире мишень, испещренную следами от пуль. Самые известные стрелки признали свое поражение перед доблестью прекрасной танцовщицы». Лола умоляла Дюжарье, чтобы он разрешил ей драться на дуэли вместо себя. 11 марта 1845 года Боваллон сделал один выстрел и попал в лицо Дюжарье. В смерти Дюжарье стали обвинять «проклятую испанку», и только писатель Александр Дюма протянул Лоле руку помощи. Пользуясь своими связями, Дюма выхлопотал для Лолы часть наследства Дюжарье. После смерти любимого Лола начала много курить. Самой знаменитой курильщицей в Париже была писательница Жорж Санд, но ее сигары были пропитаны эссенцией фиалок и издавали сильнейший цветочный аромат. Лола курила крепкие кубинские сигары и гордилась тем, что стала первой женщиной, изображенной на портрете с сигарой в руке.

«ЕСТЬ У РЕВОЛЮЦИИ НАЧАЛО!»

Итак, мы оставили короля Бавария Людвига I и танцовщицу Лолу Монтес в пикантной ситуация. Король смотрел на обнаженную грудь Лолы и не мог отвести взгляда. Однако это чудное мгновенье не могло продолжаться вечно, и король приказывает подать сеньоре Монтес свою карету. С этого дня Лола разъезжала только в королевской карете с гербами. По традиции баварцы обязаны кланяться проезжающей карете короля. Правда, теперь они не знали, кто находится внутри: король или шлюха.

Через шесть недель после первой встречи Людвиг I подарил Лоле шикарный особняк в фешенебельном районе Мюнхена Богенхаузен. Дом был отделан с королевским размахом: великолепные залы, роскошный будуар, зимний сад с тропическими растениями и фонтанами, мраморный бассейн с проточной водой и собственная конюшня. Король осыпал Лолу драгоценностями, но не все ювелирные украшения пришлись ей по вкусу. Очень дорогое жемчужное ожерелье она посчитала безвкусным и бросила в горящий камин. Правитель Баварии, которому давно исполнилось шестьдесят, встал на колени и голыми руками вытащил ожерелье из огня: немецкая бережливость победила королевское достоинство.

Лола любила устраивать скандалы на театральных подмостках, теперь ее сценой стала вся Бавария. Дом, где поселилась Лола, опоясывал длинный балкон. Однажды она пригласила короля выпить на балконе чашечку кофе. Людвиг расположился за столиком, и тут Лола выпустила на балкон козла с огромными рогами, а дверь заперла изнутри. Лола смеялась до упаду, глядя, как козел и король мечутся по балкону на глазах изумленных мюнхенцев. Горожане возмущались. Это было невиданное унижение королевской особы, но Людвиг даже не обиделся на Лолу. «Я могу сравнить себя с Везувием, который считался потухшим и вдруг начал свое извержение, — признавал король. — Я охвачен чувством любви, как двадцатилетний юноша. Я почти потерял аппетит и сон, кровь лихорадочно бурлит во мне».

Почувствовав полную безнаказанность, Лола дала волю свою буйному характеру. Она разгуливала по улицам Мюнхена с сигарой в зубах в сопровождении дога по кличке Турок. Мальчик-посыльный испугался огромного пса и замахнулся на него рукой. Лола влепила мальчишке оплеуху. Ветеринар без должного уважения отнесся к заболевшей собаке и вместо гонорара получил пощечину. На почте Лола захотела войти в помещение, на котором висела табличка «Посторонним вход запрещен». Работник почтамта робко преградил Лоле дорогу, и любовница короля отхлестала почтмейстера перчаткой по лицу. По законам королевства виновный в нанесении побоев подвергался тюремному заключению. Король вызвал президента мюнхенской полиции барона Пехмана и спросил:

– Что говорят об этом в народе?

– Ваше величество, — ответил Пехман. — Вы потеряли лучший бриллиант из нашей короны — любовь народа!

Пехман был немедленно отправлен в отставку. Лола объясняла свое экстравагантное поведение желанием добиться равноправия мужчин и женщин: «Я повсюду бросала перчатку сильному полу и доказала, как мало права имеют мужчины на моральное превосходство над нами, женщинами. Я показала женщинам, что если бы они умело пользовались слабостью мужчин, то их перестали бы называть слабым полом. Мужчины! У вас нет права судить о добродетели женщины, пока вы не станете строже по отношению к самим себе!» Эти слова вполне можно считать манифестом сексуальной революции.

За заслуги перед Баварией король пожелал возвести Лолу в графское достоинство под именем графини Лансфельд, но для этого нужно было согласие кабинета министров. Министры высказали королю нелицеприятную правду: «Из-за решения, принятого вашим величеством, даровать сеньоре Лоле Монтес дворянство уважение к трону и власти ослабевает. Со всех сторон слышатся насмешки в ваш адрес. Национальное чувство уязвлено». Король отправил министров в отставку. Следующий кабинет министров мюнхенцы в шутку прозывали «Министерством Лолы», поскольку она лично отбирала кандидатов.

Итак, революционная ситуация была создана с помощью одного козла, трех пощечин и отставки кабинета министров. Противоборствующие партии образовались сами собой. Студенты из богатых семей поддерживали Лолу и даже организовывали патрули, чтобы охранять ее во время уличных прогулок. Однако богатенькие студенты сразу разбежались, когда 9 февраля 1848 года мюнхенцы окружили Лолу и начали выкрикивать очень нелестные эпитеты в ее адрес.

– Берегитесь! Буду стрелять! — закричала Лола и выхватила пистолет из кармана платья.

Народ расступился, но один мужчина бросил на Лолу презрительный взгляд и... получил пощечину!

– На фонарь ее! — заорали горожане. — Проститутку вон из Мюнхена!

Полиции с трудом удалось сдержать толпу, которая заполнила несколько улиц. В нападении заподозрили студентов, но не богатых, а бедных. На другой день университет был закрыт. В городской ратуше собрался сход возмущенных горожан. Они обратились к королю с требованием убрать Лолу Монтес из Баварии, в противном случае тридцать тысяч граждан пообещали взять в руки оружие.

11 февраля 1848 года многотысячная толпа окружила особняк Лолы, но она не потеряла присутствия духа и командовала отрядом полицейских. Осада закончилась бы трагически, но в особняк приехал король. Он приказал вывести Лолу через черный ход. В старом фиакре, заготовленном на случай бегства, любовница короля покинула Мюнхен. К этому времени уже вся Германия была охвачена революционным движением. Нет сомнения, что Лола Монтес добавила огоньку в костер революции, но и сама сильно обожглась...

«ГДЕ НЕТ ЛЮБВИ, ТАМ О ДЕНЬГАХ ГОВОРИТЬ НЕ ПРИНЯТО»

20 марта 1848 года Людвиг I написал отречение: «В этот час я без всякого давления решил покинуть трон, но не мою любимую Лолу». Король Баварии отрекся в пользу своего сына Максимилиана. Лола поселилась в Швейцарии. Людвиг писал любимой нежнейшие письма: «Спасая твою жизнь, рискуя собой, я спас твой дом. Он заперт, но окна разбиты. Камень, брошенный в тебя, ранил мне руку. Как было прекрасно страдать ради тебя». В ответах Лолы мало романтики: «Если бы ты знал, как ужасно остаться без средств к существованию, если ты мне не пришлешь денег, я или убью себя, или сойду с ума. Мне необходимо не менее 5000 франков, чтобы привести все дела в порядок. Если у тебя есть сердце, пришли мне денег». Людвиг постоянно посылал Лоле большие денежные суммы. Он с немецкой педантичностью подсчитал, что за два года передал ей 158 084 гульдена и 16 с четвертью крейцеров. По современным меркам это около двух с половиной миллионов евро. Надо отметить очень важное обстоятельство. Король тратил на Лолу собственные, а не государственные деньги. Где вы теперь такое увидите?

Лола переехала в Лондон и вышла замуж за английского офицера Джорджа Хилда, но не перестала писать Людвигу и клянчить у него деньги: «Лондон. 1 августа 1849 года. Хотя я замужем, но ты для меня первый во всем мире. Я приеду сразу, если ты мне разрешишь. Именно теперь мне нужны деньги на мебель для дома. Я не испытываю к мужу ничего». Вскоре письмо от Лолы пришло из Испании: «31 декабря 1849 года. Меня оставил муж. Он ушел утром и не вернулся. Он теперь в Лондоне. Я не могу выразить, как я несчастна. Он оставил меня без средств к существованию. У меня всего 500 франков. Я думаю больше о тебе, чем о себе, хотя у меня нет денег для покупки обуви, та, в которой я сейчас хожу, совершенно сносилась». В мае 1852 года Лола безвозмездно вернула бывшему королю и возлюбленному 225 его писем. Однако Людвиг все же заплати за эту услугу 5000 гульденов.

Лола меняла мужей и любовников. Пыталась завоевать своим искусством Америку и Австралию, но ни в любви, ни на сцене не достигала былого успеха. Курение привело к болезни легких. В сорок лет Лола выглядела как старуха: мертвенно-бледные щеки ввалились, глаза глубоко запали. И только на портрете в галерее красавиц Лола Монтес была по-прежнему молода и красива. Правда, внук Людвига I приказал завесить портрет Лолы черной вуалью, чтобы он не напоминал о любви короля и танцовщицы...


15 марта 2016


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8678231
Александр Егоров
967462
Татьяна Алексеева
798786
Татьяна Минасян
327046
Яна Титова
244927
Сергей Леонов
216644
Татьяна Алексеева
181682
Наталья Матвеева
180331
Валерий Колодяжный
175354
Светлана Белоусова
160151
Борис Ходоровский
156953
Павел Ганипровский
132720
Сергей Леонов
112345
Виктор Фишман
95997
Павел Виноградов
94154
Наталья Дементьева
93045
Редакция
87272
Борис Ходоровский
83589
Константин Ришес
80663